Вадим ВАСИЛЬЧЕНКО, "Казахстанская правда", 11 февраля
Плановая финансовая проверка расходных статей Комитета миграции и демографии неожиданно проявила и "слабые звенья" в работе самого ведомства. Помимо неэффективного использования 4,5 миллиона долларов, ревизоры были неприятно удивлены скромным размером жилищного пособия оралманов, неработоспособным механизмом покупки жилплощади для переселенцев, невыполнением квоты по иммиграции и целым набором других "не". Результаты этой проверки были представлены Комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета вчера в Астане.
Цена вопроса - почти 600 миллионов тенге бюджетных средств, использованных комитетом на программу переселения оралманов с нарушениями. 54 из них - это деньги, которые либо пропали неизвестно куда, либо потрачены неизвестно на что. Дважды работников ведомства проверяющие поймали за руку: обнаружены крупные недостачи в кассах территориальных управлений Астаны и Южно-Казахстанской области. Как заметил председатель Комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев, теперь этими фактами займутся правоохранительные органы.
Между тем главный миграционный орган не торопится тратить выделяемые казной миллиарды по назначению - на покупку квартир оралманам. Это основная "статья" недоосвоения средств комитетом.
Проверка указала и на несовершенство механизма обеспечения переселенцев жильем - он дает "оперативный простор" для мошенничества. Если раньше государство само покупало и передавало жилье оралманам, то с прошлого года переселенцы получают компенсацию в виде пособия и решают жилищный вопрос сами. Не единичны случаи, когда, получив на руки деньги, псевдоиммигранты выезжали за пределы Казахстана.
В комитете до недавнего времени не работала и единая база данных учета оралманов. А значит, уже получивший в одном из регионов поддержку "переселенец" мог взять квоту и материальную помощь в другой области… Такой подход привел и к неконтролируемой миграции внутри страны.
У системы учета "сквозь пальцы" есть и другая сторона. О. Оксикбаев привел факты, когда в выкупленных за счет государства квартирах не проживали семьи оралманов. Так, в Караганде обнаружилось 34 "виртуальные" семьи, в Астане - 20 и две в ЮКО.
- Правильно ли мы поступаем, когда выдаем пособие переселенцам на руки? - задается вопросом председатель Счетного комитета. - Комитет рекомендовал Правительству оценить эффективность нового механизма обеспечения оралманов жильем и рассмотреть возможность возвращения к практике покупки жилплощади через местные исполнительные органы.
- Мы приняли по вашему предписанию строгие дисциплинарные меры, - отчитался перед членами комитета руководитель миграционного ведомства Министерства труда и социальной защиты населения Жазбек Абдиев. - Сейчас по распоряжению министра департамент внутреннего надзора проводит и собственную проверку.
По словам Ж. Абдиева, комитет попросту перегружен: за три года квота на переселение оралманов выросла с двух до 15 тысяч семей. Рассмотрение бумажных гор, а сегодня в ведомство поступило 30 тысяч заявлений на включение в квоту, легло на плечи тех же тридцати "штатных единиц". Само собой, в разы упало и качество их работы.
Недоумение у членов Счетного комитета вызвала сумма жилищного пособия на одного переселенца - 100 МРП, или 97 тысяч 100 тенге.
- Нам кажется, этих средств вполне достаточно для покупки жилья в сельской местности или пригороде… - сформулировал позицию комитета Ж. Абдиев.
- Что можно купить за 3-3,5 тысячи долларов? - говорит возбужденно член комитета Алданыш Нурумов. - Саманный дом в глухом селе. Но ведь не все оралманы согласны жить в деревне, многие приезжают в Астану и другие крупные города!
Комитет сегодня выплачивает одинаковое пособие и будущим сельчанам, и будущим горожанам. Нужно же учитывать динамику рыночной цены и особенности регионов, куда переселяются иммигранты, заметил А. Нурумов.
Члены Счетного комитета обратили внимание на "поточный" подход миграционного ведомства к отбору заявлений: квоты получают все желающие. В итоге, как признается Ж. Абдиев, в республику прибывают неквалифицированные переселенцы, которые вдобавок не владеют казахским или русским языком. Найти постоянный заработок удается едва ли половине из них. К примеру, в Восточно-Казахстанской области из 2 600 трудоспособных оралманов устроились на работу 1 200 человек.
- Фактически они пополняют ряды безработных. Получается, что мы "импортируем" в страну нищету, - замечает О. Оксикбаев. - Комитет должен наладить свою работу. В частности, учитывать при распределении оралманов потребность регионов в квалифицированных, экономически активных иммигрантах.
Главная же претензия Счетного комитета - к проваленному в очередной раз плану переселения, который из года в год выполняется на 70-75 процентов. К примеру, из предусмотренных указом Президента по квоте иммиграции 15 тысяч семей в 2003-2004 годах в Казахстан вернулось только 13,8 тысячи оралманов.
Впрочем, несмотря на все озвученные проблемы, коллегия закончилась на мажорной ноте. Для этого председателю Комитета миграции и демографии пришлось напомнить собравшимся:
- С 1991 года из страны уезжало гораздо больше людей, чем иммигрировало. Теперь же отрицательное сальдо ликвидировано! |