"Ак Орда", 18 января
Уважаемые депутаты! Дамы и господа! 4 декабря наш народ проголосовал за свое будущее, формула которого очень проста: от стабильности и модернизации – к процветанию. Добившись уже многого, мы поставили еще одну стратегическую задачу - в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В основе этой стратегии – использование преимуществ региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Предлагаемый курс базируется на принципах развития Казахстана до 2030 года, углубляет их с учетом реалий сегодняшнего дня. Приоритеты и задачи для нового Правительства таковы.
I приоритет: Модернизация и динамичность экономики Казахстана, которые предполагают решение комплекса взаимоувязанных задач.
Первое. Фискальная политика. Реформирование налоговой и тарифной политики позволит поставить заслон коррупции и стимулировать предпринимательство, развитие бизнеса и международной торговли. Мы должны увеличить собираемость налогов, упростить структуру налогообложения и ограничить число налогов. Надо изучить возможность введения фиксированной ставки подоходного налога для физических лиц и упрощения Налогового кодекса в интересах бизнеса.
Второе. Кредитно-денежная политика. Борьба с инфляцией – главная цель кредитно-денежной политики. Мы должны обеспечить нужную гибкость реального обменного курса в целях минимизации отрицательных последствий роста инфляции за счет управляемой либерализации валютной политики, опираясь на уже апробированные рекомендации и советы наших партнеров за рубежом.
Третье. Организация нового уровня эффективности топливно-энергетического и добывающего секторов экономики. Надо создать условия опережающего развития отраслей с высокой степенью добавленной стоимости, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом. Каждое месторождение должно рассматриваться как потенциальная база развития предпринимательства: от сферы бытовых услуг и до самого современного программного обеспечения. Мы должны не только добывать нефть и газ, а должны превращать страну в нефтесервисный кластер по примеру Норвегии. Государство должно поддержать расширение деятельности наших нефтяных компаний в стране и за рубежом.
Четвертое. Формирование новых направлений обеспечения роста экономики. Государство может и обязано создавать условия, стимулирующие спрос в экономике, но не должно само организовывать или контролировать производство. Это сделает рынок. В отраслях экономики, где есть здоровый частный спрос, государство должно играть лишь регулирующую роль, необходимую для развития конкурентной среды и предотвращения монополизации рынка, а где нет такого спроса, содействовать его созданию.
Пятое. Широкомасштабная государственная поддержка предпринимательства. Предлагая новые, подчиненные рынку, механизмы государственной политики в поддержку развития предпринимательства, расширения и укрепления малого и среднего бизнеса и внутреннего спроса, следует учитывать, что государство должно использовать налоговый режим в лишь качестве одного из многих инструментов индустриальной политики. Развитие конкуренции должно стать приоритетом для развития предпринимательства.
Шестое. Региональные корпорации социального развития и предпринимательства. Государственная политика должна предусматривать создание административных и нормативных предпосылок для сотрудничества малого и среднего бизнеса с крупными диверсифицированными финансово стабильными предприятиями, которые могут выступать в роли заказчика и "локомотива" для малого бизнеса при ясных условиях работы. Можно сформировать несколько крупных региональных холдингов, сочетающих общественные интересы и прибыльную деятельность. Такие частные корпорации с государственным участием – Фонды или Корпорации Социального Развития и Предпринимательства региона – могут управлять активами, инициировать проекты и привлекать дополнительные инвестиции в интересах развития региона. Главное направление их деятельности - создание на прибыльной долгосрочной основе спроса в регионе на товары и услуги малых и средних предприятий.
Седьмое. Развитие экономических взаимоотношений на основе рыночных принципов. Важность развития контрактных отношений в обществе и укрепления института частной собственности неоспоримы. Но для их необратимости нужны дополнительные законодательные, административные меры и развитие системы независимого рассмотрения споров и арбитражных процедур. Эффективность государственного участия в экономике мы должны повысить за счет административной реформы, предусматривающей разграничение и оптимизацию полномочий разных уровней государственного управления, снижение контроля государства над экономикой.
Восьмое. Реабилитация нерентабельных предприятий и создание Социально-предпринимательских Корпораций. Мы не можем позволить себе "списать" работающие нерентабельные предприятия. Но и финансировать их "ради принципа" - это расточительство. Потенциально перспективные предприятия должны стать основой для развития новых бизнесов. Им необходимы реструктуризация и "раскручивание". Правительство обязано рассмотреть возможность участия в кризисном управлении таких предприятий. И, если нужно, рассмотреть целесообразность выкупа определенных предприятий и их передачи под управление сети Социально-предпринимательских корпораций. На базе этих предприятий должны развиваться новые индустрии и новые технологии, нужные рынку. А региональные корпорации пусть соревнуются в привлечении экспертизы и капитала, освоении новых рынков и реализации новых проектов. Так работает весь мир. Так должны работать и мы.
Девятое. Территориальное развитие. Мы должны сконцентрировать экономическую деятельность в развитых региональных центрах, способных стать "локомотивами" экономической и социальной модернизации, предусмотреть систему законодательных, экономических и административных мер. Нам нужна новая миграционная политика, чтобы использовать потенциал развитых региональных центров для общего сбалансированного регионального развития и возрождения депрессивных регионов.
II приоритет: Обеспечение прорывов для ускоренного экономического развития Казахстана Дальнейший рост экономики Казахстана будет определяться, прежде всего, факторами внешней торговли и конъюнктуры. Очевиден ряд "внешних локомотивов" ускоренного экономического развития страны.
Первое. Прорывные проекты международного значения. Нам нужно определиться с целевыми нишами и "центрами прибыли" с точки зрения региональной и глобальной экономики, всесторонне и тщательно проанализировать соответствующие международные тенденции. У Правительства должна быть целостная система поддержки международной конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг. Мы должны приступить к осуществлению целевых среднесрочных и долгосрочных проектов. К первым я бы отнес создание фермерских конгломератов для экспорта мяса; создание с международным участием биотехнологических центров по инновационному производству семян и культур; развитие Казахстана как международной информационной гавани; создание совместных предприятий для производства запчастей, по возможности, конечного продукта в сельскохозяйственной и авиационной промышленностях и многое другое. Долгосрочные проекты - это развитие с международным участием индустриальных конгломератов в области органической химии, телекоммуникационной индустрии; развитие производства тяжелых машин и оборудования; создание центра космической индустрии.
Второе. Развитие альтернативных источников поступлений. Для стимулирования развития отдельных отраслей топливно-энергетического и добывающего секторов требуется нормативная правовая база, обеспечивающая не только их "закрепление" в определенных нишах мирового рынка, но и создание надежной платформы общей международной энергетической безопасности. Необходимо выбрать несколько сырьевых и энергетических отраслей экономики, в которых Казахстан может иметь конкурентные преимущества на мировых рынках, и направить целевую государственную помощь на их развитие с участием частного предпринимательства. Чтобы позволить неэнергетическому сектору экономики развиваться, необходимо разрушить "скрытые" монополии, существующие в металлургии, в банковской сфере, в страховании, в химической промышленности и в других отраслях, создавая привлекательные условия и упрощая административную и нормативную системы для вхождения в эти секторы экономики новых компаний – как отечественных, так и иностранных.
Третье. Развитие конкурентоспособности страны, как полноправного субъекта глобальной экономики. Представляется важным привлечение для разных секторов экономики местных и международных экспертов, ресурсов и технологий. При этом мы будем не только развивать предпринимательскую культуру, но и создавать конкурентную основу для участия частных предпринимателей и капитала в различных сферах экономики. Варианты такого подхода были успешно применены в ряде государств. И нам не грех позаимствовать лучшее из мировой практики. Необходимо постоянно ограничивать "непрофильные" функции бюрократии и сосредоточиться на точечной государственной поддержке предпринимательства.
Четвертое. Казахстан должен стать учредителем и акционером компаний, развивающих новые технологии, и осваивать их уже на стадии разработки. Благодаря разумной макроэкономической политике и устойчивому кредитному рейтингу, Казахстан может позволить себе и должен проявить технологическую инициативу. Наиболее эффективный способ - участие в процессе инновации и технического развития на начальном, учредительском уровне. Необходимо подготовить условия, которые дадут возможность нам сосредоточить ресурсы на приобретении пакетов акций перспективных компаний по всему миру и, тем самым, утвердиться в различных отраслевых нишах. Мы должны последовать примеру Сингапура, США, Франции, Китая и других стран, которые для овладения наиболее передовыми технологическими идеями приобретали пакеты акций только что сформированных высокотехнологичных международных компаний. Приобретение перспективных зарубежных активов до их выставления на открытые торги представляет собой эффективный способ импорта инноваций.
Пятое. Поддержка преимуществ экспортно-импортного сектора. Нужно реализовать на практике различные варианты вовлечения предпринимателей в международные проекты через создание государственного Экспортно-импортного банка, построенного с учетом международного опыта и на базе уже созданных в стране государственных институтов развития. Создание Эксимбанка поможет заключить ряд взаимовыгодных соглашений с подобными агентствами передовых стран. Казахстан сможет в этом случае участвовать и даже лидировать в синдицировании экспортных кредитов для больших международных проектов. Таким образом, наши предприятия и компании могут получить прямой опыт и выгоды от участия в передовых международных проектах.
Шестое. Реализация "инкубационных проектов". "Инкубационные проекты" – это развитие с международным участием научных центров в Казахстане, поддержка процесса освоения новых технологий и диверсификация системы переквалификации кадров. В практическом плане это означает подготовить и осуществить проекты по предоставлению земельных участков для развития международных научных центров и создание корпораций, научных центров в отдельных регионах, которые должны стать источником новых технологий и формирования квалифицированного персонала.
Седьмое. Развитие новых рынков в неэнергетических и недобывающих секторах. В условиях ограниченной численности квалифицированной рабочей силы и удаленности страны от основных потребительских рынков мы не можем просто ждать появления международных компаний, которые начнут инновационную производственную деятельность. Напротив, мы должны изучить имеющиеся рыночные ниши в ключевых секторах экономики и выбрать два или три производственных направления, которые бы позволяли выпускать продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Государство должно будет предоставить благоприятные условия для этого, и в некоторых случаях напрямую инвестировать необходимые средства в рамках всего производственного цикла через специализированные государственные корпорации. Необходимо определить рынки и отрасли, в которых казахстанский бизнес сможет сформировать широкую клиентскую базу за рубежом. Потребуется введение инновационных и нестандартных подходов и действий, таких как использование института "почетных консулов" и других методов повышения "чувствительности" наших менеджеров к возрастающим требованиям рынка. Государство должно взять на себя предоставление помощи и поддержки при внедрении международных стандартов качества. Следует также принять меры к снижению инвестиционных рисков, включая программы и схемы государственного страхования рисков в сотрудничестве с Всемирным банком, ЕБРР и другими международными финансовыми институтами. Все это станет источником дополнительных доходов для развития экономики и важным инструментом снижения зависимости страны от конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей.
Восьмое. Создание благоприятных условий для производства товаров с защищенной торговой маркой и правами интеллектуальной собственности. Чтобы международное сообщество воспринимало Казахстан как равноправного и ответственного участника глобальной экономики, нам необходимо принципиально изменить отношение к обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности и торговых марок, приняв соответствующие законы и нормативные меры. Репутация Казахстана как жесткого гаранта защиты авторских прав и торговых марок позволит нам активнее развивать и диверсифицировать новые сектора экономики у себя в стране, включая электронику, товары для домашнего потребления и многое другое.
Девятое. Создание Государственной Холдинговой Компании для повышения эффективности приоритетных секторов индустрии. Правительство давно уже занимается этой проблемой, поэтому я обозначу лишь важные акценты. Госхолдинг должен быть связующим звеном между Правительством и госкомпаниями, обеспечивающим их ответственную работу. В портфель Госхолдинга должны быть включены стратегические индустрии – энергетика, нефть и газ, транспорт, металлургия, и т.д. Госхолдинг должен иметь соответствующую административную и нормативную платформу, позволяющую ему стать инвестиционным "рычагом" и быть дополнительным инструментом для развития экспорта и производства конкурентных товаров.
Десятое. Развитие Алматы как крупного регионального центра финансовой и деловой активности должно быть направлено на создание условий и возможностей для крупных финансовых организаций Казахстана стать основными "подрядчиками" в сфере предоставления займов, страховых и финансовых услуг для крупных региональных бизнесов и проектов.
Одиннадцатое. Развитие транспортной инфраструктуры и услуг. Правительство должно предоставить возможность развития транспортным и другим инфраструктурным бизнесам, приняв соответствующую программу. Вокруг крупных транспортных инфраструктурных объектов нужно создавать и развивать гибкие, высокотехнологичные и возобновляющиеся объекты инфраструктуры через малые и средние проекты. Так нам удастся организовать внедрение конкурентной транспортной сети в региональный рынок для обеспечения наших лидирующих позиций в Центральной Азии. Для достижения такого прорыва нам нужно также содействовать развитию конкурентной и открытой авиационной индустрии. Для развития транспортной инфраструктуры необходимо создать условия по привлечению частного сектора при определенных гарантиях государства; реализовать совместные проекты с международными кредитными институтами, которые технологически обеспечат развитие транспортной инфраструктуры.
Двенадцатое. Вступление в ВТО, как реальный механизм экономического роста. Не дожидаясь давления со стороны членов ВТО, мы должны сработать на опережение - внести изменения в законодательство в соответствии с условиями ВТО для ускорения темпов, адекватных нуждам и уровню развития Казахстана. Потребуется реформа налоговой и таможенной систем в области энергетики и топлива, и введение прозрачной налоговой системы для внутреннего рынка топлива, переориентация содержания государственной помощи для местных производств. Налогообложение рынка финансовых услуг также должно быть приведено к условиям ВТО, что, в свою очередь, позволит обеспечить прозрачность деятельности финансово-промышленных групп. Мы должны довести до логического конца снятие неоправданных ограничений на уровне учредительного участия иностранных инвесторов в секторах финансовых услуг, страхования и строительства, а также подумать над тем, как уравнять условия для естественных монополий Казахстана и новых "игроков", приходящих на рынки строительного сектора, телекоммуникаций, транспорта и т.д. Нам предстоит приведение законодательной и нормативной базы сельского хозяйства в соответствие с требованиями ВТО для повышения специализации и конкурентоспособности нашей сельхозпродукции.
Тринадцатое. Интеграция в глобальную экономику через участие в международных экономических союзах и ассоциациях. Укрепление позиций Казахстана в региональных экономических союзах, таких как в ЕврАзЭС, ЕЭП и другие, безусловно, будет содействовать обеспечению благоприятных условий экспорта товаров на региональном рынке. Равно как и присутствие Казахстана в международных экономических блоках и ассоциациях улучшит доступ к международным рыночным нишам. Здесь необходимо сосредоточиться на проектах, финансируемых Азиатским банком развития, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития. Осуществление подобных проектов, как известно, сопровождается передачей самого современного ноу-хау по управлению проектами и существенным увеличением внимания со стороны международных кругов. Причем оба эти обстоятельства вместе являются более ценными, чем сами кредиты. Необходимо начать консультации с Европейским инвестиционным фондом и Европейским инвестиционным банком для развития инфраструктуры Казахстана и последующей ее интеграции в более крупные европейские и евразийские проекты.
III приоритет: Современная социальная политика, защищающая слабых и поддерживающая развитие экономики и страны Главным критерием результативности всех наших действий в социальной сфере должно быть устойчивое повышение качества и социальных стандартов жизни народа Казахстана в соответствии с уровнем тех наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира, в сообщество которых мы устремлены. Поэтому к числу наиболее приоритетных направлений дальнейшей модернизации социальной сферы относятся следующие.
Первое. Развитие адресной социальной поддержки наиболее "уязвимых" слоев населения. Мы должны завершить переход на трехуровневую систему пенсионных накоплений. Нам предстоит реализация комплексной программы поддержки молодых семей и повышения рождаемости. Мы должны создать наиболее благоприятные законодательные и налоговые условия для привлечения частного сектора в систему обеспечения социальной защиты, в том числе и государственно-частного кредитования на получение образования и новой специальности, в наибольшей степени востребованных казахстанской экономикой.
Второе. Приведение системы социальной помощи в соответствие с условиями рынка. Необходимо обеспечить социальную поддержку казахстанцев за счет создания рабочих мест, поскольку это остается самой действенной социальной политикой. Требуется разработка и применение системы критериев оплаты труда в бюджетной сфере и социальных выплат, адекватных росту производительности труда и другим макроэкономическим показателям. Использование социальных выплат для повышения образования и переподготовки рабочей силы должно стимулировать безработных к посещению обучающих курсов в течение определенного фиксированного периода времени. Это приведет к созданию дополнительного пула квалифицированной казахстанской рабочей силы.
Третье. Создание спроса на новые услуги в социальной сфере. Нам нужно использовать процесс развития социальной сферы как инструмент развития предпринимательства, и одновременно с этим, согласовывать социальные услуги с реалиями рыночной экономики. Например, развитие системы здравоохранения должно сопровождаться развитием частной сети первичной медицинской помощи, центров здорового образа жизни, развитием медицинского транспорта на частной основе, созданием собственного производства вакцин на экспорт, другими формами предпринимательства.
Четвертое. Развитие системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров. Решение этого блока вопросов предполагает корректировку уже принятой программы реформ среднего и высшего образования. Нам нужна система престижных инженерных учебных заведений, возможно, с нестандартными условиями приема и особыми требованиями к выпускникам. Мы должны приступить к формированию собственной национальной управленческой школы. Надо развивать научные центры с международным участием. Для этого необходимо рассмотреть возможность предоставления государством земельных участков на льготных условиях; вовлечение иностранных государств, корпораций и академических центров в процесс создания новых научных центров в Казахстане. Диверсификация системы переквалификации и образования будет реально осуществляться за счет сотрудничества этих международных научных центров с местными академическими центрами и организациями.
Пятое. Переподготовка кадров подразумевает подготовку трудовых ресурсов, квалификация которых адекватна реальным экономическим потребностям страны. Стимулом повышения образования и переподготовки рабочей силы в Казахстане будут социальные выплаты. Нам предстоит повысить число образовательных учреждений для переподготовки кадров. Чтобы система образования в большей степени отвечала условиям рынка, можно предоставлять налоговые льготы отечественным компаниям, вкладывающим средства для выполнения НИОКР в Казахстане, ВУЗам и научным центрам. Мы можем пригласить ведущие международные организации по развитию из США, Франции, Германии, скандинавских стран, Японии, России, Испании, Канады и Австралии для создания научно-исследовательских центров, управление которыми напрямую бы осуществлялось донорами. Работа таких Национальных исследовательских центров должна быть нацелена на продвижение исследований в каком-либо определенном направлении, а также на создание в процессе исследований своей интеллектуальной собственности. По крайней мере, деятельность двух центров должна быть посвящена исследованиям в области сельскохозяйственных наук, пищевой промышленности и здравоохранения. Правительство и местные органы власти могли бы профинансировать часть затрат на развитие инфраструктуры, необходимой для начала деятельности каждого центра. В этом отношении может пригодиться опыт инженерно-технологических центров в Индии.
Шестое. Вопросы развития жилищного строительства и рынка недвижимости. У нас уже третий год реализуется жилищная программа. За это время мы смогли в полной мере оценить ее достоинства. И этого времени было достаточно, для того, чтобы обнаружить изъяны программы, о которых, может быть, на первых порах и не думали, решая принципиальную задачу – обеспечение казахстанцев жильем. Поэтому сегодня надо очень тщательно изучить природу этих недостатков и скорректировать жилищную программу. Надо посмотреть на развитие городов с позиций создания условий для строительства доступного жилья, обратив особое внимание индивидуальному и арендному жилищному строительству. При этом система социального обеспечения должна стимулировать население сосредотачиваться в городах, имеющих соответствующие инфраструктурные преимущества. Это обеспечит необходимую основу для более привлекательного инвестирования средств в жилищное строительство и недвижимость для частного сектора и, соответственно, сделает жилье более доступным.
Седьмое. Переход на современные принципы и стандарты в организации деятельности в сфере здравоохранения. Здесь я бы обратил ваше внимание на завершение в основном к 2007-2008 году реализации пакета законодательных и административных реформ в социальной сфере, относящихся к здравоохранению, а также на необходимость ускоренной реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения. Мы должны пойти также на продуманную, там, где это экономически и социально оправдано, либерализацию сектора здравоохранения для активного вовлечения частного сектора и обеспечения населения самой современной системой медицинских услуг.
Восьмое. Охрана окружающей среды. Вопросы в сфере экологии необходимо решать в соответствии с международными стандартами, на основе территориального развития с целью нейтрализации международной озабоченности и улучшения возможности развития "чистых" индустрий. Меры по охране окружающей среды должны стимулировать создание производств с новейшими технологиями или реконструкцию существующих предприятий Здесь нам предстоит решить ряд проблем, в частности, таких как: международное сотрудничество и координация действий в решении проблем экономического развития экологически пострадавших районов; введение законодательных норм по улучшению охраны окружающей среды; и другие элементы экологической безопасности.
Девятое. Внедрение международных стандартов управления социальной ответственностью бизнеса. На этот счет существует специальная программа ООН. И нам предстоит привести свои стандарты в соответствие с этой программой. Нужно разработать и внедрить общепринятые правила социальной отчетности бизнеса и повышения его социальной ответственности в решении общенациональных задач, сопровождая их созданием преимуществ для "социально-ответственных" бизнесов. Теперь о других приоритетах предлагаемого сегодня стратегического курса. Вопросы демократии и политической модернизации общества – а это IV приоритет – на мой взгляд, уже прошли определенную "общественную апробацию". Конкретные дальнейшие действия я предполагаю обсудить на первом заседании Государственной комиссии, о которой я уже говорил.
V приоритет - стратегия национальной безопасности, адекватная современным угрозам и вызовам глобального масштаба , а также VI приоритет - внешнеполитические задачи, учитывающие динамику мирового развития , у нас в значительной степени проработаны. Тем не менее, они будут обсуждены на Совете безопасности с точки зрения их соответствия и обеспечения ускоренной модернизации Казахстана.
Все перечисленное выше - это только основа наших общих задач. Программа действий Правительства должна дать нам возможность последовательно и взвешенно, без спешки и суеты двигаться в сообщество конкурентоспособных государств мира. Эта цель должна стать главной идеей всей нации, всех исполнительных органов страны. Предстоит сложная, напряженная работа каждого члена Правительства и акиматов всех уровней. Должны быть определены ответственные лица за каждый блок проблем. Пробуксовка порученной работы будет означать, что должностное лицо не справляется с возложенной ответственностью и должно заменяться. При нынешнем составе Правительства были сохранены высокие темпы роста экономики. Начали давать положительные результаты индустриальная и жилищная программы, осуществляться задуманное и в сельском хозяйстве, были разработаны программы в социальной сфере. Самое главное – улучшилось благосостояние граждан. Эта работа должна продолжаться и развиваться в свете новых задач, о которых я сказал сегодня. Именно поэтому я решил выступить сейчас, чтобы не терять времени на раскачку. Для этого нужна преемственность практических действий исполнительной власти. Поэтому на ваше рассмотрение вношу предложение дать согласие на назначение Премьер-Министром вновь Даниала Ахметова. Вы его хорошо знаете, нет необходимости давать характеристику. Но новые цели, поставленные перед Правительством, требуют и изменений в его составе. Считаю, что нужно поднять самостоятельность и ответственность министерств и агентств, не дублируя их работу. Им придется больше работать в мировом экономическом пространстве, и они должны этому соответствовать. В случае поддержки вами кандидатуры Д.К. Ахметова на должность заместителя Премьер-Министра будет назначен К.К. Масимов, который ранее был министром, заместителем Премьер-Министра. Будучи моим помощником, занимался экономическими вопросами. Он был одним из разработчиков Стратегии индустриально-инновационого развития. Надеюсь, что, с одной стороны, огромный опыт и прагматизм, а с другой стороны, знание тенденций современной мировой экономики, сделают этот тандем эффективным в осуществлении поставленных задач.
Спасибо за внимание. |