NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 09:07 ast
07:07 msk

От тактики выживания к стратегии роста
В долгосрочной перспективе "Отан" ориентируется на построение независимого, сильного, уважаемого в мире Казахстана, ибо только сильное государство может стать социальным
18.03.2005 / политика и общество

Александр ПАВЛОВ, заместитель председателя республиканской политической партии "Отан"

"Казахстанская правда", 17 марта

В Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев высказал мысль о том, что достигнутый запас прочности экономики, ее последовательный рост позволяют сегодня значительно расширить социальную направленность государственных расходов. Взыскательно оценивая свою повседневную работу, партия "Отан" наметила дальнейшие ориентиры и приоритеты в социально-экономической и других сферах жизни с учетом максимально эффективного использования имеющихся в ее распоряжении общественно-политических и организационных ресурсов. Основа нашей партийной программы - выражение, защита и реализация интересов разных социальных групп. При этом главной целью деятельности партии было и остается повышение благосостояния всего народа Казахстана. В долгосрочной перспективе "Отан" ориентируется на построение независимого, сильного, уважаемого в мире Казахстана, ибо только сильное государство может стать социальным. А, в свою очередь, только социальное государство может обеспечить стабильность, согласие и достойный уровень жизни своих граждан.

С момента достигнутого по итогам выборов квалифицированного большинства в Мажилисе Парламента на нашу партию легла ответственность не только за выполнение предвыборной программы "Казахстанский путь-2009", но и за весь социальный блок развития страны в свете реализации Стратегии "Казахстан-2030".

Сегодня благодаря высоким темпам роста экономики страна перешла от тактики выживания к стратегии роста, и это позволило в полный голос заговорить о широком наборе параметров человеческого развития - таких, как продолжительность и уровень жизни, качество образования, медицинской помощи, система эффективной соцзащиты, и т. д. На базе накопленного за годы независимости ресурсного потенциала, возможностей бюджета и прогрессивных тенденций в экономике республики партией сформулирована идея разработки и внедрения национального стандарта качества жизни, который понимается нами как интегрированный показатель, отражающий степень удовлетворения духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других запросов человека.

Современные представления о качестве жизни прямо связаны с тенденциями развития каждого государства и общества. Являясь экономической, политической и, если хотите, этической категорией, этот термин рассматривается как необходимое условие обеспечения полноценной жизнедеятельности человека.

В то же время мы понимаем, что национальный стандарт качества жизни определяется не только долгосрочными проектами и программами прорывного характера, но и непрерывной, кропотливой повседневной работой, в первую очередь, по созданию устойчивых и надежных показателей среды обитания, физического здоровья людей, их деловой активности, интеллектуального потенциала и эмоциональной солидарности (так называемой пассионарности нации).

В качестве первого этапа разработки национального стандарта партия "Отан" поставила задачу формирования к 2009 году лучших в СНГ здравоохранения, системы образования и соцобеспечения. Мы рассчитываем, что удвоение ВВП позволит обеспечить, как минимум, удвоение социальных расходов государства, а следовательно, повышение уровня жизни.

И это не просто благие пожелания. В основу программы действий положены многовариантные расчеты по развитию экономики, всех сфер жизни общества с опорой на процессы демократизации, культуру и традиции многонационального народа Казахстана. Опираясь на его поддержку, партия готова возложить на себя ответственность за судьбу Отечества и каждого казахстанца. При этом предлагаемые параметры и стандарты качества жизни должны лечь в основу индикативных показателей государственного планирования.

После выборов "Отан" провел серьезную аналитическую работу. Следуя идеям повышения качества жизни, мы определили те, преимущественно социально уязвимые группы населения, для которых достижимость нацстандартов - не только жизненно важная необходимость, но и возможность развития. К этим категориям, прежде всего, отнесены работники бюджетной сферы, инвалиды, пенсионеры, молодежь. И, конечно, мы рассчитываем, что именно они в первую очередь поддержат наше стремление создать стандарт достойной жизни. Но было бы большим упрощением считать, что реализация идеи казахстанского национального стандарта коснется только отдельных социальных групп. В высококачественном образовании, здравоохранении, соцобеспечении заинтересованы все казахстанцы вне зависимости от их сегодняшнего уровня жизни и социального статуса.

Говоря о достижимости поставленных целей, мы далеки от социального популизма. Напротив, с учетом сложившихся тенденций в развитии экономики исходим, прежде всего, из реальных возможностей государства. Кропотливая работа, к которой привлекалось большое число специалистов, убеждает, что уже сегодня могут быть определены конкретные меры по утверждению и реализации национального стандарта качества жизни.

Здесь надо двигаться параллельно в двух направлениях. С одной стороны, необходимо ускорить развитие материальной базы и техническое переоснащение организаций образования и здравоохранения. Ведь не секрет, что в настоящее время современным стандартам отвечает лишь незначительная часть учебных заведений, больниц и поликлиник в Астане, Алматы и ряде областных центров. В других же населенных пунктах, особенно на селе, ситуация весьма далека от оптимальной. Не менее важное обстоятельство - недостаток числа образовательных (особенно дошкольных) и медицинских учреждений, изношенность их инфраструктуры. Партия "Отан" считает реальным решение этой задачи уже к 2009 году.

С другой стороны, говоря о качественном образовании, здравоохранении, соцобеспечении, нельзя не отметить явно обозначившееся в последние годы снижение общественного статуса учителей, работников здравоохранения, социального обеспечения. Это обстоятельство не в последнюю очередь обусловлено не удовлетворяющими их жизненными условиями, и прежде всего низкой заработной платой.

Считая недопустимым дальнейшее сохранение в стране ситуации, когда средняя зарплата учителей и медработников (особенно в сельской местности) остается на уровне 40-50 процентов от средней заработной платы по республике, партия предлагает и будет добиваться увеличения объема финансирования в сфере здравоохранения к 2009 году более чем в 3 раза по сравнению с 2004-м и доведения его до 4 процентов от ВВП. Одновременно в сфере образования должен быть обеспечен рост финансирования, как минимум, в 2,6 раза, то есть до 5 процентов от ВВП. Таким образом, вполне реально к 2009 году иметь уровень оплаты в бюджетном секторе в 40-45 тысяч тенге. В реалистичности данного тезиса убеждают поручения по росту зарплаты бюджетников, данные Главой государства в Послании народу Казахстана. Уже в текущем году она должна возрасти на 32 процента, а еще через год - дополнительно на 30.

Рассматривая увеличение государственных расходов на социальную сферу как наиболее эффективные инвестиции в будущее, "Отан", естественно, держит в поле зрения и проблемы молодежи, прежде всего студенческой. Мы понимаем, что установление размера стипендий в предыдущие годы на основе минимального расчетного показателя диктовалось жесткими бюджетными ограничениями. В результате остается социально незащищенным значительный контингент студентов, получающих суммы из расчета всего трех МРП (2 727 тенге). Сегодня партия предлагает взять за основу величину прожиточного минимума и к 2009 году постепенно довести размер стипендий до его уровня (по нашим расчетам, это составит 9-9,5 тысячи тенге). Мы будем также совместно с Правительством и местными исполнительными органами решать проблему бесплатного проезда студентов вузов и колледжей в общественном городском транспорте. Тем более что законодательная основа для этого уже создана и возможности у соответствующих бюджетов есть. Разумеется, мы понимаем, что молодежь волнуют и другие проблемы - трудоустройства, качества профессиональной подготовки, коррупции в вузах. И у нас есть конкретное видение того, как их решать, причем вместе с молодыми.

В своих программных документах РПП "Отан" пристальное внимание уделяет развитию в стране демографической ситуации. В этом контексте мы добиваемся увеличения субсидий многодетным семьям, усиления охраны материнства и детства, максимально безболезненной адаптации оралманов, обеспечения доступности социального жилья, предоставления жилищных льгот для молодых семей. Надеемся, что Правительство и Парламент поддержат инициативу партии по погашению за счет бюджета части жилищных кредитов, полученных молодыми семьями: при рождении у них первого ребенка - 15 процентов, второго - 25, третьего - 50, четвертого и последующих - 100. Разумеется, эту схему можно обсуждать. Важнее другое - чтобы молодые казахстанцы уже сегодня почувствовали, что в решении своих жилищных вопросов они могут рассчитывать на государство.

Партия "Отан" отдает себе отчет, что достижение критериев национального стандарта качества жизни невозможно без существенного улучшения материального положения старшего поколения. Это оно создавало основу казахстанской индустрии, победило фашизм, поднимало сельское хозяйство. И оно же больше всего пострадало в годы экономических реформ при переходе к новой социальной модели.

Сегодня у нас в стране уровень пенсий к средней зарплате составляет около 32 процентов. В развитых странах - около 60. Вот критерий, на который будет ориентироваться партия в ближайшие пять лет. Важно, что эта инициатива нашла поддержку в Послании Президента, который объявил о введении для всех казахстанцев дополнительной базовой пенсионной выплаты в размере 3 000 тенге уже с 1 июля этого года. При дальнейшем росте социальной составляющей пенсии одновременно с индексацией солидарных пенсий и ростом пенсионных накоплений населения становятся реальностью конкретные возможности по улучшению уровня жизни казахстанских пенсионеров.

Партия будет также последовательно настаивать на увеличении к 2009 году размеров пособий для инвалидов и участников Великой Отечественной войны в 4-6 раз. Одновременно мы призываем местные органы власти, руководителей предприятий и бизнесменов выделить в этом году ветеранам дополнительно к разовой выплате, предусмотренной в Послании Президента, к 60-летию Великой Победы еще по 30 тысяч тенге. При этом не должны быть забыты и труженики тыла.

Партия включила в программу своих первоочередных действий и целый ряд других важных социальных инициатив, которые должны стать основой для построения национального стандарта качества жизни. Речь идет, прежде всего, о казахстанской науке, защите интересов наемного работника, безболезненной адаптации инвалидов к общественной жизни и производственной деятельности...

Для реализации основных направлений предвыборной платформы "Казахстанский путь-2009" "Отан" проанализировал действующие законы и государственные программы и разработал программу действий, которая наряду с блоком политических реформ содержит социально-экономический раздел, а также положения, посвященные развитию культуры и молодежной политике.

Серьезно оценивая перспективы достижения национального стандарта качества жизни, мы понимаем, что они во многом будут зависеть от роста экономики страны в русле реализации программы индустриально-инновационного развития, стержнем которой станет создание экспортоориентированных высокотехнологичных производств, позволяющих получать продукт с высокой добавленной стоимостью. К сожалению, до сих пор структурные преобразования сдерживаются разобщенностью, противоречивостью интересов различных секторов и сегментов национального рынка.

Следует признать, что до недавнего времени упор на минерально-сырьевой комплекс был оправдан, поскольку такая политика обеспечивала поступательный характер развития. Однако, какими бы впечатляющими ни были показатели роста, используя только сырьевой фактор, республика не сможет добиваться постоянных позитивных результатов в экономике. Ее диверсификация должна быть направлена на изменение структуры ВВП в пользу выпуска наукоемкой, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, а также на повышение доли услуг и производство товаров, имеющих высокую конечную стоимость.

В то же время планируемая диверсификация не означает отказа от экспортных поставок сырья, тем более что мировое потребление нефти за последние 30 лет возросло в 1,5 раза и, по прогнозам экспертов, будет расти дальше. Речь должна идти о сбалансированном развитии сырьевого и обрабатывающего секторов экономики.

Ее конкурентоспособность во многом будет зависеть от успехов в построении системы казахстанских кластеров. Причем в первую очередь, как отметил Глава государства, "...в таких сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы".

Кластерный подход предполагает, что конкурентоспособность каждого отдельного сегмента экономики в значительной степени будет связана с конкурентоспособностью других секторов, входящих в ту же цепочку создания стоимости либо обеспечивающих внешнюю среду самого процесса ее создания. Формирование кластеров в Казахстане, на наш взгляд, может носить как региональный, так и территориально-отраслевой характер. Поскольку кластеризация экономики - явление новое, считаем необходимым стимулирование развития таких производств. Правительственные структуры и акиматы областей могут и должны играть координирующую роль в этом процессе.

Перспективы экономического развития во многом будут зависеть от того, насколько быстро удастся выявить, сформировать и развить наиболее эффективные кластеры, способные создать и вывести на национальный и международные рынки конкурентоспособную продукцию, обеспечить оптимальную многоотраслевую структуру специализации экономики страны. Партия "Отан" всемерно поддерживает направления развития, связанные с созданием информационного общества, "электронного правительства", внедрением методов управления проектами и программами, управления качеством и др.

Важное значение для достижения национального стандарта качества жизни имеет решение проблемы подъема села. Завершение реализации трехлетней агропродовольственной программы отнюдь не означает, что государство может самоустраниться от проблем сельской экономики. Тем более в преддверии вступления в ВТО. Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей, где уже сегодня возможно обеспечение развития в едином комплексе всей технологической цепочки от производства сырья до конечного продукта. Во-первых, следует восстановить оптимальное сочетание отраслей в аграрном секторе, дающее максимальный эффект, во-вторых, произвести техническое и технологическое обновление. Все это потребует максимального привлечения в село дополнительных инвестиций и реализации достижений аграрной науки. Поэтому партия "Отан" намерена всемерно содействовать скорейшему принятию закона "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий".

Мы поддерживаем меры по дальнейшему развитию и обеспечению прозрачности финансового рынка. Но параллельно должна быть обеспечена транспарентность в реальном секторе экономики. К сожалению, здесь до сих пор не завершен переход на международные стандарты финансовой отчетности, повсеместно нарушаются тендерные процедуры, правят бал бюрократия и "телефонное право". Уверены, что только прозрачность работы в этой сфере поможет преодолеть бюрократизм чиновников и дать конкретные результаты в борьбе с коррупцией. Следовательно, и этот подход надо реализовать в рамках национального стандарта качества.

В современной экономике трудно переоценить роль малого и среднего предпринимательства. В этом секторе в развитых странах трудится до 80 процентов занятого населения и производится до 65 процентов ВВП. Мы рассматриваем данную сферу как основное ядро устойчивого экономического и политического развития нашей страны. Отмечая, что поддержка малого и среднего бизнеса не носит системного характера, партия разработала собственную программу действий. Считаем, что наряду с упрощением разрешительных процедур нужны кардинальные меры по борьбе с неоправданными и многочисленными проверками. Необходимо также законодательно установить ответственность конкретных должностных лиц за качество и объективность контроля. В течение первых трех лет после регистрации малые предприятия вообще не должны подвергаться проверкам, за исключением, может быть, вопросов охраны здоровья и национальной безопасности. Партия готовит свои предложения по включению в национальный стандарт качества жизни процедуры инспектирования и проверок предприятий малого и среднего бизнеса. Одновременно она отмечает необходимость последовательной, комплексной и системной работы по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержке этого сектора, повышению эффективности соответствующих региональных программ, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В частности, следует рассмотреть возможность снижения налогов на субъекты малого бизнеса. По нашим сведениям, за прошлый год в бюджет поступило 18,1 млрд. тенге корпоративного подоходного налога из этого сектора экономики. Партия предлагает сократить данные ставки на 50 процентов и оставшуюся часть направить в региональные бюджеты по месту производства. Наш недавний исторический опыт свидетельствует, что выпадающие доходы бюджета будут с лихвой компенсированы ростом количества субъектов малого бизнеса, увеличением занятости и, следовательно, ростом общей налоговой базы.

Появится дополнительная мотивация в развитии собственной финансовой базы и у акимов всех уровней. Параллельное уменьшение количества лицензионных и разрешительных процедур, как минимум, в 2 раза и кратное сокращение количества проверяющих организаций даст новый серьезный импульс развитию предпринимательства в стране.

Выражая интересы разных социальных групп, партия в своей деятельности опирается, прежде всего, на формирующийся средний класс, а его становление невозможно без активного развития малого и среднего бизнеса. У нас есть конкретные предложения, и мы вправе рассчитывать на конструктивный диалог с Правительством.

В 1997 году в Программе развития ООН было введено новое измерение бедности - информационное. Сейчас информация становится главным товаром. Соответственно, преимущество получает тот, кто ею владеет. Использование информационно-коммуникационных технологий способно помочь в достижении фундаментальных целей развития, актуальных для любого государства. Эти цели включают повышение квалификации кадров, производительности труда, распространение медицинской информации, расширение образовательных возможностей дистанционного обучения, повышение прозрачности деятельности органов госуправления, снижение коррупции.

В рамках программы действий партия мобилизует свои возможности для консолидации отечественного интеллектуального потенциала вокруг проблем разработки и продвижения новых информационно-коммуникационных, социальных и управленческих технологий. Нынешняя ситуация в стране подтверждает, что заинтересованная исследовательская мысль в части разработки казахстанских стандартов имеется. Есть научные учреждения, учебные заведения, общественные организации, в которых это понятие внимательно исследуется и обсуждается. Однако, по существу, только в программных документах нашей партии оно увязано с существующим жизненным контекстом. Именно наша партия впервые рассматривает, изучает и пропагандирует казахстанский национальный стандарт качества жизни как особую ценность общественной реальности и культуры.

Известно, что показатель качества жизни и уровня коррупции находятся в обратно пропорциональной зависимости. То есть насколько мы повысим качество жизни, настолько снизится и уровень коррупции в стране.

Сегодня партия нацелена на то, чтобы знания и наработки в области стандартов качества жизни стали базой для принятия государственных решений, планов и программ, чтобы органы госуправления внимательно прислушивались и ориентировались на эти стандарты. Мы считаем крайне важным, чтобы в разработке национальных стандартов качества жизни для различных групп населения и различных сфер жизнедеятельности приняли участие все институты гражданского общества. Разработанные стандарты, в свою очередь, должны лечь в основу системы социального мониторинга с привлечением общественных структур. В этих целях "Отан" готов тесно и продуктивно сотрудничать с НПО и общественными объединениями. Только в этом случае можно рассчитывать на продуктивный диалог власти и общества.

Мы уверены, что казахстанцы оценят инициативы нашей партии по выработке казахстанских стандартов цивилизационного и культурного развития государства и гражданского общества. В перспективе такой подход может и должен стать основой для выработки казахстанской национальной идеи. Такая перспектива развития нашего общества подразумевает необходимость проявления эффекта сочетания активности и интересов национальных институтов семьи, государства и гражданского общества, а также привлечения внимания заинтересованных членов мирового сообщества к специфике казахстанского пути развития.

Инициированное партией "Отан" широкое обсуждение и практическая реализация составляющих национального стандарта качества жизни, по нашему мнению, будут способствовать дальнейшей консолидации казахстанцев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Посол Ирана вручил верительные грамоты Президенту Казахстана 31.03.2005
Премьер призывает избегать "кампанейщины и непродуманности" в ходе выполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента РК 31.03.2005
Кадровые назначения 31.03.2005
Казахстанско-российский авиационно-ракетный комплекс "Ишим" станет реальностью 31.03.2005
Заявление 31.03.2005
Казахстанская молодежь настаивает на монетизации льгот 31.03.2005
Разрушитель империй 31.03.2005
Кошмар в Бишкеке глазами очевидцев 31.03.2005
"Новую власть в Киргизии признают все зарубежные страны" 31.03.2005
Урок Aкаева 31.03.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz