NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:50 ast
12:50 msk

Ключевые аспекты современного развития Казахстана в контексте происходящих процессов модернизации казахстанского общества
"В целом мировой опыт транзита позволяет вывести ряд уроков. Первый - ведущая роль в проведении реформ принадлежит элите, проводящей реформы "сверху" в условиях, когда предпосылки для органичного развития пока еще не сформировались. Успех реформ во многом зависит именно от твердого настроя элиты последовательно продвигать эти реформы…"
28.04.2005 / политика и общество

Ержан БАБАКУМАРОВ, сопредседатель Астанинского клуба, академик общественной Академии политических наук, заведующий Информационно-аналитическим центром Администрации Президента Казахстана, журнал "Свободное общество", №1, 2005 г.

Очевидно, что одним из основных вызовов для нашей страны является эффективное и конкурентоспособное вхождение в глобальную мировую систему. Основным ответом на этот вызов и единственным способом оптимального интегрирования в мировое сообщество является модернизация страны.

Примечательно, что такой подход осознается элитной частью общества. С момента обретения независимости именно политическая элита взяла курс на построение современного демократического общества, базирующегося на рыночных отношениях. Также примечательно, что политические элиты демонстрируют приверженность либеральным и демократическим принципам общественного развития. И здесь показательно, что позиция власти открытая и ясная: Казахстан строит демократическое, светское и открытое государство. Одно из последних доказательств: программа политической модернизации, обнародованная Главой государства летом 2004 года на съезде партии "Отан" и мартовское (2005 года) Послание Президента народу Казахстана.

Главный вопрос, по которому проходит водораздел позиции и ведутся дискуссии в обществе - о темпах проведения демократических реформ.

Первый подход наиболее емко можно выразить в формуле - "последовательная эволюционная экономическая и политическая либерализация", и он реализуется в жизнь правящей элитой.

Сегодня можно констатировать, что такой стратегический подход "сначала экономика - затем политика" оправдался на практике в нашей стране. Вот уже более пяти лет, после завершения основных структурных реформ, продолжается девятипроцентный экономический рост, который позволил Казахстану перешагнуть соответствующий советский уровень. За последние десять лет ВВП на душу населения вырос более чем в три раза, увеличившись с семиста долларов до двух с половиной тысяч.

Второй стратегический подход связан с необходимостью форсирования либерализации политической системы, что, по мнению его идеологов, будет способствовать ускоренному экономическому росту.

Безусловно, в теоретическом плане это достаточно притягательная идея: раскрепощенная экономическая свобода личности приведет к росту его экономической активности, а значит и его процветанию страны. Однако жизнь учит, что абстрактные схемы, какими бы логичными и завершенными они ни казались, редко реализуются в жизни. Поэтому мне хотелось бы подчеркнуть, что нормативно-теоретические схемы, стройные на бумаге, не всегда применимы на практике. Лауреат Нобелевской премии знаменитый немецкий ученый Ф.Хайек приравнивал процесс развития демократической системы, как и дееспособного государства к труду настройщика пианино... Да мы и сами видим на примере государств СНГ, что идеализм в политике чреват плачевными результатами.

Мировой опыт также имеет множество примеров того, что революционное, форсированное, неподготовленное проведение демократических преобразований может привести к обратному результату - отторжению либеральных ценностей, сворачиванию политико-модернизационных процессов. Самый наглядный исторический пример - неудачный опыт демократической модернизации иранского общества.

В целом мировой опыт транзита позволяет вывести ряд уроков.

Первый - ведущая роль в проведении реформ принадлежит элите, проводящей реформы "сверху" в условиях, когда предпосылки для органичного развития пока еще не сформировались. Успех реформ во многом зависит именно от твердого настроя элиты последовательно продвигать эти реформы. Такая переходная форма при модернизации является, видимо, неизбежной. Иными словами, модернизация в таких обществах требует сильной политической воли элиты и активных действий государства.

Второй урок - упреждающее проведение экономической модернизации. Рассмотрим два примера. Шоковый вариант реформирования в бывшей Югославии во многом обусловил Балканский кризис. В то же время, Сингапур, который сделал ставку на жесткое государственное регулирование экономики и не побоялся широко распахнуть двери для ведущих транснациональных корпораций, что позволило быстро поднять технологический уровень производства и использовать отлаженные каналы сбыта продукции, а также успешно применил уникальный механизм мобилизации внутренних накоплений в виде так называемого Центрального Фонда сбережений, сумел успешно провести модернизацию общества. Сингапур - всего лишь одна из моделей успешной модернизации общества. Но все они показывают, что только устойчивый экономический базис создает условия для адекватного и спокойного восприятия обществом политических реформ. Только сильная экономика создает средний класс, выступающий гарантом стабильности, а также основой динамичного и поступательного развития страны.

И, наконец, третий урок показывает, что высокие темпы политической либерализации при неокрепшей и недостаточно конкурентоспособной экономике (что очень важно в условиях глобализации) порождают социальную дестабилизацию, уводят в сторону от главного вектора реформ.

По сути, возникает опасность попасть в так называемую "ловушку отложенных реформ". В условиях, когда главный вызов для всех новых независимых государств, входящих в глобальную систему, заключается в своевременной смене технологического уклада и завершении системных экономических реформ, неоправданный крен в другую сторону может в целом подорвать весь модернизационный проект. Иными словами, в повестке дня должны рассматриваться более глубинные процессы.

Давайте рассмотрим это на примере нашей страны.

Здесь следует сразу оговориться, что современному Казахстану приходится одновременно решать несколько важнейших задач. Это:

Во-первых, осуществление экономической модернизации, завершение перехода от плановой к рыночной экономике. Как показывает мировой опыт, в проведении экономической модернизации очень важна политическая воля элиты, которая проводя экономические либеральные реформы, создает основу дня политической модернизации.

Во-вторых, процесс модернизации казахстанского общества тесно связан с необходимостью решения задач политической либерализации. И здесь важно решить как проблему "вживления" институтов современного общества в омертвелую ткань посттоталитарного социума, так и проблему консолидации демократии, когда созданные в первые годы преобразований демократические институты уже не просто функционируют как структуры, а воспроизводят демократические ценности, формируют новую политическую и правовую культуру, превращаясь в опору демократии.

В-третьих; кроме экономической и политической модернизации важен процесс модернизации общественного сознания, то есть переход от традиционного сознания к современному, основанному на либеральных ценностях, а значит и на расширении участия граждан в политическом процессе, повышении их правового сознания. Это означает, что при политике модернизации крайне важно учитывать латентные процессы изменения массового сознания, общественного мнения, культурной среды, который в принципе и предопределяет успешность модернизации.

Таким образом, учитывая специфику модернизационных процессов в Казахстане можно отметить рациональность стратегии, увязывающей масштабы и темпы политической модернизации общества с уровнем достигнутого экономического роста, уровнем развития политической и правовой культуры, уровнем готовности общественного сознания.

И сейчас для нашей страны, быстро интегрирующейся в глобальный мир, первостепенную роль начинает играть именно конкурентоспособность государства. В этом смысле планируемое вступление Казахстана в ВТО ко многому нас обязывает.

Но мы все сегодня видим, что наша экономика, несмотря на демонстрируемый потенциал роста, пока еще не достаточно устойчива. Для недопущения негативных сценариев необходимы диверсификация экономики, развитие высокотехнологических и наукоемких технологий (что, кстати, сейчас государство и заявило

в качестве главных приоритетов общественного развития).

На этом фоне, на мой взгляд, Казахстан, успешно проведя на сегодня структурные реформы по либерализации экономики и политической системы и встав перед новыми задачами дальнейшего роста, оказался именно перед такой ловушкой.

Почему? В то время, как продолжающаяся политическая либерализация "сверху" и президентская программа политических реформ, фактически сближающая политические лозунги и риторику оппонирующих сторон, находится в центре общественного внимания, на его периферии и в целом вне повестки дня развития нашего общества остаются, на мой взгляд, ключевые вопросы, от которых зависит дальнейшее прогрессивное развитие нашей страны.

Речь идет о последних инициативах Президента Н.А. Назарбаева по демонополизации и развитию здоровой конкуренции в экономической сфере: "Сегодня экономика страны характеризуется высокой степенью концентрации. Около десяти мегахолдингов контролируют практически 80 процентов всего ВВП Казахстана, выступая тормозом развития малого и среднего бизнеса, уходя от налогов и формируя схемы трансфертного ценообразования".

Фактически речь идет о том, что если на современном этапе не ограничить олигархический капитал, последний, контролируя основные ресурсы влияния, не позволит развиваться остальному бизнесу, что в целом подорвет реализацию стратегии экономического роста.

Поэтому, по мнению Главы государства, необходимо вести работу по передаче непрофильных функций мегахолдингов малому и среднему бизнесу, через налоговые и другие, в т.ч., общественные, механизмы.

Это очень актуально, так как сегодня мы являемся свидетелями формирования новых достаточно кризисных трендов. Институт политических партий пока еще слаб и еще недостаточно эффективно справляется с функцией обеспечения взаимодействия общества и государства. Партиям не удается полностью представлять интересы различных социальных групп и формировать конструктивный курс, отвечающий интересам этих групп. Также очевидно, что политико-экономические группы используют партийные структуры для продвижения собственных интересов, а власть им нужна как иммунный механизм защиты и продвижения своих капиталов.

На этом фоне было бы ошибочным считать, что такой подход власти - простой популизм. По большому счету, это признак того, что, в отличие от ряда других государств, где процесс демонополизации экономики был проведен не вовремя, казахстанские власти идут на опережение, стремясь заблаговременно ограничить влияние крупных ФПГ на политику и экономику. Причем не силовыми, как это происходит в других государствах, а политическими методами. Именно такое видение процесса политической модернизации можно считать эффективным, однако и самым трудноосуществимым. Но, к сожалению, эти проблемы пока находятся вне зоны внимания экспертного сообщества, а ведь именно оно могло бы помочь нашему обществу объективно осмыслить эти процессы, помочь сформулировать объективную, а не искусственно навязываемую политическую повестку дня, помочь максимально эффективно реализовать эти актуальные для государственного и общественного развития вопросы.

Фактически по уровню и масштабности поставленных задач можно говорить, что власть предложила новые, по большому счету еще более прогрессивные инициативы по модернизации. По сути, это новый модернизационный проект, который может определить повестку дня на ближайшие годы.

И я убежден, что если наша страна справится с этой задачей - задачей своевременного снятия негативных моментов, вызванных "болезнями роста", то Казахстан сумеет достичь амбициозной, но реальной цели - войти в число пятидесяти государств, возглавляющих глобальный список стран по уровню конкурентоспособности.

* * *

Обозначенные мною подходы - это лишь отправные точки для дискуссии о путях повышения конкурентоспособности нашей страны в глобальном мире. Именно от интеллектуального сообщества зависит выработка общего видения направлений этого процесса, создания реально работающих механизмов, в основе которых находится баланс интересов.

И если мы не хотим остаться на обочине мировой истории, хотим стать современным конкурентоспособным государством, то уже сегодня должны мыслить категориями глобализированного мира.

Поэтому экспертному сообществу было бы правильным сконцентрироваться на осмыслении именно тех. участков и направлений, которые составляют базовый каркас развивающегося общественного и государственного организма.

Только так, на мой взгляд, удастся сообща найти адекватный и рациональный ответ на вызовы современности, уберечься от новых иллюзий.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Продолжается рабочая поездка Президента по Кызылординской области 29.04.2005
Указом Главы государства образован Совет предпринимателей при Президенте РК 29.04.2005
Нуртай Абыкаев принял и.о. министра иностранных дел Кыргызстана 29.04.2005
Правительство обсуждает меры по снижению инфляции 29.04.2005
В Правительстве обсужден ход реализации Общенационального плана по выполнению поручений Главы государства 29.04.2005
Мажилисмены в первом чтении одобрили поправки в Земельный кодекс РК 29.04.2005
Партия "Отан" предлагает государству взять на себя часть погашения жилищного кредита 29.04.2005
Абилов, Жандосов и Сарсенбаев исключены из ДПК "Ак жол" 29.04.2005
"Атамекен" - за реальное взаимодействие бизнеса и власти 29.04.2005
Бесконечный майдан 29.04.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz