Москва. 25 февраля. КАЗИНФОРМ /Арнур Рахымбеков/
Сегодня в Астане в заседании Совета министров иностранных дел государств Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС) принял участие глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. Накануне в Москве о предстоящей встрече представителей шести стран-участниц Шанхайской организации (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан), а также о состоянии дипломатических отношений между Казахстаном и Россией рассказал в эксклюзивном интервью Казинформу официальный представитель МИД Российской Федерации, директор департамента информации и печати Александр Яковенко.
- Александр Владимирович, какие вопросы будут обсуждаться в ходе сегодняшнего заседания Совета министров иностранных дел стран-участниц ШОС?
- В повестке дня - рассмотрение выполнения решений Совета глав государств (Ташкент, июнь 2004 года) и Совета глав правительств (Бишкек, сентябрь 2004 года), обсуждение вопросов поддержания стабильности на пространстве ШОС, международной деятельности Организации и актуальных проблем современности. Наряду с этим, стороны ведут активную подготовку к предстоящему саммиту, который состоится 5-6 июля в Астане. Хотел бы отметить, что в программе визита министра Сергея Лаврова в столицу Казахстана предусмотрены его встречи с казахстанскими руководителями.
- В этом контексте, каким образом развиваются казахстанско-российские отношения после визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву 17-19 января текущего года?
- По обоюдному мнению, результаты, достигнутые в ходе официального визита главы Казахстана Нурсултана Назарбаева в Россию, свидетельствуют о зрелости союзнического взаимодействия наших государств, открывают новые перспективы для активизации взаимовыгодного сотрудничества. В настоящее время правительствами обеих стран активно ведется разработка двусторонних соглашений к Договору о российско-казахстанской границе, подписанному 18 января 2005 года. Предметом обсуждаемых договоренностей выступают вопросы разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе Имашевского газоконденсатного месторождения, эксплуатации инженерных сооружений, коммуникаций и других приграничных объектов инфраструктуры. Кроме того, идет подготовка других приложений к Договору – описания прохождения линии государственной границы и альбома листов карты границы.
- Россия и Казахстан являются активными участниками интеграционных процессов на постсоветском пространстве, подтверждением чему являются инициативы, принимающие действительные формы в виде Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно возможности дальнейшего расширения ЕЭП, а именно – рассматривают ли четыре государства варианты принятия в организацию новых членов: Кыргызстана либо Таджикистана?
- Формирование Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины является одним из важнейших российских внешнеполитических приоритетов. Подписанные президентами четырех государств Соглашение и Концепция о создании ЕЭП стали результатом поиска новых оптимальных путей и вариантов экономической интеграции. Наиболее развитые в экономическом отношении государства СНГ, на долю которых приходится около 90 процентов ВВП Содружества, совершили прорыв к качественно новому, более высокому уровню интеграции. Последняя встреча глав государств "четверки" в Астане (15 сентября 2004 года) фактически положила начало реализации положений Соглашения о формирования Единого экономического пространства. Приведенное Соглашение о формировании ЕЭП открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, при условии их соответствия установленным макроэкономическим и институциональным критериям.
Действительно, интерес к ЕЭП со стороны других государств – участников СНГ довольно велик. Многие их них выражали готовность присоединиться к Соглашению. В то же время следует иметь в виду, что сначала в рамках "четверки" необходимо сформировать Единое экономическое пространство, прежде всего, его договорно-правовую базу, чтобы каждая страна, претендующая на вступление в ЕЭП, могла бы взвесить и оценить готовность и свои возможности пройти весь путь, зафиксированный в документах. В равной степени это относится к Кыргызстану и Таджикистану, которые наряду с Беларусью, Казахстаном и Россией являются членами ЕврАзЭС, и сейчас довольно успешно сотрудничают в его рамках.
- Не повлияет ли произошедшая смена власти на Украине на перспективы развития ЕЭП?
- Президенты России и Украины на встрече 24 января текущего года в Москве поднимали эту тему. Президент Украины Виктор Ющенко сказал тогда, что украинская сторона вникает в суть тех договоренностей, которые в рамках Единого экономического пространства достигнуты, и в самом обозримом будущем изложит нам свое видение дальнейшей работы на этом направлении. Украинская сторона заинтересована продолжить работу в рамках Группы высокого уровня.
- Александр Владимирович, на последнем саммите СВМДА был принят Каталог мер доверия, как Вы оцениваете дальнейшие перспективы регионального форума Совещания по выработке мер доверия в Азии?
- Российская дипломатия позитивно оценивает путь, пройденный Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), становлению и развитию которого способствовали "локомотивная" роль Казахстана и личный вклад Президента РК Нурсултана Назарбаева. Считаем, что формат диалогового форума СВМДА наилучшим образом отвечает политическим реалиям на его пространстве и задачам объединения усилий широкого круга азиатских государств. Основное предназначение Совещания видим в том, чтобы активно участвовать в формировании в Азии единого пространства безопасности и доверия.
Сейчас СВМДА переходит от стадии становления к этапу практических дел. В этом плане придаем большое значение утвержденному на Министерской встрече, состоявшейся в г.Алматы в октябре 2004 года, Каталогу мер доверия СВМДА, предусматривающему сотрудничество государств-участников по обширному спектру ключевых вопросов стабильности и безопасности на континенте.
Уверены, что дальнейшие шаги по наполнению имеющихся договоренностей конкретным содержанием будут повышать реальный вклад СВМДА в дело укрепления региональной и глобальной стабильности, безопасности и развития.
- Позвольте затронуть положение дел в консульской сфере. Предусматривается ли в краткосрочной перспективе введение изменений в режим пересечения государственной границы между Казахстаном и Россией?
- Значимым моментом в развитии российско-казахстанских отношений на этом направлении станет подписание в ближайшей перспективе Соглашения между правительствами двух стран о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан, проект которого находится в стадии межведомственного согласования. Заключение данного документа позволит тысячам граждан двух стран беспрепятственно пересекать границу и находиться на территории соседнего государства сроком до 3-х суток без регистрации, в том числе по внутренним паспортам.
Предполагается, что будет открыто более 100 новых мест пересечения границы. Упрощенный порядок пересечения границы для этой категории граждан позволит сохранить возможность поддержания исторически сложившихся дружеских и родственных контактов. |