"Известия-Казахстан", 13 января
С годами как-то невольно вновь и вновь мне приходится мысленно возвращаться к судьбе моей родины. Видимо, человеку моей профессии все же сподручнее не отделять ее прошлого от дел нынешних и видеть в нем, в этом прошлом, импульс, посыл, который в каждом новом поколении требует постоянного развития и осмысления. И все же складывается ощущение, что лет пятнадцать назад история наша началась словно бы заново, с чистого, что ли, листа.
Да, по сути, оно было так. И именно это обстоятельство, если хотите знать, и придало особую значимость роли личности первого президента. Прибавило драматизма. И в самом деле, кто, скажите, мог в те годы предугадать, что станет со страной, шагнувшей в тот мир, где кроме нас все окунулись с головой в неведомые нам законы рынка и конкуренции. И именно от решений первого президента Казахстана во многом зависело то, какой, однако, облик примет отныне страна, на какой она станет путь. И кто бы ни пришел после него, согласитесь, ноша любого преемника окажется куда более легкой и простой. Ибо, по сути, не кто иной, как первый, взвалил на себя бремя ответственности за самые трудные, рискованные решения, за неизбежные поражения и ошибки. И оттого его место в отечественной истории тоже особенное.
Как бы то ни было, выбор президента был сделан. Путь определен. Задача стала ясной. Уверен, большинство казахстанцев, задай им сейчас вопрос, что главным было из всего происшедшего за этот небольшой отрезок пути, прежде всего назовут наши достижения в экономике, затем уж политическую и межэтническую стабильность. Но давайте задумаемся: не осталось ли еще одно немаловажное обстоятельство, которое подспудно, но властно влияет на нас? И не есть ли это гордость и воодушевление, с какими мы все стали осознавать себя казахстанцами? Не есть ли это то, что, вопреки всем и всяческим испытаниям, мы с вами, "сто народов", вместе сумели сложиться как единый народ? И оттого так уверенно ощущаем себя как страна с большим потенциалом и демонстрируем ставшие уже очевидными наши достижения. В одночасье обретя суверенитет, мы попали в беспощадный мир современного глобализма, где есть страны могущественные, страны-лидеры, диктующие всем свою волю. И на другом полюсе – менее удачливое большинство, сотрясаемое кризисами. И кто мог тогда поручиться, что наше место не окажется среди тех, кто не выдержит жестокой рыночной гонки? Но в какой-то момент мы, похоже, осознали, что некий опасный рубеж уже пройден, преодолен, и Казахстан начинает уверенно входить в ряды стран с динамическим развитием.
И вот сегодня, когда настала пора подводить итоги полутора десятилетиям, оставшимся где-то там позади, все яснее и очевиднее становится, что же именно сделано Нурсултаном Назарбаевым. Если в одной фразе выразить этот итог его деятельности, я бы сказал: он сумел сохранить страну и поднять ее на уровень мировой цивилизации.
Роль сильной, яркой и дальновидной личности в истории - всегда исключительная. Но никогда она не становится так важна, как в момент становления и смены всех координат. Помнится, еще на заре перестройки мы все завороженно ждали, что вот сменим систему, опередим направление развития - и какое-то мгновенное чудо без потерь и усилий случится само собой. Нет. И еще раз нет. В реальности, как мы теперь знаем, нужно было чье-то немалое мужество, железная воля и державная власть, чтобы провести далеко не популярные в то время реформы, коренным образом ломавшие, рушившие прежние представления, заново перестраивая на собственный риск всю привычную жизнь. Взять хотя бы этот дерзкий шаг президента, когда он объявил во всеуслышание о переносе столицы в невзрачный городок на суровом, всеми ветрами продуваемом севере. Вспомните: ведь тогда очень многим казалось, что иначе как крахом не может обернуться эта дерзкая "авантюра". И что в результате мы не только кинем, как в ненасытную пропасть, гигантские средства, но и обескровим, потеряем цветущую красавицу Алма-Ату. Но опять-таки той же властной рукой и железной волей, вопреки всем оракулам, скептикам и шептунам всех мастей, к своей чести, президент, не медля, приступил к осуществлению этого плана, приводя в движение людские потоки, помощь партнеров, взвихрив сонное существование северной провинции. И что же? Если ранее на всех необъятных просторах страны был лишь единственный центр притяжения, именуемый теперь южной столицей, то ныне видим, что вся финансовая, промышленная, людская мощь равномерно и динамично распределена по нескольким уже направлениям. Стольный град, возведенный на берегах Ишима, уже сейчас знаменует веху исторического значения. Уверен, пройдет еще десять, двадцать, пятьдесят лет, и город, прозванный столицей северной, займет в судьбе нашего народа место не иное, как его, народа, вечно живого сердца. И тут нет необходимости перечислять достигнутые успехи. Ибо они налицо. Ибо они у всех на виду и на устах. Их даже не стоит доказывать. Надо только уметь видеть, уметь узреть, помнить, сравнивая, какими мы были десять, пятнадцать лет тому назад и какими нынче мы стали.
Большой политик, по моему разумению, непременно должен уметь проявить себя еще и гибким, взвешенным дипломатом. Ибо в глобальном мире баланс самых разносторонних интересов - это и приток инвестиций, и климат стабильности и безопасности в обществе.
Ведь не одним прагматическим расчетом жив человек. Нам также требуется вполне ощутимое культурное и человеческое пространство, в котором вольготно еще и духу, и душе. Как знать, возможно, и тот форум мировых религий, который возник опять-таки на нашей земле по инициативе нашего президента, когда-нибудь обернется истинно духовным сотрудничеством в решении сложнейших и насущных проблем, которые стоят перед ищущим и дерзающим, беспокойным человеческим умом. Диалог религий и культур, диалог мудрости и согласия, и в этом я твердо убежден, в наше время не менее актуален и крайне необходим человечеству. Ибо уже в недалеком будущем мы с этим нашим чрезмерным рыночным энтузиазмом, боюсь, не в силах будем в ближнем своем разглядеть кого-то еще, помимо поставщика товаров и услуг. Именно в таких начинаниях и в углублении именно подобного ощущения мне видится самое для нас обещающее и жизненно необходимое.
Ведь однажды чисто, казалось бы, коммерческое, сугубо утилитарное общение приводит к человеческому, а следовательно, культурному взаимодействию. И только от нашей мудрости и готовности, умения осознавать свои духовные провалы и проблемы, от тесного взаимодействия друг с другом будет зависеть в итоге, насколько взаимополезными и безопасными окажутся наши контакты.
Теперь немного личного, но, как мне кажется, важного не только для меня. Скажу об этом в форме обращения к человеку, о котором в эти дни говорит вся страна. Полагаю, многоуважаемый Нурсултан Абишевич, вы знали, что я не был любимчиком, как иные поэты-писатели, у руководителей самого высокого ранга советского Казахстана. Но это не означает, что был обойден читательским вниманием. Напротив, благодарен судьбе, подарившей мне немало серьезных читателей-почитателей, в том числе и среди высокопоставленной аудитории. И среди министров и секретарей обкомов были такие, которые чтили и ценили литературу и в силу этого питали ко мне, смею полагать, искреннее уважение. Общаясь с ними, порой, случалось, бывал у них дома, видел их личную библиотеку. И приятно было наблюдать, что почти все книги были со вкусом и не без тщания подобраны хозяином. И эти номенклатурные чиновники советской бюрократической иерархии, несмотря на чрезмерную загруженность, каким-то удивительным образом находили время и для чтения литературы, не желая, видимо, оставлять без внимания эфемерную, как кажется, заботу о своем духовно-нравственном благополучии.
Когда вспоминаю обо всем этом, не скрою, как на духу, становится мне грустно, и странное ощущение охватывает. Вроде бы все у нас неплохо. И жизнь, слава аллаху, стала налаживаться. И солнце встает в положенный час, минута в минуту, и небо - бесстрастный свидетель всего, что происходит на земле, - вон сияет над головой. И мы, как прежде, будто продолжаем жить по божьему закону со смиренной душой в ладу. Так-то оно так на первый взгляд, но, согласитесь, вместе с тем в последнее время мы что-то очень ценное, ничем невосполнимое утеряли. Если точнее, это нечто ценное, очень дорогое отпало вдруг от нас. Ей-богу, иной раз мне кажется, нынешнее человечество так страшно напоминает дом, где побывал безжалостный вор. И он в чем-то важном, в чем-то сокровенном обобрал и моих соотечественников, опустошил некогда чуткую, нежную душу, оставив бесчувственное тело без признаков божественной искры.
И спрашивается, почему, отчего и каким образом люди вдруг стали такими? Самое непонятное и странное то, что многие, как кажется иной раз, стали вдруг такими нищими духом, с металлическим звоном в груди именно в тот самый заветный час, когда народ обрел желанную свободу, наконец-то взяв собственную судьбу в свои руки. Неужели все это связано с тем, что сменился общественный строй, что ушли из жизни "красные чиновники", вытесненные, выжитые более напористой молодежью с капиталистическим душком? Ну что ж, если напористые, если даже с капиталистическим душком, они-то не свалились на нашу беду с небес. Ведь они-то - сынки вчерашних ударников коммунистического труда, сынки рабочих, колхозников и славной плеяды советской научной и творческой интеллигенции.
Я, конечно, всего лишь литератор. Быть может, опять-таки по моей наивности, мне только казалось, что партийно-советская номенклатура была куда больше наделена государственным мышлением, и, как мне мнится, она больше радела об интересах народа, чем о кошельках. Но не потому ли при Советах руководители той поры, до председателей колхозов и передовиков ком.труда, все они считали отцовским долгом оставить своим отпрыскам после себя в качестве главного наследия не столько нажитое ими в поте лица кое-какое богатство, сколько библиотеку, занимавшую всю стену домашнего кабинета, где бережно и с любовью собрана духовная сокровищница светлых умов человечества.
А ведь писатели, которых, не знаю, по какой непонятной уж нам причине, стали если не забывать, то, по крайней мере, не замечать - творцы духовных ценностей народа, в редкие часы озарения имеют дело прежде всего с высоким духом и мыслью. И им подвластны редкие часы озарения – самые тончайшие струны человеческой души.
Как мы имели возможность убедиться, время, что вы пребываете у руля страны, знаменовалось привлечением столь мощных инвестиций, которые живительным весенним дождем пролились на пришедшую в полный упадок экономику, дав в последующем этапе ощутимые результаты, и этот ощутимый результат, по существу-то, реанимировал экономику, обеспечив тем самым реабилитацию занедужившего тяжким недугом больного. По существу, с этого момента повсеместно наметился пусть медленный, но неуклонный и уверенный подъем, и первые вспышки надежды вселили всем нам воодушевляющую уверенность. А с переносом столицы на север бурно стали застраиваться города. Что касается обеих столиц, то их блеск и великолепие, поражая воображение, просто ослепляют, согревая душу каждого из нас.
Понятно, человеческая жизнь во все времена была далека от гармонии и совершенства, и если она щедро одаривала одних всеми земными благами, то к другим была немилосердна, как скаредная мачеха из злой сказки. И на фоне бьющей в глаза, кричащей роскоши городов с проспектами, наконец-то покрытыми евроасфальтом, сплошь да рядом застроенными супердорогими особняками, еще явственнее и бесстыднее выступает нищета и убожество богом и людьми забытых захолустий где-то там, в безводных, бесплодных степях Бетпак-Далы или Приаралья.
Еще отчаяннее режет глаза и душу вся эта прочно застрявшая в прошлом глушь. В самой далекой глубинке влачат убогое существование чабаны – трудолюбивые, выносливые, смиренные, какой-то поистине былинной стойкостью и упорством наделенные, которые изо дня в день, из года в год без сна и отдыха перемогают эту жизнь (язык не повернется назвать ее жизнью) без мало-мальской медицинской помощи хотя бы. Ибо в этих аулах все еще нет не только врача и медпункта, но даже и медсестры. Уверяю вас, Нурсултан Абишевич, во время ставших уже традиционными ваших ежегодных поездок в регионы местные руководители строят свои образцы потемкинских деревень. Вам весьма охотно демонстрируют одни лишь благополучные, преуспевающие аулы, среди них наскоро оборудуют приятно обставленные несколько домов. Хоть всерьез, советую вам, перенять повадку иных казахских ханов, которые с заходом солнца, облачась в неприметные одежды, тайком проникали в те аулы, чтобы воочию увидеть и самому убедиться, как протекает действительная жизнь безо всяких прикрас. Скажу прямо: те три года, что вами были объявлены Годами аула, с целью переломить сложившуюся безотрадную ситуацию не принесли желаемого результата, выделенные действительно огромные деньги достались в основном и без того не бедным аграрным баронам. О чем многие, душой болеющие об этом люди неустанно писали, приводя самые убедительные факты. В этом вопросе министру сельского хозяйства следовало бы проявить поболее вдумчивости, четкости и настырности и прислушиваться к голосу этих чутких и прямодушных людей.
Хотя бы на первых порах надо незамедлительно открыть в отдаленных, малонаселенных аулах фельдшерско-акушерские пункты. Создать там и оборудовать всем необходимым малокомплектные школы, провести туда дороги, пусть проселочные, подвести к ним электричество и связь.
И тут, наконец, хотел бы я сказать о том, что я лично считаю наиглавнейшим показателем благоденствия Казахстана. На чей-то посторонний взгляд, жизнь кочевого народа, быть может, покажется слишком бедной и простой в сравнении с веком великолепия научно-технического прогресса. Но зато в необыкновенной чести у наших далеких предков, если хотите, их самым заветным сокровищем были честь, достоинство и благородство духа. Что-то подсказывает мне, что эти вещи должны неизменным ориентиром оставаться на нашем пути в любой период истории. И еще одно было свято чтимо и превыше всего ценилось у наших предков. Это – слово, искуснейшее владение которым было у них в крови. И, к сожалению, и сегодня, по прошествии пятнадцати лет суверенитета и государственного статуса, великий язык казахов по-прежнему на своей родной земле влачит положение сироты, которого никто не замечает. Так о какой преемственности поколений и смыслов можем мы тогда говорить? И тогда не есть ли сам человек лишь горстка праха, которая бесследно исчезает, когда приходит ее час, с лица земли, не оставив по себе ни следа, ни сожаления?
Вопросы культуры, языка, смысла нашего существования – они всегда, как видим, взаимосвязаны и взаимоувязаны. Все кому не лень сегодня твердят, что культуре нужна поддержка государства. Нет, я хотел бы надеяться, что за семь лет президентского срока Нурсултана Абишевича станет наконец ясно и несомненно, что в благоденствии культуры видит государство залог своей прочности и процветания. И весь ход государственной политики станет убедительным доказательством того, что мы ясно осознали, что это культура, именно культура, защищает и государство, и всех нас. Ведь неспроста стало крылатым знаменитое выражение Федора Михайловича Достоевского: "Красота спасет мир".
История Казахстана знавала немало просвещенных деятелей, показывающих пример счастливого сочетания незаурядных достоинств. Темирбек Жургенов, Ильяс Омаров – вот фигуры масштабные и поистине творческие, покорившие своей преданностью делу и удивительным человеческим обаянием. Ведь недаром до сих пор все те, кому довелось знать и работать вместе с ними, хранят о них добрую память, вспоминая с почтением и благоговением этих верных рыцарей культуры.
Народ не оскудел талантами и просвещенными государственными мужами. Взять хотя бы Имангали Тасмагамбетова, который, как мы знаем, где бы ни находился и какие посты ни занимал, к его чести, проявлял и поныне проявляет себя настоящим радетелем культуры, как человек творческий и мыслящий.
И все же служение культуре может быть только призванием, и никак иначе. И я все еще жду с нетерпением, как пылкий юнец, что и наш президент проявит в этом вопросе поистине государственную прозорливость, настойчивость, и будут печься о культуре отныне не аппаратные функционеры, но личности, созидающие нашу духовно-нравственную атмосферу.
Людям свойственно искать себе опору в неком заветном идеале, я бы сказал, путеводной звезде, которая вдыхает в них душевную стойкость и мужество, помогая преодолевать любые тяготы и невзгоды. Давайте и мы зададимся вопросом: где тот сверкающий идеал, мысль, которые заставляют наши сердца биться в унисон, будят в нас силу и дерзость истинного вдохновения?
Но давайте еще раз окинем мысленным взором оставшийся за плечами путь. Минуло уже полтора десятилетия, как вы, Нурсултан Абишевич, стоите у руля огромной нашей страны. За эти годы был отчетливо и уверенно определен избранный нами путь, та общественно- политическая стезя, по которой вы повели народ, в немалых борениях обретший свой суверенитет, заявив всему миру о независимой отныне на века Казахской Республике. Как мы в том могли убедиться и как засвидетельствовал вместе с нами весь цивилизованный мир, сделанный выбор оказался верен и успешен. Прошедшие триумфально 4 декабря выборы показали, что у вас весьма многочисленные сторонники и немало оппонентов. Но, уверен, и самые ярые среди них не станут отрицать достигнутых страной успехов. За ничтожно малый в судьбе государства срок народ на наших глазах возродился, возродился и экономически, и социально-политически, не единожды благополучно преодолев серьезнейшие кризисы. Что уже само по себе внушает оптимизм и веру в себя. Наш народ стал широко узнаваем. Обрел известность в отдаленных уголках планеты. Страна прочно обеспечила себе международное признание и авторитет, всемерно расширяет зоны сотрудничества, пополняя список своих солидных партнеров.
Но совершенству, как говорится, нет предела, и всегда, покуда мы живем в этом бренном мире, перед нами будут вставать испытания и сложнейшие задачи. Так на какую из мыслимых в этом мире точек опор нам ставить? И что все же считать за критерий истины и успеха?
Будучи очень многое повидавшим на своем веку человеком, я бы сказал, что, да, конечно, материальный достаток в наш рыночный век особенно манит, завлекает и кажется неопровержимым свидетельством успеха. Но если задумаемся глубже, то, не правда ли, путеводный идеал все же парит где-то свыше материальных вожделений, и все же он помогает вернее завоевывать, успешнее добиваться земных благ и преуспеяния.
Я ведь недаром в статье затронул тему заветов предков, таких, как справедливость, милосердие, бескорыстная забота о ближнем, благородство духа. Все это - краеугольные камни культуры, и без них навряд ли будут у нас надежда на долговечность и неиссякаемый энтузиазм и горение, столь необходимые в нашем беспокойном и бесконечно проверяющем вас на прочность мире.
В свое время властной рукой и с непреклонной решимостью вы, Нурсултан Абишевич, начали и успешно провели коренные преобразования в жизни страны и каждого ее отдельно взятого гражданина. И очень хотелось бы верить, что с той же не ведающей сомнений настойчивостью, той же властной рукой вы подведете к логическому завершению свой титанический труд, увенчав его, словно сияющей драгоценной короной, тем, что можно назвать духом самой культуры. Когда милосердие, справедливость и высокие душевные качества являются залогом, обоснованием материального благоденствия и нашей стабильности в веках. |