Рамазан ТЛЕУХАН, начальник департамента Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, "Казахстанская правда", 24 января
Когда речь идет о коррупции как одном из факторов, сдерживающих развитие экономики, имеются в виду не отдельные случаи взяточничества, а явление, негативно влияющее на нравственность, культуру, модель поведения, психологию, материальное положение людей. Это зло может существовать при наличии трех обязательных условий: личности, склонной к правонарушениям, неэффективной власти и непрозрачной экономики.
В сфере формирования законопослушного с антикоррупционной установкой гражданина особо важным направлением видится борьба с мздоимством в системе высшего и специального образования, в сфере трудоустройства (попав в вуз за взятку, молодежь быстро учится коррупции, превращаясь в людей соответствующего стиля мышления).
В 2005 году финансовой полицией зарегистрировано 54 коррупционных преступления в сфере образования, из них 19 - злоупотребление должностными полномочиями, 14 - служебный подлог, по три факта взяточничества, превышения власти и должностных полномочий. Возбуждено семь уголовных дел по фактам приема на работу за взятку.
Особым направлением является борьба с коррупцией в правоохранительных органах и судебной власти, в том числе на стадии исполнения судебных решений.
В отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, органами финансовой полиции в минувшем году возбуждено 1 106 уголовных дел. В том числе по 103 - на сотрудников органов внутренних, акимов районов и сельских округов, по 77 - на работников комитета по судебному администрированию, 54 дела заведено на представителей Министерства по чрезвычайным ситуациям, 32 - на налоговиков.
По 22 дела приходится на судей и представителей органов юстиции, 12 - на таможню, восемь - на Министерство обороны, одно - на КНБ...Чем не индикатор степени ведомственной коррумпированности?
Агентство заинтересовано в укреплении материально-технической базы контролирующих органов. Их эффективность повышает качество и нашей работы. Например, если лаборатория из десяти человек со старой техникой сможет контролировать качество строительства ста километров дороги и ежегодное освоение десяти миллионов тенге, то вряд ли следует ожидать от нее эффективного контроля над строительством и реконструкцией тысячи километров дороги стоимостью пять миллиардов тенге.
Вот почему при реализации крупных проектов необходимо предусмотреть в смете расходов финансирование затрат по обеспечению эффективной системы контроля: увеличение штата контролеров, обучение персонала новым методам исследования, приобретение новейшей техники контроля.
Коррупция объективно существует, и ее уровень высок. Однако при правильной организации антикоррупционных мер можно достичь положительных результатов. Так, по данным международной организации "Трансперенси Интернэшнл", индекс коррупции в Казахстане снизился с 122 (2004 г.) до 107 (2005 г.). Полагаю, нашему обществу под силу в среднесрочной перспективе войти в число 50 наименее коррумпированных стран мира. Это должно стать нашим вкладом в реализацию сформулированной Главой государства Нурсултаном Назарбаевым стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие годы в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Новым документом, регламентирующим борьбу с этим социальным злом, стала Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, разработанная агентством и утвержденная указом Президента республики от 23 декабря 2005 года. Она направлена на последовательную реализацию Стратегии развития Казахстана до 2030 года и Послания Президента страны народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации". Основной целью программы является снижение уровня коррупции во всех сферах жизни общества путем повышения эффективности и координации деятельности государственных органов и гражданского общества и в целом за счет расширения и углубления диалога между обществом и властью. |