NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 10:34 ast
08:34 msk

Социальное партнерство – союз равных
Выгодным отличием предвыборной платформы избирательного блока Аграрно-индустриального союза трудящихся от множества других стала ее четкая социальная ориентированность
07.09.2004 / политика и общество

Дина МУРЗАГАЛИЕВА, "Казахстанская правда", 7 сентября

Выгодным отличием предвыборной платформы избирательного блока Аграрно-индустриального союза трудящихся от множества других стала ее четкая социальная ориентированность. В практической плоскости АИСТ это связывает с внедрением новых идей, предусматривающих в первую очередь гармонизацию экономических преобразований и этических представлений о справедливости. Но как к этому прийти? АИСТ считает, что первым шагом на этом пути и должно стать социальное партнерство.

Конечно, идея социального партнерства не нова, но до сих пор она в основном ограничивалась рамками взаимоотношений работника и работодателя. Хотя для регулирования трудовых отношений в новых рыночных условиях в 1992 году принят Закон "О коллективных договорах". Он вкупе с законами "О социальном партнерстве", "О труде в Республике Казахстан" создал нормативную базу для социального партнерства. Впервые в этих нормах вводятся такие понятия, как "работник", "работодатель", "представители работников".

Казалось бы, основа есть, действуйте. Но в ежедневной практике социальное партнерство проявляет себе довольно вяло. И это понятно, ведь на фоне полного демонтажа привычного правового режима предпринимается попытка изменить саму психологию граждан, тяготеющих к разного рода скидкам и льготам. Происходит ревизия всей системы социальных услуг, коренным образом меняются представления о том, в чем в этой жизни можно полагаться на государство, а в чем – нет. Правда, переоценка социальных обязательств пока мало кого избавила от уникальной культуры социального иждивенства. Вот, например, согласно докладу "Человеческие последствия Чернобыльской ядерной аварии", опубликованному программой развития ООН и ЮНИСЕФ, медицинские последствия Чернобыльской аварии значительно меньше, чем считалось до сих пор. Ключевой вывод, который сделали эксперты ООН, – наибольший вред здоровью людей нанесли переживания и ипохондрия, а также неудачные попытки им помочь. "Щедрые льготы, медицинская и продовольственная помощь всем, кто признан жертвами Чернобыля, породили у миллионов людей чувство обреченности и комплекс зависимости", – отмечается в докладе ООН.

Именно в такую "воронку" социальных ожиданий угодили после развала Союза и казахстанцы. Каждый, кто претендовал на сохранение льгот в полном и натуральном объеме, пережил свою маленькую личную социальную катастрофу. Причем каждый живет под личным грузом обреченности и комплекса зависимости. И в этой ситуации АИСТ видит роль государства в экономических и социальных процессах как этического регулятора экономики. И у него есть высшая цель – обеспечение счастья народа и его благосостояния. Причем партнерские качества государства базируются прежде всего на равенстве сторон, добровольности и взаимной выгоде.

Одним из примеров партнерства государства и бизнеса могла бы послужить организация вокруг крупных городов продовольственных зон. Их целью является обеспечение дешевым продовольствием горожан круглый год. Для этого городская администрация заключает договоры с агрообъединениями и крестьянскими хозяйствами на поставку сельхозпродукции. В малых городах и сельских населенных пунктах организовывается сеть предприятий по переработке, хранению и сбыту продукции с привлечением малого и среднего бизнеса на основе спецкредитов. Крупные хранилища и перерабатывающие предприятия могут создаваться на лизинговой основе.

Все это приведет к исключению посредников и снижению цен на продовольствие. Крестьяне получат возможность сдавать свою продукцию в переработку либо на хранение по оптимальным ценам, обеспечивающим для них возможность ведения рентабельного хозяйства. Городская торговая сеть, рынки получат товар из первых рук по заказам, что усилит гарантии сельхозпроизводителей и повысит занятость на селе. Учитывая тип сложившихся экономических отношений, город может предоставлять своим партнерам средства на ГСМ, проведение капитального или текущего ремонта сельхозтехники в счет будущих поставок продовольствия. То же самое могут делать крупные градообразующие предприятия.

Не менее важным является в условиях востребованности новых взаимоотношений между участниками экономических и социальных программ социальное партнерство. Способ упорядочения отношений между работодателем и работникам пока лишь ограничивается пунктами индивидуального трудового контракта. А между тем действующие законы дают возможность для нормального функционирования системы трудовых отношений. Есть, кроме правовых норм, специальные организации – суды, прокуратуры, инспекции, комиссии, которые призваны следить за выполнением этих норм. Однако в большинстве случаев рядовые работники не могут воспользоваться всем этим арсеналом. И в первую очередь из-за незнания законов, ведущих к той же обреченности и комплексу зависимости. Мол, у сильного всегда бессильный виноват. Это, так сказать, одна сторона дела.

Другая напрямую связана с деятельностью традиционного защитника интересов трудящихся перед работодателем и государством – профсоюзами. Отраслевыми, межрегиональными, территориальными. И такими центрами инициатив, как республиканская Федерация независимых профсоюзов и Конфедерация труда. Но эти силы пока не оказывают должного воздействия на развитие и утверждение современных норм социального партнерства. Не исключено, что происходит это из-за того, что профсоюзы в совершенно других условиях пытаются исполнять свои функции "посредника" по-старому. Хотя им удалось добиться признания Трехсторонней комиссии самой удачной пока сферой их деятельности.

Но все же их правозащитные усилия существуют, как утверждают эксперты, в условиях депривации. Этим иностранным словом, которое переводится как "отчуждение, лишение", и характеризуется ситуация, когда прокуратура игнорирует нарушение законов, суды принимают неправосудные решения, а когда принимаются правильные, они не исполняются. А ведь именно на этой почве возникают такие дикие формы протеста, как голодовки.

Хотя решение вопросов обеспечения безопасности и охраны труда изложено в одноименной программе на 2005-2007 годы. Никто, кроме того, не отменял и статью 24 Конституции РК, устанавливающую права каждого гражданина на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены человека.

Анализ состояния безопасности и охраны труда в республике свидетельствует об их значительном ухудшении, росте производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Так, по данным республиканской статслужбы, в минувшем году на предприятиях и в учреждениях промышленности, строительства, транспорта и связи, здравоохранения и науки во вредных и опасных условиях труда работали 1 миллион 286 тысяч человек. Из них четвертая часть выполняла тяжелую физическую работу, приведшую к серьезным патологическим изменениям. Причем 7,9 процента среди них – женщины.

Подхватывая востребованную инициативу идеи социального партнерства, АИСТ намерен перенести центр тяжести в сферу взаимодействия партий и политических движений, общественных и неправительственных организаций, наций и народностей, различных социальных классов. И это особенно важно теперь, когда нужда в современном социальном диалоге ложится в плоскость международных норм. Ведь соблюдение трудовых стандартов строго отслеживается в ВТО, куда нам предстоит вступать в скором будущем. АИСТ уверен, что это очень важное звено в рыночных преобразованиях страны. А вы как думаете?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая" 30.09.2004
В Правительстве обсуждены вопросы проекта разработки и создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" 30.09.2004
Выбор пятилетия 30.09.2004
Тема выборов не теряет своей актуальности 30.09.2004
Остановка по требованию? 30.09.2004
Расчет окончен! 30.09.2004
Мнение экспертов 30.09.2004
Мажилисмены вернули на доработку законопроект "Об амнистии в связи с легализацией имущества" 30.09.2004
Путин укрепляет государство, а не себя 30.09.2004
Постиндустриализм 30.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz