NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 08:38 ast
06:38 msk

Журналистика и недропользование
Взаимоотношения Министерства энергетики и минеральных ресурсов с недропользователями - тема не только актуальная, но и стратегически важная. К сожалению, для некоторых журналистов она стала стратегическим способом громко заявить о себе, не утруждая проникновением в суть вещей
28.04.2006 / политика и общество

Дмитрий Елков, "Известия-Казахстан", 27 апреля

Взаимоотношения Министерства энергетики и минеральных ресурсов с недропользователями - тема не только актуальная, но и стратегически важная. К сожалению, для некоторых журналистов она стала стратегическим способом громко заявить о себе, не утруждая проникновением в суть вещей. А для создания видимости объективности используется стандартный набор тезисов – коррумпированность чиновников, распродажа богатств страны по бросовым ценам и т.д. Примером такого материала является материал Марата Асипова "Браво первой ночи", опубликованный в популярной казахстанской газете.

Объективная журналистика предполагает подготовку материала как минимум на основе трех независимых источников информации. Одним из солидных источников могло стать Министерство энергетики и минеральных ресурсов, которое готово в любой форме ответить на вопросы, интересующие прессу.

Но Марату Асипову не нужны факты, которые не укладываются в построенную схему. Поэтому он счел возможным заодно нарушить древний принцип римского права "Выслушай и другую сторону". А здесь есть что узнать.

Начнем с главного. Постановлением коллегии по гражданским делам суда Астаны от 4 апреля 2006 года решение Специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны от 13 марта 2006 года отменено. В исковых требованиях ТОО "Вектор Энерджи Вест" и иностранной компании "Биг Скай Энерджи Вест Атырау Лтд." к Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан о признании незаконными и отмене решений Министерства на передачу права недропользования по Контракту от 28 декабря 2002 года № 1077 в пользу ТОО "Лигострейд Сервис", о подписании Дополнения № 1 к Контракту № 1077, о регистрации названного Дополнения отказано. В соответствии со статьей 368 ГПК РК, постановления суда апелляционной инстанции вступают в законную силу со дня их принятия. Вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии со статьей 21 ГПК РК, обязательны и подлежат неукоснительному исполнению.

В переводе со сложного юридического языка это означает, что Марат Асипов распространил информацию, не соответствующую действительности.

В своей публикации М. Асипов утверждает, что "участок, который вицеминистр Измухамбетов лихо отписал новым владельцам, реально стоит не один миллион долларов, как это было указано в протоколе. Еще в 2004 году западные специалисты дали заключение, что запасы нефти на блоках, отведенных инвесторам по контракту № 1077, составляют около 600 миллионов баррелей. А участок "Атырау", проданный за миллион долларов, на самом деле стоит никак не меньше 101 миллиона долларов".

Конечно, для непосвященного такие цифры впечатляют и заставляют налиться праведным гневом. Но успокойся, читатель, - если ты не нацеленный на скандал журналист, то истина тебе откроется.

Во­первых, для того чтобы оплата за пользование недрами была справедливой, запасы полезных ископаемых подлежат государственной экспертизе. Она осуществляется Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан в соответствии с Правилами государственной экспертизы недр Республики Казахстан. Они утверждены правительством Казахстана в 1996 году. После осуществления соответствующих работ на свет появляется Заключение государственной экспертизы об экономической эффективности разработки разведанных запасов полезных ископаемых, которая является основанием для их постановки на государственный баланс.

Всем этим занимается серьезный государственный орган - Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, который привлекает к своей работе лучших казахстанских ученых и специалистов.

А теперь представим ситуацию, когда приходит некое лицо и заявляет, что участок в пустыне скрывает несметные запасы нефти. У любого серьезного инвестора возникает законный вопрос: есть ли у вас, уважаемый господин, лицензия, которая подтверждает всю серьезность такого заявления.

К сожалению, такой вопрос Марат Асипов не удосужился задать. А между тем Отчет по оценке запасов и ресурсов углеводородного сырья на участке "Атырау" по Контракту № 21077 и месторождении "Лиман2", составленный международной фирмой лицензированных оценщиков "ПетроГлоубКанада", на который ссылается журналист, не может быть принят во внимание. И не в силу злого рока или козней МЭМР, а потому, что фирма "ПетроГлоубКанада" не обладает лицензией, выданной на территории и в соответствии с законодательством Казахстана.

Более того, такое исследование может заказать только собственник. Но на тот момент ОО "Вектор Энерджи Вест" не являлось собственником права недропользования по Контракту № 1077 (10 ноября 2005 года право недропользования по Контракту зарегистрировано за ТОО "Лигострейд Сервис"), вследствие чего не имело правовых оснований по обращению к оценщику для оценки чужого имущества.

Закон суров, но это закон. А в соответствии с ним ни один государственный орган, в том числе и МЭМР, не могут принимать во внимание этот отчет.

Конечно, внушительные цифры запасов нефти, приведенные в отчете, производят впечатление. Хочется вскрикнуть о том, что закон может уступить дорогу целесообразности, пусть даже революционной.

Но как оцениваются запасы углеводородов? Наверное, Марат Асипов это представляет себе следующим образом. Приходит отягощенный рюкзаком и умудренный опытом бородатый знатокгеолог, который, окинув взглядом пустыню и задумчиво посмотрев в облака, скажет – миллионов сто тут лежит. Тут же прибывают нефтяники, и процесс, что называется, пошел.

Далеко не так. На место приезжают геологоразведчики, которые проводят полевые геолого­геофизические исследования, бурение, опробование и испытание скважин и многоемногое другое. Затем со своими расчетами они идут в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых. Только после всех этих процедур можно говорить об экономической ценности объекта.

Даже после этого на участок не приходят нефтяники. В данном конкретном случае перспективные ресурсы нефти участка "Атырау" составляют: геологические - 39,3 млн тонн (291,7 млн баррелей), извлекаемые - 11,8 млн тонн (87,5 млн баррелей). Общий объем инвестиций, предусматриваемый ТОО "Вектор Энерджи Вест", для проведения разведки данного участка оценен в 30,3 млн долларов. Эти данные можно было получить в МЭМР не только Марату Асипову, но и другим журналистам. Тогда бы он понял разницу между надуманными 600 млн баррелей и 87,5 млн баррелей.

Но это еще не все. Марат Асипов пишет " … запасы нефти на блоках, отведенных инвестору по Контракту № 1077, составляют 600 млн баррелей, а участок "Атырау", проданный за миллион долларов, на самом деле стоит никак не меньше 101 миллиона долларов". Любой геологоразведчик знает, что перспективные ресурсы - это еще не запасы. Не все оцененные структуры могут быть продуктивными. Часть структур может оказаться "пустой", без залежей углеводородов. Практика проведения геологоразведочных работ в Прикаспийской впадине показывает, что коэффициент успешности составляет порядка 0,5. А с цифрой 600 миллионов баррелей шутить нельзя. Такие месторождения в Казахстане - большая редкость.

Итак, месторождение найдено и оценены запасы. Может ли кто­нибудь из чиновников легким росчерком пера изменить его собственника? "Золотые перья" журналистики в лице Марата Асипова могут это сделать легко. Но чиновнику придется проделать тяжкий путь.

Конституция страны говорит о том, что правительство Республики Казахстан организует управление государственной собственностью, что означает наделение правительства республики полномочиями владеть, пользоваться и распоряжаться государственной собственностью в пределах, установленных законодательными актами.

А чтобы вырабатывать предложения по использованию собственности, создаются консультативносовещательные органы – межведомственные комиссии по различным вопросам. Межведомственная комиссия по вопросам приобретения государством отчуждаемых прав на недропользование и (или) долей участия в юридическом лице, обладающем правом недропользования, тоже существует. В состав комиссии входят представители правительства, министерств - охраны окружающей среды, экономики и бюджетного планирования, индустрии и торговли, юстиции, финансов, национальной компании "КазМунайГаз". Решения комиссии принимаются открытым голосованием и оформляются протоколом заседания комиссии.

Поэтому росчерка пера для решения вопросов в комиссии явно недостаточно. Более того, министерство в лице министра не принимает решения, а выдает разрешение на передачу права недропользования. И это не одно и то же. В силу пункта 5 статьи 14 Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" передача права недропользования производится на основе гражданскоправовых сделок. Естественно, что такие сделки не совершаются росчерком пера руководства МЭМР.

Как следует из документов, 28.09.2005 года между ТОО "Вектор Энерджи Вест" и ТОО "Лигострейд Сервис" заключен договор о передаче права недропользования по Контракту № 1077. ТОО "Вектор Энерджи Вест" обратилось в министерство с заявлением о выдаче разрешения на указанную передачу права недропользования, министерство с соблюдением всех процедур, установленных законом, с учетом решений Межведомственной комиссии и правительства, а также на основании волеизъявления ТОО "Вектор Энерджи Вест" разрешило передать право недропользования по договору купли­продажи.

Патриота должно радовать, когда люди встают на защиту интересов Казахстана. Поэтому вывод Марата Асипова о том, что "государство, одобрив продажу по заниженной цене, лишилось не только сотен тысяч тонн нефти, которые можно добыть из этого месторождения, но и вполне реальной суммы денег", должен серьезно обеспокоить. Но и в этом случае журналист, не владея всей информацией, исказил суть проблемы.

В 1997 году правительством Республики Казахстан право недропользования для разведки углеводородного сырья на участке "Атырау" было предоставлено компании "ФИОК".

В период с 1997го по 2000 год компания провела геофизические, буровые и камеральные работы. В результате относительно более перспективной частью территории участка "Атырау" была признана его юговосточная часть, в пределах которой перспективы нефтегазоносности могут быть связаны с надсолевым комплексом пород.

В результате сложных изысканий, которые понятны специалистам, "ФИОК" было выявлено 40 солянокупольных структур и сделано предположение о том, что в пределах контрактной территории можно встретить мелкие и средние месторождения сложного строения. Учитывая низкую перспективность локальных объектов в пределах контрактной территории, компания "ФИОК" сделала заключение о необходимости возврата лицензионного участка "Атырау" Республике Казахстан.

15 марта 2001 года постановлением правительства Республики Казахстан № 351 лицензия № 991 отозвана в связи с расторжением Контракта недропользователем в одностороннем порядке. Так как данный участок относится к зоне риска, государству необходимо было бы затратить несколько десятков миллионов долларов, чтобы получить экономически ценные для Казахстана запасы углеводородов, которые в дальнейшем можно было бы разрабатывать. В данном случае государству выгоднее провести разведку участка "Атырау" за счет инвестиций, так как за весь период поисковоразведочных работ, проводимых на огромной территории участка "Атырау", были открыты небольшие по запасам месторождения нефти Бакланий Северный, Дараймола, Каратал, Женгельды с общими запасами (геологические/извлекаемые) 4513/ 1435 тыс.тонн.

В этой связи и принято решение правительства от 11 октября 2005 года № 4796 о нецелесообразности приобретения государством отчуждаемых прав на недропользование по данному вопросу.

Как видим, государственные интересы были соблюдены в полной мере.

Особенно щепетильным является утверждение журналиста о том, что "МЭМР зарегистрировал эту более чем странную сделку". Громкое заявление находится в противоречии с документами, которыми руководствовалась прокуратура города Астаны при принесении протеста на решение Специализированного межрайонного экономического суда; фактами, которые имеются в материалах гражданского дела и доказательствами, которыми руководствовалась апелляционная коллегия по гражданским делам г. Астаны при вынесении решения по делу.

Так, ТОО "Вектор Энерджи Вест", иностранная компания "Биг Скай Энерджи Атырау Лтд" обратились с заявлением в суд, указав, что "28 декабря 2002 года между ГУ "Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан" и ТОО "Вектор Энерджи Вест" заключен контракт № 1077 на разведку углеводородного сырья на участке "Атырау" (надсолевые и подсолевые блоки) в соответствующих пределах Атырауской области. 28 сентября 2005 года президентом ТОО "Вектор Энерджи Вест" Шакировым Ф. К. без извещения и согласования с единственным участником ТОО - иностранной компанией "Биг Скай Энерджи Атырау Лтд", в пользу ТОО "Лигострейд Сервис" подписан договор о передаче права недропользования по указанному контракту. Ответчик ГУ "Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан" с нарушением установленного порядка и на основании решения экспертной комиссии приняло решение о передаче права недропользования по вышеуказанному контракту в пользу ТОО "Лигострейд Сервис" путем подписания к нему Дополнения № 1 от 9 ноября 2005 года".

Суд первой инстанции (Специализированный межрайонный экономический суд), удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что "ответчик, основываясь на заключении межведомственной комиссии от 7 октября 2005 года о нецелесообразности приобретения государством отчуждаемого ТОО "Вектор Энерджи Вест" права недропользования, принял решение о передаче права недропользования по настоящему контракту, не убедившись, что последнее способно выполнить обязательства по контракту. При этом данное решение министерства не оформлено приказом либо иным способом".

Между тем в протесте прокуратуры города Астаны от 28.03.2006 года № 829806 указано на то, что "в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что выбытие права недропользования ТОО "Вектор Энерджи Вест" произошло не в результате действий ГУ "Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан", а в результате волеизъявления самого ТОО "Вектор Энерджи Вест", отраженного в совершении гражданскоправовой сделки - заключении договора о передаче права недропользования от 28 сентября 2005 года, которым спорное право передано третьему лицу - ТОО "Лигострейд Сервис" - по цене 134 миллиона тенге. В настоящее время данный договор не признан в установленном порядке недействительным.

По уставу ТОО "Вектор Энерджи Вест", его президент вправе действовать от имени ТОО без доверенности, совершать сделки ТОО с любыми третьими лицами и осуществлять все иные действия, не отнесенные к исключительно компетенции высшего органа управления. Запрещенная президенту деятельность предусмотрена пунктом 7.5. и относится к получению им выгоды от заключаемых сделок либо направленной на конкуренцию с ТОО.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации президент ТОО "Вектор Энерджи Вест" Шакиров Ф.К., действуя на основании полномочий, предусмотренных уставом ТОО, совершил сделкудоговор о передаче права недропользования от 28 сентября 2005 года, которым данное право отчуждено в пользу ТОО "Лигострейд Сервис". В ходе судебного следствия заявителями, в соответствии со статьей 65 ГПК К, не доказано, что совершение данной сделки противоречит уставу ТОО либо нормам гражданского законодательства Республики Казахстан.

ГУ "Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан", являясь уполномоченным органом в спорных правоотношениях, совершило действия, предусмотренные законодательством, в том числе и статьей 14 Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", определяющие переход права недропользования от одного недропользователя к другому, и каких­либо незаконных действий при осуществлении данной процедуры при рассмотрении дела не установлено".

Многие журналисты поднимают тему об излишней бюрократизированности процесса принятия решений. Но стратегическая сфера, которой является добыча энергоносителей, требует взвешенных и всесторонне аргументированных решений.

Конечно, в этой сфере существуют некоторые проблемы. Например, порядок производства проверки того, что юридическое или физическое лицо не способно выполнить обязательства или часть обязательств, возлагаемые на недропользователя контрактом, законодательством не установлен. Поэтому министерство ограничено в своих возможностях. Но в данном случае у министерства на момент рассмотрения заявления имелись в наличии документы, свидетельствующие о том, что ТОО "Вектор Энерджи Вест" само не способно далее осуществлять разработку месторождения по Контракту. Приказом министра 5 октября 2005 года № 265, Контракт от 28 декабря 2002 года № 1076, заключенный между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и ТОО "Вектор Энерджи Вест" на разведку углеводородного сырья на участке "Лиман2", расторгнут в одностороннем порядке в связи с неустранением причин, вызвавших приостановление действия Контракта. Данный приказ ТОО "Вектор Энерджи Вест" не оспорен.

С развитием нефтедобычи граждане нашей страны справедливо связывают и решение социальных проблем. И это также отражается в обязательствах недропользователей. Добросовестные инвесторы вносят существенный вклад в социальное развитие регионов – строительство школ и больниц, водопроводов и защиту окружающей среды.

К сожалению, Марат Асипов не захотел или не смог обратить внимание на эту сторону проблемы. Между тем 7 июля 2005 года в Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан поступило письмо от акима Индерского района Атырауской области. В нем говорится, что "выборочной проверкой Генеральной прокуратуры установлено невыполнение инвестиционных обязательств ТОО "Вектор Энерджи Вест" и занижение сумм инвестиций по участку "Атырау" - 7 миллионов долларов США и "Лиман2" - 5 миллионов долларов США". По сути, компания проигнорировала взятые на себя обязательства. А ведь недропользователь только по контрактному участку "Атырау" обязан осуществить платежи в размере 1 миллиона долларов США на социальные программы и программы по развитию местной инфраструктуры.

Что означает миллион долларов для районного бюджета, объяснять нет необходимости. Поэтому и справедливо, и вполне законно было предложение акима района в связи с "отсутствием какой­либо деятельности ТОО "Вектор Энерджи Вест" в Индерском районе… принять меры воздействия или расторгнуть Контракт с недобросовестным недропользователем".

В силу всех этих обстоятельств, а не по прихоти министра, было принято решение на передачу права недропользования от ТОО "Вектор Энерджи Вест" к ТОО "Лигострейд Сервис".

И это решение принималось не по субъективным основаниям, а на основе процедур, утвержденных правительством. В дело вступила Межведомственная комиссия, которая вынесла свои рекомендации. Затем, 11 октября 2005 года, правительство отказалось приобретать отчуждаемое ТОО "Вектор Энерджи Вест" право недропользования по Контракту № 1077. Далее, 13 октября 2005 года, Экспертная комиссия Министерства рекомендовала министру выдать разрешение на передачу права недропользования. И только потом министр подписал Дополнение № 1 к Контракту 09 ноября 2005 года. Что же касается текста Дополнительного соглашения, на который ссылается журналист, то в нем присутствует опечатка - вместо 11 октября указано 1 октября. Любой непредвзятый человек, ознакомившись с огромным количеством документов, связанных с этой историей, поймет и простит.

Любой государственный орган просто обязан работать в рамках установленных правил. Например, журналист говорит о нарушениях сроков рассмотрения заявления ТОО "Вектор Энерджи Вест". В соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", разрешение компетентного органа выдается в течение 15 дней со дня подачи заявления". Законом Республики Казахстан от 14 октября 2005 года внесено изменение о том, что данные разрешения выдаются в течение 45 дней. Если заявление поступило 28 сентября 2005 года, а заседание экспертной комиссии состоялось 13 октября того же года, нарушило ли МЭМР установленные правила? Нет. Но у Марата Асипова другая арифметика.

Что же касается вероятных расхождений в решениях казахстанского и американского судов, то не будем забывать о патриотизме, подкрепленном нашими законами. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.04.2006
Комитет информации и архивов Минкультуры и информации считает необходимым расширение состава совета директоров АО "Агентства "Хабар" 28.04.2006
Формируется кадровый резерв государственной службы 28.04.2006
Что происходит на канале "Казахстан-1" 28.04.2006
Представители творческой элиты подвергли критике действия бывших сотрудников канала "Казахстан" 28.04.2006
Регистрация религиозных организаций требует более жестких подходов 28.04.2006
Министр охраны окружающей среды РК Нурлан Искаков сегодня встретился с представителями ТОО "Тенгизшевройл" 28.04.2006
Журналистика и недропользование 28.04.2006
Ошибка короля 28.04.2006
Рабочий график Главы государства 27.04.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz