NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 18:31 ast
16:31 msk

Конституция мира, созидания и прогресса
И.Рогов: Самым главным нашим результатом является преодоление кризиса государственной власти, поразившего страну в первые годы независимости, и завершение строительства новой государственности
30.08.2004 / политика и общество

Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета Республики Казахстан

"Казахстанская правда", 28 августа

Конституция потому есть наш Основной Закон, что он является высшим правовым отражением закономерностей развития казахстанского общества. И сегодня, в девятую предъюбилейную годовщину Конституции, видимо, можно подвести некоторые предварительные итоги этого развития. Полагаем, что самым главным нашим результатом является преодоление кризиса государственной власти, поразившего страну в первые годы независимости, и завершение строительства новой государственности. Мы считаем это самым главным потому, что экономические и социальные кризисы, всплеск преступности, финансовые и прочие катаклизмы теоретически и, как показывает опыт, практически преодолимы. Что же касается кризиса государственности, то он чрезвычайно опасен угрозой развала государства, который, как свидетельствует история человечества, необратим.

Единственным источником государственной власти является народ Казахстана, который, будучи объединенным, как это сказано в преамбуле Основного Закона, общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принял Конституцию Республики Казахстан.

Все, чего мы добились за эти годы, было сделано в соответствии с буквой и духом Конституции. Созданы современные государственный механизм и правовая система, заложен фундамент эффективной экономики, обеспечиваются права и свободы человека, конкуренция и политический плюрализм. Наконец, незыблемы наши главные блага - мир и согласие.

В статье первой Конституции Республика Казахстан провозглашена демократическим, светским, правовым и социальным государством. В литературе эту норму нередко называют "нормой-целью", справедливо полагая, что конституционная демократия - не констатация факта, не реальный результат, а перспективная цель движения. Между тем сегодня с полной уверенностью мы можем говорить, что основы демократического конституционного строя, правового и социального государства уже созданы. Что касается светского характера нашей государственности, то он никогда ни у кого и не вызывал сомнений.

Республиканская форма правления и унитарная целостность Казахстана, единство непосредственной и представительной демократии, права и свободы человека и гражданина, частная собственность и право ее наследования, многопартийность, стабильность и развитие на благо всех - вот те провозглашенные и зафиксированные в Конституции ценности, которые отвечают нашим долговременным потребностям и историческим тенденциям.

Уважение принципов и норм международного права Республикой Казахстан, как записано в статье 8 Конституции, означает, что наша миролюбивая страна сотрудничает с другими государствами на основе признания суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга. Приоритетным для государств в системе актов международного права является Устав ООН, гарантирующий им суверенное равенство и территориальную целостность. Сегодня много говорится о глобализме. Глобализм, на наш взгляд, не должен ущемлять суверенитет государств и препятствовать росту молодых демократий. Конституция позволяет нам не раствориться в далеко еще не совершенном, противоречивом мире и быть конкурентоспособной страной.

С этих позиций Казахстан сегодня выступает локомотивом интеграции государств на Евразийском пространстве. Республика играет видную роль в мировой политике, в борьбе с терроризмом и сепаратизмом, с международной преступностью. Казахстан в ООН, ОБСЕ, в ШОС и СВМДА неизменно выступает за утверждение универсальных принципов современного международного права, позволяющих сохранять уникальность национальных государств.

Основы конституционного строя республики, нормы о правах и свободах человека и гражданина закреплены Конституцией Казахстана в соответствии со стандартами основополагающих документов международного права.

Статья 2 Конституции гласит: "Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории". При этом человек, его жизнь, права и свободы, согласно Конституции, являются для республики "высшими ценностями". Отсюда логичным видится присоединение Казахстана в конце прошлого года к международным пактам о правах человека.

Постулат Конституции о приоритете прав и свобод человека будет всегда для нас верен, если мы не будем забывать, что многие принципы, на которых базируется западное общество, исходят из идеологии индивидуализма, ценности личности как таковой. Между тем нельзя не учитывать ментальности народов большинства стран постсоветского пространства, для которых традиционным, можно сказать, генетически укорененным всегда был коллективизм, уходящий своими корнями в общинное правосознание и проявляющийся, в частности, в тяготении к государственному, персонифицированному патернализму. Он формировался под воздействием многовековой истории государства и права на Евразийском континенте, в том числе и советского периода. И для оптимального соотношения прав человека и национальной безопасности баланс проявлений индивидуализма и коллективизма в нашем обществе имеет узловое значение. Именно поэтому, как неоднократно отмечал Глава нашего государства, необходима гармонизация личных, общественных и государственных интересов. Это становится тем более очевидным на фоне принятых после 11 сентября 2001 года в США и ряде западноевропейских стран законодательных актов, существенно расширяющих права спецслужб в целях борьбы с терроризмом и отдающих приоритет защите общенациональных интересов. Может ли наша страна игнорировать такие тенденции? Видимо, нет. Но весьма важно не переступить ту черту в ограничении прав человека, за которой наступает уже отрицание самих прав. Этого не произойдет, если мы будем помнить о том, во имя чего и кого производятся такие ограничения.

С естественным правом человека на жизнь, свободу и собственность неразрывны столь же естественные его обязанности уважать Конституцию, принятую народом Казахстана, почитать государственные институты, исправно платить налоги и защищать в случае необходимости Отечество. Индивидуальность раскрывается не иначе как через социальность. Человеком становятся в своем Отечестве, став Гражданином! Не случайно раздел II Конституции назван "Человек и гражданин", ибо одно неразрывно с другим как общее гуманистическое с конкретным юридическим.

Признавая идеологическое и политическое многообразие, Конституция дает гражданину право участвовать в политической жизни общества. Она предоставляет возможность осуществлять свои политические и социальные интересы через многочисленные общественные объединения, политические партии и неправительственные организации.

Свобода убеждений и мнений - исходные признаки гражданского общества. Нельзя забывать, что нарушение положений Конституции о свободе слова и о праве каждого на получение объективной информации может свести к нулю все наши достижения на пути демократизации. Недавнее признание Конституционным советом Закона "О средствах массовой информации" несоответствующим Конституции и принятие Главой государства известного решения служит убедительным примером наличия в стране надежных механизмов, обеспечивающих защиту свободы слова.

Говорят, что политика - это борьба интересов. Конституция же выступает тем сводом правил, который делает эту борьбу легитимной. И всякое нарушение конституционных норм выводит политическую партию, государственного или общественного деятеля за пределы правового поля.

Казахстан - страна восходящей демократии. А демократия немыслима без законности. Демократическое государство не может быть не правовым. За годы независимости Казахстан, безусловно, серьезно продвинулся к достижению этой цели. Но правовым государство становится лишь в случае, если само общество является таковым. Для того чтобы и государство, и общество могли называться правовыми, необходимы как минимум три условия: современное качественное законодательство, адекватное ему правоприменение и надлежащее правовое сознание. Многое уже сделано по всем трем направлениям. Конституция, обладая верховенством и прямым действием на территории страны, не подменяет систему действующего права. Положения и нормы Основного Закона реализуются также через соответствующее его букве и духу многоотраслевое законодательство. Новым этапом более полной реализации положений и норм Конституции стала Концепция правовой политики, одобренная Президентом страны.

Но многое еще предстоит сделать для преодоления, в частности, лоббирования групповых интересов в ущерб общественным и государственным при принятии нормативных правовых актов, обеспечения законности в деятельности государственных структур и реального доступа граждан к правосудию, массового юридического воспитания. При этом правовое воспитание должно распространяться не только на рядовых граждан, но в первую очередь, как ни парадоксально это звучит, на представителей власти. Всякие попытки со стороны последних создавать "под себя" удобное право должны жестко пресекаться. Только при наличии единства массового правосознания и правосознания власти можно констатировать завершение строительства правового государства.

Включение в Основной Закон страны принципа социального государства - это не ностальгия по коммунистическому прошлому. В конституциях Испании, Франции, Германии, Турции он также закреплен и подразумевает проведение такой социальной политики, которая создавала бы для всех членов общества равные возможности, обеспечивая для каждого достойный в современном понимании уровень жизни, с соответствующими гарантиями в случаях безработицы, болезни, старости, инвалидности, потери кормильца и пр. Исходя из таких критериев далеко не каждое государство, в том числе и Казахстан, можно отнести к социальному в полном смысле этого слова.

Между тем развитие национальной экономики в последние годы добавляет уверенности и оптимизма гражданам страны. Наблюдается устойчивый рост ВВП. Президент Республики Н. Назарбаев ставит задачу к 2015 году увеличить ВВП в 3,5 раза. Достижение и сохранение максимально высоких темпов экономического роста - приоритет посланий Главы Государства народу Казахстана.

Экономика Казахстана развивается в соответствии с конституционными принципами признания и равенства государственной и частной собственности, пользования собственностью во благо общества и свободы предпринимательства. Государство сегодня в состоянии эффективнее, чем прежде, решать такие социальные вопросы, как медицинское обслуживание и образование, масштабное жилищное строительство, увеличение размера заработной платы и социальных выплат, снижение налогового бремени с граждан и предпринимателей. Все заметнее становится стремление государства восполнять издержки рынка.

Абсолютно бесспорно, что реализация принципа социального государства возможна лишь при наличии соответствующей материально-технической базы. Вместе с тем сегодня очевидны необходимость установления более четких законодательных ограничений на проведение таких социально-экономических реформ, которые нарушают конституционные права граждан. Иными словами, все направления деятельности государственного аппарата, в том числе и социально-экономическое, должны сверяться с буквой и духом Конституции.

Любое государство обеспечивает социально-экономические права человека в пределах своих реальных возможностей и не какому-то отдельному человеку или группе лиц, а всем, прежде всего как гражданам страны. Не случайно в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека не иначе как в соответствии с Конституцией (см. п. 1 ст. 12), т. е. так, как они понимаются и закреплены ею. Относиться к другому как к равному себе в правах человеку, причем независимо от его материального достатка или должностного положения, - непреложное требование Конституции, которое наряду с прочим определяет психологический климат в обществе.

Настроения в обществе и политическая активность могут меняться достаточно часто. Но значит ли это, что каждый раз нужно поправлять или, тем более, менять действующую Конституцию? Думается, нет. Кого-то всегда будет что-то не устраивать в "общих правилах игры". Да и совершенных конституций нет и быть не может. Критика нашей Конституции, считаю, в большей степени связана с проблемами ее исполнения. Нестабильность Основного Закона может привести к эрозии всей правовой системы. Поэтому важно давать правильную оценку характеру происходящих изменений в обществе, соотнося ее со стратегическим курсом и потребностями страны. И делать это не раньше, и не позже, а когда необходимо. Во многом это зависит от конституционного правосознания депутатов Парламента, лидеров политических партий и, конечно, от политической прозорливости и воли Главы государства как гаранта Конституции.

Гарант Конституции - это не только тот, кто вправе вводить в стране чрезвычайное положение, когда это необходимо для защиты конституционного строя. Несомненно, это и тот, кто вправе решать вопрос об изменениях и дополнениях Конституции на республиканском референдуме или в Парламенте. Такой принципиальный порядок установлен для того, чтобы ни одна партия или социальная группа, ни одна ветвь государственной власти не могли по собственному усмотрению изменить Конституцию, принятую народом Казахстана. "Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан" - гласит пункт 3 статьи 3 Конституции.

Любые коррекции норм Конституции должны быть, считаю, свободны от стремления отдельных сил принимать сиюминутные решения "под действующих политических игроков". Быть не в ущерб ее концепции и другим конституционным положениям и нормам, отвечающим историческому вектору развития. Потребность казахстанского общества в устойчивом продвижении к стратегическим целям 2030 года диктует законодателям и гражданам республики императив бережного и уважительного отношения к конституционной материи.

Емкость конституционных ценностей, конечно, не исключает возможности "точечных" изменений и дополнений норм Конституции, в том числе усиливающих парламентаризм и расширяющих представительную демократию. Отсюда вполне логичны известные инициативы Главы государства, выдвинутые им на VII, внеочередном, съезде партии "Отан". Это новеллы по увеличению количественного и качественного состава палат Парламента, расширению контрольных возможностей Счетного комитета и полномочий Сената и Мажилиса по его формированию, изменению схемы формирования Центризбиркома с участием в этом верхней палаты, наделению Парламента более широкими контрольными полномочиями. Наконец, Президент республики поручил проработать вопрос о формировании Правительства через механизм парламентского большинства, что неизбежно приведет к усилению ответственности Правительства перед Парламентом страны, а значит, и перед народом Казахстана, а также о повышении авторитета и усилении возможностей Конституционного совета РК.

В этой связи нельзя не сказать об особой роли Конституционного совета в обеспечении стабильности Конституции. Конституционный совет в пределах своей компетенции осуществляет контроль над соблюдением конституционной законности как законодателем, так и опосредованно (через рассмотрение обращений судов) правоприменителем. Путем нормативной интерпретации конституционных ценностей, осмыслением их глубинной сути в преломлении изменяющейся социальной действительности совет, можно сказать, развивает Конституцию в соответствии с ее принципами и духом. В результате, раскрывая и проявляя свои внутренние качества и свойства, Конституция при неизменности ее текста постоянно актуализируется и действует "в режиме настоящего времени".

Однако, несмотря ни на какие "точечные" поправки и интерпретации конституционных норм, "контрольный пакет власти" в государстве, убежден, должен оставаться у Главы государства, как то и предписывает Конституция.

При наличии таких объективных факторов, как транзитность и определенная неустойчивость экономики, отсутствие у населения прочных демократических традиций, полиэтничность и поликонфессиональность общества, институт Президента республики, как справедливо отмечается в литературе, представляет собой центральный магнит, консолидирующий общество, аккумулирующий многообразные групповые интересы, цементирующий государство, вырабатывающий для страны единую стратегию и претворяющий ее в жизнь.

Попытки ослабления института президентства в такой стране, как Казахстан, входящей в десятку крупнейших и многонациональных стран мира, расположенной на стыке разных цивилизаций и окруженной несколькими ядерными державами, считаю, чреваты непредсказуемостью последствий для сохранения территориальной целостности и межнационального согласия в нашем общем доме.

Недопустимость на территории Казахстана каких-либо национальных или политических автономий, наличие действующего на основе Конституции Президента всех казахстанцев - есть то общее для нас благо, от которого зависит главное в жизни каждого - мир, национальное равноправие и воплощение надежд. Не случайно, установленные Конституцией (п. 2 ст. 91) унитарная целостность государства Казахстан и форма правления республики "не могут быть изменены" ни при каких обстоятельствах.

* * *

Народ Казахстана сумел преодолеть многие трудности и лишения постсоветского периода. Глобальные изменения произошли как в стране в целом, так и на личностном уровне каждого казахстанца. Конституция, принятая нами как общественный договор девять лет назад, дает каждому из нас ощущение идентичности со своим государством. Защищенность и благополучие граждан рождают патриотизм. Верховенство Конституции на всей территории есть юридическое выражение суверенитета республики и гарантия полноправия Казахстана в мировом сообществе государств и солидарных наций.

Пройдут годы, будут меняться политическая конфигурация в стране и международная обстановка, но эта Конституция останется в истории Конституцией Назарбаева - Конституцией мира, созидания и прогресса!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ни одно государство не может жить и развиваться без своего Основного Закона 31.08.2004
Казахстан озабочен "перекосами" в деятельности ОБСЕ 31.08.2004
За кого же голосовать 31.08.2004
Об одномандатных округах 31.08.2004
Агенты влияния 31.08.2004
Гражданин начальник 31.08.2004
Рабочий график главы государства 30.08.2004
Конституция мира, созидания и прогресса 30.08.2004
В Правительстве обсужден проект Программы экономической политики на 2004-2010 годы 30.08.2004
Первоначальные шаги в рамках политической реформы Казахстана будут видны уже в сентябре 30.08.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz