NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 16:15 ast
14:15 msk

Дело - труба: последствия запуска трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан
То, как будут распределяться прибыли, сколько будет инвестиций в месторождения и как быстро они смогут давать нужную добычу, каковы будут тарифы, кто куда будет поставлять какое оборудование - вот о чем надо беспокоиться России. Центральное место в данных вопросах занимает сегодня Казахстан
26.05.2005 / политика и общество

www.ИА REGNUM, 25 мая

25 мая 2005 состоялась торжественная церемония начала заполнения трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) каспийской нефтью, добываемой международным консорциумом на месторождениях Чираг и Азери. Правда, нефть пока заполнит лишь часть азербайджанского участка основной экспортной трубы, поскольку в Грузии и на территории Турции строительные работы еще не завершены на 100%, а отгрузка первого танкера из порта Джейхан намечена лишь в конце октября - начале ноября 2005.
Впрочем, церемония первой обкатки трубы была пышной, и разделили эту радость с Ильхамом Алиевым грузинский лидер Михаил Саакашвили, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и многие другие именитые гости, в том числе герцог Йоркский (принц Эндрю) в качестве спецпредставителя Великобритании по торговле и инвестициям.
Новая артерия открывает этап открытого соперничества с основными трубопроводами для каспийской нефти, проложенными через российский Северный Кавказ. Безусловно, в последнее время тема геополитической борьбы не на жизнь, а на смерть российских путей экспорта (фактически до недавнего времени - монопольных) с новыми обходными, спонсируемыми США и ЕС, является крайне популярной в СМИ. Но реальные последствия запуска могут иметь совершенно разное воздействие на Россию: слишком много "объективных" переменных в уравнении и слишком много зависит от "субъективного" восприятия главными игроками в регионе.
Во-первых, военный аспект запуска БТД и безопасность в регионе. Примечательно, конечно, что именно в канун заполнения первой нитки этой артерии Грузия потребовала ускоренной эвакуации военных баз России, расположенных, кстати, вблизи грузинского участка трубопровода. Но, как мы видели, после фактического обмена встречными ультиматумами стороны приступили, наконец, к более конструктивному решению вопроса. На днях свершились некоторые подвижки по Карабахскому конфликту: Армения (не без подачи Москвы и Минской группы ОБСЕ) пошла на определенный компромисс по выводу войск из некоторых районов. Регион медленно, но верно утихомиривается.
Однако, не менее важным, чем местные, потенциально конфликтные ситуации, для России является вопрос отсутствия американских или натовских баз на Каспии. С одной стороны, ясно, что после того, как заработает БТД, он станет стратегическим объектом и для России тут нет прямой угрозы: это нормально, что Западу хочется защищать место своих инвестиций в добычу нефти. В следующем десятилетии Соединенные Штаты намерены израсходовать 100 миллионов долларов в рамках программы Caspian Guard (Каспийская охрана), нацеленной на создание сил специального назначения в регионе Каспийского моря. Их задача - оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, включая нападения на нефтяные объекты. Однако, последнее время Закавказье активно посещали разные американские "ястребы" вроде главы Пентагона Дональда Рамсфельда или главного консультанта Госдепартамента США по вопросам Евразии Стивена Манна. Подобные визиты дают повод журналистам говорить о том, что рассматривается вопрос размещения в Азербайджане иностранного воинского контингента. Однако американские военные рьяно опровергают это, а официальный Баку говорит, что вопрос о базах на повестке дня не стоит. И, думается, что так и есть, так как содействие России в вопросах борьбы с терроризмом и других глобальных проблемах для США намного важнее.
Второй главный вопрос для России - вопрос экономической независимости Тбилиси, Баку, Астаны, а также непосредственно вопрос финансовых потерь и приобретений. Что касается первого, то, на мой взгляд, который разделяется рядом умеренных экспертов в России и на Западе, это крайне спекулятивный вопрос, который раздут политиками и политиканствующими журналистами со всех сторон. Да, с запуском БТД Азербайджан, Грузия и потенциально многие другие прикаспийские государства (если договорятся) получают неконтролируемые Россией возможности экспорта нефти и газа, а значит и существенные денежные потоки. Но иллюзия думать, что Россия смогла бы командовать в регионе, лишь пользуюсь своими экспортными монополиями - "Транснефтью" и "Газпромом". Таким же мифом является тот факт, что что-то кардинально изменится в ту или иную сторону: язык силы ни с одной стороны уже давно не проходит, а язык взаимовыгодного экономического сотрудничества явно продолжится.
И вот здесь-то как раз и зарыт дьявол. То, как будут распределяться прибыли, сколько будет инвестиций в месторождения и как быстро они смогут давать нужную добычу, каковы будут тарифы, кто куда будет поставлять какое оборудование - вот о чем надо беспокоиться России. Центральное место в данных вопросах занимает сегодня Казахстан, так как он, являясь богатейшим нефтяным поставщиком на Каспии, устраивает конкуренцию между Россией и Баку.
Известно, что в начальный период работы БТД с конца 2005 добыча на основных месторождениях Азербайджана Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) достигнет своего пика - около 1 млн. баррелей в день - лишь где-то в 2009. В этот промежуток у акционеров БТД есть огромное желание привлечь объемы из Казахстана - дополнительная нефть приведет к заполняемости трубы и снизит себестоимость поставок грузоперевозчиками, большая часть которых также является акционерами БТД. Начиная с 2009 места для казахской нефти в БТД практически не будет, так как предполагается, что к тому времени сырья из Азербайджана будет предостаточно. Однако, в 2009 как раз ожидается начало значительных поступлений от гигантского казахского месторождения Кашаган. Отсюда, видимо, часть нефти неизбежно пойдет в БТД, но если труба не будет расширена, то Кашаган будет преимущественно заполнять все имеющиеся другие мощности. То же самое касается всех других путей, прежде всего Каспийского Трубопроводного Концерна (КТК), который пролегает через Россию.
Соответственно, во многом для России "мера горечи" от запуска БТД лежит не в трубе самой, а в проектах и их мощностях на собственной территории (а также в возможности участвовать оборудованием и финансами в проектах вне России). Симптоматичным в этой связи было заявление 4 мая 2005 министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимира Школьника о том, что по вопросу расширения мощностей КТК "уже состоялось несколько раундов переговоров, в том числе и на правительственном уровне". "Договориться о расширении - это бесконечно сложная задача, поскольку в этом проекте переплелось много интересов", - отметил он. В частности, по словам В. Школьника, два "государства Россия и Казахстан - заинтересованы в получении большего объема налогов, интересы грузоотправителей, стараются получить минимальную цену на транспортировку".
Подписание межправительственного соглашения между Азербайджаном и Казахстаном о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу БТД должно состояться до сентября 2005 и во многом оно будет зависеть от того, каких тарифов и мощностей к моменту пика добычи в казахском секторе Каспия смогут ожидать от России казахстанцы.

---

Великая авантюра на Каспии
Марк МакКиннон, "The Globe And Mail", 25 мая

Один из крупнейших трубопроводов в истории должен открыть краны в Азербайджане. После нескольких лет шумихи сохраняется вопрос: так сколько же там на самом деле нефти?
Завтра утром под звук долгожданных фанфар на сверкающем терминале Сангачал British Petroleum на каспийском побережье Азербайджана нефть наконец-то потечет по одному из самых значимых и дорогих трубопроводов, которые когда-либо строились. Когда-то предполагалось, что этот день навсегда изменит мировые рынки нефти - вызовет падение цен на заправке у вашего дома и окончательно сократит зависимость Запада от стран ОПЕК.
Но после десяти лет шумихи каспийский нефтяной пузырь лопнул. Когда первая нефть начнет свой путь длиной в 1760 км по горным перевалам и в обход конфликтных зон, направляясь в турецкий порт Джейхан на Средиземном море, мало кто будет ожидать от нее серьезного влияния на цены на нефть. Вместо этого все будут задаваться вопросом: а сколько там еще нефти на самом деле? И почему многие оказались так серьезно обмануты?
Проект трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) стоимостью 3,6 млрд. долларов возник из ажиотажа, окружавшего Каспий в начале 1990х, когда все ринулись в регион, до этого находившийся за стенами Советского Союза.
Крупные нефтяные компании выдвигали фантастические предположения о "новом Ближнем Востоке", причем не раздираемом политикой. Крошечный Азербайджан, бывшая советская республика, занимающая важное стратегическое положение, должен был стать новым Кувейтом.
Диверсификация стала главной темой для Запада, привязанного к ближневосточной нефти, после 11 сентября 2001 года, когда риски зависимости от поставок с изменчивого Персидского залива стали слишком очевидны. С тех пор нефтяные компании обыскали каждый уголок планеты, надеясь на крупную находку, которая могла бы сократить зависимость от ОПЕК.
В 1990х Госдепартамент США был главным энтузиастом бума, сообщая аналитикам и нефтяникам, что под неспокойными черными водами Каспийского моря находится до 200 млрд. баррелей нефти, что сравнимо только с оцениваемыми запасами под песками Саудовской Аравии (262 млрд. баррелей). Никто иной, как Дик Чейни, в то время возглавлявший сервисную компанию Halliburton Co., заразился этим оживлением. "Не могу вспомнить, когда еще у нас так неожиданно возникал такой стратегически важный регион, как Каспий", - заявил он в 1998.
Под влиянием Вашингтона был разработан чрезвычайно сложный маршрут БТД через Азербайджан, Грузию и Турцию, чтобы обеспечить поставки нефти на западные рынки, не тратя времени на Иран и Россию (путь через Иран был бы значительно короче и дешевле). Между прочим, конечный терминал в Джейхане по совпадению расположен недалеко от американской авиабазы в Инджирлике.
До шумихи Азербайджан, страна с преимущественно мусульманским населением численностью 7,6 млн. чел., расположенная на юго-восточной оконечности Кавказа, был забытой и отсталой страной, находящейся в состоянии войны с соседней Арменией из-за спорной провинции Нагорный Карабах. Сегодня на той границе сохраняется непростой мир, а деньги, последовавшие за азербайджанской нефтью, видны в очертаниях Баку, где вокруг каменных стен старого центра столицы возникли западные жилые дома и шикарные отели.
Но как раз когда нефть начинает потихонечку течь на запад, становится ясно, что в регионе ее намного, намного меньше, чем изначально провозглашалось. Вместо 200 млрд. баррелей, предсказанных в 1995, большинство оценок сейчас варьируются между 17 и 32 млрд., причем основные запасы находятся на противоположной от Азербайджана стороне Каспия, в водах Казахстана.
Тем не менее, выйдя на полную мощность (по плану - через четыре года), БТД все же будет поставлять на рынок 1 млн. баррелей в день. Но, отвечая приблизительно за 3% мировых поставок, он никак не изменит зависимость Запада от королевского дома Саудовской Аравии.
"Думаю, некоторые люди действительно преувеличили нефтяные запасы Каспия. В этом нет сомнений, - заявил Майкл Таунсенд (Michael Townsend), исполнительный директор BTC Co., принадлежащей British Petroleum компании, управляющей трубопроводом. - Это не новый Ближний Восток. Скорее, это еще одно Северное море, Алжир, или Норвегия".
Сидя в главном офисе ВР в центральном Баку, когда-то принадлежавшем Коммунистической партии и известном как "Нефтяная вилла", Таунсенд называет первичное наполнение БТД крупным достижением своей компании, которое произошло после нескольких лет задержек, вызванных экологическими соображениями, перерасходами средств и политическими спорами.
О том, сколько нефти залегает в бассейне Каспия, всегда существовали иные мнения. В 1998 году лондонский Международный институт стратегических исследований опубликовал доклад, в котором говорилось, что оценки Госдепартамента "на порядок выше реальных" и что вероятные запасы составляют от 25 до 35 млрд. баррелей, включая еще не открытые месторождения. Влиятельное издание "Oil and Gas Journal" привело еще более низкую цифру - по его мнению, доказанные запасы составляют всего 8 млрд. баррелей.
Но именно цифра Госдепартамента, рассчитанная совместно с министерством энергетики США и опубликованная в докладе Конгрессу в 1995 году, стала, по словам многих, причиной ажиотажа вокруг Баку. Три года спустя сотрудник Госдепартамента признал, что цифра была "гипотетической".
"Цифра в 200 млрд. никогда не была по-настоящему реалистичной, но люди верили ей, потому что это были официальные данные", - говорит Роберт Катлер (Robert Cutler), монреальский исследователь, специализирующийся на Каспийском регионе. По его словам, эту цифру усиленно продвигала администрация Клинтона, потому что она соответствовала геополитическим задачам Америки - привлечь западные инвестиции в такие страны, как Азербайджан и Грузия, чтобы вывести их из российской орбиты.
В сентябре 1994, в самый разгар шумихи, Азербайджан подписал соглашение о разделе продукции на сумму 7,4 млрд. долларов с 11 крупными иностранными нефтяными компаниями. Оно касалось разработки месторождений Азери-Чираг-Гунешли.
Но, что, вероятно, неудивительно для страны, занимающей 140е из 146 место в ежегодном рейтинге коррумпированности стран, составляемом "Transparency International", нефти не оказалось там, где она должна была быть, судя по азербайджанским геологическим картам. Было сделано лишь одно значительное открытие. Хотя Азери-Чираг-Гунешли пока оправдывают ожидания, выдавая 130 тыс. баррелей в день, другие крупные компании, подписавшие соглашения вслед за этим, натыкались на одну непродуктивную скважину за другой. Из 15 соглашений о разделе продукции, подписанных в азербайджанском секторе Каспия с тех пор, лишь два оказались коммерчески рентабельными.
Первая нефть из БТД должна быть погружена на корабли в Джейхане и направлена на рынок к концу года. Таунсенд признает, что нефтепровод не будет наполнен все время, но говорит, что экономическая выгода все равно будет, даже если использовать его только для транспортировки извлекаемых запасов Азербайждана в следующие 20 лет.
Он отвергает выводы двух исследований, проведенных независимыми американскими организациями, Институтом Като и Фондом Карнеги за международный мир, по которым БТД потребуются субсидии в сотни миллионов долларов, чтобы достичь уровня безубыточности. Правда, тут же добавляет, что изо всех сил пытается убедить казахских чиновников транспортировать свою нефть через новый трубопровод, а не нынешним маршрутом, через Россию до Новороссийска.
Впрочем, ВР лучше многих пережила азербайджанский бум, превратившийся в спад. Другие нефтяные компании, поспешившие в Баку, ушли с потерями. В марте ExxonMobil заявила, что прекращает разведку на принадлежащих ей двух месторождениях у побережья Азербайджана. Компания потратила 150 млн. долларов на исследования одного из них, но ничего не нашла. Теперь она настолько уверена, что и на втором не найти ничего коммерчески выгодного, что предложила заплатить правительству 27 млн. долларов за расторжение разведывательного контракта.
Обещая, что уходит из Азербайджана насовсем, Exxon, тем не менее, решила резко сократить штат своего офиса в Баку. В конце прошлого года российский "ЛУКойл" также сократил свое участие после дорогостоящей серии непродуктивных скважин. Теперь уже почти не осталось надежды на то, что оживление 1990х когда-либо будет оправдано.
"Азербайджан - одна из самых разбуренных стран на поверхности Земли, - говорит Реймонд Конуэй (Raymond Conway), канадец, занимающий высокую должность в бакинском отделении Европейского банка реконструкции и развития, одного из основных сторонников проекта БТД. - Еще может быть сделано несколько крупных находок, но думаю, здесь уже никто этого не ожидает".
"Некоторые люди действительно преувеличили нефтяные запасы Каспия", - Майкл Таунсенд, управляющий Каспийским трубопроводом, BTC Co.
"Это не замена нефти из Персидского залива, которую мы искали", - Роберт Эбел (Robert Ebel), Центр стратегических и международных исследований.
"Любая дополнительная нефть важна. Это не решает проблему, но все же помогает", - Дэвид Кнэпп (David Knapp), Группа энергетической разведки Нью-Йорка.

От моря до моря
Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан - это проект стоимостью 3,6 млрд. долларов по транспортировке сырой нефти от азербайджанского побережья Каспийского моря в Турцию через Грузию для поставок на мировые рынки. Ожидается, что трубопровод сможет транспортировать в день до 1 млн. баррелей нефти, добываемой на месторождениях Азери-Чираг-Гунешли в Каспийском море.

Статистика
Партнеры: Трубопровод создается консорциумом из 11 партнеров: СОКАР (государственная нефтяная компания Азербайджана), British Petroleum (Великобритания), TPAO (Турция), Statoil (Норвегия), Unocas (США), Itochu (Япония), Amerada Hess (США), Eni (Италия), Total (Франция), INPEX (Япония) и ConocoPhillips (США). ВР - крупнейший акционер и отвечает за стадии проектирования и строительства.
Длина: 1760 км (445 км по территории Азербайджана, 245 км - по Грузии и 1070 - по Турции).
Расчетный срок эксплуатации: 40 лет.
Максимальная достигнутая высота: более 2800 м.
Пересечения с дорогами и железными дорогами: более 350 в Азербайджане, 70 в Грузии и 300 в Турции.
Пересечения с водными потоками: более 700 в Азербайджане, 200 в Грузии и 600 в Турции.
Запасы: по оценкам Администрации США по энергетической информации, Каспийский регион содержит от 17 до 33 млн. баррелей нефти, "что на минимальном уровне сравнимо с Катаром, а на максимальном - с Соединенными Штатами".

Перевод Наталья Колыбина, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 25 мая 2005, 10:18


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Казахстан с двухдневным официальным визитом прибыл Президент Украины 31.05.2005
В Правительстве рассмотрены вопросы строительства Мойнакской ГЭС 31.05.2005
В Казахстане разработана эксклюзивная Концепция накопления и использования средств Нацфонда на среднесрочную перспективу 31.05.2005
Профессора Гарвардского университета привлечены в качестве консультантов 31.05.2005
Центральный аппарат партии "Отан" переехал в Астану 31.05.2005
"Сможет ли Назарбаев предотвратить революцию?" 31.05.2005
В Алматы начались слушания по иску Агентства "Хабар" к экс-министру Сарсенбаеву 31.05.2005
В Тбилиси машину Джорджа Сороса закидали яйцами 31.05.2005
Сетевая война и бархатные революции 31.05.2005
Французская революция 31.05.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz