NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 04:57 ast
02:57 msk

"Стабильность общества – фундамент нашей политической стратегии"
Выступление Главы государства на заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ
27.03.2006 / политика и общество

www.akorda.kz, 24 марта

Уважаемые дамы и господа!

В Послании народу Казахстана я назвал главные приоритеты стратегии нашего развития, реализация которых позволит Казахстану занять достойное место в числе наиболее конкурентоспособных стран мира.

Прежде всего, это - последовательная экономическая модернизация страны, основанная на качественном "прорыве" в экономическом развитии Казахстана. Такой "прорыв" может быть обеспечен лишь в условиях открытой к внешнему миру казахстанской экономики, которая может, и должна стать успешной и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий.

Далее, это - современное образование и социальная политика, отвечающие самым высоким международным стандартам.

И, разумеется, это - ответственные стратегия национальной безопасности и внешнеполитический курс, обеспечивающие защиту национальных интересов Казахстана и учитывающие главные "вызовы" регионального и мирового развития.

Я убежден и, полагаю, вы согласны со мной в том, что столь масштабным задачам могут соответствовать и способствовать только эффективные органы государственной власти, развитые политические институты, конструктивные политические партии, общественные организации и институты гражданского общества, работающие механизмы гарантии прав и свобод граждан.

Поэтому мы твердо намерены продолжить последовательные демократические преобразования и политическую модернизацию страны. Наша главная цель остается неизменной: это - укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические закономерности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Расчитываю, что свой весомый вклад в укрепление именно такого вектора дальнейшей политической модернизации страны внесете и вы, уважаемые члены комиссии. Вы знаете, что в последние полтора года Национальная Комиссия была одним из важнейших форумов реформ, где согласовывались интересы различных политических и общественных сил, находились взаимоприемлемые решения. Сегодня особую актуальность приобретают и развитие такого диалога, и, главное, практическая реализация достигнутых договоренностей по важнейшим вопросам политической модернизации. Поэтому изменен статус комиссии, расширены ее состав и полномочия. И отныне комиссию буду возглавлять я.

Первое. Практическая реализация итогов всенародного обсуждения Общенациональной программы демократических реформ

В течение прошлого года в стране было развернуто обсуждение Общенациональной программы демократических реформ, главную цель которой - как целостного пакета реформирования государственных, политических и общественных институтов Казахстана - я видел в создании эффективной системы государственного устройства, способной отвечать на современные глобальные вызовы и обеспечивать реализацию интересов всего общества на основе демократических процедур.

Всенародное обсуждение политических реформ показало всеобщую поддержку намеченных реформ.

Центральное место заняли следующие вопросы и предложения:

- Дальнейшее развитие и укрепление основных политических институтов государства.

- Более эффективное взаимодействие различных ветвей власти.

- Независимый общественный контроль деятельности различных ветвей власти, и усиления их подотчетности, прозрачности и эффективности.

- Расширение ответственности и укрепление роли Парламента.

- Развитие системы политических сдержек и противовесов.

- Более активное участие политических партий в политической жизни страны.

- Свое реальное место в жизни нашего общества должны найти НПО.

- Укрепление процесса гарантирования прав и свобод граждан.

По-прежнему актуальными были:

- Вопросы отчетности власти перед населением, в том числе и подотчетности народных избранников.

- Проблемы коррупции.

Но самое главное, общественная дискуссия показала, что процесс демократических реформ должен быть поступательным, и не должен быть свернут из-за каких бы то ни было внутренних угроз и общественных конфликтов. Это зависит от всех вас.

Необходимо еще раз внимательно проанализировать весь спектр поступивших предложений, подготовить рекомендации по правовому оформлению инициатив, представляющих наибольшую общественно-политическую значимость.

Не исключаю, что это может потребовать проведения конституционной реформы, о возможности которой я уже говорил в своем обращении к Парламенту в сентябре прошлого года.

При этом хочу в очередной раз подчеркнуть необходимость "народной экспертизы" всех наших действий по разработке и реализации политических реформ, их понимания и поддержки со стороны преобладающей части нашего общества. Общественные преобразования и построение демократического общества нужно проводить с учетом наших традиционных ценностей, а также используя передовой опыт и советы наших друзей из развитых демократий.

Мир уже неоднократно был свидетелем того, когда те или иные рецепты, будучи механически привнесены на неподготовленную почву, приносили прямо противоположные плоды, чем ожидались: от реставрации архаических моделей общественного устройства до прямого насилия и хаоса.

К сожалению, многими зачастую упускается из виду реальная картина сложного процесса демократического строительства в той или иной стране.

Мировой опыт знает примеры, к чему приводит нарушение баланса между эффективностью власти и либеральностью политической системы. Такие крупные страны, как Индия, Бразилия, Аргентина и другие давно считаются вполне демократическими, но никто не оспорит того, что значительная часть их населения не достигла благополучия и страдает от бедности.

В то же время в других странах, не воспринимаемых в мире как демократии, удалось обеспечить быстрый экономический рост и процветание. Это часто встречающееся противоречие между демократическим устройством политической системы и эффективным управлением экономикой.

Сегодня нам важно найти оптимальный баланс между темпами демократических изменений и сохранением стабильного равновесия и высокой степени легитимности существующей политической системы.

Считаю, что в основу всех наших действий мы должны" положить ориентиры, о которых мы с вами уже договорились в сентябре прошлого года. Напомню, что Программа политических реформ будет охватывать шестилетний период, с 2006 по 2011 годы, а ее практическое исполнение - последовательно осуществляться в два основных этапа: с 2006 по 2008 год и с 2009 по 2011 год.

Второе. Дальнейшее развитие процесса демократизации, укрепление институтов гражданского общества

Сегодня нужны последовательные действия по повышению эффективности работы органов исполнительной власти. На этом этапе, считаю необходимым:

Во-первых. Провести широкое обсуждение и проанализировать возможные изменения структуры исполнительной власти, которые нужны для обеспечения ответственной деятельности всех правительственных органов и институтов.

Во-вторых. Создать и внедрить единую систему оценки эффективности функций и работы Правительства для проведения намеченных правительственных реформ.

В-третьих. Подготовить и принять конкретную программу, разрабатывающую обеспечивающую механизмы прозрачности и подотчетности исполнительной власти.

Специальный акцент хочу сделать на трансформировании взаимоотношений между государственными органами и гражданами за счет перевода этих отношений от административного к "сервисному" порядку предоставлению услуг. В этом плане, необходимо поэтапное и ускоренное внедрение системы "электронного правительства". Это, несомненно, позитивно отразиться на деятельности исполнительной власти, приведет к снижению коррупции и административных барьеров.

Еще на этом этапе мы можем предпринять действия по усилению авторитета и ответственности Парламента, последовательно развивать органы местного самоуправления, разграничить полномочия между центральными и местными исполнительными органами, а также органами местного самоуправления.

На этом этапе необходимо сконцентрировать свое внимание на следующих направлениях:

Во-первых. Разработать конкретные механизмы для участия Парламента в формировании Правительства и механизмы информированности Парламента со стороны членов Правительства. У нас в этом плане делается действительно много, но не все, что возможно в конституционных рамках.

Во-вторых. Рассмотреть вопрос об оптимально возможном увеличении количества депутатов Мажилиса и Сената.

В-третьих. Развивать нормативную базу и "социальные механизмы" местного самоуправления, а также укреплять полномочия акимов базовых уровней.

В-четвертых. Предстоит сформировать новую, более эффективную систему межбюджетных отношений.

В-пятых. Акимы всех уровней должны и будут ежегодно отчитываться о результатах своей работы непосредственно перед населением. Такая практика уже показала свою эффективность.

Следует принять меры по дальнейшему укреплению роли и функций политических партий. Следует также обсудить вопрос о полномочиях партийных фракций в Парламенте.

Необходимо последовательно реализовывать меры по дальнейшему совершенствованию условий работы неправительственных организаций в соответствии с международно-принятыми стандартами. Особое внимание нужно обратить на их более полноценное участие в дальнейшем развитии нашего общества, публичности и подотчетности их деятельности.

Укрепление и развитие средств массовой информации должно стать одним из ключевых направлений в гарантировании свободы слова в нашей стране и независимого контроля деятельности органов власти. Для этого необходимо всемерно развивать профессионализм, независимость и профессиональную этику журналистского сообщества. Гарантии свободы СМИ должны также определять и их моральную ответственность перед обществом, и соответствие их деятельности законам.

Третье. Обеспечение верховенства закона, правопорядка и укрепление системы гарантирования прав и свобод граждан Казахстана

Считаю, что особый акцент в рамках реализации программы демократических реформ мы должны сделать на укреплении основ правового государства. Демократия и законность - вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр государственных интересов, идеи демократии, прав и свобод останутся не реализованными вне торжества закона.

Свобода и либерализм стоят вровень с ответственностью перед законом. Правят законы, а не люди. Либерализм не должен восприниматься как слабость власти перед "капризами и шалостью" отдельных людей. Я четко хочу сказать всем: слабость власти в наших условиях означала бы утерю управления и отката назад во всем, чего мы достигли.

На этом этапе, особенно важна законодательная база, которая регламентирует гарантии прав и свобод граждан

Казахстана и обеспечения правопорядка. Это, в частности, предполагает, что уже сегодня мы можем:

- оценить и предоставить рекомендации для повышения эффективности или соответствующих изменений механизмов, обеспечивающих правопорядок и верховенство Закона в Казахстане.

- принять комплексные меры по усилению гарантий правграждан в рамках судопроизводства и на стадии исполнения судебных решений.

- принять меры для усиления независимости судебной ветви власти, повышения прозрачности и эффективности правосудия в этом направлении.

- поэтапно ввести процедуры участия суда в вопросах санкционирования ареста.

- оценить введение в практику уголовного судопроизводства института суда присяжных заседателей и предоставить соответствующие рекомендации.

- разработать систему законодательных административных мер, направленных на формирование целостной системы контрактных отношений в обществе.

Хочу еще раз подчеркнуть: законность, правопорядок, социальный прогресс и права человека находятся в неразрывном единстве. Надеюсь, что именно такое понимание станет определяющим при реализации всех - наших начинаний.

Родина, Независимость, стабильное развитие! Вот наш общий лозунг. Именно это обеспечит спокойную процветающую жизнь всех казахстанцев. Если мы едины в этом, то обо всем остальном мы договоримся.

Четвертое. Дальнейшее укрепление общественного согласия и стабильности нашего многоконфессионального и многонационального общества

Фундаментом нашей стратегии политических реформ является, прежде всего, стабильность общества и широкое общественное согласие по основополагающим ценностям модернизации Казахстана.

В этой связи, особое внимание нужно обратить на дальнейшее укрепление общественного согласия и консолидации общества для успешного достижения той сверхзадачи, которую мы перед собой поставили.

Во-первых. Особое место нужно уделить диалогу с Казахстан цам и о предлагаемых преобразованиях и относительно ожидаемых последствий этих преобразований. Нужно определиться, как обеспечить проведение такой модернизации не только в соответствие с международными демократическими стандартами, но и предусмотреть потенциальные эффекты - как позитивные, так и негативные.

Во-вторых. Мы должны не допустить ситуации, когда процесс демократизации и политической модернизации в стране будет использоваться как катализатор дестабилизации, религиозных и этнических конфликтов.

В-третьих. Нужно подумать серьезно об использовании уже существующих у нас структур, которые обеспечивают межконфессиональную и межэтническую толерантности и понимания в Казахстане. Я уже говорил в Послании о необходимости усиления роли Ассамблеи Народов Казахстана, необходимо законодательно укрепить ее авторитет и расширить сферы ее практической деятельности.

Ассамблея Народов может последовательно решить такие задачи, как:

- Укрепление единства и воли народа к независимости и самостоятельности.

- Выработка и укрепление широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям модернизации казахстанского общества, которые выходят за границы политических идеологий и текущей конъюнктуры.

Укрепление единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан Казахстана, независимо от их национального, социального, "сословного" происхождения и других так называемых "стартовых" общественных условий.

- Гарантирование толерантности в обществе и условий межэтнического и межконфессионального согласия.

- Жесткое и последовательное противодействие любым проявлениям экстремизма и радикализма в обществе.

Уважаемые дамы и господа!

Вызовы 21 века настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы общественно-политических отношений, что позволит Казахстану быть полноправным и уважаемым членом международного сообщества, с полным основанием претендуя на то, чтобы в ближайшие десять лет войти в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Не стану скрывать, что достижение этой цели потребует огромных усилий и во многом нового, неординарного отношения и подходов к делу со стороны органов власти, политических институтов и институтов гражданского общества.

Величие этой цели в том, что мы хотим, чтобы наши граждане жили также благополучно как граждане тех стран, в клуб которых мы стремимся. Думаю, что мы все этого хотим. Так давайте же сделаем эту цель идеей каждого казахстанца. Сплотим наш народ вокруг этой благородной цели!

Надеюсь на вас. Как всегда расчитываю на ваше понимание и поддержку, а также ваше активное непосредственное участие во всех наших масштабных начинаниях.

Спасибо.

Астана, 24 марта 2006 года.

-----

Заключительное выступление Главы государства на заседании Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ

Уважаемые участники заседания!

Все высказанные здесь идеи, пожелания и предложения заслуживают внимания. Я уверен, многие из них найдут отражение в нашей работе. Будем считать, что начало ей положено.

Сразу хочу призвать вас к взаимной толерантности и конструктивности. Только так – через консенсус и взаимное понимание возможно добиться конкретного результата. Думаю, в этом заинтересованы все.

Теперь вам необходимо выработать по каждому направлению Госпрограммы четкие механизмы их реализации и определить конкретные сроки.

При этом нужно четко разделить меры в зависимости от этапов реформирования политической системы.

* * *

В целом, для начала работы по дальнейшей демократизации политической системы, сегодня я предлагаю ряд конкретных мер.

1. В целях организации работы Госкомиссии:

- Администрации Президента в месячный срок разработать и представить на утверждение План работы Госкомиссии.

- Правительству обеспечить финансирование деятельности Госкомиссии за счет средств республиканского бюджета и определить конкретного администратора.

2. В текущем году необходимо принять ряд конкретных мер по дальнейшей демократизации:

- Правительству нужно завершить создание законодательной базы децентрализации власти и введения местного самоуправления и в первом полугодии текущего года внести соответствующие законопроекты на рассмотрение в Парламент.

- Правительству совместно с областными акимами поручаю решить все организационные и иные вопросы для продолжения проведения в этом году выборов районных акимов.

- На местном уровне необходимо начать введение реального самоуправления. В селах и поселках предлагаю провести выборы Кенеса (совета) – местного представительного органа, который в свою очередь, избирает своего председателя. Тем самым, мы завершим выстраивание системы местного самоуправления.

При этом должен сохраниться институт акимов сельских округов, которые будут заниматься осуществлением государственных функций и станут финальным звеном в системе вертикали местного государственного управления. Остальные функции могут выполнять Совета и председателя.

В этой связи предлагаю разработать законодательную базу и конкретный механизм реализации системы местного управления с четким разделением полномочий, хозяйственно-исполнительских функций, источников и объемов финансирования. С учетом того, что у нас в республике более 7400 аулов и 2000 сельских округов работа предстоит немалая.

Кроме того, комиссия должна в ближайшее время определиться с рядом конкретных направлений для укрепления независимости, прозрачности и эффективности судебной системы. Нужно изменить и дополнить правовые акты, которые регулируют деятельность национальных компаний и государственных предприятий, чтобы добиться прозрачности и открытости в их деятельности.

Необходимо ввести изменения в законодательство, чтобы обеспечить частичное государственное финансирование прошедших в Парламент политических партий. В ближайшие сроки нужно утвердить концепцию развития гражданского общества в Казахстане и принять соответствующие законы, например, "О социальной работе", "О благотворительной деятельности".

Правительству необходимо уже в этом году на основе закона "О государственном социальном заказе" расширить объемы финансовой поддержки неправительственных организаций.

Таким образом, мы уже в текущем году приступим к реализации ряда мер в рамках политической модернизации.

Будут высказаны разные точки зрения. Но в целом дискуссия показывает, что каких-то не преодолимых препятствий для диалога нет. Мы все должны научиться культуре диалога.

Как вы помните, три года назад в Астане мы проводили съезд мировых религий. Представители разных конфессий, порой находящихся в состоянии прямого конфликта, тем не менее нашли возможным именно на земле Казахстана найти точки согласия. Некоторые участники того съезда никогда в жизни даже не встречались лицом к лицу.

Мы все участники строительства независимого Казахстана. Со многими из вас меня связывают долгие годы совместной и плодотворной работы. И все мы не просто хотим, но обязаны в рамках цивилизованного диалога найти главные точки согласия по ключевым вопросам общественного развития.

Мы должны быть едины в понятиях: Родина, Независимость, развитие в условиях стабильности.

Уважаемые участники заседания!

В нашей новейшей политической истории простых этапов не было. Все нужно было строить с нуля. Многое нам удалось. В чем-то мы не дорабатывали. Это естественно для молодого государства.

Но сегодня перед государством, перед народом, перед политической элитой страны стоит задача огромной сложности. Это задача национальной конкурентоспособности. Мир не стоит на месте и даже для того, чтобы удержаться на завоеванных позициях, необходимо постоянно двигаться вперед. Мы же ставим задачу войти в число 50 самых развитых стран мира. Сделать это можно только при консолидированной политической воле. Всякого рода насильственные модернизации нам хорошо известны из истории. Конечный результат всегда был плачевен. Поэтому при решении такой судьбоносной политической цели как создание современной политической системы нет иного пути как общественное согласие. Это наша общая ответственность перед историей, перед народом, перед будущим Казахстана.

Я хочу пожелать всем плодотворной работы в этом направлении.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2006
"Парламенты всех стран могут содействовать решению международных проблем" 31.03.2006
"Интеграция информационных систем - ключевой вопрос в осуществлении Госпрограммы "е-правительства" 31.03.2006
Комиссия по правам человека подготовила ежегодный доклад Президенту РК 31.03.2006
Списки кандидатов в присяжные заседатели будут формироваться осенью 31.03.2006
Заявление ЦИК РК 31.03.2006
АФН: характер жесткого регулирования 31.03.2006
С 10 по 15 июня выпускники казахстанских школ будут проходить ЕНТ 31.03.2006
Мининдустрии бессильно… 31.03.2006
На Украине подсчитаны все голоса: Янукович выиграл выборы 31.03.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz