Страна.Ру, 29 ноября
Москва критикует деятельность ОБСЕ за стагнацию и наличие двойных стандартов. В итоге ОБСЕ утрачивает доверие, перестает быть форумом, объединяющим государства и народы, а, наоборот, начинает работать на их разъединение. Такое мнение выразил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в своей статье в британской газете "Файнэншл таймс", опубликованной 29 ноября 2004 года. Текст статьи размещен на официальном сайте МИД России.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе создавалась как форум политического диалога и коллективного принятия решений. Сильными сторонами этой организации являлись ее широкий состав и всеобъемлющий подход к безопасности, основанный на балансе военно-политического, экономического и гуманитарного измерений.
Однако ОБСЕ стала отходить от своего первоначального предназначения и постепенно утрачивает свои сравнительные преимущества. Равновесие между тремя измерениями нарушено. На военно-политическом треке наблюдается стагнация. Под надуманными предлогами откладывается введение в действие ключевого для стабильности и безопасности Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в 1999 г. Не вносит Организация ощутимого вклада в решение экономических проблем. Акцент в ее деятельности все больше смещается в сторону гуманитарной "корзины", но своеобразно трактуемой. Это направление работы сводится по сути к мониторингу политической ситуации в отдельных странах, причем все они оказываются расположенными "к востоку от Вены", хотя проблемы присущи не только им. Отсюда второй перекос - географический.
К сожалению, подход некоторых стран к работе ОБСЕ все более оказывается пронизан откровенными двойными стандартами. Государства-участники ОБСЕ произвольно подразделяются на "учителей" и "учеников". При этом априори подразумевается, что у первых все идеально, а вторые, наоборот, все делают не так. Под эту схему словно в автоматическом режиме выстраиваются и схема размещения полевых присутствий, и вердикты наблюдателей от ОБСЕ за выборами, и отдельные тематические доклады.
В итоге ОБСЕ утрачивает доверие, перестает быть форумом, объединяющим государства и народы, а, наоборот, начинает работать на их разъединение. Согласованные в ОБСЕ стандарты и обязательства, несомненно, должны неукоснительно выполняться. Но сам процесс выполнения не должен подгоняться под интересы какой-либо одной группы государств. Необходимо принимать во внимание культурные, национальные и другие различия.
В условиях, когда различные европейские структуры дублируют деятельность друг друга, само выживание ОБСЕ будет определяться тем, насколько удастся реализовать ее сравнительные преимущества. Организация должна доказать наличие у нее способности создавать "добавочную стоимость" в сфере безопасности и сотрудничества государств.
Россия предлагает ясную и разделяемую рядом партнеров программу реформирования ОБСЕ. Она изложена в Заявлении стран-участниц Содружества Независимых Государств от 3 июля 2004 г. и их Обращении к партнерам по ОБСЕ от 15 сентября 2004 г.
Философия ОБСЕ должна состоять не в интрузивном менторстве по отношению к части своих членов, а в оказании всем государствам-участникам практического содействия в реализации конкретных проектов по всему спектру задач Организации. Механизмы ОБСЕ должны служить интересам стран-участниц и их реальным потребностям.
Мы не намерены умалять значимость гуманитарного направления в работе ОБСЕ. Его не следует недооценивать. Здесь есть немало актуальных задач, и ОБСЕ лучше многих других форумов приспособлена для работы по обеспечению свободы передвижения и контактов между людьми. Неустанного внимания требует защита прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии. Их нынешнее положение не вписывается в общепринятые европейские стандарты.
Что касается наблюдения за выборами, то это дело надо ставить на более прочную основу, чтобы свести к минимуму вероятность политикански мотивированных оценок. Мы поддерживаем идею разработки единых объективных критериев оценки избирательных процессов на всем пространстве ОБСЕ.
Наконец, особенно важно институциональное реформирование Организации. Необходимо упорядочить правила процедуры ОБСЕ, закрыть имеющиеся в них "бреши" и "серые зоны", придать Организации полномасштабную правосубъектность. Решения должны приниматься консенсусом, что является выражением суверенного равенства всех входящих в Организацию государств и ее демократичности. Необходимо восстановить изначальную роль ОБСЕ в военно-политической и экономической сферах. Полевые присутствия нуждаются в переориентировании на конкретную проектную деятельность по запросам принимающих государств. Необходима перестройка системы формирования бюджета ОБСЕ, шкал взносов государств на основе принципа реальной платежеспособности и методологии ООН, совершенствование порядка расходования внебюджетных средств.
В следующем году мы будем отмечать 30-летие подписания хельсинкского Заключительного акта, который привел к созданию ОБСЕ. Настало время задуматься о будущем Организации. Хорошая возможность для такого размышления представится на следующей неделе на СМИД в Софии. Важно найти такие решения, которые укрепили бы роль ОБСЕ в недопущении появления в Европе новых "разделительных линий" и превратили Организацию в эффективный инструмент по обеспечению интересов всех ее участников. |