www.zakon.kz
Н.Назарбаев: Завершилось формирование состава Правительства, и вы об этом знаете. После назначения с согласия Парламента Премьер-министра мы должны были в течение десяти дней сформировать состав Правительства. Эта работа завершена.
Сейчас идет назначение или переназначение акимов всех уровней и руководителей, прямо подчиненных Президенту. Это требование Конституции. Они все слагают свои полномочия, и я должен переназначить или назначить новых людей.
Многие назначенные - из состава Правительства, с которым мы уже работали. Хорошо знаю их сильные и слабые стороны, и с учетом этого, в основном, преемственность работы сохранена.
Стабильность, продолжение курса экономических и политических реформ, которые были поддержаны на президентских выборах 4 декабря прошлого года, относятся и к Правительству. Поэтому я считаю, что мы правильно сделали, сохранив основной костяк прежнего Правительства с тем, чтобы продолжить реализацию принятых программ.
Была разработана и действует индустриально-инновационная программа. В результате, около 200 предприятий было введено только за прошлый год
Что касается жилищной программы, по предварительным данным за 2005 год было введено 5 млн. 200 тыс. квадратных метров. Это в 2,5 раза больше, чем в 2004 году. Мы не ожидали такого роста. Если вы помните, за три года поставлена задача - построить 12 млн. кв. м. Если мы в первый год 5 млн. кв.м. ввели, и будут хорошо работать Правительство и местные органы, то мы можем сделать и больше. Тем более, что сейчас акцент делается на то, чтобы дать возможность построить тем, у кого есть возможности, индивидуальное жилье. А таковых, кто хотел бы построить собственный дом или приобрести квартиру, по минимальным расчетам – 60 тысяч семей. Надо предоставить эти возможности, подводя коммуникации, дороги, создавая условия для того, чтобы люди могли возле городов строить свое жилье. И тогда дополнительно к программе мы сможем добавить огромное количество введенного жилья.
Завершается трехлетняя программа сельского хозяйства, но нам и далее необходимо решать эти вопросы.
Приняты программы по дальнейшему реформированию здравоохранения, образования, по культурному наследию. Все эти программы мы должны продолжать, поэтому преемственность основного состава Правительства необходима и для того, чтобы, не останавливаясь, продолжать начатое.
Любому новому человеку, новому Премьеру пришлось бы ездить по стране, знакомиться с положением дел на местах. И мы потеряли бы время.
За годы независимости нынешний Премьер-Министр - шестой, а Правительство я назначил седьмое. В те годы, когда мы на коротком отрезке времени, решали специфические задачи того периода, отдельные Правительства их решали и уходили. Нужна была такая замена. Нужна была динамика, нужен был новый подход, надо было искать новые кадры. Тем более от советского периода мы могли уходить, не обижая, снимая слой за слоем, и подходить к совершенно новому подходу к кадрам.
Сейчас время другое. Оно требует не только стабильности, но и скорости. Причем скорости качественной. Только в прошлом году, еще и года не прошло, мы назначили четырех новых министров. Это министр транспорта и коммуникаций Аскар Мамин, министр юстиции Загипа Балиева, министр внутренних дел Бауыржан Мухамеджанов и МЧС возглавил Ш. Кулмаханов. Это люди фактически новые, и они качественно улучшили руководство этими министерствами.
В этом году были освобождены оба заместителя Премьер-Министра. Заместителем Премьер-Министра назначен Карим Масимов, работавший моим помощником, до этого - министром, заместителем Премьера. Карим Масимов разбирается в тенденциях международной экономики, принимал самое активное участие в разработке программы вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентноспособных стран, понимает суть задачи и методы решения этого вопроса.
Новый министр - в Министерстве энергетики . Это опытный нефтяник, прошедший работу в иностранных компаниях длительное время. В последнее время он вел все переговоры, касающиеся наших нефтяных месторождений. Думаю, что это правильное решение.
В Министерстве культуры информации и спорта новый министр Ермухамет Ертысбаев. Хорошо вам известен, за это время он показал свои обширные интеллектуальные возможности, понимание проблем информации и культуры в стране. Надеюсь, в этой новой работе, впервые предоставленной, он проявит свои лучшие качества.
Новые министры в министерствах экологии, индустрии и торговли, финансов. В этих министерствах нужен был новый подход. И в то же время нужны были люди, которые имеют опыт. Министр энергетики был там заместителем, работал в Казмунайгазе. Нефтяная, газовая и энергетическая отрасли ему известны. Поэтому его не придется переучивать, ему не придется входить в положение дел. Однако он должен обеспечить реализацию нового подхода, который сейчас требуется: мы должны обратить внимание на перерабатывающие отрасли, создание нефтехимических комплексов, повышение стоимости выпускаемой продукции.
Министерство экологии – это не просто штрафы за нарушения. В мире экологические проблемы ставятся сегодня на первое место. Через экологические требования, через законы по охране окружающей среды и экологии, мы побуждаем предприятия внедрять новые экологически чистые технологии. Во всем мире стоит вопрос о том, что продукция, выпущенная экологически нечистым предприятием, не может продаваться, к примеру, Европейскому союзу. Поэтому, задача, которая стоит сегодня перед экологическим министерством, - это работа с международными фондами, начиная с ООН, это нормальное привлечение средств в наши экологически страдающие регионы, это новые технологии и новые подходы. Аким Карагандинской области, который работал в самом индустриальном регионе, где больше всего труб и дыма, надеемся, хорошо понимает, как с этим бороться.
Министерство индустрии и торговли. Владимир Школьник, он действительно, ветеран в Правительстве, один из тех министров, который дольше всех работает. Это настоящий ученый, физик-атомщик. И в вопросах индустриализации с точки зрения инновации, технологических парков, индустриальных парков, я думаю, что он разберется.
Министерство финансов. Наталья Коржова в финансовых отраслях проработала почти 20 лет. Отлично знает всю систему. И я надеюсь, она внесет новые знания с точки зрения работы Министерства экономики – она была там заместителем. До этого она была министром труда и защиты. Все это для министерства финансов имеет очень большое значение.
Исходя из наших требований и необходимости, были назначены и расставлены эти люди. Будем надеяться, что их работа будет прозрачной, и мы будем иметь возможность видеть, как каждый из них внесет новую лепту в дальнейшее процветание нашей страны и, самое главное, в улучшение благосостояния казахстанцев.
Пожалуйста, если вопросы есть, я отвечу.
Агентство "Хабар", Александр Аксютиц: Уважаемый Нурсултан Абишевич, Вы в своем выступлении в Парламенте отметили, что надо использовать вступление в ВТО как реальный механизм экономического роста. На какой стадии находится процесс вступления Казахстана в ВТО и кто в новом Правительстве будет отвечать за реализацию этого вопроса?
Н.Назарбаев: Я хочу открыть вам маленький секрет. Жанар Айтжанова – заместитель министра индустрии и торговли занимается этим вопросом. Я предложил ей пост министра. Она мне прямо сказала: "Я счастлива принять Ваше предложение, но я должна довести вопрос вхождения Казахстана во Всемирную Торговую Организацию". Она одна ведет весь комплекс переговорных процессов с 38 странами. Ее восьмилетний опыт работы в ООН, образовательный уровень, исключительное знание английского переговорного бизнес-языка, знание казахстанской службы позволяют верить, что с нашей помощью она ведет успешные переговоры. Может быть, 2006 год окажется для нас годом, когда мы будем особенно близки к вступлению в эту организацию. С основными странами уже ведутся переговоры. Есть несколько вопросов, на первом подходе они тоже решаются. Споры по сельскому хозяйству, по таможенным вопросам. Я думаю, что мы сможем на переговорах получить преференции и время для того, чтобы подготовиться. Вот Жанар Айтжанова будет продолжать вести переговоры как заместитель министра индустрии и торговли.
РИА "Новости", Ольга Коваленко: Нурсултан Абишевич, Вы поставили задачу вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентноспособных стран мира. Но сегодня Вы обозначили серьезные проблемы в Правительстве – в сельском хозяйстве, в министерстве финансов. Как, на Ваш взгляд, и за счет чего, может быть достигнут прорыв?
Н.Назарбаев: Мы переходим на совершенно иной уровень нашего развития. И для понимания этого, я думаю, надо дождаться моего Послания, в котором по каждому приоритету, по каждому комплексу будет раскрыто, каким способом мы должны этого достичь.
Мы должны разделять понятия "конкурентноспособность" и "развитость". И не путать эти термины, хотя они близки. Международная организация, которая определяет конкурентноспособность, ставит нас на 61 место, то есть остается 11 ступеней. Но ведь и другие государства тоже не будут на месте стоять, они тоже будут стараться. Поэтому вопрос очень сложный.
Когда же мы говорим о 50-ти развитых странах, то речь идет о ВВП на душу населения. Если мы выполним бюджет 2006 года, который мы приняли в прошлом году, и выполним полностью его задачи, мы будет иметь ВВП на душу населения 4200-4500. А паритет покупательной способности Казахстана таков, что оценивающие институты умножают их на два. Считайте 8-9 по сравнению с Западной Европой. Это уровень Турции, в два раза больше Египта, уровень, близкий к Малайзии, больше – Болгарии, некоторых стран Прибалтики. Мы двигаемся по этим двум показателям, и активная работа по индустриализации нашей страны, инновации, макроэкономической стабильности, объему продукции, улучшению жизни людей будет нас приближать к этим показателям. Для этого мы должны предпринять комплекс мер. По развитости мы находимся где-то в районе 70-ти. Из 220 государств мира это - неплохой показатель. Если в СНГ кроме России никто близко к нему не подходит, то мы можем считать, что кое-чего уже добились и правильно ставим задачу.
Все говорят о национальной идее. Какая лучше еще может быть придумана национальная идея – быть среди лучших стран? Необходимо, чтобы наша страна находилась среди развитых государств: и по жизненному уровню, и по качеству экономики, и выпускаемой продукции.
Газета "Литер", Жанна Ойшыбаева: Скоро в Санкт-Петербурге состоится очередной саммит стран-участниц ЕврАзЭС. Могли бы Вы поделиться, каких результатов ожидаете от него?
Н.Назарбаев: Этот саммит, можно сказать, полностью посвящен приему Узбекистана в ЕврАзЭС. Узбекистан сделал такой запрос, а для того, чтобы вступить, надо принять несколько документов. Любая вступающая страна должна подключиться ко всем договорам, которые мы приняли, и провести национальные процедуры: ратифицировать их, выполняя все условия. Необходимо внести также изменения в статус и в устав ЕврАзЭС. Вот эти все документы, а их 6-7 мы будем принимать.
На повестке дня стоят также некоторые вопросы, касающиеся продвижения этой организации к созданию таможенного союза. Кроме того, сейчас мы подходим к тому, чтобы объединить центрально-азиатское сообщество и в ЕврАзЭС, поскольку эти две организации при затратах средств и времени решают одну и ту же задачу.
Газета "Экспресс-К", Лиля Ержанова: Господин Президент, Вы не раз говорили об отсутствии той эффективности, на которую рассчитывали при создании институтов развития. А в последнее время в обществе заговорили о возможности их слияния. Если не сложно, расскажите, каким Вы видите будущее институтов развития?
Н.Назарбаев: Считаю, что мы правильно сделали, что создали такие институты развития. На первых порах надо было дождаться их становления, чтобы они разобрались со своими функциями. На сегодня они работают совершенно неплохо. И Банк развития, Фонд развития, и Инновационный фонд, и Ассоциация страхования экспорта – они все работают, и в своих нишах развиваются. Но меня всегда беспокоило некоторое дублирование.
Я критикую их за то, что они не выполняют главную задачу – задачу введения в Казахстан транснациональных компаний, имеющих технологии, технику. Есть такие проекты, их несколько, и это - тема отдельного разговора. Правительство вам может дать разъяснения по ним. Но можно назвать крупные предприятия по вопросам стекла, производству текстиля в Южном Казахстане, касающиеся строительной индустрии, новых современных отделочных материалов. Но этого мало. Мы должны эффективно расходовать государственные средства. Поэтому я высказал идею создания Эксимбанка, то есть экспортно-импортного банка. Не обязательно создавать новый институт на базе этих трех. Но вот как сделать так, чтобы не было дублирования, над этим Правительство должно подумать, просчитать. И это не будет решаться одномоментно и спонтанно.
Газета "Панорама", Фатима Косаева: Нурсултан Абишевич, скажите, пожалуйста, ожидаются ли изменения в корпусе акимов в ближайшее время. Делегируя в Правительство своего политического советника, возглавившего теперь такое идеологически важное ведомство, давали ли Вы ему какие-то персональные задания?
Н.Назарбаев: В составе акимов одно изменение уже есть. Остальные, если будут, увидите. Но я не думаю, что мы многих будем менять. Наоборот, многие справились с задачами. Как и в прошлом году, сейчас начинаются отчеты акимов всех уровней перед населением, и многие из них будут продолжать работать. Но новшества там будут.
Что касается Е. Ертысбаева, то он попал в самое публичное министерство. Культура, информация, межнациональные отношения, - это те сферы, которые всегда должны быть открыты и доступны. Министерство это должно информировать через средства массовой информации о деятельности и Президента, и Правительства. Персональные задания, конечно, ему были. Я думаю, что он их будет выполнять. Уверен, что он внесет новые мысли, идеи, касающиеся и культуры, и массовой информации.
"31 канал", Дана Рысмухамедова: Когда будет создана государственная холдинговая кампания. И кто ее возглавит: отечественный или иностранный менеджер?
Н.Назарбаев: А Вы как хотите? Сейчас подготовлен проект Указа о создании такого холдинга, но над ним надо поработать. Я думаю, пока холдинга нет, мы должны создать его сверху, назначив исполняющего обязанностями, который будет готовить документы, законы, проекты решений, устав этой организации. Также он должен обобщить опыт других стран. Думаю, что в течение первого квартала мы создадим этот холдинг, а потом будем решать, кто будет туда входить, кто будет руководить. Я считаю, что хорошо было бы пригласить туда опытного иностранного менеджера. |