Роман Иванов, "Начнем с понедельника", 28 января
Советник Президента Ермухамет Ертысбаев - фигура в казахстанском обществе видная. Это практически единственный представитель лагеря власти, вступающий в идеологические дискуссии с оппозицией, в том числе и в СМИ. Неудивительно, что мы тоже заинтересовались его видением нынешних реалий республики. К превеликому сожалению, полноценной беседы с Ермухаметом Кабидиновичем не получилось, ввиду крайней занятости последнего. Но все-таки задать ему несколько вопросов по телефону удалось.
- Ермухамет Кабидинович, насколько, по Вашему мнению, оправдана многовекторность казахстанской политики?
- Оправдана во всех отношениях. "Политика государства определяется его географией", - говорил еще Наполеон и был прав. Мы не можем дружить только с Россией. США и Китай не очень будут рады, мягко говоря. Мы не можем дружить только с Китаем, поскольку США и Россия... ну, в общем ясно? А представьте, если бы мы заняли стопроцентно американскую линию? На том же Каспии? Это же был бы кошмар. Геополитический. Или представьте себе, что Казахстан резко повернул бы в сторону юга - мусульманского мира? Как бы реагировали на это великие державы - США, Китай и Россия? А понравилось бы это Европейскому союзу? Поэтому, что ни говори, а многовекторная внешняя политика Нурсултана Назарбаева оправдала себя полностью.
- Что лучше - лавировать между сверхдержавами или, может, "причалить" к какому-то одному берегу?
- Мы не можем "причалить", поскольку не имеем выхода к мировым океанам. Каспий не в счет. Почему вы считаете, что Казахстан обязательно должен причалить к какой-то сверхдержаве, будь то Россия или Америка? Не кажется ли вам, что все это - рудименты мышления эпохи противостояния двух систем: капиталистической и социалистической? Я не хочу, чтобы Казахстан "причаливал" к какому-то берегу - русскому, китайскому, американскому или мусульманскому. Мы живем в эпоху глобализации, когда взаимовлияние и взаимопроникновение культур и наций стало всепоглощающим.
- Как Вы считаете, действительно ли необходимо присутствие в Ираке Казбата?
- Одно из двух: либо мы расторгаем союзнические договоренности с США, которые считают Казахстан своим стратегическим партнером по борьбе с терроризмом, и выводим своих солдат из Ирака, либо остаемся верны стратегическим обязательствам перед США, и наши военные продолжают свою, по сути, гуманитарную миссию в Ираке.
Все остальные аргументы - демагогия высшей пробы.
- Не опасаетесь ли начала терактов на территории Казахстана?
- Теоретически все может быть. Еще раз повторю, что наши минеры в Ираке спасают жизни и американских солдат, и мирных иракских граждан. Этого не надо забывать.
- Как Вы относитесь к высказываниям узбекского лидера в адрес Казахстана? Как в настоящее время складываются отношения Казахстана и Узбекистана?
- Если вы имеете в виду недавнюю критику СНГ со стороны узбекского лидера, якобы неэффективности этого межгосударственного союза и отсутствия интеграции, как таковой, то это не ново. Узбекский лидер имеет свое мнение об СНГ, и он уже ранее высказывал нечто подобное. Я думаю, что он говорит искренне и его точка зрения выглядит естественной. Поскольку Узбекистан в отличие от Казахстана действительно не имеет абсолютно никаких интеграционных связей ни с Россией, ни с Украиной, ни с Беларусью. И, к сожалению, даже с Казахстаном. За последние тринадцать лет с момента распада Союза казахско-узбекские двусторонние связи, особенно в области торгово-экономических связей, неуклонно ослабевали, снижался торговый оборот итак далее. Руководители Казахстана и Узбекистана абсолютно по-разному подошли к модели рыночных преобразований в своих странах. Мне представляется, что именно это и является подлинной причиной критических замечаний, которые носят не прямой, а косвенный, завуалированный !
характер.
- Лидеры партии "Ак жол" неоднократно заявляли, что готовы сесть за стол переговоров, но только напрямую с Президентом. Как реагирует сам Президент? Есть ли возможность того, что таковые переговоры состоятся?
- Что значит сесть за стол переговоров? Что у нас - война и акжоловская армия окружила и блокировала президентский дворец? Если у акжоловцев есть возможность выйти напрямую на Президента, чтобы решить какие-то свои проблемы, - пусть выходят. Если акжоловские лидеры и хотят аудиенции у главы государства, то они в данном случае вряд ли будут заинтересованы в рекламе. Как реагирует Президент - не знаю. Вероятность переговорного процесса со всей казахстанской оппозицией всегда остается. Теоретически. Практически - ни власть, ни оппозиция реально не стремятся к какому-либо переговорному процессу.
- Обсуждается ли в кулуарах власти вопрос компромисса с оппозицией? Насколько такой компромисс реален?
- В кулуарах власти обсуждается абсолютно все. В том числе и вопрос компромисса с оппозицией. Но кулуары и коридоры власти и реальные рычаги и кабинеты власти - это разные вещи. Или политические заявления оппозиции и реальные, действенные шаги оппозиции - это тоже разные вещи.
- Насколько, на Ваш взгляд, была оправдана столь резкая мера в отношении ДВК?
- Не знаю. Я не обратил на заявление ДВК ровным счетом никакого внимания. Но у прокурора другое видение.
- Как бы Вы прокомментировали высказывание о том, что закрытие ДВК и совпавшая с ним по времени проверка налоговыми органами фонда Сороса спровоцированы украинскими событиями?
- Возможно. Только не надо из этого делать глобальные выводы, на которые так западает, например, газета "Республика". Особенно меня смешит постоянный тезис о том, что "казахстанская власть напугана событиями на Украине". Ерунда. Если вы на ночь запираете двери на засов, это вовсе не означает, что вы боитесь грабителей и всю ночь тревожно спите. Нет же! Партия "ДВК" призвала народ к решительным действиям. Власть решила не ждать этих решительных действий. По-моему, здесь настолько все очевидно.
- Как бы Вы отнеслись к идее создания в Казахстане парламентско-президентской республики по типу Украины?
- Отрицательно. Казахстану нужна сильная президентская власть. И сильный парламент тоже нужен. Контрольные функции парламента надо расширить. Будет реформа. Президент ее озвучил на съезде партии "Отан" 15 июня.
- Кто из казахстанских политиков, по Вашему мнению, смог бы составить реальную конкуренцию Нурсултану Назарбаеву на предстоящих президентских выборах?
- Реальную конкуренцию - никто.
- Как Вы считаете, чем вызваны кадровые перестановки, в частности, перевод Тасмагамбетова с поста руководителя администрации Президента на должность акима Алматы?
- Я уже неоднократно (в печати и по ТВ) говорил, что это прежде всего желание Тасмагамбетова. Он может попросить об этом Президента. Другие не могут, а он может. Все остальные аргументы, в том числе и политического характера, - вторичны.
- Как бы Вы оценили работу казахстанского Правительства в прошлом году? Что послужило причиной тому, что в бюджете образовался профицит?
- Работу Правительства оцениваю положительно. Хорошее правительство, добротное, работящее. Что касается профицита, то Правительство всегда планирует бюджет следующего года с осторожностью. Скажем, цены на нефть рассматриваются в 30-35 долларов за баррель. Но цена на мировом рынке достигла отметки 53 доллара за баррель, то есть сверхдоходы неизбежны. Здесь арифметика простая: сверхдоходы уменьшают дефицит бюджета. Непоступления в бюджет неизбежно приводят к секвестру. В общем, в формировании бюджета очень многое зависит от точных макроэкономических показателей и расчетов. |