NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 02:40 ast
00:40 msk

Новые стандарты качества жизни: Реальная политика и социальные новации
Аграрно-Индустриальный Союз Трудящихся (АИСТ): Предвыборная платформа (Программа-2007)
16.08.2004 / политика и общество

1. ПРЕАМБУЛА

В жизни каждой страны выборы представительной власти являются отправной точкой для осмысления, что сделано за истекший период и что предстоит сделать в будущем.

Нельзя не отметить наличие серьезных позитивных перемен в жизни казахстанского общества за последние четыре года. К ним можно отнести устойчивый рост ВВП, сокращение безработицы, регулярность выплат заработной платы, индексацию пенсий, в целом повышение благосостояния населения. К числу значительных преимуществ нашей страны можно отнести наличие четко обозначенных и выверенных траекторий ее развития, как в среднесрочной перспективе, так и до 2030 года.

Накопленный потенциал в ближайшие годы будет использован для реализации крупных социальных проектов: масштабного строительства жилья, развития сельских территорий, модернизации образовательной сферы, повышения качества медицинского обслуживания, обеспечения его доступности для всех социальных слоев.

Дальнейшее развитие общества не исключает, а напротив, актуализирует вопрос о выделении злободневных проблем, которые могут стать препятствием на пути поступательного развития страны и сохранения стабильности.

Дискредитирована идея социальной справедливости. По данным официальной статистики, от 25 до 30% населения находится за чертой бедности (а по данным экспертов, эта цифра составляет более 50%, в сельской местности – до 90%). Доходы богатых превышают доходы бедных более чем в 10 раз. Среднемесячная зарплата работающих на сегодняшний день составляет 27 000 тенге, при этом в бюджетной сфере, а тем более в аграрном секторе, она намного ниже, что не может обеспечить основные жизненные потребности человека. Масштабы бедности, особенно в сельской местности, представляют реальную угрозу национальной безопасности.

Преодоление этих негативных тенденций потребует мобилизации всех ресурсов. Потенциала только центральных и местных органов управления явно недостаточно для достижения целей, обозначенных Президентом страны Н. А. Назарбаевым в обращении "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации".

Необходимы эффективные меры для консолидации общества, упрочения стабильности, сглаживания классовых противоречий. Серьезную роль в этом процессе могут и должны сыграть политические партии – наиболее развитые в РК к настоящему моменту институты гражданского общества.

Наличие масштабных задач, стоящих перед страной, способствовало решению о создании Аграрно-индустриального союза трудящихся, одобренному на съездах Аграрной и Гражданской партий.

Наша цель – в ближайшие два года создать предпосылки для формирования среднего класса, основу которого должны составить люди созидательного труда, работающие в аграрном и промышленном секторах экономики – рабочие, крестьяне, инженерно-технические работники, менеджеры агропромышленного комплекса и промышленных предприятий страны.

Ориентиры на 2005-2007 гг.:

– упрочение общественной стабильности посредством сближения позиций работодателей и наемных работников на базе социального партнерства;

– двукратное увеличение размера минимальной заработной платы, более чем двукратное его превышение над стоимостью реальной потребительской корзины;

– среднедушевой доход работающих должен составлять 300-350 долларов в месяц, что позволит людям реально участвовать в программе ипотечного кредитования жилья, создаст предпосылки формирования среднего класса;

– гарантированный уровень пенсий и пособий должен составлять 75-80% от минимальной заработной платы, для стимулирования демографического роста, размеры пособий по уходу за ребенком необходимо довести до 50% МЗП и на срок до 1,5 лет;

– предоставление работодателями социальных гарантий наемным работникам;

– предоставление государством пакета социальных гарантий (расходы на образование не менее 5% ВВП, на медицинское обслуживание – не менее 4% ВВП, затраты на социальное обеспечение, включая жилищное строительство – не менее 12-14% и расходы на НИОКР – не менее 1-1,5% ВВП, расходы на содержание объектов массовой культуры, особенно в сельской местности – не менее 1,5%).

Последовательная реализация намеченных целей позволит обеспечить экономическую эффективность и социальную справедливость, создаст предпосылки для формирования среднего класса, составляющего большую часть казахстанского народа. В этой связи в предлагаемой программе будут выделены особые акценты в следующих сферах:

В экономике: ориентация на эффективное использование ресурсно-производственного и научно-технологического потенциала страны, создание реальных предпосылок для структурной перестройки экономики, что создаст условия для завоевания Казахстаном достойного места в мировом сообществе. В этой связи предполагается качественное изменение проводимой экономической политики, ее переориентация на стимулирование роста совокупного спроса, в первую очередь платежеспособного спроса населения, что в свою очередь обеспечит рост малого и среднего бизнеса и создание новых рабочих мест.

В социальной сфере: ориентация на создание условий для приумножения человеческого капитала, что рассматривается нами как необходимое условие выхода и закрепления Казахстана на траектории устойчивого развития. В соответствии с этим особое внимание будет уделено вопросам обеспечения достойных условий жизнедеятельности казахстанцев, эффективной поддержке науки, образования, культуры.

В политике: ориентация на созидательную активность казахстанцев через развитие институтов гражданского общества (политических партий, НПО, местного самоуправления).

В идеологии: акцент на формировании национальной идеи, объединяющей все народы Казахстана и социальные слои общества. На первом этапе особое внимание будет направлено на формирование действенного института социального партнерства между государством, бизнесом и населением, между старшим и средним поколениями и молодежью. Это будет способствовать упрочению связей между различными социальными группами, придаст дополнительный импульс развитию общества и осознанию его этических ценностей.

2. РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Экономическая политика, направленная на создание условий устойчивого развития Казахстана, эффективного использования его природных ресурсов и человеческого капитала, подразумевает переход к новой экономической модели: от минимизации уровня инфляции и дефицита бюджета к стимулированию внутреннего совокупного спроса, в том числе и путем контролируемого дефицитного бюджетного финансирования. Повышение внутреннего совокупного спроса потребует принятия блока базисных социальных законов, направленных на рост платежеспособности населения.

А. Базисные законы:

1. Закон "Об основных минимальных социальных гарантиях"

Развитие национальной промышленности создает предпосылки социально ориентированной экономики. Успехи страны в этом секторе создали возможность для принятия следующих мер по обеспечению населения минимальными социальными гарантиями, включающими следующие пункты:

1.Среднее образование (бесплатность и единое качество для города и села). Доведение до стандартов Евросоюза.

2. Здравоохранение (перечень бесплатных услуг и единое качество для города и села). Доведение до стандартов Евросоюза.

3. Социальные пособия, пенсии, заработная плата с учетом территориальных и экологических коэффициентов. Уровень пенсий и пособий должен составлять 75-80% от среднемесячной заработной платы. Для стимулирования демографического роста размеры пособий по уходу за ребенком необходимо довести до 50% минимальной заработной платы и на срок до 1,5 лет.

4. Безопасность (охрана труда, экология, страхование от несчастных случаев, от стихийных бедствий и т.д.).

Конституцией РК определены права каждого гражданина республики на получение комплекса социальных услуг со стороны государства – право на образование, медицинское обслуживание, охрану здоровья, отдых и т.д. Вместе с тем объемы и качество предоставляемых государством услуг в целом недостаточны, резко дифференцируются в зависимости от того, где проживают люди – в городе или в сельской местности, в больших или малых городах.

Социальные нормативы в рамках данного законопроекта позволят гарантировать минимальный объем социальных услуг, которым будет обеспечен каждый гражданин страны, независимо от места проживания. Для этого необходимо перестроить межбюджетные отношения на новой основе, ввести формульную методику расчета социальных трансфертов между бюджетами разного уровня. Эти средства, в сочетании с частью природной ренты, направленной на социальные нужды, составят основу бюджетов органов местного самоуправления, что позволит более качественно и полно решать социальные проблемы развития населенных пунктов с учетом пожеланий местных жителей, которые более осведомлены о своих проблемах.

2. Закон "О минимальной заработной плате"

Этот законопроект должен стать главным инструментом для определения минимальных размеров пенсий, стипендий и пособий. Он законодательно устанавливает минимальный размер оплаты труда наемных работников независимо от формы собственности предприятий и организаций, в которых они работают. Законы о минимальной оплате труда действуют во многих странах и гарантируют рабочим и служащим достойную оплату, которая способна обеспечить их средствами существования на уровне минимальной потребительской корзины. Применяемый в настоящее время показатель МРП (минимальный расчетный показатель) является условным и не привязан к конкретным показателям уровня жизни. Замена МРП на величину минимальной заработной платы станет шагом вперед в повышении платежеспособного спроса населения. Размеры заработной платы в бюджетной сфере будут определены на основе единой тарифной сетки, действующей в настоящее время. Дифференциация заработной платы в других отраслях экономики – на основе реального вклада конкретного работника, конечного результата деятельности предприятия. Данный законопроект должен быть принят в увязке с изменением нормативно-правового акта, определяющего расчеты минимальной потребительской корзины. Новая потребительская корзина должна обеспечить расширенное воспроизводство рабочей силы и населения республики.

Она должна быть пересмотрена в сторону увеличения стоимости – удельный вес затрат на покупку продуктов питания не должен превышать 30%. Учитывая, что коэффициент семейности в нашей стране составляет 4,2, размер минимальной заработной платы должен обеспечить средствами проживания не менее 2 человек, что важно в свете требований демографического развития Казахстана.

Для этого необходимо, чтобы минимальная заработная плата превышала двукратную стоимость минимальной потребительской корзины. Размеры гарантированных пенсий и социальных пособий должны быть привязаны к размеру минимальной заработной платы. Размеры трудовых пенсий при достижении пенсионного возраста с учетом накапливаемой части и пенсий по инвалидности, назначенных в связи с профзаболеваниями или получением увечий на производстве, должны быть не менее 2/3 средней заработной платы, которую получали работники в предшествующий период в соответствии с пенсионным законодательством. Принятие данного законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в другие законы, регулирующие социальные и трудовые отношения в республике, в частности, в Кодекс о труде.

Следствием принятия этого закона должно стать повышение эффективности деятельности конкретных предприятий, стимулирование конкурентоспособности национальной экономики.

3. Закон "О природной ренте"

Разработка и принятие Закона "О природной ренте" рассматривается как принципиально важный шаг в реформировании отношений собственности и мобилизации внутренних источников финансирования устойчивого развития Республики Казахстан. В соответствии с Конституцией РК недра и природные ресурсы принадлежат всему казахстанскому народу. В этой связи природная рента, образующаяся в результате различий горно-геологических условий добычи полезных ископаемых, качества добываемого сырья, ограниченности плодородных земель и т.п., должна принадлежать владельцу этих ресурсов, то есть казахстанскому народу, а не присваиваться добывающими компаниями. В соответствии с этим изъятие природной ренты нужно рассматривать как восстановление прав собственности народа на природные ресурсы и получение рентного дохода за право использования природных ресурсов предпринимателями.

В настоящее время объем присваиваемой ренты только в нефтегазовом секторе составляет, по самым скромным оценкам, не менее 5-6% ВВП. Изъятие этой ренты в пользу общества могло бы существенно пополнить бюджет страны независимо от конъюнктуры цен на сырье на мировом рынке, повысить источники инвестирования национальной экономики, решить многочисленные социальные и экологические проблемы, восстановить государственную систему управления воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В соответствии с этим приоритетной задачей является решение проблемы собственности на природные ресурсы, оценки природных ресурсов, формирование механизма изъятия и использования природной ренты. Международная практика показывает, что изъятие ренты не ухудшает инвестиционный климат. Более того, эта мера выравнивает условия хозяйствования компаний, работающих на месторождениях разного качества. Изъятие природной ренты позволит без увеличения налогового бремени на производителей повысить доходы государства почти на 10 пунктов и довести их до 30-33% ВВП. Это даст возможность практически в 2 и более раза увеличить государственные расходы на социальные нужды и инвестиции в реальный сектор экономики, восстановить инвестиционную функцию государственного бюджета. Часть природной ренты, направленной на решение социальных проблем, будет распределена между отдельными регионами страны пропорционально численности населения.

Вместе со средствами, выделенными в рамках законопроекта "Об основных минимальных социальных гарантиях", они составят основу общественных финансов – бюджетов местного самоуправления.

Разработка и принятие Закона "О природной ренте" потребует проведения целого комплекса подготовительных работ, в том числе разработки концепции и законопроекта "О собственности", "О национальном имуществе", Кодекса "О недрах", а также внесения изменений в принятые Земельный, Лесной и Водный кодексы, пересмотра основных положений Налогового кодекса РК, а также Бюджетного кодекса. Принятие Закона "О природной ренте" позволит перейти от налогообложения доходов и прибыли от предпринимательской деятельности к рентному налогообложению. При этом существенно возрастут налоги на собственность, земельный налог, что будет способствовать не только росту государственных доходов, но и более рациональному использованию земельных участков и основных производственных фондов.

4. Закон "О местном самоуправлении"

Его принятие реализует права и обязанности каждого гражданина в решении социально-экономических проблем конкретной местности, на которой он проживает. Известно, что практически 80% проблем, с которыми сталкивается человек, связано с конкретным местом его проживания – вопросами благоустройства, жилья, дорог, водоснабжения, медицинского обслуживания, образования и т. д. В этой связи сами граждане лучше, чем чиновники знают, какие проблемы для них наиболее важны и как их нужно решать в интересах большинства жителей.

В этом направлении проделана большая работа по разграничению функций и полномочий между местными и государственными органами. Завершающим шагом должно стать создание органов местного самоуправления со своими бюджетами, достаточными для решения стоящих перед ними задач. Основу местных бюджетов могут составить часть природной ренты и местные налоги. Переход к рентному налогообложению существенно увеличит поступления в местный бюджет земельного налога, налога на собственность и имущество, которые относятся к местным налогам.

Важной статьей доходов могут стать налоги на прибыль малого предпринимательства, которое получит мощный импульс для своего развития в случае реализации предполагаемого экономического курса.

Принятие Закона "О местном самоуправлении" внесет существенные коррективы в систему органов управления республикой. В этой связи потребуется внесение изменений и дополнений в ряд действующих законов, которые регулируют деятельность местных органов управления. Бюджетный кодекс должен быть дополнен разделами, регулирующими формирование бюджетов органов местного самоуправления, сельских бюджетов и бюджетов малых городов.

Принципиальными являются вопросы о выборности глав органов местного самоуправления и регулирования взаимоотношений между местными государственными органами и органами местного самоуправления. Эти вопросы будут решены при разработке Концепции и программы формирования и становления местного самоуправления, которые станут основой законопроекта "О местном самоуправлении в Республике Казахстан".

В частности, возможен вариант найма главы органов местного самоуправления на контрактной основе, что позволит привлечь к этой работе профессиональных менеджеров. Для этого будет организована система обучения и подготовки муниципальных работников.

5. Закон "О национальных компаниях"

Национальные компании играют все увеличивающую роль в развитии экономики страны, определяют место Казахстана в международном разделении труда и дают значительные налоговые поступления в бюджет. Для повышения прозрачности и эффективности деятельности национальных компаний необходимо законодательно закрепить основные положения их управления и функционирования, формирования расходных статей бюджета национальных компаний в части ограничения административных расходов, спонсорской и иной непрофильной деятельности, определения нормы прибыли. Бюджеты национальных компаний должны стать составной частью республиканского бюджета и утверждаться Парламентом страны.

Для повышения конкурентоспособности национальных компаний на внешнем и внутреннем рынке и их устойчивости в свете присоединения к ВТО целесообразно в последующем разработать и принять законопроект "О финансово-промышленных группах Республики Казахстан", который будет регулировать их деятельность.

6. Закон "О Национальном фонде"

В настоящее время деятельность Национального фонда (НФ) регулируется Указом Президента Республики Казахстан и практически не подотчетна обществу. В соответствии с действующим бюджетным законодательством деятельность НФ направлена в основном на выполнение стабилизационной и сберегательной функции.

Мы считаем, что в условиях перехода на траекторию устойчивого развития этих функций недостаточно. Следует придать НФ инвестиционную функцию – инвестирование на возвратной основе крупных проектов с большим мультипликативным эффектом. Внесение изменений и дополнений в закон будет содействовать реализации стратегии индустриально-инновационного развития, повысит эффективность использования доходов страны от сырьевого сектора экономики, а также обеспечит прозрачность взаимоотношений добывающих компаний и Правительства страны, усилит их подконтрольность обществу.

Принятие законопроекта "О Национальном фонде" потребует внесения дополнений и изменений в Бюджетный кодекс. В частности, включение в бюджетную систему Национального фонда и других институтов развития, утверждение Парламентом консолидированного государственного бюджета позволит сконцентрировать государственные финансы на реализацию крупномасштабных проблем индустриально-инновационного развития, более быстрого и комплексного решения проблем повышения уровня жизни казахстанского народа, поддержки сельской местности и малых и средних городов страны.

Б. Специфика взаимодействия базисных законов

Усиление роли государства в экономике предполагает не только создание нормативно-правового поля, регулирующего экономическую деятельность, но и активное участие самого государства как субъекта хозяйствования в решении социально-экономических проблем.

Данные изменения позволят рационально согласовать разнонаправленные интересы государства, населения и хозяйствующих субъектов, сформировать эффективную национальную экономику, способную обеспечить достойный уровень жизни всего народа.

В настоящее время Казахстан располагает достаточными ресурсами для решения этих задач. Мобилизация ресурсов потребует принципиального изменения налогового законодательства: необходимость перехода от налогообложения доходов и прибыли к рентному налогообложению, т.е. изъятию в пользу общества природной ренты, которая образуется в добывающих отраслях промышленности и сельском хозяйстве. В большинстве стран мира рентные налоги и платежи составляют не менее трети всех бюджетных поступлений, а доля государственных доходов в ВВП этих стран достигает 32-35 и более процентов, т.е. в полтора раза выше, чем в Казахстане.

Мировая практика показывает, что рентное налогообложение выравнивает условия хозяйствования, способствует развитию конкуренции и внедрению нововведений. Изменение принципа налогообложения не приведет к увеличению налогового бремени, но повысит роль таких налогов, как налог на собственность, налог на землю и рентные платежи. В целом доходы государственного бюджета могут увеличиться с 20-22% до 30-33% ВВП. Важно также отметить, что улучшение налогового администрирования и сокращение масштабов теневой экономики до среднемировых стандартов может увеличить объем налоговых поступлений на несколько процентных пунктов – до 26-28% ВВП против 21-22% ВВП, собираемых в настоящее время.

По оценкам в республике ежегодно образуется свыше миллиарда долларов ренты, которую можно направить на решение социальных проблем и развитие перерабатывающих отраслей экономики. Направления использования природной ренты следующие: решение социальных проблем (развитие науки, образования и здравоохранения и т.д.), воспроизводство минерально-сырьевой базы, инвестиции в реальный сектор в рамках инновационно-индустриальной стратегии.

В соответствии с законопроектом "Об основных минимальных социальных гарантиях" часть природной ренты должна распределяться пропорционально численности населения каждого населенного пункта сверх бюджетных расходов на социальные нужды.

В целях модернизации производственного аппарата в рамках индустриально-инновационной стратегии государство должно содействовать проектам инфраструктурного характера и инвестиционным проектам, имеющим существенный мультипликативный эффект. Институты развития, которые созданы в республике, будут обеспечивать кредитование инвестиционных проектов предпринимателей. Источниками инвестирования станут внутренние сбережения – часть природной ренты, часть средств Национального фонда, а также средства институтов развития.

Низкий уровень жизни большей части населения является основным сдерживающим фактором роста экономики. Удельный вес заработной платы составляет около 30% ВВП, в то время как в развитых странах он занимает более 2/3 ВВП. Низкие денежные доходы абсолютного большинства населения страны обусловливают низкий платежеспособный спрос и узость внутреннего рынка, что сдерживает рост отраслей, которые работают на внутренний рынок.

Рост промышленного производства в рамках реализации стратегии индустриально-инновационного развития должен сопровождаться адекватным ростом доходов работников производственной сферы. Повышение заработной платы и доходов людей труда в реальном секторе создаст предпосылки для повышения зарплаты бюджетникам нижнего и среднего звена, по крайней мере, в два раза. Такой рост заработной платы теоретически может увеличить уровень инфляции на 4-5 пунктов, на практике рост инфляции будет существенно ниже.

Это связано с тем, что запасы розничной торговли (по данным статистики) позволят покрыть рост покупательской способности населения. Повышение платежеспособного спроса низкооплачиваемых слоев населения можно рассматривать как основной фактор роста малого и среднего бизнеса, так как они, как правило, ориентируются на потребление отечественных товаров, т.е. продукцию малого и среднего бизнеса. В настоящее же время трудности становления и развития малого бизнеса, несмотря на предпринимаемые меры, связаны не столько с тяжелым налоговым бременем, как принято считать, сколько с низким платежеспособным спросом населения. Повышение заработной платы бюджетникам почти в 2 раза увеличит платежеспособный спрос и станет более действенным стимулом для развития малого бизнеса, чем простое уменьшение налогового бремени.

Увеличение фонда оплаты труда бюджетников в 2 раза увеличит бюджетные расходы почти на 200 миллиардов тенге или на 3,8% ВВП, то есть теоретически уровень инфляции может вырасти на 3-4%, практически же инфляция увеличится не более чем на 1-2%, что можно рассматривать как вполне приемлемую цену двукратного роста платежеспособного спроса низкооплачиваемой части населения республики.

Для проведения активной политики доходов в других сферах экономики, в том числе и в негосударственном секторе, требуется принятие Закона "О минимальной заработной плате", предполагающего минимальный уровень оплаты труда наемных работников на всех предприятиях независимо от формы собственности. К размеру, к минимальной заработной плате будут привязаны, как уже отмечалось, размеры гарантированных государством минимальных пенсий, социальных пособий и других денежных выплат населению.

Рост денежных доходов населения в сочетании с принятием законопроектов "О минимальных социальных гарантиях", "О минимальной заработной плате" и снижении корпоративного налога на прибыль субъектов малого бизнеса до 15%, а также другими мерами в рамках поддержки малого предпринимательства будут способствовать более быстрому развитию малого бизнеса и снижению уровня безработицы в стране.

Размер минимальной заработной платы должен более чем в 2 раза превышать стоимость минимальной потребительской корзины, рассчитанной по научно обоснованным нормативам. Это предполагает принятие нормативно-правового акта, определяющего порядок расчета минимальной потребительской корзины, причем ее структура должна соответствовать общепринятым стандартам – доля затрат на приобретение продовольственных товаров не должна превышать 30% стоимости минимальной потребительской корзины.

Основными источниками финансирования предлагаемых мероприятий будут средства, полученные от изъятия природной ренты, от снижения ставок социального налога до 7-15%, а также рост поступлений дивидендов от государственных пакетов акций национальных компаний. Снижение ставок социального налога не окажет значительного влияния на объем бюджетных поступлений в целом – не более 1% ВВП. Это снижение с лихвой компенсируется индивидуальным подоходным налогом в связи с ростом заработной платы, а также ростом платежеспособного спроса населения и созданием условий для развития малого бизнеса.

В соответствии с предполагаемым экономическим курсом будут внесены существенные коррективы в отдельно принятые государственные программы. В первую очередь подлежат серьезной корректировке программы развития сельских территорий, развития малых и средних городов, поддержки малого предпринимательства и другие.

В этой связи предполагается разработка новой "Системы расселения населения Республики Казахстан" с учетом Генеральной схемы развития и размещения производительных сил страны, программы индустриально-инновационного развития, районирования и зонирования сельскохозяйственного производства.

Для оптимизации системы расселения населения важным является добровольность переселения коренных жителей в другие районы. В соответствии с законопроектом "Об основных минимальных социальных гарантиях" те лица, которые не захотят покидать малую родину, должны быть обеспечены социальными благами и услугами, гарантированными Конституцией Республики Казахстан.

Государство со своей стороны в лице местной власти (акимы сельских населенных пунктов и акимы районов) должно всемерно способствовать усилению кооперации мелких и средних сельхозтоваропроизводителей, расширению, как производства сельхозпродукции, так и ее первичной переработки на местах – непосредственно в крупных сельских населенных пунктах и малых городах. Средствами для этого должны стать меры по льготному налогообложения, поощрению инвестиций в аграрный сектор и созданию новых рабочих мест не только в сфере традиционного производства сельхозпродукции, но и во вновь создаваемых отраслях обеспечения агрокомплекса (сельхозмашиностроение, производство средств защиты растений и животных, производство оборудования для переработки сельхозпродукции и т.д.). Не прибегая к прямому субсидированию агропромышленного комплекса, государство должно оказывать поддержку селу, экономически стимулируя успешных товаропроизводителей на увеличение объемов производства и переработки сельхозпродукции. Стимулирующим фактором также может стать активное развитие программы страхования рисков сельхозтоваропроизводителей, а также внедрение государственной системы минимальных закупочных цен. При соблюдении этих подходов можно уверенно ожидать в ближайшие 5-7 лет удвоения объемов товарной продукции агропромышленного комплекса Казахстана.

Особое внимание следует уделить подготовке кадров для АПК. Необходимо воссоздать систему профтехобразования на базе существующих сельхозинститутов. В рамках программы развития малых и средних городов предприятия АПК необходимо разместить в этих городах. Для решения проблем занятости и повышения уровня жизни в малых городах главное внимание будет уделено развитию малого и среднего бизнеса. Рост платежеспособного населения, активная государственная поддержка экономики в целом и отраслей АПК позволит решить эту проблему.

Учитывая, что Казахстан является аграрно-индустриальной страной, будет разработан законопроект "Об агропромышленном комплексе Республики Казахстан", который рассматривается нами как законодательная база организации социального партнерства между промышленными предприятиями, крупными и средними городами, агрофирмами и мелкими сельхозтоваропроизводителями в целях формирования агропромышленных зон. Это позволит не только снизить уровень цен на сельскохозяйственное сырье и продукты питания для горожан за счет сокращения многочисленных посредников, но и повысить культуру ведения сельского хозяйства в целом, сформировать устойчивые связи между производителями и потребителями сельскохозяйственной продукции на долгосрочной и взаимовыгодной основе.

В реализации новой экономической политики главным становится координация взаимодействий государства, бизнеса и населения. В рамках настоящей программы эти субъекты выступают как равные партнеры, их усилия должны быть направлены на приоритетное развитие реального сектора экономики, что в свою очередь создаст предпосылки максимального роста использования интеллектуальных ресурсов, достижений научно-технического прогресса, повсеместного внедрения высоких технологий.

Будущее страны зависит от того, насколько твердо встанет на ноги отечественный производитель, от его конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, нацеленности на преодоление сырьевой направленности экономики страны.

Аграрно-индустриальный союз партий выражает интересы всех трудящихся в реальном секторе экономики, для реализации провозглашенной политики готов к сотрудничеству со всеми здоровыми силами общества, чтобы к 2007 году всем вместе вывести страну на путь устойчивого развития.

3. СОЦИАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ

Успешный выход на траекторию устойчивого развития, диверсификация экономики, реформирование аграрного сектора и возрождение АПК, рост совокупного спроса имеют своей целью достижение новых стандартов жизни каждого казахстанца. Целью является человек!

Проблемы жизни и развития человека не решаются только через экономические достижения. В современных условиях эти проблемы носят ярко выраженный этический характер. Даже самая экономически эффективная система – это не обязательно хорошее или нравственное общество. Ибо критерии впрямую связаны с целями развития этого общества. Разум может сказать нам, к каким результатам приведут те или иные действия, но он не может сказать, к чему надо стремиться (Пуанкаре). Мораль может подсказать, какую цель мы должны преследовать, все остальное – нахождение средств для ее достижения. Цель развития не лежит непосредственно в сфере экономических отношений, она привносится туда из сферы этических представлений и нравственных истин. Поэтому в современных условиях экономического роста возникает необходимость согласования экономических преобразований с этическими представлениями о справедливости. Это означает, что параллельно должно происходить сглаживание противоречий в обществе за счет внедрения социальных новаций, направленных на сотрудничество трех основных субъектов: государства, бизнеса и населения. Это тот случай, когда этические представления общества, связанные с его основными целями, должны оказать благотворное влияние на ход экономического развития и социально-экономические общественные связи путем осуществления социального партнерства. Что послужит первым существенным шагом на пути к национальной идее.

Государство является выразителем этических ценностей общества. Его основной задачей является осуществление принципов социальной справедливости. Активизация роли государства в экономических и социальных процессах основана на том, что оно выступает важнейшим этическим регулятором экономики, у него есть высшие интересы, благородные цели, среди которых важнейшая цель – обеспечение счастья народа и его благосостояния. Реализуя свои партнерские качества, государство осуществляет целенаправленную социальную политику по созданию новых жизненных стандартов, мобилизует население на активное участие в реформах, в выборном процессе, оптимизирует взаимоотношения бюрократии и граждан, выступает арбитром при возникновении противоречий. Партнерство предполагает равенство сторон, добровольность и взаимную выгоду. Одним из примеров партнерства государства и бизнеса могла бы послужить организация вокруг крупных городов продовольственных зон, целью которой является обеспечение дешевым продовольствием горожан круглый год. Для этого городская администрация заключает договора с агрообъединениями и крестьянскими хозяйствами на поставку сельхозпродукции и организует в малых городах и сельских населенных пунктах сеть предприятий по переработке, хранению и сбыту с привлечением малого и среднего бизнеса на основе спецкредитов. Крупные хранилища и перерабатывающие предприятия могут организовываться на лизинговой основе. Все это приведет к исключению посредников и снижению цен на продовольствие. Крестьяне получат возможность сдавать свою продукцию в переработку либо на хранение по более оптимальным ценам, обеспечивающим для них возможность ведения рентабельного хозяйства. Городская торговая сеть, рынки получат товар из первых рук на плановой основе заказов, что усилит гарантии сельхозпроизводителей и повысит занятость на селе. Учитывая тип сложившихся экономических отношений, город может предоставлять своим партнерам средства для приобретения ГСМ, проведения капитального или текущего ремонта сельхозтехники в счет будущих поставок продовольствия. То же самое могут делать крупные градообразующие предприятия.

Бизнес в рамках социального партнерства при наличии поощряющих условий со стороны государства должен проявить социальную ответственность перед обществом, заботясь о приумножении человеческого капитала. В результате чего ответственные действия крупных предпринимателей в сфере социально ориентированных инициатив приобретут значение этических поступков и получат моральное одобрение всего общества. Интересы бизнеса могут и должны быть увязаны с интересами государства и общества. Учитывая развитие процесса интеграции в рамках партнерства промышленности и сельского хозяйства, необходимо всячески стимулировать инвестиции в развитие продовольственных зон со стороны крупных предпринимателей по созданию предприятий по производству продукции сельхозназначения, сервисного обслуживания сельхозтехники, МТС, хранению, сбыту и применению ядохимикатов и удобрений. Плановая организация спроса крупных городов на продовольствие, активизация малого и среднего бизнеса в продовольственных зонах, инвестиции крупных предпринимателей в сельхозмашиностроение и производство товаров для нужд сельского хозяйства – все это проявления партнерских отношений, которые объединены идеей скорейшего улучшения жизни населения.

Крупные предприятия также должны взять на себя организацию подготовки кадров для сельского хозяйства с учетом роста занятости в продовольственных зонах.

Крупный бизнес должен содействовать восстановлению инфраструктуры учреждений культуры в сельской местности, которые всегда являлись частью социальных гарантий.

В решении жилищных проблем крупные предприятия и агрообъединения должны возродить практику строительства ведомственного жилья, ведомственных детских садов и поликлиник. При этом их необходимо стимулировать отнесением затрат строительства на вычеты.

Население является объектом социальной политики и субъектом партнерства. Целью политики государства, а также социальных новаций является достойная жизнь каждого казахстанца. Каждый гражданин нашей страны – полноправный совладелец государства. Его целью является не иждивенчество и пассивное ожидание подачек, а активная позиция, участие в политической жизни и в экономических реформах. Выступая партнером государства, каждый должен проявить желание учиться, желание работать, желание развиваться. Только тогда создание новых рабочих мест, повышение зарплаты и рост совокупного спроса дадут желаемые результаты.

Особенно важны взаимоотношения между поколениями, в которых ответственность за будущее нации, лежащая на старшем поколении, должна реализоваться в партнерских отношениях "отцов и детей". Воспроизводство человеческого капитала должно происходить в атмосфере общих этических ценностей, обеспечивать преемственность традиций как пришедших из глубины веков, так и сформировавшихся в условиях новых экономических отношений. Комплекс государственных программ по различным направлениям особо должен учитывать молодежную проблематику. Формирование гармоничной личности, этически и духовно развитой – такова цель, обеспечение достатка и достойных условий – это средства.

Формы партнерства могут быть самыми разнообразными, главное – построение нового типа социально-экономических взаимоотношений с учетом этических ценностей общества.

Социальное партнерство – это не просто гуманитарная идея, это способ упорядочения отношений между работодателями и наемными работниками в целях приумножения роста человеческого капитала, создания эффективной экономики, социально ориентированного государства. Работодатели могут и должны создать условия для роста человеческого капитала своих работников посредством предоставления жилья, профессионально-технического образования, условий карьерного роста, сохранения здоровья, возможности участия в управлении производственными процессами. Принципом таких взаимоотношений должна стать солидарность. Сопричастность каждого общему делу. Одним из проявлений этого может стать система пожизненного найма, когда коллектив цементируется отношениями патернализма, сочетающего субординацию с отеческой заботой. Сейчас необходимо понимание работодателей, что построение конкурентоспособного Казахстана предполагает переориентацию с непродуктивной эксплуатации на полноценное использование творческого человеческого потенциала. Однако идея социального партнерства не ограничивается только взаимоотношениями работника и работодателя, исключительно высока здесь роль отраслевых профсоюзов. В новых условиях справедливость партнерских соглашений может быть достигнута только с участием профсоюзов всех уровней. Партнерство должно быть перенесено в сферу взаимодействия партий и политических движений, общественных и неправительственных организаций, наций и народностей, различных социальных классов, государства и человека. Идея евразийства станет более понятной каждому казахстанцу, когда дух партнерства будет преобладать внутри самого общества, и открытость миру станет естественной потребностью. Это новая атмосфера, это изменение общественного сознания в сторону взаимопонимания, сочетания интересов и ведения диалога.

Учитывая масштабность и серьезность поставленных задач необходимо опираться на все общество, но, прежде всего, на рабочих и крестьян, инициированных на строительство гражданского общества через идею социального партнерства. Наступил этап преодоления дикого капитализма, необходимы цивилизованные условия развития, построенные на этических принципах сочетания интересов. Именно такие принципы должны занять достойное место в формировании национальной идеи Казахстана, доступной и близкой каждому гражданину страны.

4. СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КУРСА

А. Политическое сопровождение

В рамках обозначенной руководством страны программы политической модернизации должны стать:

– укрепление средств массовой информации и гарантий свободы слова;

– поддержка неправительственных организаций, выделение государственного социального заказа на предоставляемые ими услуги;

– становление местного самоуправления граждан;

– социальная ответственность предпринимателей, повышение роли профсоюзов.

НПО

В целях поддержки неправительственных организаций АИСТ намерен способствовать формированию пакета социальных заказов государства неправительственным организациям. Для этого необходимо разработать законопроект "О социальном заказе".

Для повышения статуса НПО как на государственном, так и местном уровнях, предполагается внести изменения и дополнения в закон "О НПО", направленные на облегчение доступа общественных организаций и объединений к участию общественно значимых проблем, их привлечению к разработке и экспертизе местных бюджетов, программ развития и законопроектов.

СМИ

Перейти к практике общественного регулирования деятельности СМИ, когда основным рычагом воздействия являются не столько государственные органы, сколько гражданские институты, оценивающие работу СМИ с точки зрения общественных ценностей и национальных устоев.

Разработать "Концепцию общественного регулирования СМИ", придать гласный характер работе тендерной комиссии по распределению теле-радиочастот.

Местное самоуправление

Разработать "Концепцию местного самоуправления и его взаимодействия с органами государственной власти", "Концепцию фискальной (бюджетной) децентрализации и межбюджетных отношений", а также законопроект "О местном самоуправлении". Законодательство по данной тематике должно включать вопросы компетенции органов местного самоуправления, порядок их формирования и отчетности, финансовой и материальной базы, а также взаимоотношений с вышестоящими государственными органами.

Маслихаты

Расширить полномочия маслихатов по формированию и осуществлению контроля за исполнением бюджета и программ развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечению прав и законных интересов граждан. Законодательно установить оптимальную численность депутатов маслихатов, предоставить депутатам правовые и социальные гарантии деятельности, включая статус депутатской неприкосновенности. Создать необходимые условия для деятельности в маслихатах фракций (депутатских групп) политических партий. Ввести должность председателя маслихата с наделением соответствующих полномочий. Предусмотреть работу на постоянной основе председателей маслихатов, председателей постоянных комиссий и руководителей депутатских фракций, а также штатного персонала.

Политические партии

Установить, что лидеры официально зарегистрированных партийных групп депутатов в местных маслихатах являются освобожденными должностными лицами соответствующих маслихатов, внести соответствующие изменения в регламенты маслихатов и Закон "О местном государственном управлении в РК".

Законодательно закрепить статус руководителя фракции политической партии, преодолевшей 7-процентный барьер на последних парламентских выборах, в качестве заместителя председателя Мажилиса (или Сената) Парламента РК; внести соответствующие изменения в Конституционный закон РК "О Парламенте РК" и "О местном государственном управлении в РК".

Разработать изменения и дополнения к Закону РК "О государственной службе", предусматривающие участие политических партий в формировании резерва кадров на руководящие должности в исполнительных органах власти, как на государственном, так и на местном уровнях по итогам парламентских выборов. Определить порядок оформления, выдвижения и рассмотрения кандидатур от политических партий на конкретные должности.

Работодатели, профсоюзы, население

Разработать Кодекс предпринимателя, в котором будут определены границы социальной ответственности работодателей и профсоюзов, возможности защиты прав наемных работников, повышение роли профсоюзов в обеспечении социального партнерства.

Разработать законопроект "Договор о социальном партнерстве между государством, бизнес-структурами и населением". Население в данном случае будет представлено органами местного самоуправления как представителей и выразителей реальных интересов людей.

Б. Cоциально-экономическое сопровождение

Основные меры:

– Разработка и принятие пакета законов: "Об основных минимальных социальных гарантиях", "О минимальной заработной плате", "О природной ренте", "О национальных компаниях", "О национальном фонде" (изменения и дополнения), "Об аграрно-промышленном комплексе", "О финансово-промышленных группах", "Кодекс о труде".

– Разработка прогнозно-плановых документов: "Схема развития и размещения производительных республики Казахстан, его отраслей и регионов", "Система расселения населения", "Система зонирования сельскохозяйственного производства", секторальных, отраслевых и территориальных программ.

Внедрение современных стандартов качества на отечественных предприятиях, международной сертификации продукции казахстанских производителей. Защита их интересов перед компаниями, действующими в нефтедобывающей и горно-металлургической отраслях.

– Ориентирование отечественных предприятий на сотрудничество с компаниями ведущих отраслей, включение в договора с иностранными партнерами требований об обязательном привлечении казахстанских производителей оборудования, материалов, товаров и услуг, содействие в повышении качества и международной сертификации продукции казахстанских предприятий.

– Привлечение транснациональных компаний-лидеров в области информатики, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, строительства для создания дочерних предприятий на казахстанской базе в традиционных промышленных центрах республики.

– Совершенствование финансово-кредитной системы, обеспечивающее доступность к кредитам субъектов предпринимательства. Приведение в соответствие с темпами инфляции процентных ставок по кредитам, пересмотр нормативных документов Национального банка в сторону уменьшения пруденциальных нормативов.

– Создание условий для развития небанковских финансовых институтов: лизинговые центры, кредитные товарищества (в том числе микрокредитные), паевые инвестиционные фонды и т.д.

– Постепенный переход финансирования от банковских кредитов к привлечению акционерного капитала. Развитие акционерных обществ, защита прав мелких акционеров. Пересмотр нормативов в отношении брокерских контор с целью включения накоплений населения в фондовый рынок.

– Внесение в Налоговый кодекс пунктов по снижению ставок социального налога до 7-15%, снижению ставок корпоративного налога на малый бизнес – до 15%, внести налог по изъятию природной ренты, по упрощению процесса налогообложения, предоставлению налоговых льгот и преференций начинающим предпринимателям, а также по реализации инвестиционных проектов.

– Увеличение размеров микрокредитования, в частности для сельскохозяйственных производителей – не менее 5000 долларов.

– Формирование нормативно-правовой базы привлечения денежных ресурсов финансовых институтов (пенсионных фондов и страховых компаний) в производственные инвестиционные проекты.

– Введение налоговых преференций, поощряющих технологическое развитие реального сектора экономики. Увеличить объемы ремонтных затрат, относимых на вычет с 15% до 25-30% стоимостного баланса групп.

– Возрождение системы Гостехнадзора в промышленной отрасли.

– Введение в практику ускоренной амортизации, обеспечивающей списание стоимости основных фондов в размере 80-100% в течение 2-3 лет, налоговое кредитование расширения производства, прироста НИОКР, организации венчурного бизнеса, затрат на повышение профессионального уровня персонала, стимулирование инвестиций капитала за счет вычетов сумм вложений в дочерние фирмы и новые производства, включая филиалы за границей.

– Внедрение практики передачи в лизинг созданных государством предприятий по переработке сельхозпродукции.

– Усиление направленности трудового законодательства на ограничение ввоза иностранной рабочей силы.

– Содействие внутренней трудовой миграции из регионов с избыточными трудовыми ресурсами к новым промышленным центрам с учетом вахтовых методов.

– Совершенствование тарифного регулирования (тарифы естественных монополий) в сфере коммунальных услуг. Методика тарифного регулирования субъектов естественных монополий должна исключать возможность включения в тарифы всех непроизводственных расходов.

– Разработка государственной программы "Сельские мигранты", в которой предусмотреть строительство общежитий для сельских мигрантов в городах, ежегодное строительство для них 100-квартирного дома в каждом областном центре и городах областного значения. Создание центров адаптации для сельской молодежи.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Счастье – это территория личностного отношения к жизни. Достойную жизнь заслуживает каждый гражданин нашей страны. Ее параметры просты: здоровье, семья, работа, безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Что еще нужно для счастья? Хороший дом, хорошая жена, хорошая зарплата. Надолго. Надо дать человеку возможность самому решать, как жить дальше. Дальше, когда у него есть все, что называется достойным минимумом. Чтобы получить правильный результат, надо сделать правильный выбор.

Призываем всех казахстанцев присоединиться к нашей программе здравого смысла и прагматичного результата. Сжатые сроки, мобилизация всех сословий на партнерство, качественная эволюция общественного сознания.

Предлагаемые новации носят объективный характер и вызваны к жизни временем. Интересы государства должны лежать в сфере интересов человека, а не над ними.

Аграрно-индустриальный союз трудящихся нацелен на поддержку руководства страны в его стремлении сделать Казахстан одной из процветающих стран мира. Равнодушие и безучастность, а также ситуация, когда все происходило помимо воли каждого казахстанца, должны уйти в прошлое. Теперь надо выбирать! Ваш ответственный выбор – ваша достойная жизнь. Уже через 2 года!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ни одно государство не может жить и развиваться без своего Основного Закона 31.08.2004
Казахстан озабочен "перекосами" в деятельности ОБСЕ 31.08.2004
За кого же голосовать 31.08.2004
Об одномандатных округах 31.08.2004
Агенты влияния 31.08.2004
Гражданин начальник 31.08.2004
Рабочий график главы государства 30.08.2004
Конституция мира, созидания и прогресса 30.08.2004
В Правительстве обсужден проект Программы экономической политики на 2004-2010 годы 30.08.2004
Первоначальные шаги в рамках политической реформы Казахстана будут видны уже в сентябре 30.08.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz