NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 13:29 ast
11:29 msk

"Успешная деятельность Правительства еще не повод для самоуспокоения"
Текст выступления Президента Нурсултана Назарбаева на расширенном заседании Правительства, посвященном итогам 2004 года
02.02.2005 / политика и общество

Астана. 1 февраля. КАЗИНФОРМ

Президент РК Нурсултан Назарбаев принял сегодня участие в расширенном заседании Правительства, посвященном итогам 2004 года. Казинформ распространяет предоставленное пресс-службой Президента выступление Главы Казахстана в изложении.

***

Позитивно оценив итоги социально-экономического развития за прошлый год, Президент страны остановился на конкретных проблемах и задачах.

Он отметил, что с этого года начинается реализация ряда важных для страны программ, таких как развитие образования, здравоохранения, формирования "электронного правительства", углубления социальных реформ, развития рынка ценных бумаг, накопительной пенсионной системы. В активную фазу вступает реализация жилищной программы. В этой связи, главной задачей Правительства и акимов в текущем году является эффективная и качественная реализация этих программ. Сегодня акценты по реализации принятых программ смещаются на местный уровень.

Поэтому надо подумать и разработать четкий механизм взаимодействия Правительства и акимов по их реализации. При этом следует продумать и механизм межрегионального взаимодействия. Глава государства акцентировал внимание на необходимости разработки ясных и объективных критериев оценки результативности реализации программ и системы их мониторинга. Главным критерием должен стать не столько процесс или объем затраченных средств, а реально полученный результат, считает Президент. К примеру, уже с прошлого года выделяются значительные средства на жилищное строительство. Вместе с тем, неосвоенные объемы средств составили 4,7 млрд. тенге или 25 процентов. Вот еще один парадокс: населению остро не хватает доступного жилья, у государства есть на это средства, а регионы их не осваивают.

"Если акимы и другие чиновники обеспечены дорогостоящим, комфортабельным жильем, это еще не означает, что в регионе все решили свои жилищные проблемы. Это относится к Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Мангистауской, Кызылординской, Жамбылской и Актюбинской областям", - сказал Нурсултан Абишевич. В связи с тем, что населению до сих пор не понятен механизм реализации доступного жилья, построенного в рамках программы, Глава государства поручил провести по этому вопросу широкомасштабную разъяснительную работу.

В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития Правительство должно к середине этого года определиться с приоритетами. Необходимо наметить те отрасли промышленности, которые будут стимулироваться государством в долгосрочной перспективе и определять специализацию страны в системе мировой экономики в будущем.

В 2005 году Правительство должно привлечь 30 транснациональных компаний в обрабатывающий сектор. Кроме того, перед ним поставлена задача принять программу развития национальной инновационной системы. Особое внимание должно быть отведено становлению и развитию малого инновационного предпринимательства. Малый бизнес должен быть эффективно интегрирован в систему национальной индустриально-инновационной системы.

Необходимы серьезные и системные шаги по реализации таких программ как образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Уже с текущего года казахстанцы должны почувствовать на себе конкретные плоды от реализации этих программ. Надо завершить разработку новой методики определения величины прожиточного минимума. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в Закон "О прожиточном минимуме".

Следующий вопрос, на котором остановился Глава государства - развитие инфраструктуры.

В последние годы были предприняты активные действия по развитию и модернизации нашей инфраструктуры. Осуществляется реструктуризация в сфере железнодорожного транспорта и телекоммуникаций. Ежегодно строится и ремонтируется более двух тысяч километров автодорог.

2 февраля состоится презентация международного аэропорта в Астане, продолжается строительство новой взлетно-посадочной полосы в Атырау, реконструкция взлетно-посадочной полосы в Актобе.

Вместе с тем новые тарифы железнодорожного транспорта не утверждены в срок, что может отрицательно повлиять на темпы реструктуризации отрасли и либерализации рынка железнодорожных услуг. Также остаются нерешенными и проблемы телефонной связи. Все это снижает конкурентоспособность экономики Казахстана.

Несмотря на выделяемые значительные финансовые ресурсы в Казахстане еще нет автомобильных дорог международного уровня. Недавно Генеральной прокуратурой была проверена деятельность по строительству и ремонту дорог республиканского значения. Результаты проверок показали, что в этой отрасли существует целый комплекс проблем. При строительстве и ремонте дорог складывается целая пирамида субподрядчиков.

Выигравшая тендер компания отдает в субподряд строительные и ремонтные работы другим компаниям. Только на автодороге "Астана-Боровое" РГП "Казавтодор" заключило договоры субподряда с пятью предприятиями, которые, в свою очередь, также заключили договоры субподряда с другими компаниями. В итоге было привлечено 24 компании, из которых реально выполняли работу только 15.

А остальные девять компаний, палец о палец не ударив, просто присвоили себе 20 процентов выделенных на строительство государственных средств. Вот где уместна народная поговорка "Один с сошкой, а семеро с ложкой".

При реконструкции и ремонте дорог "Астана-Боровое", "Астана-Алматы" использовались некачественные строительные материалы, нарушались технологии, не учитывающие особенностей природно-климатических условий, работы осуществлялись без соответствующих лицензий и разрешений. При этом контроль за качеством ремонта и строительства дорог уполномоченным государственным органом в должной мере не осуществлялся. "Как такое допускается министерством транспорта и коммуникаций? Где эффективность расходования бюджетных средств?" - сказал Президент и поручил Правительству и Генеральной прокуратуре серьезно разобраться с такими фактами и привлечь виновных к ответственности.

В качестве еще одной задачи, имеющей исключительное значение для экономики и качества человеческих ресурсов, Нурсултан Абишевич отметил обеспечение услугами Интернета.

- По доступности услуг Интернета наша страна находится не в лучшем положении, а стоимость услуг Интернета у нас неоправданно высокая. О каком электронном правительстве и развитии информационных технологий может идти речь при таких высоких тарифах? – подчеркнул Президент и поставил перед Правительством задачу обеспечения Интернетом в 2005 году не менее 75 процентов школ. Кроме того, необходимо, чтобы Интернет реально использовался. Надо обучать этому население.

Далее Глава государства остановился на не принятых программах:

- Я поручал в 2004 году разработать ряд программ, направленных на углубление реформ в экономике. Однако некоторые из них до сих пор не разработаны. Так, не принята программа реформирования и развития жилищно-коммунальной сферы. Эта сфера остается малоэффективной, непрозрачной и требует кардинальных и системных мер по реформированию.

Время требует новых подходов для решения вопросов эксплуатации жилья, ремонта, сноса и аренды, совершенствования института кооперативов собственников квартир, государственного контроля и надзора за строительством и эксплуатацией. Необходимо в целом совершенствование жилищных отношений и жилищного законодательства, отвечающее современным реалиям и рыночным отношениям.

Не разработана также и программа легализации теневого сектора. Несмотря на сложность проблематики, такое затягивание считаю необоснованным.

Поручаю Правительство завершить эту работу до конца марта. При этом важно привлечь к обсуждению деловые круги, отечественных и зарубежных экспертов, широкую общественность и научно-исследовательские институты.

Не принята и государственная программа микрокредитования. Поручаю внести проект данной программы в двухнедельный срок.

Необходимо также ускорить работу по созданию в стране государственного холдинга по управлению государственными пакетами акций крупных национальных компаний наподобие сингапурской "Темасек". Эта работа также неоправданно затянулась.

Другая проблема, на которой акцентировал внимание Правительства Президент - монополизация экономики национальными компаниями и мегахолдингами.

- Национальные компании уже забыли для чего они были созданы. Сейчас они представляют собой крупные холдинги, которые занимаются практически всеми видами деятельности, далекими от основной. Это приводит к неэффективности и непрозрачности в их работе.

В структуре некоторых национальных кампаний существуют торговые дома, консалтинговые, страховые и финансовые предприятия, санатории, накопительные пенсионные фонды, телевидение, авиакомпании и другие.

Например, Казахстан темир жолы расплодил множество дочерних компаний по вспомогательным видам деятельности. Это, в первую очередь, компании по содержанию и эксплуатации грузовых дворов, осуществлению контейнерных перевозок, водо - и теплоснабжения. Где же заявленная демонополизация отрасли? – сказал Нурсултан Абишевич.

Глава государства заявил, что аналогичные примеры можно привести и по другим национальным компаниям. Но он ограничился тактичным предупреждением.

- Не лучше ситуация и по частным мегахолдингам. Крупные частные холдинги, в том числе и финансовые, через сеть своих дочерних компаний захватывают непрофильные для себя рынки. И тем самым они вытесняют малый и средний бизнес.

Такая же ситуация сложилась и с финансовыми институтами. Так, например, ТуранАлем банк занимается туристическим бизнесом, имеет охранное агентство, страховую, лизинговую, инвестиционную компании, а также пенсионный фонд. Владеет заводом по производству асбеста, соли, спичек. Валют-транзит банк имеет гостиницы, строительные и ювелирные фирмы, развлекательный комплекс. Такая картина становится повсеместной в республике

В результате не остается простора для развития малого и среднего бизнеса, здоровой конкуренции, сокращается налоговая база. Деятельность холдингов является непрозрачной и закрытой. Особенно это касается банков. Как можно говорить о надежной банковской системе, при таком количестве аффилированных с банками компаний? Банки своим структурам выдают льготные кредиты, наверняка не совсем обеспеченные. Налицо конфликт интересов, за который, в случае кризиса, будет расплачиваться простой вкладчик. Сырьевые мегахолдинги монополизировали свои отрасли – сказал Президент.

В этой связи, Нурсултан Абишевич поручил Правительству проинвентаризировать непрофильные виды деятельности национальных компаний и мегахолдингов и продумать систему мер по их передаче в конкурентную среду.

- В каждой отрасли у нас должен быть достаточный уровень конкуренции. И вопрос развития конкуренции должен встать на первое место в работе Правительства - сказал Глава государства и напомнил с какой решительностью Правительство США реорганизовало "Майкрософт", только заподозрив их в намерениях ограничить конкуренцию.

Далее Глава государства остановился на проблеме убыточности Национального банка, который за 2004 год понес убытки в размере 6,2 миллиардов тенге. Обращая внимание на эту проблему, Глава государства поручил Национальному банку и Правительству детально и основательно изучить этот вопрос и подготовить свои предложения.

Акцентировал Глава государства внимание участников расширенного заседания и на проблеме оптимизации лицензионно-разрешительной деятельности. Хотя в этом направлении Правительством проделана определенная работа, на сегодня акцент по оптимизации разрешительной системы должен быть перенесен на местный уровень.

- Усиление роли местных органов в выдаче лицензий вовсе не означает порождение новых бюрократических проволочек уже на местном уровне, а максимальное облегчение и упрощение получения подобных разрешений предпринимательским структурам. К этому процессу активно должны подключиться акимы всех уровней.

Каждому руководителю нужно детально изучить процедуру выдачи разрешения, в которой участвует его госорган. Разложить процесс на детальную цепочку действий. После этого все мероприятия должны быть оптимизированы в сторону их упрощения и удобства для предпринимателей и населения – сказал Нурсултан Абишевич и привел в качестве примера, как такой оптимизации можно добиться процесс получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Для того, чтобы получить такую лицензию требуется проходить согласование со службой санитарно-эпидемиологического контроля, причем как на районном, так и областном уровнях. Это - дополнительное время и траты. Но самое главное непонятно - зачем получать разрешения от двух госорганов, входящих в одну и ту же структуру, но на разных уровнях? Где логика для такого дублирования? Ведь можно упростить процедуру и оставить только заключение на уровне района – считает Президент.

- Также при переводе жилого фонда в нежилой требуется разрешение санитарного и эпидемиологического контроля. Если предприниматель не торгует пищевыми или опасными для жизни продуктами и товарами, зачем нужно такое согласование? Многоэтапной является процедура приобретения и регистрации прав на земельные участки – вначале документы сдаются в земельный комитет для получения акта на землю, а затем регистрируются в центре по недвижимости. Неужели нельзя объединить эти процедуры? Это будет удобно и сэкономит время и деньги людей. А таких примеров масса. Все они создают административные препятствия для ведения бизнеса и, самое главное, ложатся финансовым бременем на малый и средний бизнес.

Стоимость одного такого согласования или действия в рамках получения разрешения составляет, официально и неофициально, от 50 до 1000 долларов, будь это транспортные расходы, потерянное рабочее время, пошлины и сборы или просто плата чиновнику за ускорение. Помножьте это на количество таких действий в год и будет видна цена административных издержек для экономики Казахстана. Малый и средний бизнес должны стать прочной основой нашей экономики. Мы собираемся широко рассмотреть проблемы и перспективы дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства – сказал Глава государства.

Президент считает необходимым комплексный подход к вопросу минимизации административных барьеров при ведении бизнеса, в том числе получения различных согласований и разрешений и поручил Правительству в рамках начатой работы по развитию малого и среднего бизнеса совместно с акимами активизировать работу по оптимизации и сокращению лицензионно-разрешительной деятельности.

Подводя итоги заседания, Глава государства в целом дал положительную оценку деятельности Правительства, но в то же время подчеркнул, что это не повод для самоуспокоения. Правительству необходимо последовательно двигаться по пути намеченных на 2005 год планов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев посетил Северо-Казахстанскую область 28.02.2005
В Астане прошло заседание министров иностранных дел ШОС 28.02.2005
Глава правительства посетил с рабочей поездкой Восточный Казахстан 28.02.2005
Президент Кыргызстана поддерживает инициативу Нурсултана Назарбаева о создании Союза Центрально-азиатских государств 28.02.2005
Кричали "жол , жол!" , получился "жолаяк!" 28.02.2005
"Модернизация" партии "Ак жол" может привести к ее расколу 28.02.2005
"Оппозиция" в своей тарелке 28.02.2005
Когда в товарищах согласия нет… 28.02.2005
Конформизм "Республики" 28.02.2005
В суды республики в 2004 году поступило около 1 млн. дел и заявлений 28.02.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz