NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:46 ast
22:46 msk

"Демократические преобразования – вектор развития Казахстана"
Интервью Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева
06.07.2004 / политика и общество

"Мир Евразии", №7, 2004 г.

- Уважаемый Нурсултан Абишевич, Вы имеете безусловный авторитет и высокий уровень поддержки в обществе, обладаете стратегическим мышлением. Каким Вы видите наше общество? На какие вызовы времени и как Вы предполагаете ответить?

- Прежде всего, чтобы понять логику общественного развития Казахстана, необходимо дать характеристику нашему нынешнему состоянию. Какое место мы занимаем и мировой системе отношений? Какой путь мы прошли?

Общепризнанно, что Казахстан является самой динамично развивающейся, как политически, так и экономически, страной региона. Не будет преувеличением сказать, что за срок чуть более 12 лет мы форсированно прошли путь, равный столетию. Сегодня это совершенно другая страна, чем в 1991 году.

Мы сумели за короткий период на пути посттоталитарной либерализации добиться реальных успехов в социально-экономическом, политическом и духовном развитии. В Казахстане действует гармоничная модель полиэтнического и поликонфессионального общества, которое в жестких условиях трансформации общественной системы сумело найти необходимый темп и сочетание последовательных экономических и политических реформ.

Созданы все атрибуты и институты независимого, демократического и правового государства. Политический плюрализм и многопартийный парламент, свободные выборы и независимые средства массовой информации все это является реальным механизмом обеспечения демократического пути развития.

Я считаю, что у нас есть все основания и предпосылки сделать наше общество процветающим и экономически развитым. Еще раз повторюсь, мы - молодое государство, впитавшее в себя опыт сосуществования многих этносов, у нас большое будущее. Оно в первую очередь основывается на том замечательном человеческом потенциале, который мы сумели укрепить и продолжаем развивать.

Я уверен, что следующий этап развития страны, несмотря на глобальные угрозы, такие, как терроризм, религиозный экстремизм, должен стать для нас периодом уверенного экономического роста, дальнейшего формирования свободного общества. Да, нам придется преодолеть еще немало трудностей, но, как гласит восточная мудрость, "медленно идущий по прямой дороге обгонит бегущего, который сбился с пути". Каким я вижу наше общество в будущем, сказано в Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Что касается второй части вопроса, то я бы выделил четыре основных момента, которые можно отнести к вызовам времени.

Во-первых, это столкновение между современной цивилизацией и насилием. При этом следует подчеркнуть, что огромный потенциал напряжения, накопленный в современном мире, вызван отнюдь не конфликтом цивилизаций, а принципиально разным типом развития различных групп государств. Это растущий разрыв в качестве жизни, в перспективах развития, в судьбе будущих поколений. Пока не будет решаться эта главная структурная проблема современного мира, он не сможет вырваться из порочного круга. Насилие порождает насилие. Много лет, начиная с 1992 года, используя трибуну Организации Объединенных Наций и все крупнейшие международные политические площадки - от НАТО и ОБСЕ до СВМДА и Шанхайской организации сотрудничества, я повторяю эту мысль: необходимо обратиться к главной причине и спусковому механизму насилия, которым выступает структурный дисбаланс.

Во-вторых, одним из глобальных вызовов выступает противоречие между политическими интересами и нормами международного права. Во второй половине прошлого века была выработана правовая регуляция международных отношений, адекватная установившемуся балансу сил. Теперь этот баланс резко изменился, и это влечет за собой пересмотр некоторых норм международного права.

Да, некоторые изменения в правовых подходах действительно оправданы и необходимы. Но в целом нарушение норм международного права чревато для мира глобальной дестабилизацией. Выбор между международным правом и геополитическим интересом станет ключевым в текущем десятилетии.

В-третьих, на политической повестке дня - противоречие между глобализацией и национальной государственностью. В наше время стирается грань между внутренней и внешней политикой государств. Шаги по пути реальной интеграции ведут к добровольному сужению суверенитета национальных государств. Резко повысилась роль наднациональных институтов в процессе принятия решений. Все это ставит перед национальными государствами сложнейшие вопросы.

Единственной разумной моделью выступает постепенная адаптация национальных государств к изменившимся глобальным условиям. Но при этом важно учитывать, что новые независимые государства, в отличие от государств с многовековой историей, все-таки не имеют такого запаса прочности в собственной политической инфраструктуре, политических традициях, политической культуре. К сожалению, это реальность, которая объективно ограничивает скорость нашей адаптации.

Есть и другой фактор - это острые проблемы региональной безопасности. Существуют две разные трактовки в соотношении либерализации и безопасности в нашей части мира. Одна из них гласит, что либерализация опасна на фоне реальных угроз терроризма, наркотрафика, религиозного и политического экстремизма в регионе.

Другая трактовка связана с убеждением в том, что без либерализации нельзя решить главной проблемы обеспечения безопасности - создать сильное гражданское общество, способное противостоять всем вызовам региональной безопасности. Я полагаю, что в стратегическом плане это действительно единственная разумная альтернатива. Но четкое видение реально существующей проблемы - сложности либерализации на фоне серьезных региональных угроз - также необходимо.

В-четвертых, наблюдается разрыв между технологической мощью и культурной терпимостью. Это вызывает рост межкультурного напряжения. Вся технологическая мощь современного мира от военной до информационной сферы может завести в тупик, если межкультурное взаимодействие будет носить характер столкновения, а не диалога.

Наш ответ на перечисленные угрозы требует выверенных и адекватных действий. Наша политика направлена прежде всего на развитие такой базы взаимодействия, которая будет эффективно отвечать на вызовы времени и позволит нам сохранить свою национальную и культурную идентичность, занять достойное место в мировом сообществе.

- В чем, на Ваш взгляд, должна состоять политика государственных органов управления в продвижении образа Казахстана внутри страны и за рубежом? Каковы особенности национального интереса при формировании международного имиджа? Как сегодня происходит формирование национальной идеи, способной консолидировать народ Казахстана?

- Думаю, что не ошибусь, если скажу, что прошли те времена, когда Казахстан знали только как азиатскую часть постсоветского пространства, богатую нефтью и газом. Для мирового сообщества сегодня очевидно, что наша республика - островок политической стабильности, межнационального и межконфессионального согласия в окружающей зоне нестабильности и конфликтов, своего рода естественный барьер для распространения на северо-запад евразийского континента проявлений исламского фундаментализма и экспансии. Положительный имидж Казахстана является в том числе непосредственным результатом деятельности государственных органов по проведению радикальных социально-экономических и политических реформ.

Одно из свидетельств устойчивого позитивного имиджа республики - безусловная инвестиционная привлекательность. Результатом доверия к стране является объем иностранных инвестиций, который за годы независимости превысил 23 млрд долларов.

Если говорить о необходимости каких-то специальных мер по укреплению позитивного имиджа Казахстана, то здесь можно отметить, что отсутствие полноценной и объективной информации о республике затрудняет узнаваемость государства. И здесь свою роль могут сыграть как общественные институты, так и государственные структуры.

Очень важным, помимо экономического аспекта, мне представляется идентификация Казахстана как государства с многогранной и богатой культурой. Именно развитие самобытной культуры играет важнейшую роль в формировании у мирового сообщества образа той или иной страны.

Что же касается национальной идеи, способной консолидировать народ Казахстана, то она формируется на основе нашей истории и сложившихся в стране специфических условий. Ее основы заложены в долгосрочной стратегии развития Казахстана до 2030 года. Она может быть сформулирована как построение независимого, процветающего и политически стабильного государства, базирующегося на основе национального единства, социальной справедливости, экономического благосостояния населения.

- Казахстанской версией выхода из транзита является политическая стабильность как одно из главных достижений последних лет. Как Вы считаете, какие последовательные действия необходимо предпринять власти для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать стабильность системы, а с другой - отвечать духу времени?

- Наша стратегическая цель - построить свободное, экономически независимое, процветающее государство. Ее достижение немыслимо без внутриполитической стабильности и консолидации общества.

В настоящее время в республике созданы фундаментальные институты политической системы. Это стало результатом выверенных действий, адекватных вызовам времени. Задачи, стоявшие перед молодым государством, были выполнены: создана и продолжает совершенствоваться законодательная система, проведены радикальные рыночные реформы, осуществляется процесс партийного строительства, динамично развивается неправительственный сектор.

Успех экономических преобразований в решающей мере зависит от правильно выработанного и всесторонне взвешенного политического курса в стране. Вместе с тем мировой опыт показывает, да мы и сами убедились, что в условиях ломки прежней системы государственного устройства экономическая либерализация должна идти опережающими темпами по сравнению с политической. Форсированная модернизация в социально-политической сфере в отрыве от экономических и административных реформ могла привести к дестабилизации общества и государства. Нам удалось пройти этот сложный путь без социальных потрясений, межэтнических и религиозных конфликтов.

Дальнейшее наше развитие будет определяться степенью интенсивности либерализации общественно-политической сферы.

Хочу отметить главное - будущее Казахстана связано с демократией и открытым обществом. Это наш естественный выбор и стратегическая линия развития страны.

С уверенностью могу констатировать, что у нас есть четкое видение первоочередных задач в политической сфере. Они призваны закрепить и усилить демократические основы нашего общества.

Во-первых, решается ряд задач, связанных с децентрализацией государственного управления. Они направлены на то, чтобы власть была более ответственной перед людьми, приближенной к проблемам и заботам конкретного человека. Ведется работа над тем, чтобы создать и наиболее оптимальную модель местного самоуправления. При этом учитывается опыт самых различных стран мира. Ведь ничего подобного в нашей стране не было.

Во-вторых, одна из базовых основ демократии - это выборность власти. Принят новый Закон "О выборах". Вы прекрасно знаете, что при его разработке мы консультировались с ОБСЕ и другими международными организациями, он прошел через широкое общественное обсуждение. Новый закон усовершенствовал избирательную систему страны и улучшил избирательный механизм.

В-третьих, одна из ключевых задач демократического развития Казахстана - это становление и развитие гражданского общества. Вы знаете, что тоталитаризм не приемлет гражданского общества, что собственно и было во времена СССР. Только в условиях независимости в нашей стране стали складываться многопартийность и политический плюрализм.

В наших планах - усилить полномочия партийных фракций в парламенте и местных избирательных органах. В целом полномочия политических партий будут расширяться, а в перспективе мы придем к тому, что и формирование правительства будет происходить с учетом мнения парламентского большинства.

В Казахстане самое большое количество неправительственных организаций среди стран Центральной Азии, они работают практически во всех сферах жизни общества.

В перспективе поддержка неправительственного сектора должна обрести качественно новый масштаб. Планируется проработка и принятие правовых решений по вопросам привлечения НПО к выполнению важных социальных проектов.

В-четвертых, в Казахстане создаются институциональные и правовые основы защиты прав и свобод человека.

Недавно Казахстан присоединился к двум международным актам о правах человека - Пакту об экономических, социальных и культурных правах и Пакту о гражданских и политических правах. Мы объявили мораторий на применение смертной казни в Казахстане. Ряд международных организаций и правозащитных структур отмечают реальные успехи нашей страны в реформировании пенитенциарной системы.

Конечно, несмотря на достигнутое, есть еще немало проблем, характерных для переходного состояния нашего общества. Но усилия в этом направлении наращиваются.

В целом, демократические преобразования - это вектор развития Казахстана. И я не испытываю никаких сомнений в том, что мы на правильном пути. Устойчивое развитие экономики, формирующийся средний класс, развитие институтов гражданского общества - все это свидетельства необратимости демократических реформ в нашей стране.

- Нурсултан Абишевич, подписанный Вами Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК "О выборах в РК" изменит политическую ситуацию в стране, усилит политическую конкуренцию и приведет к существенной корректировке избирательных технологий и стратегий. Какие, на Ваш взгляд, политические партии способны к профессиональной работе с избирателями, к проведению программных, содержательных мероприятий?

- Усиление роли партий в политической системе - это принципиальный момент развития казахстанской демократии, важное направление политических реформ в стране, призванных развивать институты гражданского общества. Вместе с тем уровень развития демократии не определяется лишь количеством действующих политических партий. Важно, чтобы партии во главу угла ставили интересы избирателей, оказавших им свое доверие, общества в целом. Уровень востребованности в обществе тех целей, которые провозглашают вновь созданные партии, покажут предстоящие в этом году выборы в Мажилис.

В этой связи я приветствую тот факт, что партии подписали между собой Хартию о принципах политической конкуренции в избирательный период. Это наглядное свидетельство их общего политического возмужания, осознания ответственности за сохранение гражданского мира и стабильности в обществе.

Именно высокая ответственность за судьбу общества, судьбу страны должна стать основой для деятельности любой политической партии, в том числе и тех, которые недавно учреждены.

Что касается конкретных политических партий, то само их существование свидетельствует о том, что каждая из них выражает интересы различных слоев населения и способна решать те или иные проблемы. В целом же как глава государства я отдаю предпочтение тем политическим силам, которые поддерживают мой стратегический курс.

Как мне думается, основная цель партий должна заключаться в активном содействии претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества, осуществлению обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики, повышению жизненного уровня граждан, утверждению социальной справедливости и сохранению стабильности в стране, укреплению межнационального и межконфессионального согласия, воспитанию у граждан чувства патриотизма и ответственности за всестороннее и гармоничное развитие Республики Казахстан.

Кроме того, я считаю, что политические партии могут и должны активно работать в формате постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. В состав данного органа вошли представители всех политических партий, неправительственных, религиозных объединений, лидеры оппозиции. Его важнейшей задачей является совместный поиск общественного консенсуса, определение путей и методов социально-экономической и политической модернизации.

- Динамика и направленность социально-политических и экономических реформ потребовали корректировки кадровой политики, постепенно отрабатывалась гибкая структура государственной службы, повышался ее социальный статус. Какими качествами, на Ваш взгляд, должны обладать государственные служащие, чтобы эффективно управлять страной и представлять лицо демократической власти?

- Основные положения реформы в сфере государственной службы отражены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Создать профессиональное государство, где компетентные специалисты будут работать на благо народа и государства, - вот наша генеральная цель.

Государственные служащие представляют государство перед обществом. И прежде всего их работа должна быть направлена на удовлетворение интересов общества, конкретного гражданина. Нельзя забывать о том, что государственный служащий получает заработную плату из средств налогоплательщиков, т.е. он - наемный менеджер, он должен помнить об этом.

Какие качества должны присутствовать у госслужащего? Прежде всего, высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Все это вкупе можно, наверное, назвать чувством патриотизма. Истинный государственный служащий должен быть патриотом - таково мое мнение.

- Какие результаты Вы ожидаете от проведения Года России в Казахстане?

- Принципиальной позицией Казахстана является поддержание тесных экономических, культурных и политических отношений со всеми соседними государствами. Если же говорить о стратегическом партнерстве в регионе, то здесь на первый план выступает наш ближайший сосед - Россия.

Сотрудничество с Россией является традиционным и имеет выраженные перспективы в будущем. Это касается как наших двусторонних отношений, так и тех интеграционных процессов на пространстве СНГ, инициаторами которых выступил Казахстан. Год России в Казахстане поможет четко очертить наше сотрудничество, выработать единые подходы к решению возникших проблем, укрепить наше культурное пространство.

Прежде всего наше сотрудничество продолжается в экономической сфере. В связи с этим напомню, что в 2003 году (Год Казахстана в России) товарооборот между двумя государствами увеличился на 30% и достиг 5,5 млрд. долларов. Был заключен ряд важных договоренностей, в том числе по разделу дна Каспийского моря, созданию совместных предприятий по добыче и транспортировке нефти. Продолжается сотрудничество в космической сфере. Достигнута договоренность с Россией о строительстве комплекса "Байтерек", с помощью которого Казахстан сможет осуществлять самостоятельные запуски космических спутников.

Новый толчок укреплению торгово-экономических отношений даст развитие инвестиционного сотрудничества, особенно в нефтяной сфере. Россия уже вложила в экономику Казахстана около 2 млрд. долларов, из которых только "ЛукОйл" - 1,5 млрд. долларов.

В рамках Года России в Казахстане планируется дальнейшее решение вопросов межрегионального и приграничного сотрудничества Казахстана и России, совершенствования индустриально-инновационной, инвестиционной и экологической политики, системы социальной защиты и налогового законодательства, расширения взаимного товарооборота.

В целом перед Казахстаном в приграничном сотрудничестве с Россией стоит ряд перспективных задач, решение которых будет позитивно влиять на общую экономическую ситуацию в стране. Огромный потенциал приграничного сотрудничества еще по-настоящему не реализуется, хотя существенных преград на пути его развития практически нет.

В казахстанско-российской приграничной зоне в настоящее время действует более 300 совместных предприятий. Среди них такие крупные межгосударственные объединения, как "Казросхром", автомобильный комплекс на базе "УралАЗа" и Костанайского дизельного завода.

Большие перспективы ожидаются от создания ряда крупных совместных предприятий - "Агромашхолдинг", "Камаз-Казахстан" и других. Сегодня в Казахстане действует около 1100 совместных предприятий, 200 из них открыты в 2003 году. В этом году планируется создание еще ряда новых СП. Казахстан и Россия успешно сотрудничают в ряде крупных двусторонних и международных проектов, таких, как Каспийский трубопроводный консорциум, разработка Карачаганакского газового месторождения и освоение шельфа Каспия. Таким образом, взаимоотношения наших стран в Год России в Казахстане получат новый импульс для движения вперед. Обмен опытом, ресурсами, экономическое сотрудничество, культурное влияние - вот те главные результаты, которых мы ждем. Однако не следует думать, что мы ограничимся только одним годом. Процессы интеграции не могут быть решены за столь короткое время, вместе с тем мы укрепим реальные основы для взаимовыгодных отношений друг с другом как в политической, так и экономической сферах.

- Какие качества Вы цените в людях, кто из политических лидеров вызывает Ваши симпатию и уважение?

- Прежде всего я ценю в человеке искренность, честность, справедливость. Это основополагающие человеческие качества, без которых невозможно жить. Не приемлю предательства. Больно и обидно, когда тебя предают, особенно те, которым доверяешь.

Что касается конкретных политических лидеров, то приведу одно высказывание. "По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения наивысшего совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один... Общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу". Эти слова принадлежат уроженцу Казахской степи, жившему в IX-X веках гениальному философу древности Абу Насыру аль-Фараби, прозванному "Вторым Учителем" после Аристотеля. Служение народу - такое кредо присуще настоящему лидеру. В продолжение темы еще одна мысль, которая высказана С. Хантингтоном: "Реформатору... требуется обладать политическим искусством на порядок выше, чем революционеру". В качестве политических деятелей, импонирующих мне, хочу выделить К.Ататюр-ка, де Голя, Ли Куан Ю, которые своим неустанным трудом, умением стратегически мыслить сумели вывести управляемые ими государства на ведущие позиции. Это политики, действительно думающие о стране, совершившие очень большие дела для своего народа.

- На каком этапе, по Вашему мнению, находится продвижение идеи евразийства?

- В современных условиях ни одна страна не может успешно развиваться в одиночку. Это аксиома, в истинности которой никто не сомневается. Столь же очевидно, что создание СНГ, стремление выйти на более высокий уровень политической и экономической интеграции являются отражением объективных и общих закономерностей развития постсоветского пространства.

Для многих постсоветских государств локальные задачи первоначального этапа независимости преобладали над системным видением собственных исторических перспектив в контексте общего или ближайшего геополитического и экономического пространства. Это основной фактор, предопределивший наличие и живучесть центробежных тенденций.

Но вопрос в том, насколько абсолютно его значение и насколько долговременным окажется его действие. Как бы то ни было, государства СНГ не только гипотетически понимают и поддерживают необходимость стратегического партнерства между собой.

Неслучайно процесс интеграции пошел в таком направлении, как возникновение переплетающихся между собой субрегиональных объединений и союзов - ЕврАзЭС, Союз Беларуси и России, ОЦАС, НЭП. То есть, общая тенденция проявилась дискретно, реализуясь в нескольких интеграционных "ядрах" и локализуясь на разных уровнях. В нашей воле - ускорить и сделать устойчивыми эти процессы. И многое по-прежнему зависит от России как стержневого государства Содружества.

Я полагаю, что могут быть востребованы и те идеи, которые были заложены в концепции Евразийского союза, предложенной мной еще в 1994 году. Надо сказать, что многие предложения уже получили путевку в жизнь в рамках Таможенного союза, Организации центрально-азиатского сотрудничества.

Инициатива о создании Евразийского союза с каждым годом обретает реальные черты, раскрывается в интересных гранях и аспектах. Сегодня признается ее большая будущность, ее называют наиболее реалистичной и перспективной из предложенных на сегодня интеграционных идей, отвечающей интересам и чаяниям населения стран СНГ.

Суть идеи Евразийского союза - в принципиально иных ориентирах, имеющих не узкопрагматический характер, а основанных на учете глобальных исторических, цивилизационных, геополитических, научно-технических процессов и являющихся ответом на вызовы наступившего века.

Если перейти к наиболее "продвинутым" объединениям, то большие надежды мы возлагаем на формирование евразийской "четверки" с участием Казахстана, России, Беларуси и Украины. Нашими странами было подписано соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Страны "четверки" имеют наиболее высокий потенциал экономического развития (на их долю приходится около 90% ВВП стран СНГ), у них сопоставимые темпы проводимых реформ, их динамика и содержание. С подписанием соглашения впервые сделан шаг в направлении интеграционных процессов начиная не с политики, а экономики. Это первая договоренность, которая подразумевает создание наднационального органа по внешнеторговому регулированию и предусматривает принятие соглашения по ключевым экономическим проблемам.

Позиция Казахстана заключается в том, что все государства свободны в выборе той или иной модели экономического развития и международной политики. О навязывании воли извне не может быть и речи. Этим можно только дискредитировать идею интеграции.

Принципиально то, что интеграция, основанная на равенстве, добровольности, прагматическом интересе - это будущее нашего региона, которое может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века.

- Нурсултан Абишевич, Вами предложена новая политика жилищного строительства. Какие шаги будут предприняты правительством по совершенствованию и оптимизации жилищных отношений?

- Решение жилищной проблемы - одно из основных больших направлений социальной политики государства. Безусловно, жилищная проблема не из легких, однако ее решение считаю вполне реальным.

Как я уже отметил, выступая 14 мая в прямом эфире, по моему поручению специалисты проработали основные механизмы удешевления жилья. Их вывод - с точки зрения возможностей среднестатистической казахстанской семьи, наиболее оптимальная цена 1 м2 жилья - 350 долларов. Жилье можно сделать еще дешевле, однако в этом случае будет страдать его качество.

В настоящее время правительством разработана Программа развития жилищного строительства на 2005-2007 годы, в которой отражены основные механизмы строительства недорогого жилья. Программа была рассмотрена на заседании Национального совета Республики Казахстан и одобрена.

В рамках этой программы из бюджета будет выделено порядка 138 млрд. тенге. Из них только на строительство коммунального - "бесплатного" для отдельных категорий граждан - жилья выделяется 19 млрд.тенге. Государство сохраняет гарантии обеспечения жильем малоимущих граждан - многодетных матерей, участников Великой Отечественной войны, оралманов.

В целом уже в 2004 году объемы жилищного строительства возрастут на полмиллиона, а в последующем - еще на 3-4 млн.м2.

Для снижения ставок жилищного кредитования планируется привлечь бюджетные средства, пенсионные активы и сбережения населения. Предполагается, что ставка по ипотечному кредиту уменьшится до 10%, а срок кредитования вырастет до 20 лет. При накоплении строительных сбережений эти показатели будут еще ниже.

Важным представляется расширение участия в системе жилищного кредитования банков-кредиторов, внедрение системы гарантирования ипотечных кредитов, активизация деятельности Казахстанской ипотечной компании и Жилищного строительного сберегательного банка.

Все эти меры мы планировали реализовать начиная со следующего года. Однако, как Вы, наверное, знаете, недавно были приняты уточнения в бюджет текущего года. Общая сумма дополнительных доходов бюджета составила около 58,4 млрд.тенге, из которых часть будет направлена на реализацию Программы развития жилищного строительства.

Уверен, что уже в ближайшее время граждане в этом отношении почувствуют реальные изменения.

- С какими угрозами столкнется Казахстан, по Вашему мнению, в XXI веке, и готов ли он адекватно на них ответить? Ваше отношение к понятию "столкновение цивилизаций". Насколько актуальна эта проблема для центрально-азиатского региона?

- О глобальных угрозах, вызовах нового тысячелетия, так называемом "столкновении цивилизаций" я уже говорил. Еще раз повторюсь - я считаю, что нет столкновения цивилизаций. Главная структурная проблема современного мира - это стремительно растущий разрыв в качестве жизни, разрыв в технологической мощи и росте культурной нетерпимости. Тем не менее мне хотелось бы подробнее остановиться на вопросах возникновения и распространения терроризма. Последние события показывают, что ни одно государство не застраховано от угрозы терроризма. Это зло, не имеющее границ, национальных признаков и религиозных особенностей.

С учетом возможности дальнейшего распространения терроризма наиболее актуальной задачей внешней и внутренней политики Казахстана является содействие обеспечению региональной и глобальной безопасности, выработка совместных действий по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. Казахстан безоговорочно поддерживает действия мирового сообщества по созданию антитеррористических структур.

Еще в 1992 году участники 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с пониманием и одобрением отнеслись к моему предложению о созыве постоянно действующего совещания руководителей азиатских государств для обсуждения насущных проблем современности, выработки мер, адекватных вызовам XXI века.

Это понимание основывалось на реалиях уже обозначившегося тогда нового миропорядка, при котором перспективы устойчивого развития и процветания народов планеты определяются не только глобальными системами безопасности но во многом и региональными.

Все наши страны стали активными участниками кропотливой, но достаточно динамичной работы, завершившейся формированием своеобразного "ядра" этой новой структуры.

Первое заседание Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) состоялось в июне 2002 года в г. Алматы. Созыв Совещания на высшем уровне поддержали 16 государств, занимающих 90% территории всей Азии. Это около трех миллиардов человек, то есть половина населения земного шара.

Главами государств и правительств стран - участниц СВМДА принята Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу цивилизаций. Конечно, подписание Алматинского акта вовсе не означает, что уже завтра мы получим структуру, подобную ОБСЕ. Впереди у нас большая политико-дипломатическая напряженная работа по сближению долгосрочных, зачастую не совпадающих интересов азиатских стран, созданию договорно-правовой базы.

Мы должны иметь в виду, что взаимодействие и меры доверия включают в себя целый спектр измерений, определяющих критерии политической, военной, экологической, гуманитарной безопасности. По всем этим направлениям предстоит экспертная работа, медлить с которой нельзя.

В целях противодействия международному терроризму многое делается в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Эта организация может стать действенным инструментом обеспечения безопасности, доверия на обширной территории азиатского континента. Одним из шагов в этом направлении является решение Глав государств ШОС о создании Регионального антитеррористического центра, в работе которого Казахстан принимает активное участие.

Казахстан развивает сотрудничество и в рамках Организации договора о коллективной безопасности. Основной целью ОДКБ является координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими угрозами и вызовами безопасности.

Используются возможности и Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ, потенциал которого далеко не исчерпан. В рамках СНГ действует Антитеррористический центр, предназначенный для обеспечения взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом.

Казахстан на деле поддерживает усилия мирового сообщества в его борьбе с этим злом. Наша страна предоставила свое воздушное пространство для сил коалиции во время проведения антитеррористической операции в Афганистане. Инженерно-саперный отряд Казахстана в составе стабилизационных сил принял участие в работах по восстановлению Ирака.

Только совместные усилия мирового сообщества в борьбе с терроризмом в рамках международного права, выработка единых подходов в обеспечении безопасности, совершенствование международного сотрудничества являются необходимыми условиями эффективной борьбы с терроризмом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Астане состоялось заседание правительства 30.07.2004
Вопросы строительства нефтепровода Атасу-Алашанькоу обсуждены на совещании в Правительстве Казахстана 30.07.2004
Информация 30.07.2004
Кто такие наши "друзья" народа? 30.07.2004
В мире животных 30.07.2004
Хождение оппозиции по мукам 30.07.2004
Европейцы оскорбили Путина 30.07.2004
Путин амнистировал трех олигархов 30.07.2004
Аграрная и Гражданская партии согласовали единый список кандидатов на выборы в Мажилис 29.07.2004
Информация 29.07.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz