Анель ДАВЛЕТГАЛИЕВА, "Литер", 17 июня
Что это: передел собственности, продажа Казахстана иностранцам или продолжение вопросов о непрофильных активах? В скором времени национальные компании будут управляться из единого центра – государственной холдинговой компании. Противники нововведения рисуют в умах некоего спрута-монстра, способного поставить крест на развитии экономики, росте ВВП. По оценкам же экономистов, холдинговая компания сможет сократить издержки бизнес-структур и сделать инфраструктуру страны более эффективной. О том, какова ситуация с госхолдингом на самом деле...
"Пора, наконец, от слов перейти к делу и закончить работу по передаче непрофильных функций госпредприятий и мегахолдингов, прежде всего крупных государственных компаний и монополий, малому и среднему бизнесу. Мы этим откроем бизнесу новое дыхание.
При этом управление пакетами акций ряда стратегически важных государственных компаний необходимо передать специально создаваемой государственной холдинговой компании. Сопротивление и уговоры против этих мер будут. Правительству придется проявить решительность и наконец приступить к этой работе".
Из послания президента РК Н. Назарбаева казахстанцам
Правительство уже проявляет решительность. Главная новость – холдинговая компания, объединяющая национальные компании, все-таки будет. Причем довольно скоро.
Изначально не было понятно, какая из сфер деятельности любой нацкомпании послужит основой для создания государственного холдинга. Решение, прозвучавшее из уст президента, вызвало массу споров.
Тема номер один: кто будет владеть холдингом. Версий было немало. Самая шокирующая исходила из уст "ярых" оппозиционеров. Звучало это так: объединят и продадут все скопом иностранцам. Далее по сценарию: что последует за продажей. Стратегические объекты (а национальные компании практически все таковыми и являются, что, собственно, и послужило главной причиной государственного владения всех их акций) иностранцы будут использовать в своих целях. Народ же Казахстана не почувствует реальных изменений. Дальше – хуже. Потом начнут перепродавать, а всех казахстанцев вне зависимости от вероисповедания, расовой и прочей принадлежности загонят в рабство. Абсурд, одним словом.
Тема номер два: кому это выгодно. Тут уже включались в игру вопросы кланов и ветвей власти. На некоторых сайтах публиковали материалы, в которых подразумевалось, что не все так просто, и холдинг нацкомпаний – это новый передел собственности. Казахстану как бы не привыкать, и все мы давно понимаем, что просто так нацкомпании никто бы не трогал.
Кормушка, причем очень большая, – это уже третья тема.
Четвертая: холдинг – это продолжение на верхах темы непрофильных активов. Помнится, обвиненные тогда структуры старались прикрыться законом и провести ряд контрмер, в том числе и PR-акций.
Далее – темы номер пять, шесть, семь и т. д. В принципе, каждая, возможно, имела бы право на существование, но только в том случае, пока официальные лица молчат. Действительно, насколько эффективно может быть объединение, к примеру, "Казатомпрома" и "Казахтелекома"? Но тут тоже небольшая загвоздка, основанная на неверном цитировании. Речь идет не об объединении-слиянии, подразумевающем единого над всеми председателя правления, общий офис и чуть ли не единственный счет в банке, – речь идет об управлении пакетами акций. Это не одно и то же.
Мы попросили прокомментировать создание холдинговой компании Кайрата Келимбетова, министра экономики и бюджетного планирования РК.
– Мы рассматривали возможность создания холдинговой компании в правительстве, и появилось два мнения по этому поводу. Согласно одному из них, национальные компании должны быть суперприбыльными гигантами. У них достаточно много денег, которые можно вкладывать в инвестиционные проекты, выгодные стране. А поскольку эти деньги идут как бы мимо бюджета и мимо парламента, правительство может ими оперировать более гибко. Это один подход.
Мы же придерживаемся другой линии. Возьмите "Казахтелеком". Это суперприбыльная компания. А нужно ли всей стране, и экономике в частности, чтобы она была суперприбыльной компанией? Может, экономике проще и выгоднее, чтобы для всего казахстанского бизнеса стала дешевле междугородная связь? Мы выступаем сторонниками того взгляда, что инфраструктура должна помочь решать задачи снижения издержек для бизнеса.
Мы должны понимать, что основная функция инфраструктуры – вспомогательная. Есть индустриально-инновационная стратегия, есть масса задумок по бизнесу, но они не будут работать до тех пор, пока не наладится инфраструктура. Сегодня государство тратит на нее средства, но тратит в два раза больше, чем надо бы.
Всю экономику условно можно разделить на два сектора. Один – нефтяной, с ним все понятно и красиво. Каждый год он дает 4–5 млрд. долларов в виде оборудования, конкретных денег, инвестиций. Ненефтяной сектор можно разделить на два подсектора. Первый – торгуемые товары, второй – неторгуемые товары. Разница проста. Неторгуемые – это здравоохранение, образование, инфраструктура, жилищное строительство. Торгуемые товары – это те, которые можно экспортировать или импортировать.
Ненефтяной торгуемый – это обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство. Именно эти два сектора создают основные рабочие места. Когда мы говорим про безработицу, занятость и диверсификацию, мы говорим именно про обрабатывающую промышленность и про сельское хозяйство.
Что касается инфраструктуры, то она относится к ненефтяному неторгуемому сектору. По идее, она должна внедрять новые технологии. Мы порождаем спрос, а предложение еще не созрело. Так что в этом секторе очевидна структурная диспропорция.
Окончательная концепция создания инфраструктурного холдинга в общем утверждена. Мы решили не объединять все компании, а остановиться на создании инфраструктуры, которая обслуживает индустриально-инновационную стратегию. К примеру, "Казахстан темiр жолы" принимает решение строить собственную волоконно-оптическую линию связи (ВОЛС) по определенному маршруту. В это же время другой ВОЛС прокладывает "Казахтелеком". Так как акции всех нацкомпаний принадлежат государству, то, выходит, государство тратит на ВОЛС двойную сумму. Это не самое разумное решение с точки зрения экономики.
Важно построить идеологию, согласно которой инфраструктура должна отвечать целям снижения издержек национального бизнеса. Холдинг и будет этим заниматься. В него, к примеру, могут войти КЕГОК, "Казахтелеком", "Казахстан темiр жолы" и международный аэропорт Астана. Со временем, когда холдинг наладит свою работу, в него войдут и другие национальные компании. |