Ирина НОС, "Казахстанская правда", 17 февраля
Компании с участием государства играют значительную роль в экономике любой страны. Потому-то правительства держав ищут способы повышения их эффективности: активы обязаны приносить доход. Для нашего государства, осуществившего масштабные реформы в экономике, достигшего немалого роста, вопросы повышения эффективности госкомпаний, доля которых в ВВП составляет 10,4 процента, чрезвычайно актуальны. Международный опыт показывает, что тому явно способствует улучшение корпоративного управления, которое повышает стоимость компании. В январе указом Президента создан государственный холдинг "Самрук", и проект сегодня в стадии практической реализации. Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов рассказал корреспонденту "Казахстанской правды" о предыстории возникновения госхолдинга, его задачах и перспективах.
- Инициатором создания такой структуры стал Президент Нурсултан Назарбаев после визита в Сингапур в 2003 году. Тогда Глава государства ознакомился с деятельностью холдинга "Темасек", который управляет портфелем крупных сингапурских компаний, известных далеко за пределами своей страны. Президент поручил Правительству выработать меры по созданию аналогичного холдинга в Казахстане. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители министерств, ведомств, нацкомпаний и других структур.
Для разработки бизнес-плана привлекли независимую иностранную консалтинговую компанию, имеющую огромный опыт создания подобных структур в других странах - "МсKinsey&Company", у которой первое место в рейтинге консалтинговых компаний и - в багаже - успешная реализация более шести проектов по управлению госактивами (для правительств развивающихся и развитых стран). С казахстанской стороны в проекте участвует АО "Центр маркетингово-аналитических исследований". За ним были координация и мониторинг проекта, организационно-техническая, информационная и аналитическая поддержка.
Реализация проекта, начавшегося в сентябре 2005 года, шла в три этапа: разработка целей госхолдинга; его структуры; подготовка детального плана по созданию госхолдинга. Был изучен международный опыт более дюжины государственных холдингов и агентств по управлению госактивами в Европе, Азии, США. Кроме того, наши специалисты провели сравнительный анализ деятельности казахстанских национальных компаний, чтобы выявить сферы деятельности, требующие совершенствования. В ходе работы была предложена структура холдинга, разработаны его цели и задачи, основные принципы и организационные процессы, определен портфель холдинга и выстроен детальный план. Уже утвержден меморандум об основных принципах деятельности госхолдинга, определен перечень национальных компаний и других акционерных обществ, государственные пакеты акций которых будут переданы в уставный капитал холдинга. В первом квартале этого года Правительство внесет соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты для обеспечения деятельности холдинга.
- Кайрат Нематович, в процессе подготовки проекта предлагались два варианта организации госхолдинга. Какой вариант был выбран и почему?
- Казахстанский госхолдинг будет холдингом-акционером, центром передовой практики корпоративного управления, но не холдингом-"суперменеджером". Вкратце охарактеризую эти модели, чтобы читателю был понятен выбор. В холдинге-акционере, который решает задачи корпоративного управления, акционеры играют активную роль, но только в рамках совета директоров. Они участвуют в корпоративном управлении компаний, но не вмешиваются в повседневное руководство.
Холдинг-"суперменеджер" же создают для целей менеджмента, он непосредственно контролирует компании, часто минуя советы директоров. Это классический промышленный холдинг. Его руководство активно участвует в повседневном управлении деятельностью компаний, входящих в портфель холдинга.
Наш выбор холдинга-акционера основан на опыте подобных структур в других странах. А он показывает, что эффективное операционное управление лучше всего осуществляется менеджментом самих компаний. Акционерное общество обеспечивает ясную основу управления, включающую совет директоров, правление, правила и процедуры, а также доверительные обязанности в отношении членов совета директоров и правления.
Кроме того, надо отметить, что казахстанский госхолдинг не копирует сингапурский холдинг, в нашем варианте у "Темасека" взяты только несколько направлений деятельности. Также здесь присутствует лучший опыт других азиатских и европейских компаний. Да и в мире не существует абсолютно похожих госхолдингов, все они имеют различные структуры и портфели. И выбранная нами модель "холдинга-акционера" не может быть чьей-то копией: у нас есть свои географические, экономические особенности, которые надо учитывать.
- Чем конкретно будет заниматься наш государственный холдинг?
- Главная его цель - совершенствование системы корпоративного управления компаниями и повышение прозрачности их бюджетов. Госхолдинг - "активный акционер" - будет управлять деятельностью госкомпаний через советы директоров. Советы директоров госкомпаний из пассивных органов согласования решений станут реальным инструментом влияния на их деятельность. Именно через советы директоров можно будет добиться совершенствования системы корпоративного управления госкомпаниями, что приведет к улучшению финансово-экономических показателей их деятельности и повышению конкурентоспособности. При этом госхолдинг станет профессиональным инструментом взаимодействия госкомпаний с Правительством.
- То есть принятие решений по важнейшим вопросам, например определение отраслевой политики, регулирование и распределение инвестиций между госкомпаниями, останется за Правительством?
- Это так. Госхолдинг сосредоточит свою деятельность на следующих основных вопросах: согласование позиций различных министерств и ведомств для определения долгосрочных целей и задач госкомпаний; отбор, мотивация, оценка руководителей госкомпаний, развитие их навыков; планирование, бюджетирование и утверждение инвестиций госкомпаний; мониторинг деятельности госкомпаний и принятие корректирующих мер; консультирование Правительства по вопросам корпоративных финансов.
- Формирование портфеля госхолдинга: как пойдет этот процесс?
- Критериями отбора госкомпаний в портфель госхолдинга будет размер госкомпании, а также дополнительный эффект, который экстраполируется на экономику. В целом для эффективности управления предлагается ограничить портфель госхолдинга двадцатью пятью крупными компаниями.
Что касается формирования портфеля госхолдинга, то предлагается использовать поэтапный подход. На первом этапе портфель будет состоять из пяти национальных компаний, в основном работающих в сфере инфраструктуры, которая является базой для развития экономики. На второй стадии предлагается включение остальных госкомпаний. В качестве примера можно взять деятельность таких госхолдингов, как SEPI в Испании, Khazanah в Малайзии и Temasec в Сингапуре, а также деятельность австрийского OelAG, портфель которого состоит из пяти компаний.
- Видимо, госхолдинг будет иметь структуру, отличающуюся от структуры национальных компаний, к примеру? Какой она представляется?
- Во-первых, не громоздкой. Руководство госхолдинга в основном будет состоять из профессионалов с опытом работы в частном секторе. Они станут представлять государство в советах директоров госкомпаний. На первоначальном этапе совет директоров госхолдинга, как акционерного общества, может состоять из пяти человек: руководителей министерств финансов и экономики (по должности), главы госхолдинга и двух независимых директоров, один из которых должен стать председателем совета директоров. В последующем в него может войти большее число специалистов.
Деятельность советов директоров госкомпаний и самого холдинга будет поддерживаться тремя структурными подразделениями госхолдинга: департаментами по корпоративным финансам и экономике, аудиту и управлению персоналом. Предлагаемая структура должна обеспечить эффективность, прозрачность и гибкость деятельности как государственных компаний, так и госхолдинга.
Учитывая, что холдинг создается для повышения эффективности госкомпаний, это в свою очередь отразится на повышении стоимости акций компаний, благодаря чему они будут лучше котироваться на фондовом рынке. Но миссия холдинга - выполнять роль акционера в отношении самих компаний, и "Самрук" должен помочь компаниям активизировать свои усилия на фондовом рынке. То есть сами компании, а не холдинг должны стать активными игроками фондового рынка.
В конечном же счете создание госхолдинга должно способствовать изменению роли национальных компаний. Сейчас у них не хватает нацеленности на реализацию стратегии модернизации экономики. Именно они должны стать локомотивом качественного роста экономики, внедрения современных методов управления и новых технологий.
- У скептически настроенных критиков много вопросов по созданию холдинга. Некоторые считают, что вовсе не нужно привлекать иностранных экспертов, чтобы повысить качество корпоративного управления.
- Конструктивная критика и различные мнения - это очень хорошо. Но чтобы критиковать, нужно что-то сделать. Сейчас мир стремительно развивается, много позитивного опыта, и необходимо воспользоваться им, а не пытаться изобрести велосипед. Тем более когда перед нами амбициозная цель - войти в число пятидесяти конкурентоспособных стран.
Проект госхолдинга направлен на развитие фондового рынка и повышение эффективности управления активами. Это первый опыт привлечения Правительством для разработки ТЭО международной консалтинговой компании мирового уровня. А также хороший опыт для наших менеджеров, управленческой элиты. Конечно, более сложной задачей остается внедрение разработанных концепций на мировом уровне. Но и тут консультанты готовы сопровождать проекты до того, пока не появятся ощутимые результаты.
Важно, что участие независимых международных консультантов приносит лучшую мировую практику, их оценки, и в результате предлагается оптимальная модель для таких "прорывных" проектов, как госхолдинг. А поскольку Глава государства поставил перед Правительством задачу увеличить количество таких проектов, то необходимость во внешней экспертизе профессиональных консультантов все время будет возрастать. |