NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 18:43 ast
16:43 msk

Фактор стабильности и демократии
Демократизация общественной жизни в условиях экономических, социальных и политических реформ невозможна без развития и совершенствования представительной власти
20.01.2006 / политика и общество

Амзебек ЖОЛШИБЕКОВ, заместитель председателя РПП "Отан", руководитель парламентской фракции, "Казахстанская правда", 19 января

Демократизация общественной жизни в условиях экономических, социальных и политических реформ невозможна без развития и совершенствования представительной власти. Не случайно поэтому вокруг темы о роли и численности Парламента в государственном механизме ведутся постоянные дискуссии. Конституция Республики Казахстан 1995 года определила Парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции, через который народ Казахстана выражает свою политическую волю. Однако расширение круга вопросов государственного управления, возрастающая роль нашей страны в мировом сообществе, растущий экономический потенциал страны составляют солидную основу для расширения полномочий Парламента.

Парламентаризм современного Казахстана определяется реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной ветвями власти. Тщательный анализ назревших вопросов, их причин и выверенный прогноз решений дают потенциал для дальнейшего развития демократии, который должен позитивно отразиться на всех направлениях жизни народа.

Вопросы дальнейшего развития парламентаризма становятся особо актуальными после состоявшихся выборов Президента. В условиях, когда потенциал политических сил возрастает, он должен быть систематизирован и направлен во благо народа. Возможности партий должны быть законодательно расширены и достаточной численностью представлены в Парламенте для того, чтобы адекватно отражать мнение граждан, выразивших доверие той или иной партии. Тем самым будет активизирована реализация предвыборной программы, поддержанной народом, возрастет активность и мобилизация сил всего депутатского корпуса и исполнительных органов на ее выполнение.

Мы прошли десятилетний период, когда были определены законодательные основы развития многопартийности нашего общества. За это время сформировались более десяти партий, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством. Но программы многих из них не нашли массовой поддержки. Лидирующая роль партии "Отан" основывается на широкой поддержке народа, так как в ней отражены интересы всех слоев населения.

Главная особенность современного Казахстана состоит в том, что он является "островком стабильности", демонстрирует устойчивые темпы экономического роста, повышения благосостояния граждан и укрепления их уверенности в светлом будущем.

Одна из главных предпосылок этого - правильный политический выбор, сделанный в свое время народом Казахстана, - выбор президентской формы правления. Она была абсолютно необходима, когда происходило становление независимости нашего государства, когда требовалось предельное сосредоточение усилий власти и народа, чтобы успешно провести кардинальные политические и экономические реформы, выйти из этапа кризисного развития. Этот процесс можно оценить как планомерную, эволюционную демократизацию общества.

Сильная воля, стратегическая направленность, планомерность и последовательность действий позволили нашей стране под руководством Президента избежать потрясений и выйти на траекторию устойчивого развития.

Послание Президента страны народу Казахстана, посвященное дальнейшей экономической, социальной и политической модернизации государства, открыло новые горизонты развития демократического общества. Планируемое усиление роли Парламента должно последовательно реализовываться через постепенное введение верховенства представительного законодательного органа по отношению к исполнительной власти.

Между тем высказывания отдельных политиков о срочной необходимости введения парламентаризма в Казахстане являются, по сути, призывом к резкому изменению политической системы государства. В этом вопросе мы должны быть весьма осторожны и последовательны. Необходимо учитывать политическую, экономическую и социальную ситуацию, которая не должна выходить из-под контроля.

На поверхности нынешних политических дискуссий все более острыми становятся вопросы взаимоотношений Парламента и Правительства. В частности, депутаты выражают недовольство в отношении накопившихся депутатских запросов и обращений, требующих конкретного решения проблем, поднимаемых депутатами. Сегодня ответы, получаемые на множество из них, по словам депутатов, являются формальной отпиской. Высказывания в адрес Правительства и прокуратуры о слабом реагировании на депутатские запросы говорят, в первую очередь, о необходимости совершенствования и мониторинга законодательства для выявления тех норм, которые нужно пересмотреть с тем, чтобы законодательство содержало статьи прямого действия и реализовывалось в строгом соответствии с редакцией каждой статьи. Не решив эту задачу усилиями всего депутатского корпуса, обвинять в субъективности представителей исполнительной власти бессмысленно. Это сложная и трудоемкая задача, требующая консолидированного подхода, всестороннего анализа, привлечения ученых и широкого обсуждения по всему правовому полю каждой сферы жизни.

Парламентская фракция РПП "Отан", обладая ресурсом парламентского большинства, нацелена на решение этой задачи. На протяжении первого года работы в портфеле Мажилиса Парламента находился 251 законопроект, из которых 102 рассмотрены и направлены в Сенат. При этом ни один из них не прошел без внесения изменений и дополнений депутатов Мажилиса Парламента.

К примеру, при рассмотрении законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления" членами рабочей группы было внесено 1 008 поправок, которые обсуждались 27 рабочими группами. В результате обоснованные предложения по многим статьям данного законопроекта были приняты Правительством, и с многочисленными предложениями данный проект закона был направлен в Сенат.

Подобным образом ведется законотворческая работа по всем поступающим законопроектам, что приводит к их существенному изменению. Убедительность предложений депутатского корпуса, как правило, принимается Правительством. Кроме того, в случаях, когда поступившие законопроекты не соответствуют определенным требованиям, они решением палаты возвращаются в Правительство. Поэтому считаю крайне не обоснованными высказывания о несостоятельности нынешнего состава Мажилиса Парламента.

Уверен, что Парламент современного Казахстана поднимется на новый, высокий уровень для более значимого представления воли народа с тем, чтобы эффективно регулировать важнейшие общественные отношения через принятие соответствующих духу времени законов, одновременно контролируя их исполнение.

Мы прошли непростой путь становления и имеем свойственный нашему народу в определенный промежуток времени ценный опыт демократии, но дальнейшие шаги мы должны делать еще более уверенно и обдуманно. Устраивая свой дом, особо прочно закладывают фундамент, этот фундамент у нас есть. Мир, согласие, стабильный рост экономики - это плоды нашего труда, терпения, кропотливого изучения мирового опыта, уважительного отношения друг к другу, почтительного отношения нашего мудрого народа к Президенту и власти. Сохраняя и умножая этот опыт, можно ускоренно и уверенно двигаться вперед.

Поэтому я, как многие мои коллеги, хотел бы сегодня призвать к политической культуре и сдержанности аналитических оценок относительно дальнейшей судьбы Парламента. Ведь иногда высказываются радикальные мнения о немедленном его роспуске. Почему должно поступать таким образом? Доводы авторов этих высказываний неубедительны и сомнительны. Куда мы спешим, кому выгодны эти радикальные меры?

Несостоятельны мнения авторов и о том, что нынешний Парламент "карманный", в нем нет ярких личностей. Во-первых, за каждым депутатом стоят сотни тысяч избирателей. Во-вторых, наличие в составе депутатского корпуса таких ярких личностей, как А. Айталы, Т. Аубакиров, Т. Нурахметов, К. Сагадиев, Н. Сабильянов, Б. Тлеухан, М. Шаханов, Р. Чердабаев и многих других известных депутатов, свидетельствует об обратном.

О каком "ручном" Парламенте можно говорить, если некоторые члены Правительства избегают появления на заседаниях нынешнего состава Мажилиса Парламента, зная, что выдержать диалог с депутатами будет непросто.

Мы уверенно можем сказать, что региональные интересы народа отстаиваются в Парламенте через депутатов, избранных по одномандатным округам. Но, вместе с тем, также реально доверие народа к политическим партиям. Недавние выборы в Мажилис показали и закрепили лидирующую роль РПП "Отан". Представлены ли в достаточной степени эти политические силы в Парламенте, чтобы определять приоритеты законотворчества и реализовывать свои программные обещания?

Представительный характер Парламента призван учитывать интересы политических партий. На первоначальном этапе формирования многопартийности численность по партийному списку была определена десятью процентами, но сегодня требования времени изменились. Мы сейчас ощущаем недостаток политического импульса в определении концепции на стадии разработки законопроектов, а малочисленность депутатов по партийному списку не позволяет отслеживать партийную стратегию действующего законодательства и поступающих законопроектов. Причина этому - законодательная неопределенность полномочий парламентских фракций как политического субъекта. Думаю, что в этом направлении будут сосредоточены ближайшие перспективы политических реформ.

Относительно мировой практики парламентаризма: казахстанский парламентаризм прошел незначительный путь, но отличается удивительно высоким темпом своего качественного развития. В составе Парламента представлены все регионы Казахстана и отражены многообразные слои населения, что позволяет с позиции этого многообразия отстаивать широкий спектр интересов. Главные признаки парламентаризма развиваются на основе последовательного совершенствования выборного законодательства и строгого соблюдения Конституции. Основываясь на объективном анализе, нынешний состав Мажилиса Парламента признан легитимным, и призывы к его роспуску являются не чем иным, как чьей-то прихотью к проведению ежегодных выборов для потрясения общественности новыми "гонками", сливом компроматов и обвинений.

Поэтому, я думаю, мы должны прежде всего определить главную цель: что мы хотим, в чем конкретно должна выражаться дальнейшая демократизация общества. Исходя из этого, четко выстроить законодательную основу, то есть внести конкретные изменения и дополнения в действующие законы, включая и Основной закон.

Все эти идеи заложены в выступлениях Главы государства - усиление роли Парламента, что для этого необходимо сделать, какой на нынешнем этапе должна быть оптимальная численность депутатов Парламента и когда необходимо проводить эти изменения без революционных потрясений.

Конституция наделила Парламент правом утверждения бюджета страны и контроля за его исполнением. Все бюджетные программы проходят предварительное обсуждение, депутаты знакомятся с их содержанием, при необходимости в ходе обсуждения администраторы бюджетных программ должны доказать необходимость затрат. В течение года министры финансов, экономики и бюджетного планирования дают отчет депутатам о ходе выполнения бюджета страны.

Парламент дает согласие на назначение Премьер-Министра, председателя Национального банка, вправе выразить недоверие Правительству, настоять на его отставке и может потребовать освободить от должности любого министра.

В соответствии с Конституцией члены Правительства представляют на заседаниях палат Парламента отчеты, в которых рассматриваются вопросы государственной, экономической и социальной политики, обеспечение законности, меры по охране и защите прав и свобод граждан и многие другие аспекты. В случае обнаружения существенных недостатков в работе министерств, нарушений законности Конституция дает право депутатам направить обращение к Президенту об освобождении министра от занимаемой должности. К сожалению, этим правом депутаты пока еще ни разу не воспользовались, но то, что оно заложено в Конституции, - несомненный признак развития парламентаризма в нашей стране.

Это развитие продолжается, и одним из его свидетельств является введение в практику назначения министров социально-экономического блока после предварительного обсуждения их кандидатур профильными комитетами Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан. В этом же ряду стоит и предварительное обсуждение кандидатур на должность глав дипломатических представительств Казахстана профильным комитетом Сената Парламента РК. Данное положение закреплено Указом Президента РК "О дальнейшем использовании потенциала Конституции Республики Казахстан" от четвертого мая 2005 года.

В Послании Президента народу Казахстана подчеркнуто, что действующая Конституция имеет большой потенциал, который еще не до конца использован в вопросах демократического развития, утверждения в Казахстане институтов демократического, светского, правового и социального государства.

Все меры и механизмы, предусмотренные для такого развития в Послании, в выдвинутой партией "Отан" в программе "Казахстанский путь-2009", лежат в русле последовательного использования такого потенциала. Сюда относится наделение Парламента более широкими контрольными функциями, полномочиями по формированию Правительства через механизм парламентского большинства, расширение численности обеих палат Парламента.

При этом вполне закономерно усиление роли парламентских фракций как регулятора процесса обсуждения и голосования. Обсуждая в своем кругу вопросы повестки дня, депутаты той или иной фракции определяют общую позицию, голосуют за нее, подчиняясь фракционной дисциплине. Это дает возможность избежать повторения одних и тех же аргументов на пленарном заседании, способствует принятию компетентного решения. Необходимо отметить, что выработка компетентных законодательных решений, отстаивание интересов социальных групп требует огромных интеллектуальных усилий, детального и системного анализа информации, глубоких научных обобщений. И в этом плане работа парламентских фракций особенно ответственна.

Таким образом, нынешний этап развития общества требует принятия законодательного урегулирования назревших вопросов в сторону активного влияния политических партий в высшем представительном органе, одновременно устранив неравенство в полномочиях между парламентскими фракциями и комитетами. Усиление влияния Парламента на общий процесс развития общества может быть достигнуто посредством законодательного наделения Парламента определенными контрольными функциями для ускорения процесса реформ. Это нормальный процесс эволюции, и его следует проводить системно и планомерно, без применения революционных методов и излишней напряженности общества, переходя от одного достигнутого этапа к другому.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.01.2006
Аким Карагандинской области рекомендовал подчиненным быть скромнее 31.01.2006
"Чистка" таможни продолжается 31.01.2006
Глава МИД РК объявил выговоры 11 дипломатам 31.01.2006
Заявления руководителей КНБ РК в отношении арестов на таможне "Хоргос" не противоречат юридическим нормам 31.01.2006
Послом Азербайджана в России стал Полад Бюль-Бюль Оглы 31.01.2006
"В американской политической системе электорат никто не спрашивает" 31.01.2006
Права человека или право сильнейшего? 31.01.2006
Бедная Юля 31.01.2006
Прием в резиденции Президента 30.01.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz