NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 13:57 ast
11:57 msk

"Отан" готовит новые рычаги влияния
Б.Жумагулов: Мы показали всему миру, что способны объединиться вокруг идей главы государства. Тот факт, что народ выразил такую поддержку Нурсултану Назарбаеву, который баллотировался на выборах от нашей партии, ко многому обязывает
18.04.2006 / политика и общество

Арман ХАИРОВ, "Мегаполис", 17 апреля

Оппозиция лукавит, когда говорит о нефтедолларах, как о панацее, считает Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, и.о. председателя "Отана". На его взгляд, стране нужны более серьезные проекты.

Власть обязывает к активным действиям. Если верить Бакытжану Жумагулову, этот тезис в "Отане" (по большому счету, это правящая партия Казахстана – ей принадлежит большинство в парламенте; президент баллотировался как кандидат именно от "Отана") понимают четко и потому вовсю работают над новыми политическими инициативами. О некоторых из них и.о. председателя крупнейшей партии республики рассказал достаточно подробно.

– Совсем недавно Нурсултан Назарбаев заявил, что пришло время спросить народ Казахстана, какую республику он хочет: парламентскую, президентскую или смешанную. На этом фоне ваше заявление о необходимости увеличения числа депутатов, избирающихся по партийным спискам, можно трактовать как стремление именно к парламентской республике…

– Мое личное мнение – президентское правление себя далеко не исчерпало. Сегодня вся работа по политическим реформам может и должна проводиться в рамках действующей Конституции.

Но жизнь не стоит на месте, и развитие политических реформ рано или поздно потребует внесения изменений в Конституцию. Может встать вопрос и о том, какая форма правления для Казахстана будет более эффективна на перспективу.

Думаю, что в данном случае высказывание президента на заседании Государственной комиссии подчеркивает два основных момента – то, что Госкомиссия вправе рассматривать и обсуждать самые масштабные вопросы политических реформ, и то, что решать такие принципиальные вопросы, как государственное устройство, форма правления, может только народ как единственный источник государственной власти. Так что все предложения по наиболее принципиальным вопросам политических реформ должны пропускаться через "народную экспертизу".

Давайте шире смотреть на ситуацию. Необходимо усиливать роль политических партий, их влияние на принимаемые политические решения. Это общая тенденция развития демократии независимо от формы правления – президентской или парламентской. Один из механизмов – увеличение числа депутатов парламента, избираемых по партийным спискам, расширение полномочий парламентских фракций. Эти задачи президент поставил на заседании Государственной комиссии по демократизации. Мы эти предложения поддерживаем.

– Расширение партийных списков может означать, что оппозиционные партии резко активизируются – это ведь шанс реально увеличить влияние на принимаемые решения…

– Если такое увеличение произойдет, активизируются все партии –надо будет проводить своих представителей через выборный процесс. Естественно, борьба будет острее, и мы к ней готовы.

Если раньше кто-то воспринимал "Отан" как партию, которая активно пользуется административными ресурсами, то это далеко не так – мы уже пересмотрели отношение к таким вещам. Сегодня единственная сфера, где мы используем такой ресурс –поддержка инициатив, улучшающих жизнь казахстанцев. Это нормальный процесс, и мы от него отступать не будем…

В отношении конкуренции скажу, что она и сегодня очень остро стоит. Тому примером последние выборы в мажилис. Народ стал лучше разбираться в политике, на голом популизме сегодня уже трудно выигрывать выборы. Главным становится оценка перспектив, программ, предлагаемых политическими партиями.

У "Отана" есть конкретная программа действий – "Казахстанский путь-2009". На мой взгляд, ни одна другая партия такого мощного документа не имеет. Если оппозиция сделает что-то близкое по эффективности и привлекательности для народа, то вполне логично будет ожидать роста ее поддержки электоратом.

Это будет означать, что политическая конкуренция превратится из каких-то личностных противостояний в действенную конкуренцию идей, программ, методов их реализации. Мы к такой борьбе готовы – с нашей стороны было бы ошибкой думать, что наши оппоненты стоят на месте и не развиваются, не способны выдвинуть прогрессивных идей.

– Некоторые "прогрессивные" идеи оппозиции формулируются достаточно просто: сменить власть в Казахстане к 2009 году. Как вы это оцениваете?

– Основой любой политической программы должно быть понимание реальности, а не абстрактные желания или амбиции. Давайте посмотрим на программы тех, кого власть не устраивает – что они сами готовы предложить конструктивного?

А действующая власть за 15 лет сумела выстроить такую экономику, которая сегодня поражает всех! Ведь мы находились в таких же стартовых условиях, как и все постсоветские страны, если не в худших – сырьевая республика со слабой инфраструктурой… Мы доказали, что Казахстан состоятелен и может жить в новых условиях. Сегодня президент ставит новые цели: войти в число 50-и развитых стран мира, провести политические реформы. У нас есть четкий прогноз – вообще у нас республика прогнозируема, – мы точно знаем, что будем иметь в 2009 году, в 2012 году, есть конкретные цифры, это все реально. И это все – результат работы нынешней власти.

Поэтому заявления отдельных партий о том, что все это ничего не стоит, попросту не находят поддержки в народе, а он за последние годы стал очень разборчив и быстро раскусит, где голословные утверждения и популизм, а где истина и факты. На мой взгляд, диалог важнее противостояния ради принципа, и потому мы приглашаем оппозицию – давайте свои конструктивные предложения! Страна должна развиваться эволюционно: если что-то не работает, мешает идти вперед, надо это исправлять или устранять.

– Выездные заседания депутатов "Отана", представителей партии – это то самое эволюционное развитие?

– Да. Точнее, часть этого развития. Вот у нас недавно состоялось заседание парламентской фракции по тарифам. Вопрос повышения цен на электроэнергию, топливо регулярно поднимается в разных регионах – это же в первую очередь бьет по слабо защищенным слоям населения. Вот мы и провели свои слушания по этой теме – пригласили министров, руководителей ведомств. Результат – рекомендации по сохранению тарифов на прежнем уровне – будет опубликован на днях. Посмотрим, как это на практике будет воспринято руководителями предприятий. Это лишь одна из горячих тем для обсуждения, но в каждом случае мы планируем подходить к решению всех вопросов очень серьезно: наши активисты будут выезжать в регионы, изучать все стороны проблемы. Затем в областном центре будет проходить встреча с участием руководителей республиканских ведомств, где вопросы будут ставиться по существу – что нужно сделать, что мешает? Будут приниматься конкретные рекомендации, направляться в местные органы власти, в правительство. Если надо, и главу государства проинформируем. Думаю, это станет одним из самых действенных механизмов выявления и оперативного решения проблем населения.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что сейчас активно выделяются деньги на решение региональных проблем, но зачастую их попросту не могут освоить на местах. Вот наши выездные заседания и призваны четко очертить проблему и предложить конкретные варианты ее решения.

Кроме того, мы активно работаем и через наши первичные организации на местах – у нас их около 10 тысяч. С их помощью мы ведем планомерную работу с населением, проводим благотворительные мероприятия, реализуем социальные проекты. Важно, чтобы люди постоянно чувствовали, что партия "Отан" не занимается чисто формальными мероприятиями и пустым сотрясением воздуха. Мы работаем над конкретными проблемами и имеем реальные возможности добиваться их эффективного решения.

– Но есть и другой аспект: таким образом партия чуть ли не берет на себя управление. В адрес "Отана" и так часто звучат обвинения в том, что партия, по сути, является частью административной системы, чуть ли не КПСС наших дней…

– Давайте четко разграничим понятия: Коммунистическая партия была руководящей силой, и это было закреплено Конституцией. Сегодня этого нет, и наше превращение в какой-либо аналог КПСС полностью исключено.

Мы – партия парламентского большинства. И наша сила – в поддержке избирателей, в представителях "Отана", избранных депутатами парламента и маслихатов. Это – главный и полностью легитимный канал нашего влияния на принятие важнейших решений, нашего воздействия через представительные органы на исполнительную власть. Мы влияем на многие вопросы и через тех членов партии, которые непосредственно работают в исполнительной власти. Все это нормальный процесс, он есть во всех развитых странах мира.

– Хорошо, но тогда поясните, в чем специфика обновленного "Отана" – хотя бы на примере новой программы партии на 2006 год…

– Для начала уточню – это не новая программа, это логичное продолжение и конкретизация на 2006 год того документа, который был принят на съезде партии в 2004 году – программы "Казахстанский путь-2009". Тогда мы на всю страну заявили, что наша цель – улучшение качества жизни казахстанцев, и в своей программе наметили конкретные задачи в этом направлении. Но ведь жизнь не стоит на месте. Часть этих задач уже реализована, прошлой осенью и в начале этого года президент выступил с целым рядом принципиально новых инициатив, и мы в соответствии с ними скорректировали нашу программу. Прежде всего, я имею в виду установку на вхождение Казахстана в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира. Как наша партия может внести свой вклад в решение этих задач, что в наших силах? Ответы на эти вопросы – в нашей программе на ближайший год. В общих чертах могу сказать, что речь идет о переносе центра тяжести на регионы и развитие там социальных программ. Есть серьезные проекты по работе с молодежью, развитию услуг образования, по многим другим вопросам. В общем, программа на этот год – это документ, где консолидированы наиболее существенные и значимые предложения партии.

Хочу уточнить – это не столько пропагандистские мероприятия, сколько реальное использование тех рычагов влияния, которые есть у партии как в центре, так и на местах. Среди депутатов маслихатов до 70 процентов – отановцы. Маслихаты в состоянии реально влиять на формирование и реализацию всех важнейших социальных и экономических программ в регионах, и мы намерены этот инструмент активно использовать.

– К таким изменениям вас подтолкнули итоги прошлого года?

– Если говорить об итогах, могу сказать, что важнейшим для нас является результат президентских выборов. Мы показали всему миру, что способны объединиться вокруг идей главы государства. Тот факт, что народ выразил такую поддержку Нурсултану Назарбаеву, который баллотировался на выборах от нашей партии, ко многому обязывает. Тем более, что президент высказал целый ряд новых инициатив, работа над реализацией которых – и наша задача.

– На ваш взгляд, какова заслуга "Отана" в этой победе?

– Я бы предложил по-другому взглянуть на ситуацию, не измерять все заслугами. По сути, впервые в нашей новейшей истории президент страны выдвинулся от политической партии, лидером которой он является. Уверен, что эта победа прежде всего обусловлена личностью самого президента, который чрезвычайно многое сделал для становления и развития Казахстана. В ходе предвыборной кампании партия сконцентрировала свои усилия, чтобы на системном уровне показать, сколь много было сделано за эти годы, каковы перспективы дальнейшей реализации стратегической программы президента. Не сомневаюсь, что эта работа принесла большую пользу, повысила информированность населения и обоснованность выбора, который предстояло сделать электорату. И тот факт, что 77 процентов избирателей пришли на выборы и 91,15 процента из них отдали голоса за Назарбаева, говорит сам за себя. Очереди стояли для того, чтобы попасть на избирательный участок! Это значит, народ понял, что его голос не безразличен для судьбы Казахстана, понял, что будущее страны – за продолжением курса действующего президента.

– В свое время вы стояли у истоков постоянно действующего совещания по вопросам демократизации (ПДС). Этот институт сегодня изменился, превратившись в Государственную комиссию по демократизации. На ваш взгляд, комиссия справляется со своей ролью?

– Посмотрите на основную идею этого института – власть все время поддерживает эффективный политический диалог в обществе. В свое время в работе ПДС приняли участие все политические силы страны, было вы-сказано очень много хороших предложений. Ряд оппонентов говорят – мол, было много говорильни, но ведь выговариваться тоже надо, и из этих разговоров родилось много конструктива! Именно там впервые прозвучали идеи о выборности акимов, развитии местного самоуправления – то, что сегодня ставится на повестку дня. Значит, и ПДС, и пришедшая ему на смену комиссия по вопросам демократизации со своими задачами справились. И вот теперь работает Государственная комиссия, которую возглавил президент, придав ей особый статус. У нас впервые дана возможность всем политическим силам выйти на прямой диалог не просто с властью, а с главой государства, работать вместе с ним над проведением важнейших политических реформ. Я весьма удивлен, что ряд оппозиционеров эту возможность упускают. Не знаю причин, но ведь именно они все эти годы только и твердили: мы хотим встретиться с президентом, его дезинформируют! Вот вам возможность встретиться, более того, вот вам плацдарм, откуда можно на всю страну озвучить свои инициативы по улучшению жизни казахстанцев. Однако пока оппозиция эти возможности не спешит использовать – такое ощущение, что ей просто нечего предложить.

– А может, это просто вопрос недоверия?

– Недоверия кому? Народу? Власти? Или другим партиям, представленным в Госкомиссии? Мне кажется, хватит тянуть одеяло на себя – мол, мы больше всех думаем о людях, о будущем… Мы тоже думаем. Каждая партия, если уж на то пошло, думает о будущем страны. В любом случае, никто своей стране плохого не желает. Давайте садиться за общий рабочий стол и обсуждать это будущее. Те, кто стоит за оппозицией, должны понять, какой уникальный шанс представлен в Госкомиссии по демократизации и было бы большим упущением его игнорировать. Повторюсь, я не знаю причин, по которым лидеров оппозиции не было на первом заседании комиссии, и надеюсь, что они все же примут участие в ее работе.

– А кто, по-вашему, стоит за ними?

– Определенная часть электората – последние выборы показали, что это около 6 процентов тех, кто пришел голосовать.

– Насколько легко вам удается строить отношения с оппозицией на таком фоне?

– В прошлом году, будучи в Караганде, я попросил организовать встречу с местными представителями различных партий, объединений, в том числе и оппозиционных. Тогда прозвучал вопрос – излюбленный конек оппозиции – мол, у нас ежегодно добывается 60 миллионов тонн нефти и почему бы не отдать прибыль народу, поделить ее на все 15 миллионов жителей республики. Тогда я как математик разложил все и показал, кто куда идет. И оппоненты со мной согласились! Только в таких диалогах можно найти взаимопонимание, только так рождается истина. "Отан" к этому готов, нам нечего прятать, мы открыты. Напротив, зачастую выясняется, что это оппозиции возразить по существу нечего.

– Помимо оппозиции, есть еще и неправительственные организации (НПО). Не так давно было популярно мнение, что это инструмент распространения цветных революций. В то же время вы заявили, что "Отан" собирается работать с НПО. Что вы хотите получить и что готовы предложить взамен?

– В стране сегодня 5000 НПО – это серьезная общественная сила. В мировой практике НПО считаются одним из важнейших институтов гражданского общества.

И в нашей стране это уже сила, которая может принести реальную пользу обществу не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и, например, в контроле выполнения государственных программ и проектов в области образования, здравоохранения, защиты прав человека.

Сегодня принят Закон "О государственном социальном заказе", и пожелания президента о сотрудничестве с НПО, о их государственной поддержке уже имеют под собой юридические и финансовые основания. Думаю, в недалеком будущем у нас появятся и ассоциации близких по сферам деятельности НПО, которые позволят обеспечить их взаимодействие с государственными органами, представлять более серьезные проекты и предложения в парламент, правительство…

Партия "Отан" заинтересована в работе с НПО как с представителями конкретных групп населения. Это еще один канал упрочения связи партии с народом. Взамен мы готовы предложить НПО поддержку в продвижении крупных совместных инициатив в представительных органах власти – парламенте и маслихатах. Так что выгода от такого сотрудничества будет обоюдной.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.04.2006
Комитет информации и архивов Минкультуры и информации считает необходимым расширение состава совета директоров АО "Агентства "Хабар" 28.04.2006
Формируется кадровый резерв государственной службы 28.04.2006
Что происходит на канале "Казахстан-1" 28.04.2006
Представители творческой элиты подвергли критике действия бывших сотрудников канала "Казахстан" 28.04.2006
Регистрация религиозных организаций требует более жестких подходов 28.04.2006
Министр охраны окружающей среды РК Нурлан Искаков сегодня встретился с представителями ТОО "Тенгизшевройл" 28.04.2006
Журналистика и недропользование 28.04.2006
Ошибка короля 28.04.2006
Рабочий график Главы государства 27.04.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz