Ердан АЙТАНОВ, "Литер", 15 февраля
Я не пропал. Стыдно было. Переживал, что с моей неразумной легкой руки замахнулась наша газета на святое – единство в либеральном лагере – и написала о грядущем расколе в каждой отдельно взятой из оппозиционных партий – ДВК и "Ак жоле". Отповедь не заставила себя ждать: каждый из многочисленных вождей вышеозначенных партий выступил с гневными обличениями сил, подвергающих сомнению их единство во всяческих реакционных замыслах. И замучила нас с моими собеседниками в дискуссиях о скором торжестве демократических идеалов Ваней Пертовым и Айман Тынышпаевой совесть. Ну а то? Считали себя либералами и на зубок знали три фактора, лежащие в основании всякой общественности: свобода, обеспеченность и самодеятельность, и тут вдруг – реакционеры и соучастники удушения всяческих здоровых ростков.
Исполненный грустных мыслей, давеча шел себе мирно по улице, и тут мне вручили оранжевого цвета листовку ДВК. А на следующем углу газету "Дауыс ДВК". А уже в редакции на электронную почту пришло обращение очередной внеочередной конференции какого-то филиала ДВК. К тому же подоспели в различной прессе интервью каждого из членов политсовета.
Объединяло перечисленную литературу одно общее стремление до последнего дыхания бороться с авторитаризмом, тоталитаризмом, вождизмом и тому подобными язвами общества, о которых говорить язык не поворачивается. При выразительных призывах следовать либеральной идее и демократии. В общем, исполнено в духе выдающегося либерал-демократа современности Жириновского: "Мы должны любить Родину и постоянно играть на том плохом, что есть в народе. Такова участь оппозиции".
Но знай наших демократов! Именно они теперь претендуют на то, чтобы быть самыми либеральными демократами в мире. Поскольку развернули борьбу с вождизмом и авторитаризмом еще и в собственных рядах. Члены политсовета ДВК принялись не на шутку тузить друг друга за неправильное понимание демократических ценностей, целей и задач партии, а также намерение узурпировать в ней власть. И если первая оранжевая листовка призывала народ выйти на борьбу с диктатурой вообще, то, надо полагать, следующая попросит население принять участие в борьбе с диктатурой уже внутри партии. Некоторые несознательные элементы договорились до того, что, дескать, А. Кожахметов сознательно довел партию до известного судебного решения. Истинным демократам и органам правопорядка, очевидно, нужно принять превентивные меры по недопущению возможного столкновения между большевиками и меньшевиками в стане ДВК. Одновременно Демвыбор Казахстана в знак межпартийной солидарности через свою партийную прессу развернул дружескую борьбу и по другому направлению – против оппортунизма "Ак жола" и несогласованности действий между его сопредседателями.
Штудируя соответствующее наследие классиков марксизма-ленинизма, газету "Нейтральный Туркменистан", а также рекомендации ОБСЕ в области формирования демократии, успокаивал себя мыслями о том, что есть еще в степях Казахстана непотопляемый авианосец единодушного либерализма – "Ак жол". Но лишь только поставил восклицательный знак во фразе: "простите, народные трибуны, мы глубоко заблуждались, прогнозируя ваш раскол!" – как по всем информационным стволам полилась предательская информация о том, что внеочередной экстренный пленум центрального совета партии "Ак жол" выразил недоверие сопредседателю партии А. Сарсенбаеву за нарушение положений устава и программных документов партии в вопросах взаимодействия и сотрудничества с другими политическими силами. Помимо прочего, А. Сарсенбаев, накануне опубликовавший большое интервью о невозможности раскола в партийных рядах, был обвинен в карьеризме. Ожидая логичной в этом случае очередной части сериала ужасов "Утеря депутатского мандата А. Байменова", обнаружил, что события развиваются еще стремительнее, чем я предполагал. Остальные сопредседатели расколовшейся партии тут же обвинили в штрейкбрехерстве и групповщине инициатора внеочередного пленума А. Байменова.
Известно, что на этом фоне взалкал лидерства в оппозиционных силах и выдающийся демократ всех времен и народов Заке. Хотя у него еще нет партии и соответствующего электората, но за неимением горничной приходится иметь дворника. И этот подлинный отец казахстанской демократии вполне основательно рассчитывает на помощь заграницы, куда и пролег его недавний демократический маршрут. По его словам, эту идею разделяют все политики Запада, за исключением пока что Ширака и Шредера, на аудиенцию с которыми у Заке не хватило времени. Будучи последовательным и убежденным до мозга костей демократом, Заке заложил в ячейки западного банка две порции компромата – как на представителей действующей власти, так и на несознательных лидеров оппозиции, которые не хотят видеть в его лице единого лидера и спасителя. И дал соответствующее интервью, которое прогрессивная общественность восприняла с благоговением на фоне тотального раскольничества.
Но и этот благородный шаг не встретил понимания соратников. Юрист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности М. Пульман почему-то усмотрела в словах и действиях Заке "бред", национализм, "идиотизм", "пошлость", "маразм" и выразила сомнение в его логике, заключающейся в том, что, если Запад назначил Заке лидером оппозиции, то, стало быть, все его теперь обязаны слушаться.
Резюмируя прочитанное, читателю, не сумевшему разобраться в сложностях демократической мысли и хитросплетениях либерального движения в Казахстане, облегчаю задачу: "удар в спину демократическому движению" нанесли соответственно: Г. Ергалиева и П. Своик с одной стороны и А. Кожахметов – с другой; А. Сарсенбаев, а также Б. Абилов и О. Жандосов – с одной стороны, и А. Байменов и примкнувшая к нему Л. Жуланова – с другой. Свежи взаимные обвинения в диктаторских устремлениях лидеров ранее расколовшейся Коммунистической партии. Отдельно стоящий айсберг в этом списке – Заке. Но что у Заке на языке, то явно на уме у перечисленных политиков – стремление к единоличному лидерству. В то же время их либеральная суть ни у кого не вызывает сомнений, причем, выражается она в резкой и категоричной форме.
История Великой французской революции, краткий курс ВКП (б) и хроники "культурной революции" в Китае наивно утверждают, что самая ожесточенная борьба разворачивается не с противниками революции, а среди ее сторонников. Эти же источники пытаются нас убедить в том, что финалом любой революции является диктатура. "Какая глупость", – говорю я, вспоминая мирные призывы любить друг друга на многотысячных митингах "оранжевых" и "бело-голубых" в Украине. "Какой вздор", – говорю я после минуты молчания по случайно угоревшему грузинскому премьеру Зурабу Жвания.
А наши демократы доказывают, что еще больше думают о народе, если, к примеру, создают условия для закрытия партии лишь для того, чтобы провести по этому поводу массовый митинг и дать людям высказаться. Поэтому, чтобы обрести еще большую уверенность в том, что после их прихода к власти у нас не будет диктатуры и розни, надо бы активно и массово поддержать этих выдающихся демократов в борьбе с авторитаризмом в собственных рядах и других либеральных партиях страны. |