Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 29 сентября
Скандал с необоснованно завышенными бонусами, которые в 2005 и в 2006 годах получало руководство ряда национальных компаний и институтов развития республики, стал одной из основных тем заседания Комитета сената по финансам и бюджету. Председатель фонда устойчивого развития "Казына" Кайрат Келимбетов заверил депутатов, что ситуация, вскрытая в АО "Казахтелеком" и АО "Банк развития Казахстана", не повторится в дальнейшем, но при этом подчеркнул, что чрезмерная борьба с надбавками и бонусами может привести к оттоку специалистов в частный сектор.
Накануне заседания сенатского комитета руководство АО "Казына" юридически оформило свое ведомство в качестве единственного акционера всех институтов развития республики: 27 сентября Комитетом государственного имущества пакеты основных институтов развития были переданы фонду. И именно с этого момента холдинг, созданный для управления этими институтами и для контроля за их финансовыми потоками, "де-юре" получил свои полномочия. Чем и не преминул воспользоваться, приняв единственно верное на фоне разгорающегося "зарплатного" скандала решение о временном замораживании верхнего потолка заработных плат вместе со всеми надбавками и бонусами во всех институтах развития на уровне 5000 долларов США.
Кайрат Келимбетов подчеркнул, что это решение касается и его самого – по его словам, ранее его зарплата колебалась в промежутке от пяти до десяти тысяч долларов – в зависимости от тех самых надбавок и бонусов. Позже в интервью журналистам глава "Казыны" пояснил, что это ограничение будет действовать до утверждения правительством новых правил определения размеров заработной платы в институтах развития, в работе над которыми участвуют и специалисты "Казыны". Вместе с тем он считает, что отменять систему бонусов и надбавок, замороженную в них в настоящее время, в принципе, нельзя. "Заработная плата в институтах развития в системе АО "Казына" является наименьшей среди государственных организаций. Сегодня директор департамента любого банка или строительной компании получает именно такую сумму ($5 тыс. – Прим. авт.), поэтому для привлечения талантливых кадров у нас должна быть сопоставимая с частниками заработная плата, и институтам развития необходима соответствующая система бонусов, для того чтобы заинтересовать персонал институтов развития в работе", – обосновал председатель правления АО свою точку зрения.
По его мнению, размер этой "сопоставимой заработной платы" для Фонда устойчивого развития мог бы определяться специализированным советом правительства по контролю за деятельностью АО "Казына", для институтов же развития могли бы проводиться специальные исследования. В любом случае повторения ситуации с необоснованными завышениями зарплат и бонусов для топ-менеджеров после появления холдингов "Самрук" (создан для управления нацкомпаниями и компаниями с участием государства) и "Казына" (институтами развития) не случится.
"Почему было необходимо создание холдингов "Казына" и "Самрук", которые будут контролировать деятельность государственных компаний и институтов развития? До их создания национальные компании с участием государства контролировались советами директоров, членами которых являлись представители правительства. Так вот, в бытность мою министром экономики и бюджетного планирования один из моих заместителей являлся членом советов директоров шести подобных компаний. Естественно, что при таком положении дел невозможно было профессионально охватить всю их деятельность", - пояснил Кайрат Келимбетов, отвечая на вопрос сенатора Евгения Амана о том, почему правительство не пресекло факты необоснованного завышения заработной платы и бонусов руководством ряда государственных компаний и институтов развития. Теперь же правительство получило четкий механизм контроля финансовых потоков в институтах развития и нацкомпаниях. Именно АО "Казына" были вскрыты подобные факты, приходящиеся на 2005 - начало 2006 года, в ряде институтов развития, в частности в АО "Банк развития Казахстана".
Вопрос же о том, насколько возможно возвращение полученных в неадекватном размере бонусов управленцами, однозначного ответа не нашел. С одной стороны, АО "Казахтелеком" уже официально заявило, что Хайрат Карибжанов вернул средства, обоснованность получения которых была, мягко говоря, поставлена под сомнение. С другой – сам Кайрат Келимбетов, отвечая на вопрос журналистов о юридической основе такого возврата, признал, что это "дело доброй воли" получателей. Дело в том, что выплата этих бонусов имеет под собой вполне легитимную основу – решение о них принималось официально, поэтому квалифицировать действия этих руководителей в соответствии с Уголовным кодексом довольно затруднительно. Ситуация с получением ими бонусов в завышенном размере напоминает первую часть поговорки "дают – бери, бьют – беги".
До второй части этой пословицы, впрочем, вряд ли дойдет: по заверениям Кайрата Келимбетова, представители руководства второго фигуранта скандала – АО "БРК" - намерены вернуть государству ранее полученные в неадекватном размере бонусы. Поясним, что речь идет о заместителях прежнего президента БРК, которые, кстати, просили руководство "Казыны" перевести их по морально-этическим соображениям в другие институты развития для дальнейшей работы. Что касается Камбара Шалгимбаева, то ответа о его готовности вернуть средства руководству "Казыны" пока не поступало: Кайрат Келимбетов пояснил, что он "проинформирован и, наверное, в ближайшее время примет свое решение". |