Астана. 8 февраля. КАЗИНФОРМ /Канат Шаймерденов/
На прошлой неделе в Астане, впрочем, как и в Алматы и американском Бостоне прошло эффектное мероприятие с публичным использованием высоких технологий. По казахстанско-американскому телемосту министр экономики и бюджетного планирования Келимбетов со своими замами в столице, а также председатели Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в Алматы – обсудили с профессорами Гарвардского университета предварительные результаты работы в рамках крупномасштабного проекта по совершенствованию отечественной экономической политики.
В Бостоне было 9 утра, в Астане и Алматы - 8 вечера. Тема переговоров, которые прошли за закрытыми дверями, все та же - проблемы конкурентоспособности Казахстана. Журналистов только ознакомили с тем, как действует телемост, лишний раз продемонстрировав силу хайтека, и распустили.
Как известно, сегодня в Казахстане усилиями правительства и американских экспертов реализуется проект развития страновой конкурентоспособности, где конечной целью является создание в стране кластеров. В чем же суть данного проекта? Многие страны и правительства фокусируют свое внимание на концепции конкурентоспособности. В широком понимании под конкурентоспособностью страны подразумевается способность ее фирм и отраслей завоевать и укреплять позиции на зарубежных рынках.
На сегодня развитие кластеров является широко признанным инструментом, сопутствующим экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Быстро распространяющееся число кластерных инициатив, как в развитых, так и в развивающихся странах по всему миру, отражает их эффективность и жизнеспособность. Основатель кластерной теории Майкл Портер подчеркивает, что сотрудничающие, взаимодополняемые группы компаний, сопутствующих отраслей и институтов могут повысить национальную и региональную конкурентоспособность на мировом рынке.
По убеждению ученого, кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность в трех направлениях:
– Повышают производительность фирм и отраслей;
– Раньше определяют и прогнозируют технологические тенденции;
– Стимулируют и облегчают формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера.
Бизнес-лидеры, таким образом, играют важнейшую роль в процессе повышения конкурентоспособности. Однако они являются не единственными участниками процесса. Образовательные учреждения также играют большую роль и, как показывает опыт, являются важным катализатором в процессе кластерного развития. Университеты, например, являясь образовательными учреждениями, также могут обеспечивать участников кластера инновациями и продвигать их деятельность. К другим важным участникам кластера относятся финансовые организации, такие как венчурные компании и организации, оказывающие различные бизнес-услуги. Все эти организации могут помочь усилить процесс развития кластера и сыграть значительную роль в его развитии.
Цель реализуемого в Казахстане проекта - идентификация 5-7 перспективных пилотных кластеров, которые бы стали индустриальной основой для повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в Казахстане. После анализа ситуации в 150 секторах экономики, за полгода работы зарубежные консультанты пришли к выводу, что внимания заслуживают 23 отрасли и подотрасли.
В ходе второго этапа проекта была оценена привлекательность рынка и его динамика для 23 отраслевых кластеров и сегментов рынка на казахстанском, региональном и мировом уровнях. По результатам данного анализа, также была проведена оценка спроса и предложения за последние 5-10 лет, и определены прогнозные характеристики спроса и предложения в последующие 5-7 лет. Данный анализ позволил получить представление о потенциале развития кластеров не только в Казахстане, но и во всем мире, что позволило сократить количество рассматриваемых кластеров до девяти. По данным 9 кластерам был осуществлен анализ конкурентоспособности по издержкам, а именно сравнение производственных издержек казахстанских производителей с зарубежными конкурентами. Оценивались возможности экспорта того или иного товара на региональном рынке.
Например, во время реализации второго этапа было принято решение о приоритетности развития туристического кластера. Отрасль, считают аналитики, имеет большой потенциал роста и возможность получения "быстрых побед". Въездной туризм является источником притока иностранной валюты в страну и будет способствовать развитию сопутствующих отраслей, таких как ресторанный и гостиничный бизнес. Так как мировая индустрия туризма продолжает расти, для Казахстана имеются четкие рыночные возможности роста и развития отрасли по таким направлениям как экотуризм, экстремальный, конгресс-туризм, и т.д.
В текущем году будет осуществляться третий этап проекта. Предстоит решить, с какими из 9 кластеров будет проводиться дальнейшая работа. Для тех 5-7 кластеров, которые будут в данной категории, работа будет направлена на формирование кластерных рабочих групп для выявления проблем, с которыми каждый из кластеров сталкивается в осуществлении своей бизнес деятельности. Кластерные рабочие группы будут включать представителей определенной отрасли, связанных с нею отраслей, регулирующих органов, отраслевых ассоциаций и научных кругов.
Так как для такого формата работы необходима инициатива частного сектора, его заинтересованность играет критическую роль для проекта. С другой стороны, важна готовность каждой стороны, в том числе и государственных органов, к конструктивному диалогу для достижения общих целей, отмечают аналитики.
По результатам Проекта рабочая группа подготовит для правительства Индустриальный мастер-план по развитию 5-7 наиболее перспективных кластеров. Данный мастер-план будет включать в себя, стратегии развития, определение целевых рынков, совершенствование корпоративного управления, создание условий для инвестиций. Кроме того, предполагается создание Совета по национальной конкурентоспособности, которая будет принимать адекватные решения в области макроэкономической, торговой политики и политики в отношении малых и средних предприятий.
Таким образом, по окончании проекта Правительство будет иметь на руках Индустриальный мастер-план, объединяющий кластерные стратегии, политические и инвестиционные приоритеты. Заработают конкретные проекты в пяти-семи отраслевых кластерах со своими стратегическими задачами повышения конкурентоспособности. Соответственно окупаемость проектов в этих кластерах приведут к росту добавленной стоимости и занятости населения.
Такие вот оптимистичные ожидания. Возможно, не случайно, что в казахстанском кластерном проекте фигурируют такие "счастливые" цифры как 9 и 7. Оптимизм казахстанского правительства разделяет и профессор Портер. Как он выразился, "Вы хотите стать хорошей страной, страной мирового класса и это важное предварительное условие для успеха. Эта страна может быть звездой, и я хочу быть частью этого процесса". |