Вячеслав Щекунских, "НП", 17 декабря
Казахстан выйдет на новый этап децентрализации - президент подписал указы о выборах акимов аульных округов, аулов, поселков, а также отдельных районов республики.
Таким образом, с осени будущего года, к 2007 году, будут проведены сельские выборы всех уровней. Указы проводят в жизнь статью 89 Конституции РК, по которой должно существовать местное самоуправление, действующее на уровне сельских и городских сообществ
Вот и ответ на заявления оппозиции и Запада. Вопрос в том, какую почву имеют под собой такие требования: выборности местной власти как основы демократии.
"Это просто средство давления на политическую структуру: вы не демократизованны, вы не цивилизованны, у вас нет гражданского общества. У нас это есть - мы цивилизованные. Это чисто тоталитарный тип мышления, в худшей его ипостаси", - считает аналитик Центра коммуникативных технологий "Репутация" Юрий Бутаков.
Кривая вертикаль
По здравому рассуждению государство потихоньку сбрасывает обузу управления, и хотелось бы надеяться, что ее кто-нибудь подберет... Да, люди стремятся к власти, это естественное желание. Однако есть подозрение, что местная власть получит статус свадебного генерала. Здесь, конечно же, и вопрос разграничения бюджета и непосредственного подчинения, которое будет деструктурировано - выборный аким будет экономически и финансово привязан к центральной власти, олицетворяемой вышестоящим назначаемым акиматом. Однако юридически он будет иметь полномочия по управлению своим регионом, и поскольку это выборная, а не назначаемая должность, в принципе, не очень-то подчинен вертикали власти.
Представители госструктур считают, что экспериментальные выборы районных акимов, которые пройдут в августе будущего года, по уровню электоральной активности значительно превзойдут парламентские выборы, поскольку, по оценкам социологов, наиболее политизированная часть избирателей проживает именно в районных центрах. Осенью явка избирателей там колебалась в диапазоне 75-80 процентов, в то время как в крупных городах этот показатель, как правило, не превышал 25 процентов. Поэтому, считают в правительстве, к выборам психологически уже многие готовы, тем более что президент объявил об этом проекте на съезде партии "Отан" почти полгода назад. Самый главный вопрос - нужно в аулах провести разъяснительную работу, чтобы были избраны кандидаты, которые действительно будут защищать интересы народа. Все-таки менталитет наш таков, что интересы избирателей могут быть разделены отнюдь не по политическим признакам.
И здесь есть две точки зрения. Первая - глава региона должен быть "местным", поскольку он лучше знает специфику области, ее проблемы и будет пользоваться поддержкой населения. Вторая - аким должен быть "варягом", нейтральным человеком, не связанным общими интересами с местной политической и бизнес-элитой. Как найти здесь золотую середину - пока не ясно. Естественно, "местному" проще, поскольку он знаком с кадрами на местах и с менталитетом людей. А человек со стороны, не оглядывающийся на местную специфику, возможно, будет менее коррупционен.
Самостийность поневоле
Выборы местных акимов - полезная вещь, если бы еще иметь в виду, насколько потребно это нововведение самому населению, которое пока не стремится самоуправляться. Тем более что есть такое понятие, как инерция: в советское время все управление осуществлялось посредством партийной организации - по горизонтали и вертикали. И тогда существовала функциональная форма симбиоза человека и человека, человека и государства - тот же колхоз. Сейчас, когда система такого взаимодействия разрушена, государство вынуждено искать новые формы, но нельзя забывать и о том, что спущенное сверху может просто не прижиться, к любой форме функционирования социума лучше переходить эволюционно. Именно поэтому, несмотря на годы, прошедшие после принятия Конституции, не был реализован четвертый пункт статьи 89.
"На Западе такая структура складывалась естественно, исторически, - рассказывает аналитик Бутаков. - Сначала организовалось некое сообщество в деревню, город. И потребности жителей выдвигались на первый план, они выбирали бургомистра, который эти потребности прекрасно знал. Никакой центральной власти в городе не было, отсюда и появилось понятие гражданское общество в терминах западной цивилизации".
У нас самоорганизоваться общество пока не приучилось. По мнению Бутакова, действительно, нужно начинать децентрализацию с низов, но с создания структуры, в которую объединялось бы само население, - это и есть реальное самоуправление. Начинать можно с бытовых вещей - той же медицины и муниципальной полиции (семейных врачей и участковых полицейских, если хотите, дружины) и других необходимых служб. Общение граждан с властью происходит чаще всего на бытовом уровне. И задача государственной власти - предложить такую структуру, которая бы наиболее полно обеспечивала потребности населения. Но система будет жизнеспособна в том случае, если у человека возникнет естественная потребность дать деньги на то, чтобы была такая структура и работала.
Эмпирическое распутье
До сих пор даже в обычной назначаемой власти нет механизма обратной связи. Мы не знаем, чем районный аким занимается, и уж тем более не в курсе, что сделали те акимы, которых в виде эксперимента уже выбирали в нескольких сельских округах. Так же и со всеми другими выборными должностями - парламент не отчитывается перед нами, мы знаем о нем только по скандалам. А отчеты назначаемого правительства выглядят интересными только для узкого круга специалистов из-за рубежа, поскольку там фигурируют только макроэкономические показатели.
Проблема в том, что экспериментировать, тренироваться приходится не на кошках, а на людях. Скажем, Российская Федерация с 1994 года живет по правилам выборности местных губернаторов - у них децентрализация произошла почти сразу после выделения в отдельное государство. Однако сейчас Калита-Путин опять собирает города русские... Впрочем, выяснение правильного пути эмпирическим путем для таких новых государств с переходной государственной системой - единственный выход. Попробовали, не получилось - пошли другим путем. Главное, чтоб у власти не закрадывалась шальная мысль: "Если все пустить на самотек, то люди такого натворят...". |