"Жеты кун" / "Хабар", 28 августа
Общение президента с казахстанцами в прямом эфире привлекло внимание зарубежных СМИ.
Обозреватели печатных изданий и информационных агентств обсуждают, главным образом, политический раздел выступлений Нурсултана Назарбаева. Например, его намерение участвовать в президентских выборах и комментарии о "цветных революциях" в странах СНГ.
Зарубежные аналитики согласны с президентом Казахстана в том, что экономические успехи республики и проведенные в стране социальные реформы исключают вероятность повторения грузинского или киргизского сценариев.
При этом часто упоминается высокий рейтинг президента Казахстана, которого называют одним из самых популярных лидеров не только в своей стране, но и в СНГ в целом.
Британское информационное агентство "Ройтер", упомянув приведенную Назарбаевым цитату из Виктора Гюго о "том, что бедность порождает революции", считает, что " население Казахстана стало слишком богатым, чтобы устраивать "революции" – наподобие тех, что произошли в Грузии, на Украине или в Кыргызстане".
"Ройтер" отмечает, что ежегодные темпы экономического роста в Казахстане в последние несколько лет не опускаются ниже 9 процентов, что существенно выше, чем в других странах СНГ.
Российское интернет-издание lenta.ru пишет, что "позиции Назарбаева слишком прочны, чтобы кто-нибудь мог сомневаться в благоприятном для него исходе предстоящих выборов".
Казахстан, по оценкам издания, "одна из самых успешных стран на территории бывшего союза и ветер "цветных революций" обходит республику стороной".
Агентство деловой информации Finam, анализируя высказывания Назарбаева о "цветных революциях" пишет, что "ситуация в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, где произошла силовая смена власти, существенно отличается от положения дел в Казахстане. Бывшие лидеры упомянутых государств не пользовались поддержкой народа, в то время как Назарбаев очень популярен в многонациональном Казахстане, где он добился повышения доходов населения и обеспечил мир, несмотря на сложную обстановку в регионе и опасное географическое соседство с нестабильными странами". Конец цитаты. Аналитики Finam не сомневаются, что Назарбаев сохранит свой пост на предстоящих президентских выборах. Говоря о внешнем влиянии, без которого были бы невозможны "цветные революции" агентство указывает, что "в Казахстане сходятся интересы всех ведущих международных игроков. Казахстанские месторождения нефти и газа разрабатываются крупнейшими компаниями мировых держав, включая США, страны Европы, Россию и Китай, поэтому вряд ли кто-нибудь из них будет заинтересован в том, чтобы "раскачать лодку". Между тем, казахстанские политологи и наблюдатели в своих обзорах в большей степени фокусируются на внутриполитических аспектах высказываний президента. В частности – на его комментариях по вопросам внесения корректив в конституцию, принципах формирования парламента и отношении к оппозиции. Обсуждается и неожиданное заявление президента о том, что он может наложить вето на недавнее решение конституционного совета, который пришел к заключению, что президентские выборы должны состояться в этом году. Подробнее на эту тему мы поговорим с советником президента Назарбаева по политическим вопросам – Ермухаметом Ертысбаевым. Сегодня он – гость нашей программы.
- Ермухмает Кабидинович! На этой неделе Президент почти три с половиной часа отвечал в прямом эфире на вопросы казахстанцев и - принимая во внимание предстоящие президентские выборы – это событие, естественно, вызвало сильный резонанс. Какие у Вас впечатления?
- Во-первых, следует отметить, что глава государства не в первый раз проводит своеобразный диалог с народом в прямом эфире. В прошлом году в мае-месяце президент также, почти три часа общался с народом Казахстана в аналогичной форме. И ранее такое практиковалось. То есть это стало традицией нашей общественно-политической жизни и прямые эфиры президента, на мой взгляд, - это эффективная форма обратной связи народа и власти, в данном случае – граждан Казахстана и главного носителя власти – президента Нурсултана Назарбаева.
Во-вторых, глава государства, показал себя в великолепной интеллектуальной и физической форме. Вот вы, Федор, три с половиной час находились рядом с президентом и только передавали вопросы. Признайтесь, что вы сильно устали, а каково президенту? Говорят, чтобы ответить на все 28 тысяч вопросов, ему потребовалось бы 58 дней и ночей. Так что, всем претендентам на президентское кресло, хотел бы напомнить, что это работа достаточно тяжелая, непростая, а временами - изнурительная.
- Я посмотрел в СМИ первые комментарии по прямому эфиру и некоторые политики, которых можно отнести к оппонентам власти, говорят, что ожидали более конкретных высказываний президента на политические темы – например, об оппозиции. Ну, очевидно, они рассчитывали, что Президент будет говорить персонально о них и сделает им рекламу…
- Я несколько раз слышал от президента такие слова: "Если в государстве нет оппозиции, то ее надо создать". Президент же не против оппозиции, которая должна быть системной, конструктивной, институтом государства, она должна быть частью власти как в Америке и Великобритании. И в рамках эволюционной стратегии президента мы непременно придем к таким взаимоотношениям власти и оппозиции.
Президент, не называя фамилий и персоналий, достаточно жестко и резко высказался об оппозиции. Потому что ключевые фигуры казахстанской оппозиции – это люди, которых президент взрастил (в политическом смысле), которых активно продвигал по государственной службе и на которых глава государства рассчитывал. В переходный период очень важно единство, сплоченность политической и государственной элиты. Назарбаеву не нужна личная преданность, но ему нужна политическая преданность – преданность его Конституции, его стратегии, его курсу реформ, его модели государственно-политического устройства.
Так что, не уходя от вашего вопроса, скажу, что президент – живой человек и тоже имеет право на эмоциональную реакцию.
- Для многих стали неожиданностью слова Президента о том, что он пока еще не определился с датой президентских выборов и может наложить вето на недавнее решение Конституционного суда, который объявил, что выборы должны состояться в этом году…
- Я думаю, что президент не будет накладывать вето на решение Конституционного совета. Потому что его личный рейтинг, популярность, доверие к нему народа, социально-экономическая ситуация в стране – все это- в совокупности - благоприятствует его очередному успеху на выборах. Будем считать, что мой ответ является советом моему президенту, советом, который сделан в телеэфире, а именно: не накладывать вето, согласиться с решением Конституционного совета.
- Говоря о возможном изменении принципа формирования Парламента, Президент сказал, что этот вопрос требует всенародного обсуждения. Означает ли это, что парламентская реформа возможна только через Референдум?
- Есть три основные формы государственного устройства: президентская республика, парламентская и смешанная система. Если парламентская реформа будет идти в направлении изменения нашего государственного устройства, то, на мой взгляд, такое конституционное изменение можно провести только через всенародный плебисцит. Потому что до августа 1995 года мы имели смешанную систему, по существу, парламентско-президентскую республику во главе с Верховным Советом и непосредственно президентом. И только через всенародный референдум был решен вопрос перехода к подлинно президентской форме правления. Отдельные поправки в Конституцию парламент может сделать, но кардинально менять Конституцию вряд ли сможет. Здесь последнее слово все равно будет за президентом, у него обширные полномочия, он – арбитр, возвышающийся над тремя ветвями власти.
- Один из стержневых моментов выступления Президента касался темы внесения изменений в Конституцию. Президент сказал, что не видит сейчас серьезных оснований для перекройки основного закона. Оговорившись при этом, что если такие изменения и будут вноситься – то только если за это выскажется населения, а не отдельные политики или политические группы. Мы с Вами встречаемся буквально накануне Дня Конституции, поэтому мне было интересно узнать Ваше мнение.
- Президента можно понять. Страна динамично развивается, десятипроцентный экономический рост, высокие цены на нефть позволяют пополнять государственную казну и проводить социальную политику, не имеющую аналогов в СНГ. Никаких межнациональных или межконфессиональных конфликтов, никаких социальных или политических потрясений. В этой ситуации идти на конституционную реформу тяжело даже чисто психологически, потому что все это было достигнуто за последние десять лет, благодаря политической воле президента, который, в свою очередь, не смог бы достичь таких результатов без Основного Закона, поддержанного всем казахстанским народом 30 августа 1995 года. Когда оппозиция говорит о необходимости конституционной реформы, то нам, в сущности, предлагают возвратиться к Конституции 1993 года. Я помню то время. Парламент обладал громадными полномочиями, большими, чем у президента. Но реформы стояли на месте. В регионах главы администраций и председатели областных советов выясняли, кто из них главнее, сам парламент работал медленно и неэффективно. Например, первый профессиональный парламент, Верховный Совет проработал всего год, на содержание 178 депутатов ушло 1,5 млрд. тенге (тогда 1 доллар был равен 40 тенге) и этот парламент принял за год всего 7 законов. Сложилась критическая ситуация. Кто-то должен был взять ответственность на себя за реформирование общества и экономики, за модернизацию страны. И эту ответственность взял на себя президент. Конституция – это ответственность государства перед гражданами и я глубоко убежден, что Конституция 1995 года или как ее иногда называют – Конституция Нурсултана Назарбаева – оправдала себя с лихвой. Ну и понятно, что автор Конституции всегда будет бережно относиться к своему детищу.
- Я бы хотел вернуться к теме президентских выборов. Как бы Вы оценили позиции претендентов в преддверии предвыборной кампании? Ну, если, конечно, действующий Президент не наложит вето на решение Конституционного суда…
- Я очень многого жду от этой избирательной кампании, хотя результат, мне кажется, очевиден – фаворитом заслуженно является Нурсултан Назарбаев. Это вовсе не означает, что Назарбаев намерен победить на волне своих прошлых заслуг. В своем Послании к народу Казахстана 18 февраля этого года президент продемонстрировал способность политика почувствовать глубинные общественные процессы и дать ответы на вызовы меняющегося времени. Лидеры, не ощущающие изменений, могут утратить свое положение. В свое время Ричард Никсон справедливо отмечал, что одна из причин, почему Черчилль и де Голль утратили свое лидирующее положение после второй мировой войны, состояла в том, что качества, делающие человека великим лидером в период войны, это необязательно те качества, которые люди хотят видеть в лидере в мирное время. У нас не было войны, но после распада Союза мы потеряли до 40 процентов экономики (а это было только в годы второй мировой войны). Казахстан был на 12-13-м местах среди бывших республик СССР по многим показателям. А сейчас – на первом-втором. И не только в СНГ, но во всем мире Назарбаева признают как самого успешного реформатора на постсоветском пространстве. И, тем не менее, президент настойчиво ищет, потому что чувствует изменения в обществе, а политик всегда должен вести себя соответственно ожиданиям людей, корректировать свою программу. Многочисленные поездки президента по регионам, его общение с гражданами в прямом эфире выявили новые личностные качества Нурсултана Назарбаева. Граждане влияют на поведение и стратегию президента – это очевидно и чрезвычайно важно. Я ожидаю, что в ходе избирательной кампании все мы станем свидетелями роста политической культуры казахстанцев, использования цивилизованных методов борьбы, а предстоящие выборы станут фундаментальным вкладом в укреплении демократии в Казахстане. А это – самое главное.
- Спасибо за интервью. |