NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 7.12.2024 00:18 ast
22:18 msk

2005-й: период ожиданий, рисков и опасных комбинаций
Этот год, скорее всего, разочарует тех, кто видит Казахстан похожим на Грузию или Украину
06.01.2005 / политика и общество

Сергей Козлов, "Exclusive", №1, 2005 г.

Наступивший год знаменует окончание десятилетия с момента начала экономических и политических реформ, проведенных в Казахстане, фактически под эгидой авторитарного руководства президента Нурсултана Назарбаева. После референдумов в апреле и в августе 1995 года о продлении полномочий президента и о новой Конституции все последующие годы развитие страны было предопределено новой стратегией преобразований, выработанной в президентском штабе и осуществленной благодаря стабильному и жесткому режиму власти нынешнего главы государства.

Новое десятилетие реформ, берущее начало в наступившем году, обещает стать временем продолжения реализации этой стратегии в том ее направлении, которое до сих пор считалось как бы временно "замороженным", что подвергалось острой критике как со стороны политической оппозиции, так и со стороны западных политиков и экспертов. Речь идет о направлении политическом, о реальных политических реформах, призванных дополнить и оформить фасад государственного здания Республики Казахстан, тогда как жизнеобеспечивающие структуры этого сооружения, то есть каркас в виде новой экономической и финансовой системы, уже возведены.

И, безусловно, главным, стратегически определяющим событием предстоящего политического сезона станет предвыборная президентская кампания накануне выборов в январе 2006 года. В связи с этим возможны несколько сценариев развития событий.

Один из них предсказывается противниками казахстанской власти. По их прогнозам выборы пройдут раньше срока - уже в следующем году, причем не позже весны. Обоснование этого варианта: в Казахстане назревает серьезный политический кризис, проявлением которого стала не только резкая активизация оппозиции, но и глубокий раскол в рядах самой правящей элиты. Основным симптомом этого раскола было вхождение осенью прошедшего года экс-спикера мажилиса парламента Жармахана Туякбая в руководство оппозиции, а позднее избрание его председателем Координационного совета демократических сил (КСДС).

Кроме того, в качестве фактора, способствующего именно такому сценарию, указывают на последние события в Грузии и, особенно, в Украине. Иными словами, после известных "розовых" и "оранжевых волнений" казахстанские власти просто вынуждены будут взять курс на форсирование выборов. Так, во всяком случае, считает вся оппозиционная политология. И теперь перед официальной Астаной одна задача: как избежать проведения общенародных выборов президента в соответствии с требованиями Основного закона, так как это чревато потерей власти.

Этапы соответствующего сценария при этом якобы уже готовы. Это прежде всего изменение Конституции, после чего президента будет избирать уже не народ, а парламент. Они могут иметь такой характер, что президентские выборы разрешено будет проводить в последний год пребывания главы государства в своей должности. А 2005 год является последним, седьмым годом президентства Нурсултана Назарбаева.

Оппоненты власти не исключают и еще одного, весьма интересного варианта развития событий. После избрания нынешнего главы государства на очередной срок двухпалатным парламентом этот институт власти преобразуется уже в однопалатное собрание. Сделано это может быть президентским указом в соответствии с внесенными в Основной закон изменениями. Причем новый состав парламента вполне может избираться уже не всеобщим голосованием, а маслихатами.

Необходимо, правда, заметить, что такой поворот неизбежно привел бы к ухудшению отношений Астаны с западными партнерами и наверняка еще больше усилил бы опасения того, что в Казахстане все же произойдет нечто, похожее на "революцию тюльпанов" - так называют казахстанские оппозиционеры возможную радикализацию противостояния с властью.

А это уже несколько иной вариант развития политической ситуации в Казахстане.

Уместно будет в этом случае вспомнить оценки нынешнего положения дел в республике, данные на прошедшей в декабре минувшего года в Алматы международной конференции "Казахстан: диалог с Западом", где один из бывших руководителей правительства некой центральноевропейской страны заявил: "Президентское правление тормозит дальнейшее развитие процессов демократизации и повышение прозрачности казахстанского общества". Политический режим современного Казахстана был охарактеризован как "претендующая на демократию клептократия, где экономика контролируется узким кругом соратников президента...". Это "объективно тормозит приток иностранных инвестиций в республику, причем все более способствуя их оттоку...".

К такому мнению присоединилось подавляющее большинство западных участников конференции, что говорит об уже сложившейся позиции лидеров стран этой части света и ведущих политических институтов по отношению к казахстанскому руководству и о том, что эти институты вполне готовы признать это руководство достойным для проведения в отношении него очередного "бархатного" эксперимента. И, думается, само казахстанское руководство обо всем этом вполне осведомлено.

При этом первым шагом на пути к подобному эксперименту, то есть к инициированию извне возможной "революции тюльпанов", следует считать два важных внутриполитических события: упомянутый нами выше переход Жармахана Туякбая в оппозицию и конференцию оппозиционных лидеров Казахстана, прошедшую в ноябре прошлого года в Лондоне и в которой принял участие бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин.

Нелишне напомнить в связи с этим, что важнейшим фактором в организации любой "бархатной революции" является консолидация разрозненных и, как правило, конкурирующих и откровенно враждующих оппозиционных сил внутри страны, где назрела "революционная ситуация". Такая консолидация возможна только лишь при наличии мощной, заинтересованной внешней консолидирующей силы, которая осуществляет не только идеологическое, организационное, но и финансовое руководство процессом. Именно под патронажем этой силы возможно объединение любой оппозиции как в странах СНГ, так и в целом в Восточной Европе, как показали последние события.

И попытка такого объединения, по сути, уже осуществляется в Казахстане, где, как считается, опытный политик (имеется в виду Туякбай) просто так не расстается с третьим по значимости постом в государстве - он наверняка рассчитывает на первый. И просто так, только лишь на конференцию для обсуждения ситуации в стране, не собираются лидеры всех оппозиционных организаций, включая главного оппонента действующего президента.

В подтверждение сказанного достаточно привести обращение, сделанное А. Кажегельдиным сразу же после лондонской встречи, где лейтмотивом звучал как раз призыв объединиться всем оппозиционным силам вокруг партии "Ак жол". То есть к созданию единого оппозиционного блока или движения.

Естественно, кто возглавит эту объединенную партию, тот и станет кандидатом от нее на пост президента Казахстана. После избрания Ж. Туякбая председателем КСДС, в котором доминирует партия "Ак жол", уже не вызывает сомнения, кто будет лидером этого нового объединения и станет единым кандидатом на пост главы государства, так же, как не вызывает сомнения, вокруг какой партии всей остальной оппозиции будет предложено объединиться.

Однако данный вариант развития ситуации возможен при нескольких условиях. Предполагается, что в осуществляемой здесь политической комбинации пытаются реализовать свои интересы сразу два крупнейших казахстанских клана. Один из них, создавший партию умеренной оппозиции, никогда не отказывался от претензий на роль ведущего игрока в розыгрыше главного приза в стране, высшей власти. Другой клан, внезапно выдвинувший нового видного диссидента в качестве лидера всей оппозиции, не имеет в своих рядах ярких публичных политиков, подконтрольных масс-медиа и тем более открытого доступа к пресловутому "административному ресурсу".

Но оба этих клана обладают мощными финансовыми ресурсами, которые вполне могут позволить им обойтись и без внешней материальной консолидирующей помощи. Достаточно будет лишь политической и моральной поддержки. Но она возможна, повторим, лишь в случае выполнения этого одного из главных условий комбинации: согласованности действий обоих кланов.

Реален ли, исходя из сказанного, "бархатный" поворот в 2005 или в 2006 годах? И если "да", то в каком из возможных вариантов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернутся к сложившемуся за последнее время внутриполитическому положению и к характеристике казахстанского властного режима, которая, думается, в обозримом будущем концептуально не изменится.

Прошедший политический год продемонстрировал коренное отличие ситуации в Казахстане от того, что мы наблюдаем в таких странах, как та же Грузия или Украина. И это отличие, безусловно, кроется в характере сформированного в стране за последние десять лет института верховной власти.

Президент Нурсултан Назарбаев по-прежнему прочно удерживает бразды правления и практически не имеет пока соперников, что гарантирует неизменность политического курса в течение всего времени, пока он продолжает возглавлять государство. С одной стороны, отличающаяся высоким уровнем централизации политическая система Казахстана, непрозрачность политических процессов и неопределенность в отношении преемственности власти и смены руководства весьма существенно влияют на международный рейтинг Казахстана, будь то оценка его перспектив как стабильного и динамично развивающегося государства или наиболее благоприятного в СНГ места для вложения серьезных инвестиций.

С другой - и это признают и зарубежные критики Назарбаева, - только благодаря реальной стабильности в последний период, обеспеченной жесткой властью, и благодаря предсказуемости политического курса страна сумела избежать общественных потрясений и экономических катаклизмов, создав заметный рост производства и ВВП.

При этом, что необходимо отметить, глава правительства в целом действует в русле принимаемых президентом решений и пользуется поддержкой парламента, в котором большинство мест во время последних выборов вновь оказались у партий и групп, лояльных Нурсултану Назарбаеву.

Если минусом современного властного режима являются личностный характер политической власти, коррумпированность государственных чиновников, кадровый голод, зачастую излишнее влияние извне крупных держав и рост организованной преступности, то несомненным плюсом считается самая высокая в СНГ экономическая эффективность проведенных реформ, их объем и качество, социальный и рыночный их характер, осуществление успешной внешней политики.

Кроме того, сторонники Назарбаева подчеркивают, что сегодня, если взглянуть в ретроспективе, у него никогда, пожалуй, не было таких удачных условий на старте новой президентской

гонки. Казахстанская оппозиция пока что не может оправиться от сокрушительного поражения на прошедших парламентских выборах и разобщена. Ее лидеры все еще пребывают в борьбе между собой, и любой кандидат на пост президента от оппозиции, даже при самом наилучшем исходе, вряд ли сможет рассчитывать на 3, от силы на 5% голосов казахстанских избирателей.

О незрелости и непрофессионализме оппозиции свидетельствует, по мнению независимых аналитиков, обилие ее стратегических и тактических просчетов во время прошедших выборов. К примеру, партия "Ак жол", используя свой значительный административный ресурс (наличие в правительстве и в окружении главы государства множества своих сторонников), боролась прежде всего за влияние на президента, тогда как радикальный оппозиционный блок ДВК-КПК ("Жакиянова-Абдильдина") боролся с самим президентом. При таком раскладе оба крыла оппозиции трудно было назвать стратегическими союзниками.

Но есть еще один аспект, который теоретики "бархатных" изменений явно не учитывают. Совершенно очевидно, что при любом развитии внутриполитической ситуации в Казахстане Запад в первую очередь заинтересован в сохранности своих капиталовложений в экономику страны (только американские инвестиции оцениваются Астаной в 2 млрд. долларов) и в перспективе в реализации транскаспийского нефтяного проекта, которое невозможно без казахстанского участия (а это 6-9 млрд. баррелей нефти от Тенгизского месторождения на весь проектный срок).

Поэтому не случайно руководство США, правда, сугубо конфиденциально, но уже выразило свою готовность взять на себя роль координатора переговоров между политическими противниками в Казахстане. И согласно абсолютно всем прогнозам специалистов по внешней политике как и в этом году, так и в последующие отношения республики с США останутся приоритетными. Как это неоднократно отмечалось и президентом Назарбаевым, и главой 1ЧИДа Касымжомартом Токаевым, Казахстану, находящемуся на стыке двух больших держав, России и Китая, не просто выгодно сотрудничество с Вашингтоном, но оно является для жизненно необходимым.

Кроме этого, по имеющимся у нас сведениям, представители казахстанского президента дали согласие на "подключение" к процессу урегулирования взаимоотношений с политической оппозицией руководства ОБСЕ. Все это ставит под сомнение давлеющее вмешательство в спор между властью и оппозицией в республике некой внешней силы.

Поэтому перспективы "революции тюльпанов" в Казахстане практически нереальны.

Если же обобщить все возможные вариации политического развития Казахстана в наступившем году, то наиболее возможной, на наш взгляд, видится постепенная трансформация казахстанского общества в целом и казахстанской власти в частности. Тем более что опыт авторитарных режимов развивающихся стран Востока показывает: переход от жесткого авторитаризма к мягкому, от деспотии к направляемой демократии, от мягкого авторитаризма и направляемой демократии к режимам, способным, при всех их несовершенствах и родимых пятнах двигаться по пути подлинной демократизации, может осуществляться по-разному. А Казахстан в этом смысле идет совершенно неизведанным путем, прокладывая его среди самых неожиданных опасностей и препятствий.

Опыт показывает, что казахстанская власть всегда очень чутко и тонко ощущала происходящие вокруг процессы, направление внутри- и внешнеполитических течений и векторов и, проявляя высокие природные способности к объективной и точной оценке положения, реагировала, как правило, адекватно и с опережением событий. Так, скорее всего, будет происходить и в этом году.

Наступивший 2005-й станет годом первых реальных политических реформ, хотя бы в самом начальном их этапе. Это, как было уже объявлено президентом, расширение полномочий парламента и вместе с тем увеличение числа депутатов, избранных по партийным спискам. Продолжение судебной реформы. Первые попытки проведения выборов в органах местной власти. Активное привлечение самых видных деятелей оппозиции к работе в новых консультативных или совещательных органах, быть может, специально для этого властью созданных.

Предложение условий, при которых лидеру радикальной оппозиции Галымжану Жакиянову, отбывающему наказание за служебные злоупотребления, не останется ничего, кроме компромиссного выхода на свободу.

Проведение президентских выборов, скорее всего, в установленные Конституцией сроки и с привлечением максимально широкого числа международных наблюдателей. При этом предвыборный штаб самого Нурсултана Назарбаева удивит страну и мир масштабами и тщательностью своей подготовки к избирательной кампании (которая фактически уже началась). Здесь, конечно же, не ограничатся привлечением пресловутых "московских политтехнологов" или соответствующих стратегических центров и научных институтов, но будут задействованы и авторитетные западные организаторы и консультанты.

У казахстанского руководства просто не осталось иного выхода, как осуществить эту сложнейшую, рискованную, многоходовую и многоцелевую комбинацию, цель которой - сохранение своей власти и одновременно стабильности в стране и в обществе, продолжение намеченных реформ и преобразований, улучшение имиджа республики в глазах мирового (в первую очередь западного) сообщества, устранение или интегрирование в свой ареал внутриполитических противников, преодоление чрезвычайно опасного этапа развития страны, когда сформировался класс отечественной буржуазии, претендующей на политическую власть вопреки своей незрелости и неспособности этой властью профессионально распорядиться.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Акимы отчитываются перед Президентом 31.01.2005
Программа "Культурное наследие" приобрела судьбоносное для Казахстана значение 31.01.2005
Правительство РК намерено проводить гибкую тарифную политику в сфере естественных монополий 31.01.2005
Ермухамет Ертысбаев: Казахстану нужна сильная президентская власть 31.01.2005
Вперед в прошлое 31.01.2005
Не хлебом единым 31.01.2005
Лавров: США используют "двойные стандарты" 31.01.2005
Путь грешницы Тимошенко 31.01.2005
Фролов: Передел собственности на Украине начался 31.01.2005
Президент РК встретился с членами Общественного совета по реализации Государственной программы "Культурное наследие" 28.01.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
07.12.24 Суббота
83. ЖУРИНОВ Мурат
75. КИИНОВ Ляззат
72. СУНТАЕВ Тлеген
72. СУХОТИН Александр
66. НАЖИМЕДЕНОВА Айкен
66. ОТАРБАЕВ Шаймурат
64. ТОКСАНОВА Айгуль
58. ДУДИН Иван
56. ТАБАНОВ Эльдар
53. ЖУСУПОВ Эрик
53. МАГЕРРАМОВ Магеррам
47. ДЖАКУПОВ Аслан
47. ЖУНУСОВА Асель
38. ИСАТАЕВ Рустам
...>>>
08.12.24 Воскресенье
89. УРАЗАЛИЕВ Рахим
84. ЖУРСИМБАЕВ Сагиндык
83. БАШАРИМОВА Людмила
79. РАИМБАЕВ Сансызбек
73. ИБРАЕВ Болат
69. АЛДЕРЗИН Мухамбеткали
69. САУРАНБАЕВ Болат
69. ШАМУРАТОВ Ермек
65. НУРГАЗИЕВА Бану
64. ТАТКЕЕВ Малгаждар
63. МУКАЕВ Ербулат
63. ШАЛАБАЕВ Гинияткали
61. АЙДАРХАНОВ Арман
59. ИЗМАЙЛОВ Нурлан
58. АХМЕТЖАНОВ Ахмедбек
...>>>
09.12.24 Понедельник
86. БЕЙСЕБАЕВ Кенес
77. КАЗБЕКОВ Жасулан
77. РЕУТОВ Николай
74. КАМЕНОВ Саин
74. САГЫНДЫКОВ Ержан
73. ДАЛМАГАМБЕТОВ Оразбек
70. АХМЕТОВ Батырбек
69. УЗБЕКГАЛИЕВ Раимхан
68. КАЛИЕВ Едил
68. ТАСМАГАМБЕТОВ Имангали
66. АН Евгений
63. МАКЕНОВА Аяш
60. КУЗДЕКОВА Мальвира
59. АРХАРОВА Жанылсын
58. ЕСПЕНБЕТОВ Эрнест
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz