NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 20:02 ast
18:02 msk

Глава государства провел совещание по вопросам административной реформы
Нурсултан Назарбаев: По моему поручению был проведен функциональный анализ системы государственного управления, изучен мировой опыт и подготовлены предложения по ее совершенствованию. Что конкретно предлагается?…
18.09.2004 / политика и общество

Астана. 17 сентября. КАЗИНФОРМ

17 сентября во второй половине дня в Астане прошло совещание по вопросам проведения административной реформы, на котором выступил Глава государства Нурсултан Назарбаев. Казахское информационное агентство передает полный текст его выступления.

Уважаемые коллеги!

Одним из важнейших приоритетов, определенных в Стратегии "Казахстан-2030" является формирование профессионального Правительства.

В соответствии с моими поручениями проводится определенная работа по совершенствованию системы госуправления в стране.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, очевидно, что она еще неадекватна поставленным задачам.

В соответствии с моим Посланием "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" перед государственными органами стоят масштабные задачи по продолжению структурных реформ и реализации важнейших программ развития.

В плоскость реальных дел должна перейти реализация индустриально-инновационной Стратегии и программы жилищного строительства.

Необходимо продолжить реализацию агропродовольственной программы на уже более качественном уровне, с ориентацией на функционирование в условиях открытого рынка.

Со следующего года начнется реализация трех основных программ реформирования в сфере образования, здравоохранения и дальнейшего углубления социальных реформ.

Все программы развития обеспечены финансированием, а бюджет страны превысил триллион тенге, что ставит задачи и обеспечения эффективности государственных расходов.

Поэтому крайне важно, чтобы система государственного управления в предстоящий период была "сфокусирована" на эффективной реализации поставленных приоритетных задач.

По моему поручению был проведен функциональный анализ системы государственного управления, изучен мировой опыт и подготовлены предложения по ее совершенствованию.

Что конкретно предлагается?

1. Совершенствование структуры центрального уровня управления.

Считаю, что структура Правительства и каждого государственного органа должны определяться, исхода из четкого разделения функций выработки политики, ее исполнения и контроля.

Нельзя, чтобы один орган сам писал правила, сам же их реализовывал, а потом и контролировал.

Поэтому предлагаю следующее распределение функций:

За министерствами предлагается закрепить - стратегические функции, то есть выработку государственной политики в той или иной сфере управления.

При этом они не должны осуществлять реализационные и контрольно-надзорные функции. Этими функциями должны комитеты, входящие в состав министерств.

Впоследствии Комитеты должны быть разделены на две группы:

Первая. Комитеты, осуществляющие реализационные функции, то есть выполнение государственных программ, нормативных правовых актов, предоставление услуг, управление объектами государственной собственности;

Вторая. Комитеты, осуществляющие контрольные и регулирующие функции, то есть контроль и надзор за соблюдением законодательства в определенной сфере, лицензирование, сертификацию, регистрацию.

В настоящее время, кроме 16 министерств, функционируют 11 самостоятельных агентств. По существу, это - 27 министерств, часть руководителей которых не входят в состав Правительства, однако формирует государственную политику по определенным направлениям.

При этом не отрегулированы вопросы ответственности и подотчетности данных государственных органов, а их значительное число приводит к отсутствию должной управляемости и усложненности государственного управления.

Поэтому агентства, ныне входящие в структуру Правительства как самостоятельные органы, предлагается передать в ведение соответствующих министерств в качестве комитетов.

За исключением трех Агентств, которые буду непосредственно подчинены Правительству. О них я скажу позже.

В целом предлагаемый подход, считаю, позволит четко определить и разграничить ответственность каждого государственного органа, создать систему сдержек и противовесов, усилить ответственность министров.

Конечно, идеального разграничения функций не существует, но это стратегическое направление дальнейших реформ.

На основе вышеизложенных подходов предлагаю пересмотреть структуру Правительства и министерств.

При этом количественный состав министерств не меняется (16), но совершенствуется их качественная структура и нацеленность на реализацию приоритетных задач.

Так, для эффективной реализации Стратегии индустриально-инновационного развития страны необходимо усилить функции Министерства индустрии и торговли.

В нем следует сконцентрировать реализацию промышленной и научно-технической политики, информационных технологий.

По такому пути шли так называемые новые индустриальные страны, в последнее время достигшие высоких результатов - Сингапур, Финляндия и другие.

Министерству должны быть переданы ряд функций, закрепленных за другими министерствами, это:

- регулирование фармацевтической и медицинской промышленности (от Министерства здравоохранения);

- крупное сельскохозяйственное машиностроение и промышленность (от Министерства сельского хозяйства);

Эти две отрасли относятся к промышленности, и передача их министерству, занимающемуся индустриальной стратегией, думаю, правильно.

- функции в области развития туризма (туризм следует рассматривать как бизнес-отрасль или сектор экономики, а не как социальную сферу);

- функции по защите и развитию конкуренции;

- функции выработки политики и развития ИT-технологий, формирования идеологии "Электронного правительства", с созданием отдельного Комитета по информационным технологиям;

- функции по координации развития инноваций и проведения прикладных научных исследований, инновационного предпринимательства, формирования прикладных научно-технических программ (от министерств образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов).

Комитет по поддержке малого бизнеса следует упразднить, с передачей его функции в центральный аппарат министерства,

Вопросами непосредственной поддержки малого предпринимательства должны заниматься акимы регионов.

Комитет по делам строительства предлагается преобразовать в Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, учитывая приоритет жилищного строительства.

В настоящее время в контексте общемировых тенденций приобретают особое значение вопросы устойчивого развития. В связи с этим, необходима концентрация усилий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Поэтому Министерство охраны окружающей среды следует преобразовать в Министерство экологии и природных ресурсов.

Ему должны быть переданы контрольно-надзорные функции министерств энергетики и минеральных ресурсов, сельского хозяйства по охране недр, лесных, рыбных, водных ресурсов, животного мира.

А хозяйственные функции и ведомственный контроль в сфере лесного, рыбного, водного хозяйства останутся в Министерстве сельского хозяйства,

Данное министерство в предстоящий период должно сконцентрироваться на эффективной реализации агропродовольственной политики, повышении конкурентоспособности сельскохозяйственного производства в свете предстоящего вступления в ВТО.

При Министерстве сельского хозяйства следует создать Комитет по ветеринарному и фитосанитарному надзору с территориальными подразделениями.

Функции контроля за исполнением законодательства о зерне, племенном деле, семеноводстве, регистрации тракторов и другой сельхозтехники и др, следует возложить на территориальные подразделения министерства с последующей, в перспективе, их передачей местным исполнительным органам.

Министерство энергетики, и минеральных ресурсов должно быть сконцентрировано на развитии топливно-энергетического сектора страны.

Поскольку функции по охране недр передаются в ведение Министерства экологии и природных ресурсов необходимо реорганизовать Комитет геологии и охраны недр.

Организацию подготовки энергетических организаций к работе в осенне-зимний период следует передать на места, поскольку они относятся к компетенции местных исполнительных органов (за исключением координации деятельности национальных компаний).

По Министерству транспорта и коммуникаций.

Комитеты автомобильных дорог и строительства и железнодорожного транспорта предлагается объединить в силу сходных функций и преобразовать в Комитет развития транспортной инфраструктуры.

В ведение министерства следует передать часть функций реорганизуемого Агентства по информатизации и связи, с созданием Комитета по связи.

Необходимо усилить полномочия Министерства экономики и бюджетного планирования, осуществляющего общеэкономические функции и функции межотраслевой координации.

В состав министерства следует передать Агентство по статистике, с преобразованием последнего в Комитет.

Кроме того, необходимо образовать в составе министерства Департамент по регулированию госпредпринимательства (Нацкомпании, РГП) с передачей ему части функций и численности Комитета по госимуществу и приватизации Министерства финансов (за исключением фискальных).

Задачами данного ведомства должны стать:

- формирование политики государственного предпринимательства, выработка предложений по расширению или сокращению участия государства в отдельных секторах экономики;

- рассмотрение и согласование планов развития компаний, с учетом среднесрочных приоритетов развития страны;

- анализ и оценка эффективности деятельности национальных компаний;

- выработка "дивидендной политики".

В предстоящий период необходима концентрация фискальных функций государства в одном органе.

В связи с этим Агентство таможенного контроля следует преобразовать в Комитет и передать в ведение Министерства Финансов.

Агентство по госзакупкам необходимо упразднить с передачей его функций по законотворчеству Министерству финансов, а контрольных функций - вновь создаваемому Комитету финансового контроля и государственных закупок.

Основной задачей Министерства финансов является организация исполнения республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов, методологическое руководство.

В связи с чем, целесообразно сократить центральный аппарат Министерства с возложением на него общего методологического руководства и аналитической работы.

Что касается министерств социального блока.

В ведение Министерства труда и социальной зашиты населения необходимо передать Агентство по миграции и демографии, с переименованием последнего в Комитет по миграции, в связи с тем, что основные его функции связаны с регулированием миграционных процессов.

По Министерству здравоохранения необходимо:

- Комитет фармации, фармацевтической и медицинской промышленности преобразовать в Комитет фармации.

- создать Комитет по контролю за качеством медицинских услуг, с передачей ему функций Министерства по осуществлению контроля за соблюдением стандартов в области здравоохранения.

По Министерству образования и науки следует:

- Высший аттестационный комитет преобразовать в Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки с передачей ему контрольно-надзорных и регулирующих функций Министерства.

- в ведение министерства передать из Министерства транспорта и коммуникаций Аэрокосмический комитет.

Учитывая опыт многих стран (Японии, Великобритании и др.) функции регулирования в сфере культуры, информационной политики, межнационального согласия, развития языков, архивов и спорта, считаю, целесообразным объединить и создать Министерство культуры, информации и спорта.

Территориальные подразделения Министерства информации следует упразднить, так как они дублируют функции местных исполнительных органов.

На базе Комитета по управлению архивами и документацией следует создать Комитет информации и архивов, который будет осуществлять контрольно-надзорные и регулирующие функции по отношению к юридическим и физическим лицам,

В связи с реорганизацией Агентства по туризму и спорту при Министерстве необходимо создать Комитет по делам спорта.

По Министерству иностранных дел - Комитет по делам СНГ предлагается упразднить. Его функции должен осуществлять соответствующий департамент в министерстве с выделением специального заместителя министра по вопросам СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП.

По правоохранительным министерствам.

По Министерству юстиции:

На Комитет регистрационной службы необходимо возложить функции регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актов гражданского состояния, документирования и регистрации граждан.

Кроме того, следует создать Комитет по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению, возложив на него функции Министерства по лицензированию нотариальной, адвокатской деятельности и функции контроля за качеством юридических услуг.

Вопросы безопасной жизнедеятельности в последнее время обостряются. Это связано с ростом природных и техногенных катаклизмов, различных аварий. Мы должны быть готовы к их предупреждению и ликвидации последствий.

В связи с чем, предлагается усилить роль Агентства по чрезвычайным ситуациям с преобразованием его в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Учитывая, что с 2005 года обеспечение деятельности противопожарной службы передается в республиканский бюджет, при Министерстве следует создать Комитет по противопожарному надзору с территориальными подразделениями.

Кроме того, с 2005 года финансирование аварийно-спасательных служб, кроме водно-спасательных, будет осуществляться также из республиканского бюджета.

Функции контроля за государственным материальным резервом предлагается сосредоточить в данном министерстве путем преобразования Агентства по государственным материальным резервам в соответствующий Комитет.

Как я уже отмечал выше, сохраняются три Агентства, которые непосредственно будут подчинены Правительству.

Это агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) и по управлению земельными ресурсами.

В связи с тем, что функции по защите и развитию конкуренции передаются Министерству индустрии и торговли создается Агентство по регулированию естественных монополий, также с прямым подчинением Правительству.

2. Разграничение полномочий между уровнями государственного управления и реформирование структуры местного государственного управления.

Набирает темп процесс децентрализации государственных функций.

Сделано уже немало. С принятием Бюджетного кодекса и изменений в Закон "О местном государственном управлении" осуществлен первый этап этой реформы.

Всего на данном этапе предусматривается передача на местный уровень более 100 функций. Это, прежде всего, функции по регулированию деятельности в сфере архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, деятельности субъектов естественной монополии и других.

На подходе и другие законопроекты, и на следующем этапе будут переданы на места еще более 100 функций.

Приняты меры по совершенствованию системы государственного управления на нижних звеньях государственного управления и укреплению аппаратов маслихатов.

В целом работа в этом направлении приобрела определенный динамизм, обеспечена комплексность и последовательность действий.

Вместе с тем, в регионах аппарат не перестроил работу в соответствии с новыми требованиями.

По моему поручению был проведен анализ, который показал, что на местах существуют следующие проблемы:

Первое. Рост числа местных исполнительных органов и численности госслужащих неадекватный объему функций, выполняемых различными уровнями местного госуправления.

Если в период с 1997 по 2001 год, когда еще действовала типовая структура местного управления, утверждаемая Правительством, на областном уровне действовали 9 самостоятельных местных исполнительных органов, то в 2004 году их существует от 16 до 28, в зависимости от региона.

В 2003 году рост численности госслужащих на местах по сравнению с 2001 годом составил более 4,9 тыс. единиц.

Второе. Неупорядоченность организационно-правовой формы местных исполнительных органов, неунифицированность и разнонаправленность выполняемых ими функций.

Третье. Отсутствие корреляции между схемой управления на центральном и местном уровнях.

Четвертое. Нестабильность структуры местного государственного управления. Как правило, при каждой смене акима изменяется структура, заменяются кадры и растет численность.

Хочу отметить - создание эффективной структуры местного управления - сегодня ключевой вопрос государственной политики.

Поэтому для решения вышеназванных проблем необходимо предусмотреть следующую унифицированную типовую структуру местного государственного управления (не включая аппараты акимов):

1). в области - 20 Департаментов/Управлений;

2). в городе республиканского значения (столице) - также 20 Департаментов/Управлений, но с учетом особенностей этих городов;

3). в районе и городе областного значения численностью свыше 50 тыс. чел. - 9 отделов; численностью менее 50 тыс. чел - 6 отделов.

Проект типовой структуры Правительством разработан и мною одобрен. Правительству поручаю в десятидневный срок утвердить ее своим решением.

Местные исполнительные органы областного уровня должны формироваться в форме департаментов (при численности не менее 18 единиц), управлений (при численности не менее 12 единиц), отделов (при численности не менее 3 единиц).

Образование этих структур, а также формирование аппаратов акимов городов районного значения и районов в городах должно осуществляться акимами только в пределах существующей штатной численности. Действующая штатная численность местных исполнительных органов увеличена не будет.

Исходя из необходимости укрепления сельского уровня управления, необходимо зафиксировать лимит штатной численности аппаратов акимов сельских округов. Средства на эти цели выделены, а примерная функциональная структура аппаратов разработана.

Правительство должно определить численность аппаратов акимов этого уровня в соответствии с численностью населения.

В целом, в ходе формирования новой структуры Правительств и местного государственного управления необходимо предусмотреть существенное сокращение численности как местных, так и центральных органов власти.

3. Дебюрократизация.

В этом направлении необходимо продолжить работу по упрощению порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов и эффективному внедрению принципа "одного окна".

В соответствии с моими поручениями в настоящее время предусматривается к сокращению более 42% лицензируемых видов и подвидов деятельности.

Вместе с тем, следует взвешенно подходить к этому процессу.

Сокращение - не самоцель. Где это касается вопросов жизни и безопасности людей лицензировать хозяйственную деятельность надо.

Поручаю Правительству до конца октября текущего годf разработать концептуальные подходы к формированию в целом государственной разрешительной системы и внести мне на рассмотрение.

На сокращение различных бюрократических процедур при реализации государственных функций должна быть ориентирована и предполагаемая к созданию в ближайшие годы информационная система "Электронное Правительство".

Необходимо продолжить передачу государством функций, связанных с оказанием различного рода конкурентных услуг, в числе платных в рыночную среду.

В то же время должна быть усилена ответственность должностных лиц за передачу контрольных функций государственным предприятиям и организациям, не обладающим статусом государственного органа.

4. Совершенствование государственной службы.

Необходимо отметить, что профессиональный уровень аппарат все еще остается низким.

В сегодняшних условиях акцент должен быть сделан на качестве предоставляемых государством услуг.

Поэтому необходимо поэтапное внедрение во всех государственных органах стандартов качества оказания услуг, обучение государственных служащих с целью создания имиджа госслужащего - "ориентированного на клиента".

Вместе с тем необходимо обеспечить привлечение высококвалифицированных кадров на государственную службу, сохранить профессиональный кадровый потенциал, сократить административную коррупцию.

В этой связи прямое повышение заработной платы госслужащих и ее приближение к уровню оплаты труда в частном секторе видится наиболее эффективным методом повышения эффективности работы госаппарата.

Электронное правительство и повышение зарплаты – основные меры по борьбе с коррупцией.

В связи с этим поручаю Правительству определить пилотные министерства, которым предоставляется право предусматривать резерв для привлечения высококвалифицированных специалистов с высокой оплатой труда по решению руководителя.

5. Совершенствование управления государственным сектором экономики.

Несмотря на принимаемые меры, регулирование деятельности национальных компаний и госпредприятий в настоящее время недостаточно эффективно.

Деятельность Комитета по госимуществу и приватизации в основном сконцентрирована на получении доходов от использования и приватизации госимущества и соответствующем контроле.

Участие же государства в процессе управления и принятии управленческих решений, осуществляемое через своих представителей в Советах директоров акционерных обществ, все более становится формальностью. Низка их ответственность.

В этой связи необходимо тщательно изучить практику введения института независимых директоров.

В то же время и отраслевые министерства, "курирующие" деятельность той или иной компании, в связи с превалированием узкоотраслевых подходов не обеспечивают должный учет общегосударственных интересов при их регулировании.

Правительству до конца года необходимо четко определиться по созданию государственной холдинговой компании по примеру сингапурской компании "Темасек".

Также к этому сроку следует проанализировать деятельность институтов развития и представить предложения по повышению эффективности их взаимодействия.

Уважаемые коллеги!

В целом, предлагаемые выше меры в комплексе направлены на дальнейшее совершенствование системы государственного управления.

Для реализации намеченного поручаю Правительству:

Первое. В десятидневный срок обеспечить подготовку необходимых документов по реорганизации структуры государственного управления.

Второе. До 1 декабря текущего года обеспечить внутреннюю реорганизацию министерств и их ведомств, исходя из основных принципов распределения функций между министерствами и комитетами.

При этом, на основе вышеназванных принципов необходимо обеспечить четкое отражение в Положениях министерств, агентств и комитетов их миссий, основных задач, функции и прав.

Третье. До конца текущего года необходимо обеспечить приведение в соответствие с типовой структурой местного государственного управления - структуру местных исполнительных органов.

Четвертое. До конца текущего года внести предложения по реализации других мер административной реформы, озвученных сегодня.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая" 30.09.2004
В Правительстве обсуждены вопросы проекта разработки и создания ракетно-космического комплекса "Байтерек" 30.09.2004
Выбор пятилетия 30.09.2004
Тема выборов не теряет своей актуальности 30.09.2004
Остановка по требованию? 30.09.2004
Расчет окончен! 30.09.2004
Мнение экспертов 30.09.2004
Мажилисмены вернули на доработку законопроект "Об амнистии в связи с легализацией имущества" 30.09.2004
Путин укрепляет государство, а не себя 30.09.2004
Постиндустриализм 30.09.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz