Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований, РИА "Новости", 30 мая
Дата проведения выборов президента Казахстана еще не определена, ибо согласно конституции этой республики, существуют различные варианты для назначения президентских выборов. Есть вероятность, что они могут состояться в конце этого года. Однако, несмотря на тот факт, что решение еще не принято, и все политические силы Казахстана находятся в ожидании, борьба за электорат в стране обостряется. То есть избирательная кампания уже началась. И в ней мы видим и активизацию действий оппозиции, и продуманную контрстратегию власти.
На сегодняшний день Казахстан является успешно развивающейся страной с высокими темпами роста ВВП. В отличие от многих других участников СНГ, Казахстан отличается политической стабильностью, у него есть уникальная для постсоветского пространства стратегия развития страны - "Казахстан 2030".
В то же время нельзя сказать, что эта республика абсолютно вырывается из контекста СНГ, где мы видим полосу "цветных" революций. Революция в Киргизии, а затем и недавние трагические события в узбекском городе Андижане - все эти события, безусловно, отразились на умонастроениях и казахстанцев.
При этом оппозиция неоднородна. Так, есть "Ак Жол" во главе с Алиханом Байменовым. И по характеру своих выступлений, и по программным установкам, это конструктивная оппозиция, которая не выдвигает радикальных лозунгов - хотя в выступлениях как самого Байменова, так и его соратников подчас звучит жесткая критика нынешнего режима, особенно касающаяся коррумпированности госаппарата. Эта партия пытается разработать альтернативные варианты развития страны, считая, что те финансовые возможности, которыми сегодня обладает Казахстан, позволяют избрать более эффективный путь развития.
Есть и другая оппозиция – блок "За справедливый Казахстан". Его создатели - это политические "тяжеловесы", которые также в свое время занимали очень высокие посты. Например, бывший вице-премьер Ораз Джандосов, бывший спикер нижней палаты Жармахан Туякбай, бывший посол Казахстана в России (он же бывший министр информации) Алтынбек Сарсенбаев, крупный предприниматель Булат Абилов. Со слов лидеров этого блока, все будет зависеть от того, как поведет себя народ. По их словам, если народ выйдет на улицу, то они будут с ним.
У оппозиции есть финансовые ресурсы. Нельзя сказать, что они большие, но очевидно, что они есть, потому что находятся средства для организации работы, поездок по стране, наконец, для того, чтобы иметь вполне нормальные офисы.
В плане доступа к СМИ у оппозиции, конечно, имеются проблемы. Это один из основных пунктов их обвинений действующего режима. Возможности доступа к телеканалам действительно более чем ограничены, но оппозиция успешно использует печатные СМИ и Интернет.
В Казахстане у власти есть осознание того, что, несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, страна не застрахована от политических катаклизмов. Но Казахстан на сегодня - наиболее динамично развивающаяся страна Центрально-азиатского региона. Поэтому в распоряжении властей этой республики намного больше ресурсов для социального и политического маневра, чем у большинства ее соседей.
Президент Назарбаев, как опытный политик, решил задействовать эти ресурсы. Об этом говорит президентское послание весны этого года, где предложена исключительная по своим масштабам социальная программа. Притом она начинает действовать прямо с этого года. С 1 июля 2005 года ожидается значительное увеличение студенческих стипендий, с 1 июля 2006 года вводятся госпособия по уходу за ребенком до достижения им возраста в 1 год, обещаны пособия малообеспеченным семьям на детей до 18 лет. Программа также включает в себя действия по борьбе с коррупцией. Одна из основных ее задач - привлечь население, притом очень разные его слои, к власти.
Программа Назарбаева, предвыборная по своей сути – это не просто программа перспективного развития. Она также включает в себя превентивные "антибархатные" меры. Насколько они окажутся эффективны, покажет время. Для России этот опыт важен, так как он являет собой попытку власти действовать не при помощи жестких репрессий, а путем корректирования социально-экономического, институционального развития страны с тем, чтобы избежать потрясений. |