"Жеты кун" // "Хабар", 2 апреля
Во время визита Нурсултана Назарбаева в Россию, в центре Москвы будет открыт памятник Абаю и, кстати, нынешний год будет объявлен в российской федерации годом великого казахского мыслителя и поэта. В интервью нашей программе министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев рассказал о предстоящей программе гуманитарного обмена между Казахстаном и Россией, а также прокомментировал последние внутриполитические события в стране.
- Ермухамет Кабидинович! Вас недавно принимал президент страны, который на следующей неделе посетит с официальным визитом Российскую Федерацию. Насколько я знаю, во время этого визита в Москве будет объявлено об открытии года Абая в России и открыт памятник Абаю в Москве. Можете Вы рассказать подробнее об этой части визита?
- Мы с президентом обсудили большой круг вопросов, связанных с культурой и СМИ. Глава государства акцентировал внимание на вопросах развития сферы культуры в условиях вхождения нации в глобальный культурный процесс. Какой будет наша политика в ВТО, в условиях высокой конкуренции со стороны западной массовой культуры. Предстоящий официальный визит нашего президента в Москву чрезвычайно насыщен, основная цель – дальнейшее обеспечение поступательного и конструктивного развития двустороннего сотрудничества по всем направлениям. Но вас интересует, я так понял, мероприятия по профилю нашего министерства. Действительно, открытие года Абая в России и года Пушкина в Казахстане – это событие, укрепляющее российско-казахстанские двусторонние отношения, наши дружеские, братские отношения. Дальнейшее взаимопроникновение русской и казахской культур выходит на новый уровень. Кульминация визита – это открытие памятника Абая в Москве. Я думаю не только казахи, все казахстанцы испытывают чувство гордости, радости и восхищения, поскольку памятник открывают великому сыну казахского народа, поэту и мыслителю в Москве… В чем величие Пушкина и Абая, помимо поэтического дара, поэтического гения? Наверное, в том еще, что духовное созвучие Пушкина и Абая проявилось в том, что их властно влекло к себе все, что способствовало взаимопониманию, сближению и объединению людей на огромном евразийском пространстве. В этом – их непреходящая ценность и твердыня бессмертного духа. Три года назад мы отмечали год России в Казахстане и год Казахстана в России. Продолжением этой благородной и знаменательной акции является провозглашение года наступившего годом Абая в России и годом Пушкина в Казахстане. Россия немыслима без Пушкина. Казахстан, немыслим без Абая. Мы часто называем великих поэтов нашими современниками. Наверное, это действительно так, если они и сейчас цементируют российско-казахстанские братские и дружественные отношения.
- Ермухамет Кабидинович, в нашей программе Вы почти всегда выступали как политолог, поэтому мне бы хотелось сегодня затронуть и политические вопросы. Неделю назад состоялось первое заседание Государственной комиссии по разработке программы демократических реформ. Вы также входите в состав Госкомиссии. Президент выступил с рядом конкретных инициатив по модернизации политической системы. Что из прозвучавшего, на Ваш взгляд, представляется наиболее важным?
- Самое важное – это то, что глава государства лично возглавил работу Государственной комиссии. Это означает приверженность власти своим обязательствам, озвученным в ходе прошедших выборов и связанных с необходимостью ускоренной и глубокой модернизации политической системы. Я думаю, что парламент, а также Госкомиссия, в которой представлены политические партии, НПО и профсоюзы, лидеры депутатских фракций – им предстоит масштабная работа в предстоящие годы. Мне кажется, что именно в этом смысле президент говорил о народной экспертизе всех предложений по реформе политической системы. Глава государства предельно заострил главный вопрос: какое государственно-политическое устройство нам нужно. Это центральный вопрос, на мой взгляд, предстоящей работы Госкомиссии.
- Цели работы Государственной комиссии подразумевает диалог всех политических сил, но на первом заседании оппозиционные партии были представлены, скажем так, в "усеченном составе". Причем, если на встречи ПДС и Национальной комиссии оппоненты власти не приходили сами, то теперь, судя по некоторым публикациям в СМИ, они готовы к обсуждению политических реформ, но их, как они сами поясняют, "не пригласили". Как Вы думаете, есть ли все-таки шанс, что в рамках Государственной комиссии программа модернизации будет обсуждаться в "полноформатном режиме"?
- Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы абсолютно все политические партии, в том числе и оппозиционные, приняли бы участие в работе Госкомиссии, как вы выразились – в "полноформатном режиме", хотя решающего значения теперь это уже не имеет. Если они хотят принять участие, то двери для них всегда открыты. В конце концов, президент страны своим Указом определил численный и персональный состав комиссии, в которой представлены все партии, движения, профсоюзы и неправительственные организации. То, что лидеры Компартии и движения "За справедливый Казахстан" не приняли участия в работе первого заседания Госкомиссии – в этом нет ничего удивительного. Мне представляется, что до сих пор не преодолен психологический комплекс, который неизбежно должен был сложиться у них после 4 декабря прошлого года. Две известные цифры убийственно подействовали на них – это 91% за президента и 6% - за кандидата от оппозиции. Конечно, такие результаты после интенсивной и долгой политической гонки оглушающе и отрезвляюще действуют на самые горячие головы. В западных демократиях (а наша оппозиция часто ссылается на опыт Запада) после таких разгромных поражений, лидеры партий и движений обычно подают в отставку. Что дает отказ от диалога с властью? Только то, что оппозиция может замкнуться на курсе дальнейшей радикализации своих действий, которая ведет как к конфронтации с властью, так и к потере широкой социальной базы, живущей по правилам конформизма. Что дает конфронтация? Конфронтация дает 6,64% голосов. Это показали президентские выборы. Тем не менее, власть готова к диалогу, и президент Нурсултан Назарбаев ввел в состав Госкомиссии Серикболсына Абдильдина, Жармахана Туякбая и Алихана Байменова. Последний, кстати, принял участие и выступил с речью, в которой изложил программные установки партии "Ак жол" и готовность вступить в диалог. Потому что при проведении политической реформы, чрезвычайно важно уточнить, конкретизировать, детализировать весь спектр мнений, бытующих в обществе. Включая меньшинство.
- Не могу не спросить Вас о череде трагических событий, в центре которых оказались известные политики, которые в последние годы стали оппонентами власти. Я имею в виду смерть Заманбека Нуркадилова и убийство Алтынбека Сарсенбаева… Нет у Вас ощущения, что гибель этих политиков стала предметом… скажем так - политических манипуляций?
- Манипуляция – это слишком мягкое определение. Обратите внимание: вся оппозиционная пресса грубейшим образом нарушает "Закон о СМИ", Конституцию, где четко записано, что "никто не может быть обвинен кроме, как по решению суда". Оппоненты власти сходу навешивают ярлыки, обвинения, фактически оказывают давление на ход следствия. А власть молчит по простой причине: идет следствие. Всяческого рода ярлыки, что, дескать "власть все организовала" - все это грубая ложь и клевета. Если брать политическую составляющую, то власти это абсолютно не нужно было. Ни 12 ноября прошлого года, когда произошла трагическая гибель Нукадилова. В это время – самый разгар президентской кампании и все прекрасно понимали, что президент идет к триумфальной и безоговорочной победе. Ни 11 февраля этого года, когда произошло тройное убийство. Если это политическое убийство, то я задаю вопрос: зачем и по каким мотивам это нужно, когда стабильность определена и задана еще на 7 лет? Если бы власть хотя бы каким-нибудь боком была причастна (по политическим мотивам), разве были бы беспрецедентные меры по задержанию аресту организаторов этого злодейского убийства? Почему я так детализирую эту тему. Да потому что вся оппозиционная пресса заполнена многочисленными инсинуациями и измышлениями клеветнического характера. Почему государственная пресса молчит? Да потому что мы не хотим и не будем оказывать какого-либо давления на следствие. Никто не может быть обвинен, кроме как по решению суда – вот главный атрибут правового государства. Я категорически отвергаю какую-либо политику в обоих трагических случаях. Кстати, Нуркадилов в прошлом году фактически отошел от активной политической деятельности. Из власти ушел, в оппозиции ему ничего существенного не предложили. Что касается Сарсенбаева, то он после президентских выборов, судя по последним его публикациям, понимал необходимость налаживания мостов между властью и радикальной оппозицией. Но дел не в этом. А в том, что органы МВД, которые ведут тщательное расследование, совместно, кстати с сотрудниками ФБР, должны представить в суд объективные следственные материалы, не вызывающие никаких сомнений у суда. Надеюсь и уверен, что так и будет.
- Ермухамет Кабидинович, последний вопрос на тему масс-медиа, тем более, что это та сфера, которую курирует ваше министерство. Как бы Вы оценили нынешнее состояние казахстанского медийного рынка? Нуждается ли он в каких-то коренных реформах?
- Сейчас в Казахстане зарегистрировано 6646 СМИ, постоянно действуют 2466 СМИ, что на 17% выше в сравнении с аналогичным периодом 2005 года. Из них электронных СМИ – 212. 80% от общего числа действующих масс-медиа составляют негосударственные СМИ. Еще один немаловажный момент: на информационном рынке Казахстана распространяются 2392 СМИ иностранных государств, в том числе 83 телепрограммы. Мы за свободу слова, но мы не должны забывать и об информационной безопасности Казахстана. Не буду говорить про реформу. Но глубоко убежден, что от степени четкого, профессионального подхода государства к вопросам регулирования сферы средств массовой информации во многом зависит успех осуществляемых в стране реформ. Еще один важный момент: с учетом новых вызовов времени, задачей СМИ должен стать не столько количественный рост, сколько качественное изменение медийного рынка. И пользуясь случаем, в заключение, я приглашаю всех руководителей и учредителей СМИ, особенно электронных, вступить в диалог с нашим ведомством. Нам есть о чем поговорить. |