Серик УЛЕШЕВ, "Экспресс-К", 1 сентября
Выборы можно сравнить с двусторонним процессом с четко определенными ролями субъектов и правилами отношений между ними. Цель - завоевание политическими силами поддержки среди населения в условиях равноправной и честной конкуренции между ними. Обязанность государства - обеспечить возможность населению реализовать свое избирательное право. Политическим партиям и кандидатам необходимо представить на суд избирателей свои программы намечаемых реформ и преобразований в обществе.
ЗОЛУШКА ПО-КАЗАХСТАНСКИ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАЕТ ВЛАСТЬ?
Государственные органы готовы к честным и прозрачным выборам. Обновлено законодательство о выборах. Представители авторитетных международных демократических институтов, известные политики подтверждают значительные успехи в создании эффективной выборной системы (госсекретарь США Колин Пауэлл, глава центра ОБСЕ в Алматы И. Викки, посол США в ОБСЕ Стефан Миникес).
Сформированы избирательные комиссии по желанию политических партий, приглашены международные наблюдатели (около 1000 человек), внедряется и проходит тестирование система электронного голосования. В СМИ организуются предвыборные теледебаты между политическими партиями. Разработаны правила информационного освещения и агитации партий и кандидатов и др. В целом все эти действия свидетельствуют о конструктивизме власти, ее нацеленности на проведение демократических выборов.
Такой подход характерен для власти не только в выборный период. Власть повседневно выполняет всю черновую работу - принимает программы экономического развития, осуществляет социальные и политические реформы. Но на "бал" ее не пускают, там "сияют" только оппозиционеры в лице кожахметовых, ергалиевых, масановых и других. Позитивные результаты социально-экономических, демократических реформ в стране оппозиция относит к собственным достижениям. В то же время не решенные пока проблемы общества рассматриваются как результат "антинародной" деятельности власти.
Самолюбование оппозиции удивляет - "лучше" ее никого нет. Всегда утвердительно отвечает на свой же вопрос: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?".
НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛЬ РОЖА КРИВА, ИЛИ ЧЕГО ХОЧЕТ КАЗАХСТАНСКАЯ ОППОЗИЦИЯ?
Оппозиции неинтересно то, что делает власть для честных выборов. Все подвергается сомнению и интерпретируется негативно.
Пример: оппозиция критикует процесс формирования избирательных комиссий. Возникает вопрос: "Где же вы были раньше, когда принимали закон?". Предлагая пункты поправок, псевдодемократы не представляли, как они будут работать в новых условиях. Оппозиция привыкла требовать всяческих изменений у власти, а уже потом думать об их целесообразности и последствиях.
Лжедемократы должны заняться реальным делом. Тогда они научатся ценить чужой труд. Борясь за электорат, оппозиция даже не пытается представить народу собственную серьезную предвыборную платформу.
Власть, по-настоящему заинтересованная в легитимности выборов, имеет на сегодня большой опыт в проведении честных и транспарентных выборов. Об этом может свидетельствовать практика функционирования системы международных наблюдателей, выступающая определенным гарантом демократичности выборного процесса. Казахстан неоднократно принимает международных наблюдателей. Миссия ОБСЕ начиная с 1999 года участвует в подготовке казахстанских выборов.
Даже США, чья демократия является для наших оппозиционеров единственно верной моделью общественного развития, впервые лишь в этом году будут принимать миссию ОБСЕ, наблюдающую за выборами. Такое решение было принято в связи с нарушениями демократических процедур в ходе прошлых президентских выборов. Поэтому, может быть, не стоит априори перенимать чужой опыт демократии, а вносить не "крикливый", а конструктивный вклад в дело дальнейшей демократизации нашей страны.
Поражает настойчивость, с которой оппозиция пытается дискредитировать систему электронного голосования. При этом она не брезгует и шантажом: "Будете использовать компьютеры - не пойдем голосовать, бойкот объявим!". Нонсенс - демократы, кричащие об использовании западного опыта, выступают против технических нововведений. Стремимся к информатизации, компьютеризации общества. Предпринимаются шаги по расширению охвата населения, в том числе и в сельской глубинке, сетью Интернет, созданию электронного правительства. Мы живем в век глобализации и должны быть готовы к его ритму.
Оппозиция же - противник передового. Для поколения наших бабушек поначалу непривычны были радио, телевизор, не сразу вошли в нашу жизнь компьютеры, сотовые телефоны и т. п. При этом оппозиционеры сами признают неадекватность собственного электората или электората дружественных партий духу времени.
Марина Сабитова, член политсовета НП "ДВК", вынуждена повторять прописные истины о том, что ядро коммунистического электората - это пожилые люди, для которых технические нововведения являются психологическим пороком (31-й канал, 16.08.04).
В своем нигилизме популисты-демократы отрицают все, выплескивают с водой и ребенка. Система электронного голосования применяется в Европе. Советом Европы создан комитет, который разрабатывает набор европейских стандартов по электронному голосованию. В Казахстане программное обеспечение системы осуществляют всемирно известные компании "Майкрософт" и "Оракл". Высока степень защиты АИС "Сайлау". Невозможно влиять на итоги голосования извне. ЦИК проведена апробация работы "Сайлау", на которой присутствовали представители политических партий и международные эксперты, в частности, консультант ОБСЕ по информационным технологиям.
Противников электронного голосования можно назвать казахстанскими луддитами, по аналогии с английскими луддитами, известными своим неприятием научно-технической революции. Они уничтожали машины, станки и другие технические приспособления, поскольку опасались, что они оставят их без работы. Для оппозиции важна любая зацепка, чтобы с долей драматичности и трагизма "сойти с выборной дистанции". В Казахстане оппозиция при соблюдении ею на выборах правил честной игры может остаться без работы. Работы "на публику", со скандалами и крикливым эпатажем.
В России уже пройден подобный этап партийного строительства. Оппозиция растет вместе с властью, определены механизмы диалога, меньше используется "черный" PR. Партии стали весомее, значимее для общества. Оппозиция отличается тем, что может проводить сильные законы, поэтому власть заинтересована в сильной оппозиции. В российском обществе проигрыш оппозиции на парламентских выборах 2003 года вызвал разочарование.
По мере претворения демократических реформ в жизнь растет и повышается уровень открытости власти, готовности к диалогу, но оппозиция осталась такой же, что и пять лет назад. Вместе с тем власть в Казахстане заинтересована в конструктивной оппозиции, представленной настоящими профессионалами. Она нацелена и готова к тому, чтобы в процессе цивилизованного диалога, взаимодействия с оппозицией корректировать курс и программы демократических преобразований.
Нашему обществу нужна настоящая оппозиция. Собственная конструктивная оппозиция эффективнее псевдооппозиции, поддерживаемой "иностранным" аппаратом искусственного дыхания. |