NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:45 ast
16:45 msk

Искусственная каста
К.Сыроежкин: Если в мире и есть страна, в которой формула И. Сталина "кадры решают все" работает в полной мере, так это Китай. В этой стране к проблеме "управленцев" внимание было всегда особое
17.05.2004 / политика и общество

Константин Сыроежкин, "КонтиненТ", 12 мая

Власть держится не гласным договором и не тайным (но столь же четко сформулированным) заговором, а как бы молчаливым сговором – не только невысказанным, но даже почти неосознаваемым – между управляющими и управляемыми.

Никколо Макиавелли

Если в мире и есть страна, в которой формула И. Сталина "кадры решают все" работает в полной мере, так это Китай. В этой стране к проблеме "управленцев" внимание было всегда особое. Над ней задумывались мыслители прошлого – Конфуций, Лао Цзы, Мэн Цзы. Она находилась в центре внимания китайских революционеров-демократов. Не обошел ее вниманием Мао Цзэдун. Она же – главный "камень преткновения" и в современном Китае.

Чиновник в китайской системе управления всегда занимал особое место. И во многом именно благодаря специфическому институту китайского чиновничества Китаю удалось сохранить не только свою государственность, но и непрерывность культурной традиции в течение более чем четырех тысячелетий. Кто бы ни завоевывал Китай, в конечном итоге был вынужден воспринять китайскую культуру и внести свой вклад в укрепление традиционной китайской государственности. И именно этот феномен представляется наиболее интересным.

Для Китая с III века до н. э. политической формой существования была централизованная имперская государственность, которая вплоть до ХХ века не имела альтернатив. И когда она распадалась, на ее территории возникало лишь несколько ее уменьшенных копий, чтобы через некоторое время снова уступить место единой державе. Существование этого централизованного государства и сложившиеся еще в древности традиционные концепции по его управлению и развитию и послужили основными причинами не только устойчивого процесса консолидации китайского этноса, но и успешной ассимиляции им иноэтнических групп и индивидов.

Особое место в истории китайской государственности занимает и институт Традиции, являющийся не просто неотъемлемым элементом жизни, но вечным идеалом, направлением развития, социальной этикой для китайского общества, мощной скрепой для китайского государства, фактором, раз и навсегда определяющим судьбу человека, родившегося китайцем. Культ Традиции лежал в основе не только государственной идеологии, но и государственного устройства с его аппаратом управления, эксплуатацией, с особым характером внутренней и внешней политики и т. д. Этот же институт в значительной степени определял и особенности функционирования одного из основных элементов государственности Китая – китайской бюрократии вообще и ее составной части – сословия шэньши в частности.

В традиционном китайском понимании власть есть, в сущности, право определять качество гармонии в конкретной ситуации. А все, что противится соучастию во вселенском согласии, подлежит исправлению или уничтожению. Этой истине следовали практически все успешные китайские правители – будь то в династийный период, во времена Китайской Республики, либо КНР, активно используя сословие ученых-шэньши как в управлении государством, так и в кризисные моменты. Более того, для большинства из них было очевидно, что имитация протеста интеллектуалов – самый удобный способ локализовать политический кризис.

И хотя сам институт шэньши в период кризиса традиционной государственности исчез, с началом восстановления государства бюрократический аппарат Гоминьдана, а позднее и КПК приобрели черты шэньши. Во всяком случае, в плане того положения, которое отводилось этому социальному слою в жизни китайского социума вообще и в системе управления в частности. Сохранился и главный принцип существования китайского чиновничества – удел в кормление. Изменилась лишь система подбора рекрутов на занятие управленческих должностей.

Если в традиционном Китае шэньши теоретически мог стать любой желающий, прошедший специальный государственный экзамен – достаточно сложный даже для сегодняшнего дня, то в республиканском, и особенно народном Китае преобладающим принципом при подборе управленцев стали не знания, а классовая принадлежность, а в последующем – слепая вера в правоту идей, высказанных вождем или вышестоящим начальством. Так традиционный институт шэньши трансформировался в институт ганьбу.

Искусственная каста

Ганьбу – самая таинственная из всех социальных страт китайского социума. Согласно Словарю новых китайских слов, "ганьбу – обладающий властью персонал, являющийся ядром в работе". В Словаре новых китайских выражений, опубликованном в Шанхае в 1953 году, термин "ганьбу" трактовался полнее: "руководящее ядро революционного отряда", "ганьбу – обычные люди, в то же время они отличаются от служащих, от канцелярских работников или солдат армии. Они есть база и ядро, обладающие определенным уровнем сознания, наделенные определенными политическими заданиями".

В те уже далекие времена 1950-х такого толкования, возможно, было и достаточно. Основным источником пополнения слоя ганьбу была армия, которая не только сыграла ключевую роль в китайской революции, но и была призвана Мао Цзэдуном на гражданское строительство, в том числе и на решение управленческих задач. И в этом не было ничего удивительного. НОАК воспринималась многими членами партии, если не подавляющим большинством, в качестве самостоятельной социальной прослойки, соответственно, аналогичный статус получила и сформированная преимущественно за счет армейских кадров новая социальная каста – ганьбу.

Они персонифицировали законодательную и исполнительную власть в центре и на местах. Стали представлять КПК и армию в органах власти снизу доверху, возглавили практически все государственные учреждения, организации, предприятия, сосредоточили в своих руках управление всей жизнью китайского общества. Как подчеркивал в те годы Мао Цзэдун, "кадровые работники (ганьбу) уездной инстанции и выше, которых насчитывается сотни тысяч человек, держат в своих руках судьбу страны". И он был не далек от истины, поскольку именно с борьбой как внутри этого социального слоя, так и с ним самим были связаны наиболее значимые события в истории КНР.

Однако только этим феномен ганьбу не объясняется. Основная проблема заключается в том, что как в то время, так и в современном Китае никто вам точно не ответит, что есть ганьбу, безошибочно указав, однако, на представителя этого загадочного сословия.

Ганьбу – чрезвычайно размытая, но одновременно и очень узкая (по масштабам Китая, естественно) социальная категория. В 50-е годы прошлого столетия профессиональные группы, классифицируемые как ганьбу, включали: работников правительственной администрации всех уровней, технический персонал, работников здравоохранения, литературы и искусства, прессы и издательств, научных работников, переводчиков и учителей. В общем, всех тех, кого в широком смысле относят к категории государственных служащих. Однако ни тогда, ни сейчас к касте ганьбу представители этих профессий никакого отношения не имели. Точно так же, как в советской системе, бюджетники не имели никакого отношения к номенклатуре.

Главной отличительной чертой и той и другой касты было то, что строились и функционировали они на базе постулата о том, что "массы" (крестьянство, рабочий класс, интеллигенция) не в состоянии самостоятельно выражать и отстаивать свои интересы. А раз так, то необходима специальная группа людей, которая якобы лучше разумеет, в чем эти интересы состоят и каким образом их необходимо отстаивать.

Вторая отличительная черта – ярко выраженные черты корпоративности и сословной замкнутости. В ряды ганьбу в принципе могут войти представители различных социальных групп, но выпасть из их состава, за исключением ганьбу самого низшего звена, практически уже никто не в состоянии. Отсюда – процесс деклассирования и маргинализации этого социального слоя, его превращение в своеобразное паразитическое образование на теле китайского общества.

Третья характерная черта – сосредоточение в руках одного человека нескольких постов и должностей в разных сферах общественно-политической деятельности. И как следствие – рост бюрократизма и такого явления, которое в Китае имеет емкое наименование "вредные поветрия в стиле работы". Искоренить эти "вредные поветрия" были призваны идеологические кампании "чжэнфэн" (исправление стиля работы в административных органах) и "чжэндан" (исправление стиля работы в партии), с завидным постоянством повторяющиеся в коммунистическом Китае на протяжении первых трех десятков лет его существования.

Правда, кроме кадровых чисток, толку от этих кампаний было немного. Не помогла даже большая кадровая "перетряска" в виде Великой пролетарской культурной революции. Как только волна очередной кампании спадала, прежняя система господства коррумпированной бюрократии тут же восстанавливалась. И главная причина этого состояла отнюдь не в том, что число "перерожденцев" в рядах кадровых работников достигло критической отметки, а в том, что этому способствовала сложившаяся политическая система, которая без централизованной бюрократии существовать не могла.

Кадровая революция

И надо отдать должное китайским руководителям, эта проблема понималась уже Мао Цзэдуном. Правда, понималось ими и другое: слом системы централизованной бюрократии мог обернуться крахом китайской государственности, поскольку, кроме ганьбу, других управленцев у КПК просто не было. Именно поэтому реформа кадровой системы – самая болезненная в ряду необходимых политических реформ.

Единственный, кто набрался смелости и заявил о ее необходимости, был бывший генеральный секретарь ЦК КПК Чжао Цзыян. Решения XIII съезда КПК (октябрь 1987 года), казалось, открывали путь политическим реформам в Китае. Касались они и "перестройки кадровой системы".

По предложению Чжао Цзыяна было решено законодательно разделить государственных служащих на две категории: административных и профессиональных работников. К первой категории относились те, чьи полномочия, сроки пребывания в должности, а также система контроля за их деятельностью оговаривались в конституции. Ко второй – чей статус должен быть оговорен специальным законом о госслужбе и для кого устанавливалась система постоянного отбывания службы. Существенным пунктом предлагаемой кадровой реформы было и то, что "вступление в ряды профессиональных кадровых работников должно было проходить через предусмотренную законом экзаменовку и открытый конкурс".

Решения эти были поистине революционными, и, по-видимому, именно их неприятие бюрократией стало решающим, когда на повестку дня встал вопрос о поиске "козла отпущения" за события 1989 года на площади Тяньаньмэнь. Чжао Цзыян был обвинен в "попустительстве студентам", снят со всех постов и отправлен пусть и в почетную, но ссылку.

Брошенное им семя все же дало всходы. В 1993 году в центральной печати были опубликованы Временные правила о государственных служащих, которыми регламентировались их права и обязанности, иерархия, тестирование, служебная карьера, порядок вступления в должность и т. д. Правилами была введена 15-разрядная система государственных служащих, начиная от премьера Госсовета и его заместителей (1–2 разряды) и заканчивая канцелярскими работниками (10–15 разряды). Кроме того, четко определялось, кто по должности входит в число так называемых "руководящих госслужащих".

Последняя группа как раз и есть ганьбу. Точнее, часть этой касты, поскольку в нее наряду с административными "руководящими работниками" входят и другие категории "руководящих кадров": партийные функционеры различных уровней, часть командного состава армии и полиции, руководители крупных государственных предприятий и т. д.

Если ко всей этой иерархии добавить еще проблему, связанную с "преемственностью поколений" китайских руководителей, то станет понятно, почему так трудно вести переговоры с китайцами. Для стороннего иностранного наблюдателя их иерархия не очевидна, и скромно сидящий на переговорах в уголочке клерк вполне может оказаться самым значимым по рангу. И для того, чтобы понять who is who, нужно просто быть китайцем, у них чиноразличие работает на уровне подсознания.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Россия присоединяется к ЦАС 31.05.2004
Оценка уровня известности и доверия лидерам политических партий в марте 2004 года 31.05.2004
Директива Министерства образования и науки РК 31.05.2004
Партийная "зелень" 31.05.2004
У Михаила Саакашвили начались кадровые проблемы 31.05.2004
Пиар дороже денег 31.05.2004
Нурсултан Назарбаев принял делегацию Конгресса США 28.05.2004
Состоялся телефонный разговор между Н.Назарбаевым и В.Путиным 28.05.2004
Казахстан и США заинтересованы в расширении межпарламентских связей двух стран 28.05.2004
Центризбирком продвигает электронное голосование 28.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz