NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:05 ast
11:05 msk

Правительство подвело итоги развития страны за I квартал
Даниал Ахметов: Существующий в Казахстане Налоговый Кодекс по своему существу и характеру неадекватен идеологии индустриально-инновационного развития страны
05.05.2004 / политика и общество

Астана. 4 апреля. КАЗИНФОРМ

Сегодня в Астане открылось заседание Правительства РК, на котором обсуждаются итоги социально – экономического развития страны за первый квартал текущего года.
"В целом результаты в достаточной степени очевидны", - сказал Премьер-Министр Даниал Ахметов, открывая заседание. Вместе с тем, по его словам, индекс физического объема промышленного производства в первом квартале текущего года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 109,3%, объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 5,7%, темпы прироста потребительских цен составили 0,5%, что ниже уровня соответствующего периода прошлого года. Как сообщил глава Правительства, доходы за первый квартал текущего года составили 284 млрд. тенге. Как передает агентство Казинформ, Д.Ахметов отметил, что в целом развитие основных макроэкономических показателей имеет стабильные позитивные тенденции.
Премьер сказал, что в ближайшее время "надо принять целый ряд нормативно-правовых актов", которые позволят реализовать поручение Главы государства в таких сферах как экономика, образование и здравоохранение.
На заседании Правительства планируется рассмотреть следующие вопросы: об итогах социально-экономического развития и о ходе реализации программы Правительства на 2003-2006 годы за первый квартал и задачах на второй квартал текущего года; об итогах исполнения республиканского бюджета в первом квартале текущего года; о проектах законов РК "О разграничении полномочий между уровнями государственного управления", "О бюджетных отношениях".

--

Поступления в госбюджет РК на 5,6% превысили план
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

По итогам первого квартала текущего года поступления в государственный бюджет РК составили 289,2 млрд. тенге, что превысило план на 5,6 процентов. Такие данные, как передает агентство Казинформ, привел 4 апреля на заседании Правительства министр финансов РК Арман Дунаев.
По словам министра, доходы составили 284,3 млрд. тенге, в том числе налоговые поступления составили 262,2 млрд. тенге. Между тем, неналоговые поступления составили 17,1 млрд. тенге, доходы от операций с капиталом составили 5 млрд. тенге. Как отметил А.Дунаев, расходы госбюджета исполнены на 78,2 процента к плану на отчетный период и составили 264,9 млрд. тенге. Вместе с тем, исполнение расходов республиканского бюджета составило 220,2 млрд. тенге, в том числе текущие бюджетные программы составили 149,2 млрд. тенге, бюджетные программы развития составили 70,9 млрд. тенге. По словам министра, дефицит республиканского бюджета по итогам первого квартала текущего года составил 2 945,5 млн. тенге.

---

Главная задача – поиск конкурентных преимуществ экономики Казахстана – Премьер РК
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

Повышение конкурентоспособности отечественной экономики - это главная задача, которая стоит перед Правительством Казахстана. Об этом, как передает Казинформ, сказал Премьер-Министр РК Даниал Ахметов 4 мая на очередном заседании Правительства, на котором рассматривались итоги социально-экономического развития страны за первый квартал 2004 года.
"Наша главная задача – это поиск конкурентных преимуществ экономики Казахстана. Казахстан должен точно определиться, где и в каком направлении развивать свою экономику", подчеркнул глава Правительства. По его словам, в текущем году общемировой рост экономики прогнозируется на уровне 4,6 процентов. "В этих весьма благоприятных условиях рост валового внутреннего продукта в Казахстане должен ориентироваться на планку между 8-9 процентами", сказал Д.Ахметов. По его словам, в ближайшее время планируется внести некую коррекцию, которая повысит планку роста ВВП с 7,1 до 8 процентов.
Вместе с тем, Премьер отметил "некую доминанту в тенденциях роста импорта". Если в прошлом году рост импорта наблюдался на фоне более высоких показателей по экспорту, то в нынешнем году картина несколько иная. Так, в 10 раз по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос импорт минеральных удобрений, в 9 раз - холодильного оборудования, в 2 раза - строительных конструкций, труб и черного металла.

---

Премьер Ахметов поручил ужесточить архитектурно-строительный надзор при строительстве жилья
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

Премьер-Министр РК Даниал Ахметов поручил Министерству индустрии и торговли ужесточить архитектурно-строительный надзор за соблюдением строительных норм и правил при строительстве жилья и объектов социально-культурного назначения.
"Поскольку в этом году начинается реализация широкой жилищной программы, необходимо более внимательно изучить структуру импорта", сказал Д.Ахметов 4 мая на заседании Правительства, передает Казинформ. В срок до 1 июля глава Правительства поручил Мининдустрии подготовить план первоочередных мер по развитию промышленности, выпуску строительных материалов и изделий. Кроме того, местным исполнительным органам до 10 мая необходимо разработать региональные программы жилищного строительства. Итоги этой работы Премьер планирует заслушать на заседании во второй декаде мая.
Вместе с тем, Агентству по государственным закупкам поручено провести соответствующие процедуры с учетом некоторых законодательных актов по строительству жилья и выбору подрядных организаций уже в середине месяца. Министерству финансов совместно с заинтересованными госорганами поручено ускорить разработку правил кредитования местных исполнительных органов для строительства жилья и его реализации населению.

---

В Казахстане за первый квартал 2004 года рост объемов производства составил 9,3 %
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

Рост производства в промышленности Казахстана в первом квартале текущего года составил 9,3 процента, в том числе в горнодобывающей промышленности прирост производства составил 11,3 процента, в обрабатывающей – 8,5 процента, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 4,4 процента. Такие данные привел 4 мая на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны министр экономики и бюджетного планирования РК Кайрат Келимбетов, передает Казинформ.
Министр отметил, что в промышленности страны начался процесс качественного обновления номенклатуры промышленного производства. "В первую очередь это касается развития машиностроительной отрасли, где в первом квартале производство машин и оборудования, транспортных средств возросло в 1,5 раза", - сказал К.Келимбетов. Объемы производства дизельных двигателей увеличились в 3,6 раза, легковых автомобилей – в 9,6 раза, запасных частей к автомобилям – в 1,9 раза.
Как отметил министр, высокими темпами развивается производство бытовой радио- и телеаппаратуры, а также кабельной продукции. Так, их выпуск увеличился по сравнению с первым кварталом прошлого года от 2,5 до 7,7 раза. Производство нефтегазового оборудования в отчетном периоде возросло в 3,3 раза. По словам К.Келимбетова, производство дверей, окон, жалюзи из пластмассы увеличилось в 1,6 раза, стекловолокна – в 3,6 раза, кирпичей - в 2 раза, радиаторов для отопления – в 2,8 раза. Начался рост производства резиновых и пластмассовых изделий. Так, производство труб из пластмассы возросло в 4,1 раза, конвейерных лент - в 1,7 раза.

---

С начала года в Казахстане построено свыше 2,7 тысяч жилых зданий - министр Келимбетов
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

В первом квартале текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в республике на 0,1 процента возрос объем строительных работ. Как сообщил 4 мая на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны министр экономики и бюджетного планирования РК Кайрат Келимбетов, в Казахстане за период с января по март 2004 года построено более 2,7 тысяч жилых зданий общей площадью 539,6 тысяч кв. м.
По словам министра, значительный рост объемов строительных работ произошел в Алматинской, Костанайской, Акмолинской, Южно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской и Жамбылской областях, а также в городе Астана, передает Казинформ.

---

Инфляция в Казахстане в первом квартале 2004 года составила 6,5 процента – глава Минэкономики РК
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

В Казахстане в первом квартале текущего года инфляция в среднегодовом исчислении составила 6,5 процента, что на 1,1 процента выше прогнозируемого уровня, принятого в расчетах индикативного плана на 2004 год. Такие цифры привел 4 мая на заседании Правительства РК в Астане министр экономики и бюджетного планирования страны Кайрат Келимбетов, передает Казинформ.
По словам главы экономического ведомства, несмотря на то, что Национальный банк РК несколько сократил покупки долларов США, денежная масса в марте текущего года по сравнению с декабрем 2003 года увеличилась на 8,6 процента. "Необходимо отметить, что затраты госбюджета на 2004 год по индексации пенсий и социальных пособий рассчитаны с учетом среднегодовой инфляции в размере 5,4 процента. Очевидно, что в последующие месяцы Нацбанк должен скорректировать свою денежно-кредитную политику, чтобы обеспечить запланированные параметры инфляции в целом за 2004 год", - отметил К.Келимбетов.

--

Налоговый кодекс "идеологически неадекватен" - Премьер РК
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

Существующий в Казахстане Налоговый Кодекс по своему существу и характеру неадекватен идеологии индустриально-инновационного развития страны. Об этом, как передает Казинформ, 4 мая на очередном заседании Правительства сказал Премьер-Министр РК Даниал Ахметов.
По словам главы Правительства, сегодня остается актуальным вопрос совершенствования налогового законодательства в части обеспечения должной мотивации к обновлению основных фондов, развития инновационной деятельности, создания кластеров, прежде всего в секторах с высокой добавленной стоимостью. "Здесь есть серьезный пробел, который существует в налоговом кодексе", - считает Д.Ахметов. Нередко у предпринимателей нет мотиваций к созданию объектов глубокой переработки. "Наверно, это серьезное упущение налогового кодекса", - сказал Премьер. В этой связи он поручил Министерству финансов совместно с другими органами до 1 июня разработать и внести конкретные предложения по повышению мотивации в сфере обрабатывающей отрасли, в отрасль с высокой добавленной стоимостью.

--

Рабочую группу по легализации теневой экономики возглавит Кайрат Келимбетов – Премьер РК
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

С конца прошлого года в Казахстане обсуждается проблема теневой экономики. К сожалению, рабочая группа, которая рассматривала данный вопрос, не внесла существенных изменений в его решение. Об этом, как передает Казинформ, 4 мая в Астане на очередном заседании Правительства сказал Премьер-Министр РК Даниал Ахметов.
По словам Д.Ахметова, в работе над упомянутой проблемой "отсутствовал некий системный подход", поэтому рабочая группа ограничивалась внесением локальных предложений, которые в основном сводятся к уменьшению корпоративного подоходного налога. "Не сделан общесистемный по отраслевой анализ объемов теневой экономики, на основе которого можно сделать необходимые общесистемные изменения не только в группе, связанной с фискальной политикой, но также в группе, связанной с некими административными мерами, с техническим регулированием", - отметил Д.Ахметов. Вместе с тем, по его словам, и предпринимательство не внесло никаких конкретных предложений. В этой связи, Премьер поручил министру экономики и бюджетного планирования РК Кайрату Келимбетову возглавить рабочую группу и внести комплексный план по сокращению объемов теневой экономики до 1 июля.

---

В первом квартале 2004 года недоосвоение средств республиканского бюджета составило свыше 46 млрд. тенге
Астана. 4 мая. КАЗИНФОРМ

Недоосвоение средств республиканского бюджета в первом квартале текущего года составило 46,9 млрд. тенге. Об этом, как передает Казинформ, 4 мая на заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны сказал министр финансов РК Арман Дунаев.
По его словам, сумма недоосвоения республиканского бюджета за первый квартал соизмерима с 1,5-годовым бюджетом среднестатистической казахстанской области. Основной причиной этого, по словам министра, является неправильное помесячное распределение плановых расходов администраторами бюджетных программ, которые не учитывают своих отраслевых особенностей. Так, из 41 администратора республиканских бюджетных программ только 9 администраторов исполнили план финансирования платежей в объеме, превышающем 90 процентов. Остальные 32 администратора бюджетных программ освоили средства на 61 процент. Некоторыми администраторами уровень освоения средств не достиг даже 10-ти процентов.
Кроме того, наибольшие суммы недоосвоения бюджетных средств по причине незавершенности конкурсных процедур имеют такие администраторы, как Министерство транспорта и коммуникаций – 3 037,4 млн.тенге, Агентство по государственным материальным резервам – 4 538,4 млн.тенге, Министерство сельского хозяйства – 2 634,2 млн.тенге, Министерство образования и науки – 1 078,1 млн.тенге, Министерство внутренних дел – 1 243,1 млн.тенге.

--

Правительство единодушно улучшает экономические прогнозы
Канат Шаймерденов, Казинформ, 4 мая

Известно точно, что в этом году Правительство вновь (как и несколько лет подряд после кризиса и секвестров бюджета) намерено уточнить республиканский бюджет в сторону его увеличения. В частности, как сказал министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов, 5 мая состоится заседание бюджетной комиссии, и в начале будущей недели Правительство обозначит конкретную сумму увеличения доходной-расходной части и на какие цели будут использованы дополнительные средства. Поводом для пересмотра бюджета стал сверхпрогнозный рост ВВП, который по итогам трех месяцев составил 9,1%, а также более оптимистичные оценки стоимости казахстанской нефти. Минэкономики планирует поднять планку экономического роста с 7,1% до 8%, а цены на нефть с $22 до $27 за баррель в течение года, что означает уменьшение поступления "излишков" в Национальный фонд в пользу увеличения доходов бюджета.
В целом, номинальный размер ВВП на 2004 год увеличился по сравнению с прежним прогнозным его значением на 206 млрд. тенге. В структуре ВВП рост производства составил 9,3%, в том числе в горнодобывающей промышленности - 11,3%, обрабатывающей – 8,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 4,4%. В сельском хозяйстве рост производства в квартале составил 5,7%. Минэкономики с оптимизмом сообщает, что планы Стратегии индустриально-инновационного развития (ИИР), где записано, что обрабатывающий сектор в среднем должен расти темпами 7,2%, пока исполняются с опережающими темпами. Рост производства отмечен во всех регионах республики за исключением Акмолинской и Южно-Казахстанской областей, где, напротив, было зафиксировано 1,5-процентное падение объема производства.
Казахстан по-прежнему сохраняет за собой статус экспортирующей страны, имея положительное торговое сальдо, но, тем не менее, в этом квартале появились тревожные симптомы значительного превышения роста импорта над экспортом. Если по итогам 3 месяцев, страна экспортировала на 23% больше чем за 1 квартал 2003 года, то в импорте она прибавила на целых 74%. Но здесь, оговорился г-н Келимбетов, большой рост импорта объясняется корректировкой отчетной базы за 2003 год и ростом объемов импорта нефти из России, поставляемой по схеме замещения. Если исключить данные факторы, то рост импорта составляет около 30%, в основном за счет роста инвестиционных товаров и товаров промежуточного промышленного потребления.
И все же в Правительстве достаточно критически оценивают данную ситуацию, где рост экономики характеризуется слабой диверсификацией и как следствие увеличением импорта инвестиционных товаров (к примеру, в строительной индустрии – импортом стройматериалов), а в структуре роста экспорта, 17% доли занимает переменчивый ценовой фактор на мировых рынках сырья. (В настоящее время высокий уровень рентабельности наблюдается в нефтегазовой промышленности - 38-48%, а также у экспортеров черных и цветных металлов - 38-45%).
"Все должны понимать, что повышение конкурентоспособности экономики – это главная задача, стоящая перед Правительством", - заявил по этому поводу Премьер-Министр Даниал Ахметов. Он ясно дал понять, что тенденция роста импорта "наглядно демонстрирует степень отечественной конкурентоспособности". Если в прошлом году рост импорта наблюдался на фоне более высоких показателей экспорта, то в этом году картина несколько иная. Так в 10 раз вырос импорт минеральных удобрений, в 9 раз - холодильного оборудования, в 2 раза - импорт строительных конструкций, труб из черного металла. Согласно статданным в этом году в республику было ввезено стройматериалов на $1,5 млрд., тогда как в 1 квартале прошлого года сумма составляла около $950 млн. С одной стороны, это свидетельство активного строительства в Казахстане, с другой, говорит Премьер – "мы видим, что есть пробелы в развитии экономики государства". В этой связи, Д.Ахметов поручил Министерству экономики провести анализ конкурентных преимуществ казахстанской экономики с подключением к этой работе ведущих мировых аналитических институтов.
Надо сказать, что Премьер в этот раз дал достаточно большое количество поручений, и в основном производственно-экономическому блоку Правительства. Министерству индустрии и торговли, к примеру, было поручено ориентируясь на "широкую жилищную программу", изучить структуру импорта и "понять очевидные факторы" для развития отечественного производства. В итоге, Мининдустрии должно до 1 июля подготовить план первоочередных мер по развитию промышленности стройматериалов.
Даниал Ахметов хотел показать, что содержание жилищной программы концептуально будет сохранено. По крайней мере он уже дал задание местным исполнительным органам после майских праздников разработать региональные программы жилищного строительства, а Агентству по госзакупкам провести работу по выбору строительных подрядных организаций, которые будут осуществлять государственный заказ на строительство жилья. Что касается одного из главных вопросов – кредитования регионов, Министерство финансов получило указание подготовить правила их финансирования и порядок реализации жилых домов населению.
Возвращаясь в целом к состоянию отечественной экономики, глава Правительства констатировал, что горнодобывающая промышленность остается эпицентром экономического развития страны. В структуре инвестиций в основной капитал удельный вес ГДП составил в этом году 59%, что выше показателей прошлых лет. Премьерская оценка динамики инвестиционных потоков вновь была двоякой. Когда-то Президент Нурсултан Назарбаев раскритиковал скептические настроения некоторых аналитиков в отношении нашего нефтяного достояния, якобы мешающего равномерному развитию экономики. То, что Казахстан который год выходит на текущий бюджетный профицит, опережающими темпами пополняет Нацфонд и золотовалютные резервы, осуществляет социальные и инвестиционные госпрограммы, в большинстве своем является следствием наличия солидной сырьевой базы. В то же время, "свежие" цифры говорят о том, что доля инвестиций в обрабатывающей промышленности составляет 7-10%, в пищевой - 2%, текстильной - 0,2%. Инвестиции в традиционное для нас сельское хозяйство также невелики. Но если положительные моменты, очевидно, являются результатом успешного развития горнодобывающей отрасли, то объяснение причин негативных тенденций в структуре инвестиций достаточно многопланово. В том числе, как считает Д.Ахметов, существует серьезный пробел в Налоговом кодексе. Дословно было сказано, что "Налоговый кодекс по своему существу и характеру неадекватен идеологии индустриально-инновационного развития". Такое положение дел Премьер наблюдал и во время своей недавней поездки по южному Казахстану, где из 130 тыс. тонн хлопка, обработку проходит лишь 2 тыс. тонн, остальное в виде сырья уходит на экспорт. Недостаточной оказалась мотивация для предприятий химии и нефтехимии, в отношении которых отменен на первые пять лет корпоративный подоходный налог. Видимо инвестиции в отрасль "заставили ждать": оказалось, что срок окупаемости проектов в данной отрасли составляет 7-10 лет. "Стало быть, не учитывали специфику производства", сделал вывод глава Правительства. Теперь Минфину поручено внести до 1 июня "конкретные предложения по повышению мотивации в обрабатывающей отрасли". Причем, задачу поставил сам Президент. В соответствии с ней Правительство готовит конкретные поправки по налогам. "Это одно из главных направлений, поскольку предпринимательство находится не в лучших условиях", - пояснил Д.Ахметов.
От совершенствования Налогового кодекса во многом зависит еще уровень теневой экономики. В Правительстве считают, что доля теневой экономики в ВВП может составлять до 22%. До недавнего времени рабочую группу, которая готовила предложения в этом направлении, возглавлял Григорий Марченко, неожиданно отправленный в отставку с поста первого вице-премьера. Причем официальная причина его ухода из Правительства не была названа, в кулуарах же говорили о расхождении позиции первого зама со своим шефом. И вот на правительственном заседании Д.Ахметов критически отозвался о результатах деятельности рабочей группы. "С конца прошлого года рабочая группа не внесла существенных предложений. В самой рабочей группе отсутствует системный подход, поэтому она ограничилась внесением локальных предложений, которые сводятся к уменьшению корпоративного подоходного налога" - сказал Премьер. Он посетовал на то, что не был сделан общесистемный отраслевой анализ объемов теневой экономики, на основе которого следовало бы дать предложения, относящиеся не только к фискальной политике, "но и к административным мерами и техническому регулированию". Новым руководителем рабочей группы Премьер назначил Кайрата Келимбетова и поручил ему внести до 1 июля комплексный план по снижению объемов теневой экономики.
Все же, несмотря на боевой настрой главы Правительства, в целом настроение членов Кабмина было победным. Новые прогнозы говорят, что 2004 год для Казахстана будет благоприятным. Возможны, конечно, определенные проблемы, связанные с укреплением тенге, ростом внутренних цен, но стабильность бюджета и после его увеличения, должна быть гарантирована. Прогноз мировой цены на нефть в пределах $27,1 корректируется и с прогнозами департамента энергетики США, МВФ и Мирового банка. Ссылка на столь авторитетные источники похоже лишила желания членов Правительства углубиться в тщательное обсуждение итогов квартала и новых расчетов Минэкономики. Премьеру Ахметову ни чего оставалось, как обозвать затянувшуюся паузу на предложение задавать вопросы министру или высказать замечания, "обстановкой редкого единодушия".

-----

Материалы к выступлению Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Келимбетова К.Н. на заседании Правительства по обсуждению итогов развития экономики в 1 квартале 2004 года

В истекшем квартале Правительство смогло продвинуться по ряду важных направлений повышения эффективности казахстанской экономики. Это связано с началом практической реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, а также государственных и отраслевых программных документов, в первую очередь таких как Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря; агропродовольственного обеспечения; развития сельских территорий; реформирования железнодорожного транспорта и сферы телекоммуникаций.
Одновременно с этим начался процесс интенсивного обсуждения и поиска возможных вариантов решения по таким важным направлениям социально-экономического развития как жилищная проблема, реформа науки, образования и здравоохранения, легализация теневой экономики, социальная реформа, создание электронного Правительства и ряд других мероприятий, важных для устойчивого развития экономики страны.
Все эти реформы были определены в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана в марте текущего года как основные приоритеты социально-экономического развития на период до 2007 года.
Успешная реализация многих решений, принятых Правительством, может быть обеспечена при наличии государственных финансовых ресурсов, которые, в свою очередь, зависят от стабильной макроэкономической ситуации и высоких темпов экономического роста.
В связи с этим, вопрос состояния экономики и продвижения экономической реформы всегда актуален и систематически рассматривается на заседаниях Правительства.
Именно на этих аспектах социально-экономического развития по итогам 1 квартал т.г. я построю свое выступление.

1. Об итогах социально-экономического развития за 1 квартал

Развитие производства товаров и услуг
Важнейшие экономические показатели за 1 квартал характеризуют продолжение тенденции высокой динамики производства товаров и услуг и роста благосостояния населения страны.
По нашей оценке экономический рост по итогам трех месяцев 2004 года, оцениваемый реальным увеличением ВВП по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составил 9,1%.
В промышленности рост производства составил 9,3%, в том числе в горнодобывающей промышленности прирост производства составил 11,3%, в обрабатывающей - 8,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 4,4%.
В тоже время, снижение промышленного производства на полтора процента по сравнению с 1 кварталом прошлого года имеет место в Акмолинской и Южно-Казахстанской областях.
Необходимо отметить, что в отчетном квартале в обрабатывающей промышленности обеспечен прирост производства продукции (8,5%), который выше определенного в Стратегии индустриально-инновационного развития среднегодового темпа 7,2% .
Можно также констатировать, что в промышленности страны начался процесс качественного обновления номенклатуры промышленного производства.
В первую очередь это касается развития машиностроительной отрасли, где в 1 квартале производство машин и оборудования, транспортных средств возросло в 1,5 раза.
В 1 квартале по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство дизельных двигателей увеличилось в 3,6 раза, автомобилей легковых - в 9,6 раза, запасных частей к автомобилям - в 1,9 раза.
Продолжается высокими темпами развитие производства бытовой радио- и телеаппаратуры, кабельной продукции. Выпуск этих товаров увеличился по сравнению с 1 кварталом прошлого года от 2,5 до 7,7 раза.
Производство нефтегазового оборудования в отчетном периоде возросло в 3,3 раза.
Высокие темпы притока инвестиций обусловили развитие промышленности строительных материалов. Производство дверей, окон, жалюзи из пластмассы увеличилось в 1,6 раза, стекловолокна - в 3,6 раза, кирпичей - в 2 раза, радиаторов для отопления - в 2,8 раза.
Начался рост производства резиновых и пластмассовых изделий. Так, по сравнению с 1 кварталом прошлого года производство труб из пластмассы возросло в 4,1 раза, лент конвейерных - в 1,7 раза.
Выпуск азотных минеральных удобрений вырос в 3,7 раза.
Несмотря на то, что объемы производства названных видов продукции еще незначительны, но динамика их производства и потребления вселяет оптимизм и свидетельствует о том, что частная инициатива при умеренной государственной поддержке позволяет обеспечить достижение целей Стратегии индустриально-инновационного развития.
В сельском хозяйстве рост производства продукции в отчетном периоде составил 5,7%. По состоянию на 1 апреля т.г. в целом по стране по сравнению с соответствующей датой прошлого года рост поголовья всех видов скота увеличился на 5-9%, а птицы - на 1,4%.
Вместе с тем в текущем году возрос падеж крупного рогатого скота (101,4%) и свиней (116,3%).
Молочная продуктивность коров возросла на 5% (с 322 до 338 килограммов).
Инвестиции в основной капитал в 1 квартале т.г. увеличились на 16,4%. Это также является следствием политики, направленной на стимулирование притока прямых инвестиций в экономику нашей страны.
В связи с сезонностью проведения строительных работ их объем по сравнению с 1 кварталом прошлого года возрос только на 0,1%.
Рост объемов строительных работ в 1,6-3,3 раза произошел в Алматинской, Костанайской, Акмолинской, Южно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской и Жамбылской областях, а также в г.Астана.
В целом по стране в январе-марте построено более 2,7 тыс. жилых зданий общей площадью 539,6 тыс. кв. м. Очевидно, что по мере реализации Программы жилищного строительства объем строительства жилья будет расти более высокими темпами.
Рост производства товаров и инвестиций оказал положительное влияние на работу отраслей сферы услуг.
Розничный товарооборот в 1 квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 5,2%. Услуги по перевозке грузов всеми видами транспорта - на 7,2%, а услуги связи - на 37,7% (в январе-феврале т.г.)

Развитие внешней торговли
Внешнеторговый оборот без учета неорганизованной торговли за 1 квартал увеличился на 38%.
Сохраняется очень благоприятная для Казахстана ситуация на мировых товарных рынках. Индекс внешней конъюнктуры, характеризующий изменение мировых цен на основные экспортные товары Казахстана, в 1 квартале текущего года по сравнению с декабрем 2003 года улучшился на 8,6%, а по отношению к его среднему значению за 2003 год - на 16,6%.
Прирост экспорта на 23% произошел в основном за счет благоприятной внешней конъюнктуры. Вклад ценового фактора в прирост экспорта составил 17%, в то время как физические объемы экспорта увеличились только на 6%.
Выросли по сравнению с прошлым годом физические объемы экспорта нефти и нефтепродуктов, проката черных металлов, меди, золота, цинка и ферросплавов.
Импорт вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 74%. Такой большой рост импорта объясняется корректировкой отчетной базы за 2003 год и ростом объемов импорта нефти из России, поставляемой по схеме замещения. Если исключить данные факторы, то рост импорта составил бы за отчетный период около 30%, в основном за счет роста инвестиционных товаров и товаров промежуточного промышленного потребления.
Рост импорта товаров и услуг в Казахстан, в определенной степени является следствием укрепления курса тенге по отношению к доллару США. Это, прежде всего, касается импорта товаров, расчеты по которым осуществляются в долларах США.
Так, в отчетном квартале казахстанские импортеры на ту же сумму тенге, которой располагали в 1 квартале прошлого года, могли закупить товаров на внешних рынках в долларах США на 9% больше. Соответственно экспортеры, продающие свои товары за доллары, несут потери дохода от экспорта товаров в тенговом эквиваленте на эти же 9%.

Инфляция и монетарные показатели
В 1 квартале т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Национальный Банк несколько сократил покупки долларов США. Однако, несмотря на это, денежная масса в марте т.г. по сравнению с декабрем 2003 года увеличилась на 8,6%, против 3,7% за аналогичный период прошлого года. Вследствие этого инфляция в среднегодовом исчислении в 1 квартале т.г. составила 6,5%, что на 1,1% выше прогнозируемого ее уровня, принятого в расчетах индикативного плана на 2004 год.
Здесь необходимо отметить, что затраты госбюджета на 2004 год по индексации пенсий и социальных пособий рассчитаны с учетом среднегодовой инфляции в размере 5,4%. Очевидно, что в последующие месяцы Национальный Банк должен скорректировать свою денежно-кредитную политику, чтобы обеспечить запланированные параметры инфляции в целом за 2004 год.

Рост благосостояния населения
Показатели, характеризующие уровень благосостояния населения отражают ситуацию по итогам двух месяцев текущего года в сопоставлении с соответствующим периодом прошлого года. Это связано со спецификой их учета.
Реальный рост денежных доходов населения без учета предприятий сельского хозяйства и малого бизнеса за два месяца текущего года составил 13,6%, а реальный рост заработной платы - 13,2%. Этот прирост почти в полтора раза выше реального увеличения ВВП.
Опережающий рост доходов населения по сравнению с ВВП обусловлен увеличением с начала текущего года размеров минимальной заработной платы, а также должностных окладов работников бюджетной сферы и государственных служащих. То есть это разовая акция, которая носит структурный характер и направлена на совершенствование пропорций между конечным потреблением товаров и услуг и накоплением капитала в составе ВВП.

Эффективность производства и меры по улучшению финансового состояния отраслей экономики
Анализ финансового состояния предприятий по итогам оперативной отчетности не позволяет иметь полную картину деятельности отраслей экономики, однако, основываясь на динамике прошлых лет можно констатировать, что эффективность экономики имеет значительную амплитуду колебания между отраслями и видами деятельности.
В настоящее время высокий уровень рентабельности наблюдается в нефтегазовой промышленности (38-48%), а также на предприятиях, экспортирующих черные и цветные металлы (38-45%). Это связано с благоприятной конъюнктурой на продукцию этих отраслей. Одновременно с этим, значительное количество предприятия отраслей обрабатывающей промышленности имеют убыточное производство.
В последние годы доходы от реализации текстильной, швейной продукции и изделий из кожи были ниже, чем затраты на производство на 2-3%, продукции машиностроения - на 1-2%, производства электроэнергии и тепла - на 7-8%. То есть целые виды промышленной деятельности вместо дохода имеют убытки.
В целом по экономике рентабельность производства товаров и услуг по итогам за февраль т.г. составила 29,5%. Доход от основной деятельности за февраль т.г. по сравнению с февралем 2003 года возрос на 1,8%.
Из общего дохода, полученного предприятиями и организациями, 51% приходится на горнодобывающую промышленность (из которого 96,3% получено в нефтегазовой промышленности), на долю обрабатывающей промышленности приходится 24% дохода, транспорта и связи - 13,8%.
От общего количества крупных и средних предприятий, отчитавшихся в феврале т.г., убытки в сумме 8 млрд. тенге получили 39,1% предприятий. Наибольшая доля нерентабельных предприятий приходится на хозяйственные товарищества - 60%.
Однако, даже с учетом убытков, в обрабатывающей промышленности в феврале т.г. доходы от основной деятельности возросли по сравнению с февралем 2003 года на 44,7% (13,2 млрд. тенге).
Мы считаем, что одним из факторов, способствующих этому, является снижение налоговой нагрузки по социальному налогу и НДС, введенное с начала 2004 года.
Так, с введением с 1 января текущего года регрессивной шкалы ставок социального налога средний процент изъятия социального налога составит 15,7%, против 21% в 2003 году.
Одновременно с этим, ставка налога на добавленную стоимость снижена с 16 до 15 процентов. В результате этого, в 2004 году предприятия смогут пополнить оборотные средства или направить их на различные цели.
Для индивидуальных предпринимателей, работающих на основе упрощенной декларации, также, снижен процент изъятия налогов. Так, при доходе 4 млн. 400 тыс. тенге индивидуальный предприниматель с 2004 года будет уплачивать в бюджет налогов на 5 процентов меньше, чем в прошлом году, а по сравнению с 2002 годом - на 35%.
Юридическим лицам, работающим по упрощенной декларации, с доходами 4300 тыс. тенге с этого года налоговые выплаты снизились на 2,5% по сравнению с прошлым годом и на 34 процента по отношению к 2002 году.
В целом, вследствие снижения ставок социального налога, налога на добавленную стоимость и с учетом всех предусмотренных Налоговым Кодексом льгот и преференций предприятие с доходами 9100 тыс. тенге в настоящее время имеет налоговую нагрузку 15%, что на 2% ниже по сравнению с 2003 годом и на 4% с 2002 годом.
Необходимо также отметить, что в части стимулирования диверсификации производства созданы особые условия налогообложения при эксплуатации объектов нефтехимической промышленности на условиях внедрения высоких технологий.
Приняты меры по снижению налоговой нагрузки, предоставлению льгот по реализации инновационных проектов в пределах специальных экономических зон "Парк информационных технологий" и "Морской порт Актау".
Обобщая итоги развития производства товаров и услуг, внешнеторговой деятельности, роста благосостояния населения и укрепления финансов предприятий и организаций, можно констатировать, что по всем направлениям в отчетном периоде мы имеем улучшение основных показателей.
Однако задачи в области реформирования экономики, развития производства продукции и повышения благосостояния населения страны, требуют разработки новых подходов, позволяющих эффективно консолидировать потенциал частного сектора и государства для достижения поставленных целей.

2. О выполнении мероприятий по реализации Программы Правительства
В отчетном квартале деятельность центральных и местных государственных органов управления была сосредоточена над реализацией всех программных документов, которые были приняты Главой Государства, Правительством и акимами областей, городов Астана и Алматы.
Одновременно начата работа по обеспечению реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, с которым он обратился в марте т.г.
Глава Государства поставил перед Правительством конкретные цели на 2005-2007 годы. По всем направлениям Послания уже начата работа. В частности, завершена работа по разработке законопроект о внесении изменений в республиканский бюджет.
При разработке проекта государственного бюджета на период до 2007 года приоритетно будут определены ресурсы по реализации жилищной программы и снижению уровня бедности.
Меры, которые уже принимаются в текущем году и, которые будут реализованы в следующем году, позволяют решить задачу, поставленную Главой Государства по снижению доли населения, проживающего за чертой бедности в 2005 году по сравнению с 2003 годом в два раза.
В рамках Плана мероприятий по реализации Программы Правительства в I квартале 2004 года исполнено 46 мероприятий.
Парламентом принят Бюджетный кодекс. Подписан Президентом Закон "О регулировании торговой деятельности".
Правительством приняты важные решения по улучшению деятельности Фонда науки, совершенствованию государственных закупок зерна в 2004 году, по квоте на привлечение иностранной рабочей силы. Проект Государственной жилищной Программы одобрен Правительством и в ближайшее время будет внесен на подпись Главе Государства.
Утверждены правила осуществления выплаты средств из республиканского бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, включая лизинг и кредитование через систему сельских кредитных товариществ.
Разработаны и внесены в Парламент законопроекты о: техническом регулировании; торгово-промышленных палатах; внесении изменений и дополнений в Закон "Об образовании".
В Правительстве завершается рассмотрение законопроектов по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений, конкуренции и ограничении монополистической деятельности; по вопросам лицензирования в части сокращения лицензируемых видов и подвидов деятельности.
Разработаны и внесены в Правительство проекты программ: демографической и миграционной политики, информатизации системы образования, борьбы с туберкулезом, борьбы с наркоманией и наркобизнесом на, а также программы "Леса Казахстана".
Утверждены планы развития двух национальных компаний: "ГНПФ" и "Продовольственная Контрактная Корпорация". Внесены в Правительство планы развития четырех: "Казахтелеком", "Национальные информационные технологии", "KEGOC", "Казатомпром". Из остальных трех дорабатываются по замечаниям республиканской бюджетной комиссии ("Казпочта", "Международный аэропорт Астана", "Актауский морской торговый порт"). Планы развития пяти нацкомпаний подлежат повторному рассмотрению на РБК ("Казинформ", "Казахстанинжиниринг", "?аза?стан Темір Жолы" и "КазМунайГаз").
В соответствии с Планом Правительства на второй квартал 2004 года запланировано 17 мероприятий, в том числе, предстоит разработать законопроекты по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем; совершенствованию налогового режима в части стимулирования научных и инновационных исследований и работ, а также стимулированию внедрения в производство научных достижений и инновационных разработок.

3. О прогнозе развития экономики в 2004 году.
Анализ функционирования социально-экономического развития страны в 1 квартале т.г. показывает, что условия, которые складываются на мировом рынке нефти, газа и металлов, с одной стороны, благоприятны для казахстанской экономики, а, с другой стороны, они обусловили рост внутренних цен. Это оказывает определенное влияние на снижение доходов предприятий обрабатывающей промышленности и состояние конкурентоспособности их продукции.
В соответствии с исследованиями, проведенными Институтом экономических исследований на основе репрезентативного анкетного опроса, во II квартале т.г. предприятия всех отраслей промышленности намерены производить продукции больше, чем в прошлом квартале. Особенно надеются на улучшение своей производственной деятельности предприятия химической, пищевой, машиностроительной промышленности и стройиндустрии, где от 58 до 81% респондентов ожидают рост производства. Соответственно, предполагается улучшение платежеспособного спроса на продукцию этих отраслей.
В свою очередь, предприятия промышленности строительных материалов, в связи с предстоящим оживлением строительных и ремонтных работ, прогнозируют значительное увеличение спроса на строительные материалы.
По причине сезонности, угольная и электроэнергетическая промышленность прогнозируют сокращение производства по сравнению с 1 кварталом т.г.
В ближайшие месяцы численность производственного персонала, в целом по промышленности, останется без изменения, об этом сообщили почти 75% респондентов. Некоторое снижение численности, возможно, произойдет в машиностроении и промышленности строительных материалов. Это, в первую очередь, связано с ростом производительности труда.
Портфель заказов не полностью сформировался лишь в производстве пищевых продуктов. В этой отрасли 22% предприятий имеют заказы на продукцию ниже нормы и 8% - его вовсе не имеют. Это связано с сезонностью работы предприятий пищевой промышленности.
В остальных отраслях, не связанных с сезонностью, объем заказов у большинства предприятий в норме.
Согласно прогнозам руководителей опрашиваемых предприятий отпускные цены на продукцию промышленности у 80% участников опроса не изменятся. Среди отраслей некоторое повышение цен намечается в легкой, химической промышленности и электроэнергетике. Казахстанские потребители металлов и нефтепродуктов ожидают продолжение роста цен на продукцию.
В целом по промышленности 76% опрошенных предприятий во втором квартале прогнозируют увеличение или сохранение достигнутого в январе-марте уровня производства товаров, и только 24%, в основном энергетических предприятий, прогнозируют уменьшение производства.
Среди препятствий, тормозящих рост деловой активности предприятия, 30% предприятий легкой промышленности считают препятствием конкуренцию со стороны импорта, а деревообрабатывающие предприятия этот фактор оценивают в 38%, машиностроительные - на 26%, пищевые - на 22%. Очевидно, что этот фактор необходимо рассматривать через призму низкой конкурентоспособности продукции этих отраслей.
Недостаток в квалифицированных кадрах является препятствием по увеличению производства продукции для 63% предприятий мебельной промышленности, соответственно для машиностроения - 44%, легкой, химической и нефтехимической промышленности -24%.
Необходимо отметить, что высокий уровень таможенных тарифов в качестве препятствия для роста производства в целом по промышленности указало только 4% опрошенных предприятий.
По нашим оценкам, как и прошлые годы, развитие Казахстана происходит по сценарию высоких цен на продукцию казахстанского экспорта. Это означает, что внешние факторы создают стимулирующие условия для роста экспорта нефти и металлов, а также для поддержания высокого спроса со стороны предприятий этих отраслей на товары и услуги, приобретаемые на внутреннем рынке.
В 2004 году международные организации не прогнозируют резкого снижения мировых цен на нефть. Министерство экономики и бюджетного планирования при уточнении прогноза приняло к расчету прогноз мировой цены на нефть (марка брент) в размере 27,1 долл./баррель, против ранее прогнозировавшейся 22 долл./баррель. Это соответствует прогнозам Департамента энергетики США, МВФ и Мирового банка.
Прирост ВВП на 2004 год увеличен с 7% роста к уровню 2003 года до 8,1% по уточненному прогнозу.
В целом, номинальный размер ВВП на 2004 год увеличился по сравнению с прежним прогнозным его значением на 206 млрд. тенге.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Россия присоединяется к ЦАС 31.05.2004
Оценка уровня известности и доверия лидерам политических партий в марте 2004 года 31.05.2004
Директива Министерства образования и науки РК 31.05.2004
Партийная "зелень" 31.05.2004
У Михаила Саакашвили начались кадровые проблемы 31.05.2004
Пиар дороже денег 31.05.2004
Нурсултан Назарбаев принял делегацию Конгресса США 28.05.2004
Состоялся телефонный разговор между Н.Назарбаевым и В.Путиным 28.05.2004
Казахстан и США заинтересованы в расширении межпарламентских связей двух стран 28.05.2004
Центризбирком продвигает электронное голосование 28.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz