Астана. 29 сентября. КАЗИНФОРМ
Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу станет новым этапом сотрудничества Казахстана и Китая в энергетической сфере. Об этом заявил руководитель Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чэнь Гэн на брифинге после встречи с Президентом Нурсултаном Назарбаевым 29 сентября в Астане, передает Казинформ.
Во время беседы с Главой нашего государства Ч.Гэн доложил ему о начале строительства нефтепровода. Как уже сообщалось, 28 сентября в поселке Атасу Карагандинской области началось строительство нефтепровода в Китай протяженностью 988 километров. Введение его в эксплуатацию намечено на конец 2005 года.
Глава CNPC называет нефтепровод Атасу-Алашанькоу "первоклассным, экологически безопасным проектом". "Мы будем превращать нефтепровод в "мост дружбы" между народами двух государств", - сказал он.
-----
Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу - очень выгодный для Казахстана проект Валентина Елизарова, Казинформ, 29 сентября
Строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу - очень выгодный для Казахстана проект, подчеркнул в ходе церемонии открытия начала строительства трубопровода министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник, передает корреспондент Казинформа.
Как уже сообщалось, 28 сентября в пос. Атасу Карагандинской области состоялось открытие строительства нефтепровода, который свяжет Казахстан с Китаем. Участие в презентации приняли также посол нашей республики в КНР Жаныбек Карибжанов, посол КНР в РК Чжоу Cяо Пэй, президент АО "НК "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин, президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чэнь Гэн. Члены официальных делегаций Казахстана и Китая в честь начала строительства открыли знак первого километра. Почетное право произвести первый стык было предоставлено сотрудникам ЗАО "КазСтройСервис" Адилхану Кожахметову и Дархану Ералиеву. Выполнен он по новой технологии - полуавтоматическим методом порошковой самозащитной проволокой Innershild.
"Это не просто сооружение нового нефтепровода. Это доказательство того, что даже самые грандиозные, амбициозные проекты могут быть реализованы, если объединить усилия политиков, бизнесменов, если произвести точные экономические расчеты, если учесть политическую и экономическую целесообразность", - заявил в своем выступлении на церемонии открытия министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник. Затем в интервью журналистам он подробнее рассказал о выгодных сторонах проекта для нашей страны:
- Во-первых, Казахстан будет получать деньги за то, что перекачивается нефть через эту трубу. Во-вторых, это - возможность выхода наших нефтяных компаний на другие рынки, а также использования транзитного потенциала нашей страны для поступления западно-сибирской нефти через территорию Казахстана. После строительства данного трубопровода возобновится работа нефтяного участка Омск-Атырау-Атасу. Благодаря строительству нефтепровода Атасу-Алашанькоу, Казахстан получит более 700 млн. долларов США инвестиций. Кроме того, на строительстве будут задействованы более 4,5 тыс. человек, а сам нефтепровод обеспечит работой порядка 500 человек.
Стоимость проекта составляет 700 млн. долларов, из которых 100 млн. - уставной капитал, 600 млн. - заемные средства. Тендер на предоставление займа выиграл банк, который дал минимальный процент. При получении займа гарантом выступает КНР.
На вопрос журналистов относительно сроков окупаемости проекта ответил президент АО "НК "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин. По его словам, проект должен окупиться через 5-8 лет. "Это зависит от условий финансирования, то есть от стоимости денег, заимствованных на строительство трубы", - пояснил руководитель компании.
В.Школьник рынок углеводорода в Китае назвал "бесконечно емким". У.Карабалин, сославшись на коллегу из дружественной страны, уточнил, что "в 2003 году КНР импортировала 90 млн. тонн нефти и намерена ежегодно добавлять порядка 20 млн. тонн". Министр энергетики и минеральных ресурсов РК пояснил, что, в соответствии с подписанными документами, регулирующими реализацию проекта, "ответственность за заполнение трубы несет китайская сторона". Соответственно, КНР ведет переговоры с российскими нефтедобывающими компаниями по поставкам "черного золота" по магистральному нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. "Естественно, казахстанская сторона помогает в этом процессе, так как мы заинтересованы, чтобы трубопровод работал", - отметил В.Школьник.
По словам министра, предусматривается, что на первом этапе трубопровод Атасу-Алашанькоу будет заполняться нефтью Южно-Тургайских месторождений Казахстана и Западной Сибири РФ. В настоящее время нефть с месторождения Кумколь (Казахстан) поступает по действующему нефтепроводу на станцию Атасу, откуда по железной дороге отправляется цистернами в Китай. В дальнейшем планируется НПС "Атасу" использовать после реконструкции в качестве головной нефтеперекачивающей станции.
Соглашением о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли между правительствами Китая и Казахстана схема финансирования строительства нефтепровода определена 50 на 50. При этом В.Школьник сообщил, что 60 процентов строительства линейного трубопровода будут выполнять казахстанские подрядчики. Кроме того, казахстанская сторона выполнит все работы, связанные со строительством насосных станций и систем связи и управления. "Таким образом, в этом проекте более 70 процентов капитальных вложений будет осваивать казахстанская сторона", - резюмировал министр.
Он отметил хорошее сотрудничество национальных компаний Казахстана и Китая. Подчеркнув значимость проекта "как в экономическом, так и в геополитическом плане", В.Школьник сказал, что "жизнь доказывает его реальность". По его словам, "свидетельство тому - работа участка, соединяющего Атырау и Кенкияк, и начало строительства сооружения третьего звена – Атасу-Алашанькоу". "Казахстан выполняет последовательно все договоренности, которые существуют между нашими государствами по данному проекту", - подчеркнул министр.
Президент АО "НК "КазМунайГаз" прогнозирует "увеличение добычи нефти и газа в связи с освоением новых месторождений на суше и на море. Для поставки этой нефти на мировые рынки потребуется создание технически надежной, экономически эффективной инфраструктуры. Одним из таких маршрутов является китайское направление". Однако, по его словам, "сооружение нефтепровода Атасу-Алашанькоу является довольно сложной инженерно-технической задачей". Обусловлено это большой протяженностью трубопровода - около 1 тыс. километров, сложным рельефом местности, сжатыми сроками строительства. "Все это требует применения современных методик и технологий, которые используются ведущими компаниями мирового рынка по строительству магистральных нефтепроводов", - подчеркнул У.Карабалин. Он также отметил имеющийся опыт сотрудничества национальных компаний Казахстана и Китая в строительстве нефтепровода Кенкияк-Атырау, "который был завершен в сжатые сроки и сегодня успешно эксплуатируется". У.Карабалин сообщил, что "одновременно с началом строительства нефтепровода Атасу-Алашанькоу производится технико-экономическое обоснование следующего участка Кенкияк-Кумколь".
На вопрос относительно экологической безопасности нефтепровода У.Карабалин заверил, что "будут обеспечены самые высокие требования по защите окружающей среды, и трубопровод будет сооружен по всем международным стандартам". Он также напомнил, что по вопросам экологии проводились в регионах общественные слушания, "получены положительные заключения природоохранных органов, местных властей".
Как известно, срок завершения строительных работ и ввода в действие нефтепровода Атасу-Алашанькоу определен 16 декабря 2005 года. Руководители национальных компаний Казахстана и Китая на церемонии открытия заверили, что уложатся в этот срок. "Мы сооружаем не просто нефтепровод, но и мостик дружбы народов наших стран", - подчеркнул президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чэнь Гэн. Повторил это и посол КНР в Казахстане Чжоу Cяо Пэй, отметив, что "казахстанско-китайские отношения успешно развиваются благодаря личной заботе глав государств, и последний визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китай дал им новый импульс". Дипломат подчеркнул, что нынешнее событие происходит накануне 55-летия КНР. Он выразил надежду, что "строительство нефтепровода будет завершено до празднования юбилея".
Справка Казинформа: В марте 2003 года построен и введен в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк-Атырау. Он положил основу для осуществления строительства нефтепровода Казахстан-Китай. Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев и Председатель КНР Ху Цзиньтао 3 июня 2003 года подписали "Программу сотрудничества между Республикой Казахстан и КНР на 2003-2008 годы", где было заявлено, что "сотрудничество двух сторон в области нефти и газа имеет стратегическое значение".
Одновременно руководителями Китайской нефтегазовой корпорации (CNPC) и ЗАО "НК "КазМунайГаз" подписано Соглашение о совместном сотрудничестве по строительству нефтепровода Казахстан-Китай. На первом этапе предусмотрено строительство нефтепровода Атасу-Алашанькоу. Для реализации этого проекта создано ТОО "Казахстанско-Китайский трубопровод", учредителями которого выступают Китайская национальная нефтегазовая корпорация по разведке и разработке нефти и газа и АО "КазТрансОйл" с равными долями - по 50 процентов.
Генеральный проектировщик нефтепровода Атасу-Алашанькоу - АО "Казахстанский институт нефти и газа". Генеральный подрядчик - ЗАО "КазСтройСервис". Длина нефтепровода - 962,2 километра. Диаметр трубопровода - 813 мм. Производительность - 10 млн. тонн нефти в год на первом этапе, с дальнейшим увеличением до 20 млн. тонн в год. |