З.Вильданов, www.from-ua.com
Показательным в этом плане стал недавний (28 - 29 апреля) форум "Каспий - политика, экономика, бизнес-2004", который прошел в Астане. Мероприятие было задуманно как встреча представителей дипломатических и деловых кругов пяти прикаспийских стран. Но, прежде всего по причине отсутствия представителя от Туркменбаши, форум как-то превратился в известное место в лондонском Гайд-парке, где всем дозволено говорить – были бы слушатели. А в Астане таковые были: 250 дипломатов и бизнесменов из 10 крупнейших стран мира, и это без учета представителей СМИ… Иран представлял посол в Казахстане Мортаза Сафари. "Северный альянс" - три государства, уже поделившие между собой акваторию Каспия, были традиционно представлены в лице вице-министров иностранных дел: Кайрата Абусеитова (Казахстан), Виктора Калюжного (РФ) и Халафа Халафова (Азербайджан). Как и следовало ожидать, все выступавшие говорили о своем – каждый слушал и желал слышать только "себя, любимого", что в итоге здорово напоминало известную басню Крылова: и главных исполнителей как раз оказалось четверо, и задумали они сыграть в квартет… Выступивший с вступительным словом министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Владимир Школьник достаточно убедительно рассказал об амбициозных планах Астаны по освоению шельфа Каспийского моря. И он, и другие представители Казахстана (и "северного альянса" в целом) отмечали большой прогресс и почти прорыв в переговорах в связи с первой пятисторонней конвенцией в сфере экологии, а также тем, что на недавней московской встрече министров иностранных дел пяти стран удалось согласовать декларацию об общих принципах статуса Каспия. Вместе с тем остаются разногласия в части разграничения шельфа, проведения морских границ и определения сфер рыболовства. Ожидается, что в Казахстане в мае или июне состоится очередная встреча министров иностранных дел прикаспийской "пятерки", а там возможен и очередной саммит, который пройдет в Иране. Х. Халафов, правда, пояснил, что для саммита нужны будут солидные основания и предпосылки. Зато В. Калюжный поддержал идею встречи на высшем уровне – по его словам, сторонам всегда есть что обсуждать, и кроме собственно раздела Каспия актуальны такие темы, как экономическое сотрудничество, транспортные коридоры и борьба с терроризмом и целый ряд других. В этой связи, как полагают независимые наблюдатели, можно предположить, что готовность России обсуждать в пятистороннем формате другие важные темы является симптомом неверия Москвы в достижение быстрого прогресса на Каспии. Зато иранский посол даром что призывал остальных поставлять нефть в свою страну по схеме замещения. По его словам, Иран именно для этого проводит комплексную модернизацию всей своей нефтепроводной системы – сыграл свою собственную музыку и спел известную песню про 20% акватории моря для каждой прикаспийской страны независимо от протяженности береговой линии. В общем, из песни слов не выбросить… Другой альтернативой Ирана является решение проблемы по принципу кондоминиума… Правда, в старой песне о главном были и другие слова. Скажем, о противоречиях России с Азербайджаном и Казахстаном (неприятие Москвой вариантов транспортировки каспийских углеводородов в западном направлении через Турцию). Тут В. Калюжный раскритиковал не только нелюбимый им нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, но и "газовые" планы Турции и Греции (оно и понятно, ведь это конкурентные российским предложениям проекты). В общем, квартет как квартет, даром что Крылов не дожил до его попыток сыграть и спеть… Любопытно и предсказуемо выглядел реверанс Х. Халафова в сторону Казахстана на предмет присоединения к проекту Баку – Тбилиси – Джейхан уже в этом году. Наверное, поэтому Азербайджан выступил в поддержку идеи строительства транскаспийского нефтепровода по дну Каспия (предложение Астаны) для будущей поставки нефти из Актау в Баку для БТД. Правда, азербайджанский представитель упомянул о неких силах, противящихся этой идее (надо думать, Россия) с их рассуждениями об экологической безопасности и попытками оказать давление. Как известно, главным аргументом в возражениях российской стороны является именно опасность разрушительного землетрясения на Каспии и мгновенного загрязнения в таком случае обширных участков акватории Каспия. И поэтому, надо полагать, для Белокаменной остается возможным компромиссом если не полный запрет трубопровода (надо же как-то пресечь "утечку" объемов нефти на БТД), то необходимость "неукоснительного жесточайшего согласования со всеми сторонами". Ну а согласовывать, даже судя по попыткам участников каспийского квартета договориться между собой, можно до бесконечности долго… Кстати, по словам В. Школьника, это не Казахстан как государство будет участвовать в проекте БТД, а компании, работающие на его территории. (15% акций в "экспортной трубе" БТД принадлежат корпорациям, которые участвуют в проектах добычи на Каспийском шельфе.) И посему нынче основным предметом их переговоров остаются главным образом транзитные тарифы, которые могут быть предложены странами на маршруте. Что касается совместимости для казахстанских интересов проекта БТД и российских маршрутов транспортировки нефти на экспорт, В. Школьник отметил следующее. По его мнению, если добыча нефти в Казахстане к 2015 году достигнет 150 млн. тонн, то этого хватит на транспортировку 25 млн. тонн по маршруту Атырау – Самара, 20 млн. тонн для Баку – Тбилиси – Джейхан и на расширение "до 60 - 65 млн. тонн КТК". Причем нужно будет думать, куда пристроить еще примерно 45 млн. тонн "лишней" нефти… В этой связи он спел и про китайский маршрут (начало постройки – август с.г., причем, вероятно, украинские трубы там будут востребованы тоже). На это, правда, российский вице-министр заметил, что он далеко не уверен в столь же поступательном развитии добычи нефти в России, как в Казахстане, т.е. в ближайшие годы будут оставаться свободных "старые" трубопроводные мощности, которые и следует использовать эффективнее вместо того, чтобы строить новые нефтепроводы. Затем Виктор Калюжный спел про нежелательность устанавливать границы, что как-то не стыковалось с его же прежними словами насчет "преждевременности" полной демилитаризации Каспия, прежде всего в связи с угрозами терроризма. В общем, на новый мотив старые слова как-то не ложились. К чести казахстанской стороны, одним из наиболее важных и содержательных выступлений на форуме стало выступление управляющего директора "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдина, который рассказал о планах республики в области транспортировки нефти и газа на перспективу до 2015 года, когда их добыча достигнет 150 млн. тонн. Касаясь российского направления, он отметил три маршрута: Атырау – Самара (пропускная способность 15 млн. т с перспективой расширения до 20 - 25 млн. т в год). Далее идут КТК (более 15 млн. т, в дальнейшем транспортировка, видимо, возрастет до 20 млн. т, а после следующего этапа реконструкции – до 40 млн. т) и поставки нефти железнодорожными цистернами (до 12% от добычи в Казахстане). Говоря о китайском маршруте, управляющий директор оценил его возможную пропускную способность в 18 - 20 млн. т (на первом этапе это будет нефтепровод Атасу - Алашанькоу мощностью 10 млн. т). Сольное выступление главной трубопроводной головы Казахстана затронуло и планы газопроводной альтернативы, которые также связаны с Китаем. По его словам, они "приобретают реалистичные черты" после осуществления КНР строительства газопровода Запад – Восток, от Таримского бассейна до основных потребителей на востоке страны. Здесь, однако, первоначально также предлагается пользоваться существующим газопроводом из Бухарского бассейна и российским газом, для чего, видимо, будет необходим еще один газопровод, который заодно мог бы обеспечить Астану. Строительство газопровода собственно с казахстанского запада, из Карачаганака, выглядящее все же фантастическим, может планироваться на втором этапе. Касаясь проблемы разгрузки турецких проливов, К. Кабылдин в числе интересующих Казахстан вариантов назвал нефтепровод Одесса – Броды, который позволит не смешивать казахстанскую легкую нефть с другой (российские нефтепроводы этого не позволяют сделать) и доставлять высококачественную "легкую" нефть на те рынки, где она пользуется наибольшим спросом. Что же касается конкурентных проектов, тоже теоретически решающих проблему Босфора (Констанца – Триест и Бургас - Александрополис), то они пока интересуют Казахстан меньше, и относительно этих проектов республика пока остается только наблюдателем… |