АСТАНА. 30 августа. КАЗИНФОРМ /Дулат Молдабаев/
Результатом целой цепи событий нашей истории назвал Конституцию Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая сегодня в Мажилисе Парламента РК на открытии Международной научно-практической конференции "Конституция: личность, общество и государство", передает Казинформ.
"Строгое следование Конституции – основа успешного развития государства и гражданского общества, - сказал Глава государства. - Нам нужно жить по ней – это и есть высшая школа демократии".
"Наша беда в том, что мы еще "одной ногой" стоим в том обществе, из которого вышли", - добавил Президент.
"Наш долг, прежде всего, уважать свой Основной закон, как мы уважаем свою страну, свою историю, свои достижения, - продолжил Н.Назарбаев. - Конституция стала основанием нашей свободы, она закрепляет целый комплекс наших побед и обретений".
На конференции с приветственным словом выступили председатель Конституционного Совета Французской Республики Пьер Мазо, председатель Конституционного Суда Республики Корея Енг-Чоль Юн, председатель Конституционного Суда Украины Николай Селивон, заместитель председателя Конституционного Суда РФ Владимир Стрекозов, глава Департамента конституционного правосудия Венецианской комиссии Совета Европы Рудольф Дюрр и глава Центра ОБСЕ в Алматы Ивар Викки.
-----
На мировой арене Казахстан воспринимают как предсказуемого делового партнера – Президент РК АСТАНА. 30 августа. КАЗИНФОРМ /Дулат Молдабаев/
Благодаря Конституции Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. Об этом сегодня говорил Президент РК Нурсултан Назарбаев на открытии Международной научно-практической конференции "Конституция: личность, общество и государство", передает Казинформ.
"Наша страна внесла огромный вклад в дело мира на Земле, закрыв крупнейший ядерный полигон, уничтожив четвертый в мире ракетно-ядерный потенциал, - сказал Глава государства. - При этом Казахстан получил гарантии целостности территории нашей страны от ядерных держав. Впервые в своей истории Казахстан обрел международно-признанные границы, что сняло угрозу территориальных споров в будущем".
Он также отметил, что на мировой арене нашу страну воспринимают как предсказуемого делового партнера.
"За 10 лет существования нашей Конституции многое изменилось не только в Казахстане, но и в мире, - продолжил Президент. - Террористическая деятельность международного масштаба, религиозный экстремизм, активизация наркокартелей, распространение опасных инфекций, природные и техногенные катастрофы ставят Казахстан перед необходимостью введения дополнительных гарантий для обеспечения безопасности и спокойствия наших граждан внутри страны и за рубежом".
"Безусловно, что эти меры должны осуществляться в соответствии с Конституцией и встречать понимание, потому что каждое государство призвано защищать спокойствие своего народа, целостность своей территории, - добавил Н.Назарбаев.
-----
Демократизация сегодня - одна из главных тенденций развития – Глава государства АСТАНА. 30 августа. КАЗИНФОРМ /Дулат Молдабаев/
Сегодня, опираясь на наши экономические достижения, мы имеем возможность приступить к качественно новому, постепенному этапу политической модернизации. Об этом сегодня на открытии Международной научно-практической конференции "Конституция: личность, общество и государство", проходящей в Мажилисе Парламента, сказал Президент РК Нурсултан Назарбаев, передает Казинформ.
"Демократизация сегодня - одна из главных тенденций развития, - сказал Глава государства. - В интересах любого государства - процветание и прогресс".
"Мировой опыт показывает, что экономические реформы и политическая либерализация - процессы взаимозависимые и взаимообусловленные, - продолжил Н.Назарбаев. - С другой стороны, рыночная экономика не терпит административного давления и требует демократического устройства. Это фундаментальные правила свободной рыночной конкуренции".
Но красивыми и броскими фразами, считает Президент, нельзя подменять кропотливую каждодневную работу. Идеализм в политике чреват плачевными последствиями.
"Власть – это, прежде всего ответственность, и я со всей ответственностью утверждаю – мы можем действовать только наверняка, второго шанса история нам не даст, - отметил Глава государства. - В условиях недостаточно конкурентоспособной экономики, неокрепшего гражданского общества поспешное, а значит, неподготовленное проведение радикальных политических реформ, способно вызвать социальную дестабилизацию и свертывание демократических процессов, что мы наблюдаем в некоторых странах постсоветского пространства".
"Поэтому главный вопрос - это вопрос о темпах реформ, - подытожил Президент. - Я сторонник поэтапного развития. Как показывает мировой опыт, в том числе наших соседей, в бедных сообществах демократия и политические свободы попросту невозможны".
-----
Выступление Президента РК Н.Назарбаева на международной научно-практической конференции "Конституция: личность, общество и государство", посвященной 10-летию Конституции Республики Казахстан АСТАНА. 30 августа. КАЗИНФОРМ
Как уже сообщалось, сегодня, 30 августа, на международной конференции, посвященной десятилетию Конституции РК, выступил Глава государства Нурсултан Назарбаев. Казинформ распространяет текст выступления со ссылкой на сайт Президента "Ак Орда".
Уважаемые участники конференции!
Дорогие зарубежные гости!
Сегодня исполняется десять лет со дня принятия Основного Закона нашей страны. Но Конституцию нельзя просто датировать 1995 годом. Она результат целой цепи событий, соединенных в непрерывности потока нашей истории.
Эти десять лет занимают особое место в нашей национальной истории. Это были годы поиска и свершений. Безусловно, они были наиболее трудными и, пожалуй, решающими в новейшей истории нашей республики.
Ровно десять лет назад на всенародном референдуме был принят Основной закон, закрепивший фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казахстана.
Этому историческому событию предшествовала напряженная работа. Тогда, 10 лет назад, при разработке проекта Основного Закона анализировались многочисленные Конституции, особенно принятые во второй половине XX века. Широка была и география поиска: Европа, Азия, Северная и Латинская Америка. Я лично проанализировал двадцать Конституций мира.
Для нас было важно понять главное: как в странах, находящихся на различных ступенях развития, имеющих многообразные социокультурные, национальные и иные особенности и различные правовые системы, Конституции решали главную задачу - способствовали укреплению стабильности, повышению благосостояния народа и развитию демократии.
На момент принятия решения о необходимости новой Конституции мы уже имели собственный пятилетний опыт, научивший нас определять приоритеты, цели и средства их достижения.
У нас также была группа опытных казахстанских и зарубежных экспертов-юристов, выполнивших задачу по юридическому оформлению конституционных положений, осуществивших анализ почти 30 тысяч предложений, поступивших в ходе всенародного обсуждения проекта Конституции, в результате чего в проект было внесено более 1100 поправок и дополнений.
И, конечно же, мы имели главное - понимание и поддержку миллионов казахстанцев, сделавших выбор в пользу системных изменений, в пользу будущего!
В итоге 30 августа 1995 года состоялся высочайший акт волеизъявления наших граждан, подавляющее большинство которых сказало "да" новому Основному Закону страны.
Чем дальше тот день, тем более значимым представляется это поистине историческое событие.
Конституция Республики закрепила единство народа, объединила на казахстанской земле людей всех национальностей, связанных общей исторической судьбой.
Все эти годы мы стремились жить и работать в строгом соответствии с буквой и духом нашей Конституции.
Опираясь на ключевые положения Конституции, которые содержат весь необходимый юридический потенциал для обеспечения достойной жизни граждан, мы провели жизненно важные для судьбы страны преобразования: построили рыночную экономику и заложили основы демократического общества.
Благодаря поступательным реформам Казахстан совершил прорыв с 13-го места в бывшем СССР в пятерку наиболее динамичных экономик мира, первым в СНГ получив статус страны с рыночной экономикой.
По данным международных финансовых институтов, наша страна обеспечивает две трети совокупного дохода всей Центральной Азии, представляя только четверть ее общего населения.
По итогам 2005 года объем ВВП Казахстана превысит совокупный объем ВВП семи государств Центральной Азии и Кавказа. При этом до 80% ВВП создается в частном секторе нашей экономики. Государство присутствует только в стратегических отраслях.
В национальную экономику привлечено более 40 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. По их уровню на душу населения Казахстан опережает все страны СНГ.
Международные резервы страны, включая средства Национального фонда, выросли более чем в 7 раз и достигли порядка 15 миллиардов долларов. Стоит ли напоминать, что мы начинали с нуля.
По классификации Всемирного банка Казахстан перешел в группу стран с доходами выше среднего уровня. ВВП на душу населения за последние десять лет увеличился с 700 долларов до 3300 долларов в нынешнем году. Бюджетом следующего года мы предусматриваем увеличение ВВП на душу населения до 4000 долларов.
Благодаря росту экономики успешно реализуется конституционное право граждан на получение бесплатного, установленного законом объема медицинской помощи.
Конституция гарантировала и государство в полном объеме обеспечивает получение бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях.
Гарантировано также получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. При этом увеличивается объем государственного финансирования в сфере высшего образования.
Что касается вопросов социального обеспечения, то, опираясь на динамичный экономический рост, государство успешно их решает, ежегодно повышая размеры пенсий и социальных пособий.
Сейчас на волне наших очевидных успехов нередко можно услышать, что политические реформы отстают от экономических, что они искусственно сдерживаются. Но так ли это на самом деле?
Демократизация сегодня - одна из главных тенденций глобального развития. Поэтому в интересах любого государства, стремящегося к процветанию и прогрессу, исключительно важно использовать открывающиеся здесь возможности.
Мировой опыт показывает, что экономические реформы и политическая либерализация - процессы взаимозависимые и взаимообусловленные.
С другой стороны, рыночная экономика не терпит авторитарно-административного давления и требует демократического устройства.
Это фундаментальное правило свободной рыночной конкуренции и условие дальнейшего продвижения вперед.
Но красивыми броскими фразами нельзя подменять кропотливую каждодневную работу. Идеализм в политике чреват плачевными последствиями. Мы не можем рисковать будущим наших детей, чтобы одним опрометчивым шагом перечеркнуть все, чего мы с таким трудом за эти годы добились.
Власть - это, прежде всего, ответственность. И я со всей ответственностью утверждаю: мы можем действовать только наверняка - второго шанса история нам не даст.
В условиях недостаточно конкурентоспособной экономики и неокрепшего гражданского общества поспешное, а значит, неподготовленное проведение радикальных политических реформ способно вызвать социальную дестабилизацию и привести к отторжению либеральных ценностей, свертыванию демократических процессов, что мы наблюдаем в некоторых постсоветских республиках. И не только.
Поэтому главный вопрос, по которому сегодня ведутся дискуссии в обществе - вопрос о темпах демократических реформ.
Я сторонник поэтапной эволюционной либерализации, где интенсивное экономическое развитие определяет глубину и устойчивость демократизации политической системы.
Как показывает мировой опыт, и в том числе наших соседей, в бедных сообществах демократия и политические свободы попросту невозможны.
Исходя из этого принципа, к настоящему времени мы заложили фундамент демократической политической системы. Судите сами.
Мы демонтировали основы прежней тоталитарной политической системы, создали совершенно новые для нас современные демократические институты, высвободили гражданскую инициативу.
Мы эффективно реализовали базовый принцип демократии - разделение власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - с четкими механизмами сдержек и противовесов.
За эти годы созданы все условия для развития важнейшего института демократии – парламентаризма.
Успешно прошел проверку временем профессиональный двухпалатный Парламент, в котором обеспечивается представительство многообразных интересов. И мы были первыми в Центральной Азии, кто решительно пошел по этому пути. Другие шли уже за нами, используя наш опыт.
Сдержки и противовесы позволяют ветвям власти успешно и конструктивно взаимодействовать, эффективно решая задачи поступательного развития страны.
Система исполнительной вертикали в сочетании с оптимизированным административно-территориальным устройством, с упроченными иными составляющими государственности в совокупности позволили Казахстану выйти из системного кризиса, начать динамичное развитие, а ныне заявить об ускоренной социально-экономической и политической модернизации.
За годы действия Конституции ни одно политическое разногласие не переросло в кризис. Все споры решаются в рамках конституционных процедур. Сложилась система взаимоотношений между государственными институтами. Эта система стала традицией.
В этом контексте необходимо отметить принципиальную значимость независимого правосудия и ответственной судебной системы.
За эти годы в судебно-правовой сфере сделано очень многое. По существу, произведено очищение функции правосудия от несвойственных задач и повседневной суеты. Работают Высший Судебный Совет, Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде. Порядок в судах обеспечивают судебные приставы. Десять лет назад ничего этого не было. Сегодня кажется, что так было всегда.
Функционируют межрайонные экономические и административные суды. Мы на пороге окончательного решения вопроса о суде с участием присяжных. Государство оказывает максимальную поддержку судьям, об этом состоялся подробный разговор на недавнем Съезде казахстанских судей.
Необходимо и дальше делать все, чтобы каждый нуждающийся в профессиональном, справедливом и беспристрастном решении мог получить его в стенах независимого и ответственного суда.
Мы смогли серьезно модернизировать выборную систему, которая сейчас приблизилась к международным стандартам. Неотъемлемой частью политической жизни страны стали конкурентные выборы, в которых участвуют все граждане и политические силы.
В стране идет процесс перераспределения властных полномочий между центром и регионами, а также развитие институтов местного самоуправления.
В Казахстане обеспечен политический плюрализм и многопартийность. В стране действуют крупные общенациональные партии, влияющие на политический процесс, в том числе и оппозиционные.
Также бесспорно, что у нас заметно укрепился такой важнейший сегмент гражданского общества, как неправительственные организации.
Если 10 лет назад их было 400, то сегодня более 5 тысяч. При этом НПО на партнерской основе активно взаимодействуют с властью в рамках ранее инициированного мной Гражданского форума. И показательно, что сейчас "первую скрипку" в этих отношениях начали играть именно НПО.
Кардинальные изменения произошли в информационной сфере. На казахстанском медиа-рынке реально сложились свобода самовыражения, свобода высказывать свое мнение и критиковать власть, реализовано право граждан на альтернативные источники информации.
Сегодня в стране издаются более 2 тысяч СМИ самой различной политической направленности, в том числе радикально оппозиционные. И вы знаете, что 80% всех СМИ - негосударственные.
Динамично развивается также Интернет - самый свободный и доступный сегмент СМИ. Сегодня постоянная интернет-аудитория составляет свыше полумиллиона пользователей. И я считаю, что это также один из важных показателей того, насколько далеко мы продвинулись по пути реализации политических свобод.
Таким образом, главным нашим достижением являются закрепленные в Конституции права и свободы человека и гражданина, которые мы привели в соответствие с международными стандартами. Мы открыты в своих отношениях с международным сообществом.
Согласно Основному Закону, права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение правовых актов. Конституция обязала законодателя при принятии законов, в первую очередь исходить из этой нормы и ставить во главу угла права человека.
Казахстан присоединился к основополагающим международным пактам о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Мы ввели мораторий на смертную казнь.
Создав институт Омбудсмена и расширив его полномочия, мы упрочили институциональные гарантии обеспечения прав и свобод человека.
Конечно, мы только в начале этого пути. И мы это говорим откровенно. Ведь раньше у нас никогда не было эффективной системы защиты прав человека.
Благодаря Конституции Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества.
Наша страна внесла огромный вклад в дело мира на земле, закрыв крупнейший ядерный полигон и уничтожив четвертый в мире ракетно-ядерный потенциал. При этом наша страна получила гарантии от ядерных держав против нападения и целостности территории.
Впервые в своей истории Казахстан обрел четкие, международно признанные границы. Этим снята угроза любых территориальных споров в будущем.
На мировой арене нашу страну воспринимают как солидного и предсказуемого делового партнера. Мы открыты для всех государств, строим со всеми странами мира конструктивные отношения.
Особо подчеркну еще один существенный момент. За десять лет с момента принятия Конституции многое изменилось не только в Казахстане, но и в мире.
Террористическая деятельность международного масштаба, религиозный экстремизм, активизация наркокартелей, распространение ВИЧ и других опаснейших инфекций, природные и техногенные катастрофы ставят Казахстан перед необходимостью введения дополнительных гарантий для безопасности и спокойствия своих граждан внутри страны и за рубежом. Безусловно, и эти все меры должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией. И это не должно вызывать недопонимания. Каждая страна обязана защищать свой народ, целостность своей территории и свои законы.
Сегодня, опираясь на наши экономические достижения, мы имеем возможность приступить к качественно новому этапу политической модернизации, о чем я говорил в своем Послании. Ведь в демократических преобразованиях никогда нельзя ставить точку. Как нельзя подвести черту под движением страны вперед и стремлением людей к прогрессу.
Как реалисты, мы понимаем и ясно видим, что эти шаги могут потребовать от нас внесения поправок в Основной закон.
Как и во многих странах мира, наша Конституция не является чем-то застывшим.
Но когда внимательно рассматриваешь, пропускаешь через себя предложения, выдвигаемые теми или иными политическими кругами и сверяешь их с Основным Законом, становится ясно, что все эти предложения осуществимы в рамках нашей Конституции. Кто из юристов скажет, является ли вопрос косметического ремонта самого Парламента в сторону увеличения или уменьшения его состава принципом демократии? Мы имели Верховный Совет СССР из 1500 человек, мы имели Верховный Совет Казахстана из 500 человек. Но это не принцип демократии. Вопрос в качестве принимаемых законов, которое абсолютно обеспечивает наш Парламент. Первый Парламент- Верховный Совет, который работал четыре года, принял за три года 7 законов. Наши депутаты только на прошлой сессии качественных 78 законов приняли! Поэтому иногда просто поражаешься как можно что-то говорить, рассматривать, не читая, не зная Конституцию.
Вопрос демократии в том, чтобы предоставлять честные права людям, чтобы они избирали своих представителей на честных открытых транспарентных выборах. Вот в чем дело и это самое главное! Это Конституция обеспечивает. Мы должны обеспечить это нашими законами и действиями.
Или вопрос - избирать исполнительную власть или назначать – разве это принцип демократии? Это вопрос исполнения законов и Конституции, который также можно решать в рамках действующего Основного Закона.
Я сейчас сказал, что ничего застывшего в мире нет, но когда мы говорим о Конституции, мы должны быть очень внимательны, и присутствующие здесь, уважаемые юристы, я думаю, прислушаются к тому, что я говорю.
Этот вопрос требует взвешенного подхода. Нельзя забывать о том, что в Конституции заложены основополагающие принципы существования нашего государства, и мы должны дорожить этими принципами.
Как сейчас говорил председатель Конституционного Совета Франции, Конституция, предложенная генералом де Голлем, работает с 1958 года, но изменения, естественно, вносятся. Конституции США 225 лет, туда также внесен целый талмуд изменений, однако, не ставится вопрос о том, чтобы кардинально менять Основной Закон, дающий развитие государству.
Если мы последние десять лет имеем такое развитие и такую оценку, мы должны быть благодарны этой Конституции, по которой мы живем и развиваемся!
Уважаемые участники конференции!
Накопленный нами за десятилетие опыт применения Конституции нужен нам как для решения внутренних задач, так и для эффективных ответов на новые вызовы современности.
Строгое следование Конституции - это основа успешного развития государства и гражданского согласия в обществе. Научиться жить по ней - это и есть высшая школа демократии. Школа, которую все мы обязаны освоить. Наша беда в том, что кое-кто еще стоит одной ногой в прошлом.
Наш долг - бережно относиться к Конституции. Уважать ее, как уважаем свою страну, свою историю, свои достижения.
Без уважительного отношения к Конституции и неукоснительного соблюдения ее норм невозможно достичь общественного согласия, порядка, мира и спокойствия, а значит, и благополучного будущего нашего Отечества.
Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость.
Мы учимся жить в демократическом обществе – а значит, ежедневно сами создаем демократию. Каждый усвоенный урок, проявляющийся даже в мелочах - в инициативе, когда человек не боясь открывает свое дело, в свободе, выражаемой в том, что человек имеет свое мнение - создает свободного гражданина.
Конституция – базис системы права. Право – основа не только порядка, но и свободы. Свобода в рамках правовой системы означает доверие к гражданину и к его возможностям и уважение его мнения. Конституция учит нас привыкать к доверию, уважению со стороны государства и в то же время уважать закон.
Наша Конституция дала нам главное - право выбора, ибо творить свою жизнь самим - ценнее любых сокровищ.
Еще раз поздравляю всех с Днем Конституции Республики Казахстан и желаю всего доброго!
Астана, 30 августа 2005 года
-----
Зарубежные гости дают высокую оценку действующей Конституции Казахстана Kazakhstan today, 30 августа
Казахстанская Конституция - одна из самых лучших на постсоветском пространстве. Такое мнение высказал сегодня, 30 августа, в ходе международной научно-практической конференции "Конституция: личность, общество и государство" заместитель председателя Конституционного суда России Владимир Стрекозов, передает корреспондент KZ-today из Астаны.
"Никто не может сказать сейчас, как бы развивался Казахстан в условиях СССР, но я думаю, что без той Конституции, которая была принята 10 лет назад, таких темпов развития экономики страны не было бы", - заявил В. Стрекозов. Он подчеркнул, что Конституция Казахстана "вобрала в себя все демократические принципы".
Председатель Конституционного совета Франции Пьер Мазо выразил надежду, что "вклад французской правовой системы рассматривается Казахстаном, как положительное заимствование". Он подчеркнул, что "демократическое государство не является достигнутым фактом между общественными интересами и правами человека".
Председатель Конституционного суда Кореи Юн Енг-Чол выразил надежду, что Конституция Казахстана "будет и впредь оставаться верховной нормой закона, защищающей права человека". При этом он отметил, что приверженность демократическим принципам Казахстана и Кореи "сыграет определенную роль в упрочнении дружбы и сотрудничества двух государств".
Председатель Конституционного суда Украины Николай Селивон от имени президента Украины Виктора Ющенко поздравил народ Казахстана с юбилеем Конституции. Н. Селивон отметил, что Основной закон страны "утвердил Казахстан как независимое, правовое государство и стал залогом политической стабильности в стране".
Глава Департамента Конституционного правосудия Венецианской комиссии Совета Европы Дюрр Рудольф подчеркнул, что Конституция Казахстана "строится на принципах демократии, защите прав человека". Он отметил, что Венецианская комиссия Совета Европы сотрудничает с Конституционным советом Казахстана с 1998 года и заинтересована в расширении этого сотрудничества в дальнейшем.
Глава Центра ОБСЕ в Алматы Ивар Викки заявил, что Конституция Республики Казахстан стала фундаментом правовой системы государства, призванной служить всем гражданам Казахстана. В этой связи он особо подчеркнул, что, по мнению ОБСЕ, наиболее важными положениями казахстанской Конституции являются права человека и основные свободы. И. Викки считает, что Конституция РК обладает большим потенциалом.
-----
Глава государства вручил юбилейные медали "10 лет Конституции РК" представителям иностранных организаций и общественным деятелям страны АСТАНА. 30 августа. КАЗИНФОРМ /Айбын Бахытулы/
Сегодня, 30 августа, Президент РК Нурсултан Назарбаев в своей столичной резиденции "Ак Орда" принял представителей ряда иностранных организаций, аккредитованных в нашей стране, и известных общественных и государственных деятелей, в свое время внесших большой вклад в разработку Основного Закона республики. Глава государства, поздравив участников встречи с праздником и выразив им благодарность, вручил всем юбилейные медали "10 лет Конституции РК", сообщает Казинформ.
В своей речи Н.Назарбаев отметил особую важность прошедшего десятилетия для Казахстана, подчеркнув имеющиеся на сегодняшний день достижения и успехи, основой которых стала Конституция, принятая в этот день в 1995 году.
Награды из рук Главы государства получили глава центра ОБСЕ в Алматы Ивар Викки, председатель Международного союза юристов Андрей Требков, председатель Конституционного суда Республики Кореи Енг-Чоль Юн, глава Департамента конституционного правосудия Венецианской комиссии Совета Европы Рудольф Дюрр, известные казахстанские юристы Гайрат Сапаргалиев, Калимолла Халыков и др. |