Ерлан БАЙЖАНОВ, заведующий Информационно-аналитическим центром Администрации Президента РК, "Казахстанская правда", 15 июля
Тематика модернизации, то есть построения современного общества и полноценной интеграции Казахстана в глобальный мир, сегодня стала стержневым вопросом социально-экономической и политической жизни нашей страны. В этом есть объективная логика, отражающая тот факт, что транзитный период развития переходит в завершающую фазу. Но, видимо, более важно то, что есть и субъективная воля власти, всерьез нацелившейся на новый этап реформ, в том числе политических. При этом существует четкое видение, каким путем идти к этой цели - через интеграцию в глобальный мир, построение высокотехнологичной экономики, развитие современного образования, обеспечение высоких стандартов жизни и, конечно, политическую модернизацию.
У Казахстана, достаточно успешно преодолевающего рифы постсоветского транзита, сегодня есть уникальный шанс вырваться в число конкурентоспособных стран мира. Идея роста конкурентоспособности, обоснованная Президентом Н. А. Назарбаевым, не сводится только к достижению качественно нового состояния экономики, а несет более глубокую смысловую нагрузку. Вопрос стоит о качественно новом позиционировании Казахстана в глобальном измерении, дееспособности и состоятельности нации перед вызовами современности.
Такая широта охвата стратегическим видением Президента будущей конкурентоспособности нации определяет контуры общенациональной идеи, в контекст которой четко вписана потребность в модернизации политической системы и проведении политических реформ. Эта идея обращена в будущее, а не в прошлое и настоящее. Она прагматична, ориентирована на решение реальных интересов общества, личности и государства. Она помогает сохранить самобытность нации и в то же время интегрировать ее в современный мир.
Говоря о приоритетах и сути планируемых политических изменений, следует иметь в виду несколько моментов.
Во-первых, предстоящие реформы носят "продолжающийся" характер и имеют целью совершенствование, а не ломку существующей политической и административной системы. Радикальные преобразования уже позади, и пришлись они на начало 90-х годов, когда был осуществлен демонтаж прежней тоталитарной системы и провозглашены конституционные принципы политического и идеологического плюрализма. Вообще, следует понимать, что процесс политических и административных реформ в любой стране имеет перманентный характер.
Во-вторых, готовых и тем более одинаковых рецептов трансформации политических систем не существует, и новые реформы должны строго соотноситься не только с заданными демократическими целями, но и со своеобразием казахстанской политической системы, имеющей свою историю, пусть и недолгую, а также несомненную специфику.
Эта специфика сложилась под влиянием многих факторов, в том числе имеющих конфликтную природу, среди которых - взаимоотношения элит, проблемы регионализма, геополитическое давление, этнический состав и даже менталитет населения. И, соответственно, реформа политической системы должна преследовать цель устранения потенциальных "линий разлома" внутри казахстанского общества.
В-третьих, демократический процесс не должен приводить к хаосу и неразберихе, к потере управляемости государственным механизмом, как это происходило в некоторых соседних странах. В Украине, например, после "оранжевой революции" темпы экономического роста упали в четыре с половиной раза. Это подтверждает тезис о том, что крайне важно соблюдать баланс между последовательным углублением демократии и ее "легитимизацией" в общественном сознании.
В-четвертых, программа политической модернизации вырабатывается в рамках специально созданного механизма - в Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, в которой широко представлены основные политические интересы, существующие в стране. Фактически эта форма общенационального политического диалога, и тот, кто в нем не участвует, рискует предать собственные интересы. Можно дискутировать по поводу легитимности этого института, но никто не может оспаривать его эффективность: принимаемые им решения могут внедряться буквально "с колес".
В-пятых, процесс идет под непосредственным патронажем Главы государства. Чтобы иллюстрировать значение этого фактора, приведу слова немецкой исследовательницы М.-К. фон Гумпенберг о том, что "только Назарбаев смог придать процессу генезиса национального суверенитета Казахстана ясный смысл, содержание и политическую логику".
Другими словами, стратегическое видение лидера нации является очевидным плюсом и важнейшей компонентой процесса политической трансформации страны. Подчеркну принципиальность Главы государства в реализации своих обещаний - то, что он декларирует, он всегда реализует, подчиняя своей воле всю государственную систему.
Уже сейчас Казахстан живет в качественно новой политической реальности. Обсуждение структуры политических преобразований в рамках госкомиссии означает начало политреформ, поскольку к процессу принятия важнейших решений, в том числе конституционного характера, привлечены широкие общественно-политические силы, включая конструктивную оппозицию, мнение и требования которой учитываются в рамках общественного диалога.
Общенациональная программа демократических реформ охватывает практически все стороны политической жизни страны, касаясь вопросов децентрализации госуправления, расширения принципа выборности путем внедрения выборов глав исполнительной власти на местах, расширения полномочий Парламента и местных представительных органов, введения местного самоуправления, дальнейшего совершенствования судебно-правовой системы, развития институтов гражданского общества, борьбы с коррупцией.
В рамках этого процесса предстоит адаптировать политическую систему к условиям динамично развивающихся рыночных отношений, при которых акцент в политическом процессе должен быть сделан на институты гражданского общества, в особенности партии и НПО.
При этом должен быть сохранен стратегический контроль за политическим процессом с целью укрепления базовых условий успешного социально-экономического развития. Одним из условий этого является консенсус в обществе по поводу совершенствования политической системы, принятие новой модели реформ всеми общественно-политическими силами.
Именно эти установки имеют высокий уровень ожиданий в массовом сознании как основные инструменты для достижения главной цели - развития эффективного и конкурентоспособного общества.
Результаты диагностики общественных настроений показывают, что население страны готово "отдать на откуп" государству проведение любых реформ, лишь бы они подкрепляли тенденцию экономического и социального роста. При этом ожидания изменений сфокусированы преимущественно вокруг фигуры Президента.
Характерно, что население, воспринимая Президента как несущую опору политсистемы и гаранта реализации модернизационных преобразований, в большинстве своем против ограничений полномочий Главы государства. По своей актуальности этот вопрос стоит для казахстанцев на последнем месте, и в его пользу высказывается лишь семь процентов респондентов.
В этой связи массовое сознание не воспринимает любые изменения политической системы, которые бы снижали гарантии сохранения базовых условий успешного экономического и социального развития казахстанского общества. То есть ратуют казахстанцы за то, чтобы политические реформы не наносили ущерба действующей форме правления.
Поэтому население довольно настороженно относится к перераспределению полномочий между исполнительной и представительной ветвями власти, между центром и регионами. Например, нельзя сказать, что тема усиления роли Парламента горячо волнует граждан, поскольку лишь 15 процентов респондентов считают данную реформу первостепенной. Более важным казахстанцы считают усиление полномочий маслихатов и введение системы местного самоуправления. Однако данные исследований опять же свидетельствуют об осторожном отношении населения к этим нововведениям - лишь 24 процента опрошенных относят эти вопросы к приоритетным. Примерно такой же показатель имеют вопросы выборности акимов (23 процента) и совершенствования выборного законодательства (25 процентов).
Доминанта патерналистских ожиданий влияет и на другие приоритеты политических реформ, поддерживаемых населением. Казахстанцы делают акцент на совершенствовании государственной системы, повышении прозрачности деятельности госорганов, доступности предоставляемых ими услуг, противодействии коррупции (50 процентов), проведении дальнейшей судебной реформы с целью повышения защищенности прав и свобод граждан (30 процентов).
Хотя среди населения присутствует понимание необходимости развития институтов гражданского общества, однако в этом плане недооценивается роль политических партий, которые по приоритетности стоят у населения в нижней части списка (20 процентов). Население в этой связи делает главную ставку на развитие неполитических институтов гражданского общества, имеющих в большей степени социальную ориентацию - НПО, профсоюзы (около 32 процента).
Сложившаяся структура общественного мнения существенно актуализирует деятельность Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ и делает проводимый в рамках этой структуры общественный диалог по-настоящему востребованным.
Призвание госкомиссии - найти оптимальный путь совершенствования политической системы с учетом требований ускоренной модернизации страны во всех сферах и доминирующих императивов общественного сознания.
Свободное, открытое и демократическое общество - важнейшая составляющая конкурентоспособности Казахстана. При этом следует иметь в виду, что политическая модернизация ведет к формированию новой политической культуры, в рамках которой власть становится участником единого конкурентного пространства и сознательно сужает собственные возможности для административного воздействия. Как результат, будет возрастать политическая конкуренция за влияние на массовое сознание и формирование идеологической повестки дня. Отсюда важность понятной и мобилизующей идеологии власти, задача комплексной научной проработки новых идеологических установок и организации соответствующей политической и информационно-разъяснительной работы в обществе.
Модернизация только тогда бывает успешной, если в ней заинтересованы и принимают участие самые широкие слои населения. Следовательно, нужно стимулировать процесс формирования социальной базы, серьезно заинтересованной в реализации новой стратегии развития. |