NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 26.09.2021 03:24 ast
00:24 msk

Критическая масса Каспия
По прогнозам американских аналитиков, к 2015 году Каспий станет одним из самых нестабильных регионов мира
25.10.2006 / политика и общество

Олег ГОРУПАЙ, "Красная звезда", 25 октября

В середине октября в Актау (Казахстан) прошел "круглый стол" "Казахстан – Россия: сотрудничество на Каспии". По его итогам участники форума сделали выводы о том, что ситуация на Каспии определяется политическими факторами, национальными интересами прикаспийских государств и геополитической ситуацией в целом. При этом подчеркивалось, что, по прогнозам американских аналитиков, к 2015 году Каспий станет одним из самых нестабильных регионов мира. К факторам, способным осложнить обстановку, участники "круглого стола" отнесли ухудшение ирано-американских отношений из-за противоречий по ядерной программе Тегерана, не совсем стабильную обстановку в Азербайджане, связанную с противоречиями внутри правящей элиты, а также непредсказуемую обстановку в Туркмении. Однако еще большую угрозу стабильности региону несут остающиеся неурегулированными проблемы между самими прикаспийскими государствами и политика США, направленная на окончательное присоединение Каспия к зоне своих жизненно важных интересов.

Российские приоритеты

Хотелось бы напомнить, что проблема Каспия возникла после распада СССР и образования независимых государств - Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Одной из первостепенных задач для стран региона стала необходимость определения международно-правового статуса Каспийского моря, считавшегося до этого времени внутренним. В дальнейшем проблема статуса становилась все более острой, поскольку она была связана с определением собственности на природные, прежде всего энергетические, ресурсы, находящиеся под морским дном. Об этом, в частности, свидетельствует экономическое и политическое соперничество, разворачивающееся из-за контроля над нефтеносными районами Каспия, в том числе разногласия между Туркменией и Азербайджаном относительно принадлежности месторождения Сердар и ирано-азербайджанский спор за месторождения Алов, Араз и Шарг.

С октября 1992 года состоялось множество многосторонних встреч прикаспийских государств, но окончательное решение так до сих пор и не принято. В настоящее время Россия, Казахстан и Азербайджан выдвигают единое предложение - разделить дно, а водную поверхность моря оставить общей. Позиции этих трех государств отражены в двусторонних российско-казахстанском, российско-азербайджанском и азербайджано-казахском соглашениях по разделу Каспия и принципах регионального сотрудничества. Однако при этом у каждой страны есть свои четко выраженные экономические и политические интересы, отступать от которых никто не собирается.

По мнению политолога Дины Малышевой (ведущий сотрудник Института мировой экономики), сегодняшние приоритеты каспийской стратегии России определяются рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются:

- энергетические богатства Каспийского региона, в разработку которых Россией вкладываются значительные средства.

- Поддержание конкурентоспособности "своих" маршрутов доставки энергоносителей на мировые рынки. Защита интересов российских производителей нефти и газа.

- Определение правового статуса Каспия и достижение консенсуса между всеми прикаспийскими государствами относительно раздела моря, поскольку выдвинутая Россией после распада СССР концепция сохранения этого уникального водоема в общем пользовании не встретила поддержки со стороны других прибрежных государств.

- Сохранение уникальной природной среды и биоресурсов Каспия, управление ими.

- Противодействие военно-политическим угрозам. Эту задачу Россия напрямую увязывает с разрешением карабахского, абхазского, чеченского, курдского конфликтов, а также географически более отдаленными от нее иракского и афганского. Озабоченность России вызывают и негативные тенденции, связанные с ростом религиозного экстремизма, терроризма и наркоторговли в регионе, а также потенциальные конфликты, которые могут быть вызваны территориальными, этническими, социальными противоречиями, спорами между прикаспийскими государствами за месторождения нефти и газа. Угроза безопасности исходит и от милитаризации региона. Потому Россия пытается воспротивиться появлению на Каспии флотов иных, неприкаспийских государств или с их участием, как, например, "Каспийская гвардия" под эгидой США.

Следует отметить, что в политике России на Каспии начиная со второй половины 90-х просматриваются позитивные сдвиги и тенденции, свидетельствующие о растущем прагматизме российской дипломатии и учете ею новых геополитических реалий. Российская дипломатия, как политическая, так и энергетическая, старается учитывать стратегические приоритеты государства. Главные же задачи России заключаются в сохранении контроля над энергетическими ресурсами региона и решении вопроса о территориальном разделе Каспия.

Казахстанские нюансы

Астана занимала и занимает наиболее приближенную к российской позицию и по вопросам определения границ Каспия, и по проблемам прокладки новых трубопроводных систем. Договорившись о разделе северного шельфа Каспия "в целях недроиспользования", Россия и Казахстан настаивают также и на срочном заключении соглашений по сохранению биоресурсов моря, поскольку уже сейчас под угрозой находится популяция осетровых рыб, а значит, и производство черной икры.

До определенного времени почти 95 процентов казахстанской нефти прокачивалось через территорию России. Однако с недавних пор Астана занялась поиском новых маршрутов для доставки на мировые рынки энергоносителей. Это привело к присоединению Казахстана к проекту Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Оценивая этот шаг, многие наблюдатели не исключают того, что в перспективе Казахстан может составить конкуренцию российским нефтегазовым компаниям. Это подтверждают и некоторые заявления казахстанских экспертов. В частности, первый заместитель директора института стратегических исследований при президенте Казахстана Санат Кушкумбаев считает, что Россия, пытаясь быть лидером на постсоветском пространстве, "стремится заламывать руки соседям". А советник посольства Казахстана в России Марат Сыздыков по итогам "круглого стола" "Казахстан - Россия: сотрудничество на Каспии" сделал вывод: "Казахстан и Россия – страны разные. У них разные цели и разные способы вхождения в мировое сообщество. Наши страны идут не в ногу".

Азербайджанские подвижки

В последние годы подходы Азербайджана к решению вопроса о правовом статусе Каспия стали постепенно приближаться к российско-казахстанским. Свидетельством тому служат два двусторонних "каспийских" соглашения, одно из которых Баку заключил с Астаной в ноябре 2001 года, а другое – чуть ранее – с Россией. В них речь идет фактически об установлении границ национальных секторов пропорционально длине береговой линии каждой из пяти прибрежных стран. Россия и Азербайджан также достигли принципиальной договоренности по разделу Каспия.

Вместе с тем позиция Азербайджана в отношении Каспия определяется прежде всего его выгодным географическим положением и обладанием ощутимыми запасами энергоресурсов. Основные месторождения Азербайджана сосредоточены на Апшеронском полуострове и прилегающих к нему зонах суши и акватории Каспия. Баку дает нефть исключительно высокого качества. Благодаря этому себестоимость его готовой продукции, несмотря на высокую стоимость сырой нефти, умеренно высока. Азербайджан исходит из того, что наиболее нефтеносные районы Каспия территориально прилегают к его "сектору" и он – единственный в "прикаспийской пятерке", кто конституционно закрепил свой суверенитет на часть Каспия. Это подразумевает возникновение на Каспии государственных границ, что неприемлемо ни для России, ни для других прикаспийских государств – Ирана и Туркменистана в первую очередь.

Главные надежды Баку связаны с проектом БТД. Разумеется, России невыгодно, что нефть потекла в западном направлении в обход ее территории. Это негативно сказывается на экспортных возможностях страны, на снижении валютных поступлений в казну. Однако нашей стране не удалось воспрепятствовать строительству этого трубопровода.

Есть и другие нерешенные вопросы в отношениях Баку и Москвы. Азербайджанские политики хотели бы, чтобы Россия заняла "более активную", то есть отвечающую азербайджанским интересам позицию в нагорно-карабахском урегулировании. Баку дает понять Москве, что в случае бездействия России в этом вопросе он будет вынужден пойти на более тесное сотрудничество, в том числе и в военной области, с США, Турцией и в целом с НАТО.

Иранский эксклюзив

Иран – единственное из пяти прикаспийских государств, кто имеет прямой выход к Индийскому океану, что дает ему преимущества при транспортировке энергоресурсов из Каспия. Подходы Ирана к проблеме Каспийского моря определяются целями его долгосрочной стратегии в регионе – поисками новых рынков сбыта своих товаров, а также приложения капиталов в обход проводимой США политики международной изоляции Ирана, использованием своего выгодного географического положения для того, чтобы коммуникации, нефтегазовые и транспортные потоки проходили через его территорию.

В своей политике в отношении государств региона Иран учитывает степень их участия в недружественных ему блоках, партнерских отношениях и союзах. Иран заинтересован в создании противовеса Турции, претендующей на увеличение своей роли в постсоветском Закавказье. Тегеран обеспокоен также нарушением политического баланса в Каспийском регионе и особенно попытками США утвердиться на Каспии в качестве единственной сверхдержавы. Его, как и Россию, тревожит угроза проникновения НАТО в регион.

Тегеран настаивает на разделе моря по принципу равных долей (20% каждому). При таком раскладе национальный сектор Ирана становился бы больше, нежели граница, которая пройдет в случае раздела по срединной линии. Это, безусловно, породило бы новые проблемы, например ограничение свободы судоходства. По мнению иранских официальных лиц, российско-казахстанско-азербайджанские договоренности относительно раздела Каспия противоречат существующим юридическим документам, регламентирующим статус этого моря. Иран выступает за прокладку нескольких экспортных трубопроводов, по которым потечет ранняя и большая нефть. Помимо отложенного "иранского маршрута" прокачки нефти, Иран лоббирует и ряд других проектов, в частности газопровод из Ирана в Армению.

Очевидно, что цель Ирана – обеспечить долю в каспийских нефтяных и газовых ресурсах, стать главной транзитной страной. Для ее достижения Иран демонстрирует высокий уровень прагматизма. Именно поэтому Иран, как и Россия, заинтересован в экономической и политической стабильности в этом регионе.

Когда "третий" - очень лишний

Каспийский регион интересует Вашингтон в первую очередь своими нефтегазовыми ресурсами. Свободный доступ к каспийским ресурсам позволил бы США уменьшить зависимость от ближневосточной нефти и установить в будущем более низкие цены на энергоносители. Вторая причина, по которой США добиваются более прочного и масштабного присутствия в регионе, состоит в том, чтобы облегчить себе контроль над ситуацией в Центральной Азии, на Кавказе, а главное – в отношении Китая.

Объявив в 90-е годы Каспийский регион сферой своих жизненных интересов, США активизировали свою деятельность, в том числе и с помощью попыток играть самостоятельную роль в постсоветских конфликтах. Кроме того, на словах поддерживая принцип множественности трубопроводов, американцы протолкнули в жизнь политику "одного трубопровода", а именно БТД, активно лоббируя этот крайне политизированный маршрут.

Американцы высказываются за отказ в оформлении правового статуса Каспия, заявляя, что это ничего не решит в вопросах геологических изысканий и добычи. Более того, некоторые эксперты США предлагают перевести споры из-за месторождений в политическую, а не правовую плоскость, то есть решать их в рамках межгосударственных отношений Прикаспия, поскольку, по их мнению, консенсуса по вопросу юридического статуса достичь в ближайшее время будет сложно. Оказываемое Вашингтоном при этом давление на прикаспийские государства чрезвычайно велико и осуществляется как при помощи экономических и политических рычагов (отмена или ввод санкций, поддержка оппозиции и т.д.), так и прямой военной угрозой.

В этой связи достаточно вспомнить о заявлении американского генерала Джеймса Джонсона. Будучи главкомом европейского командования вооруженных сил США, он несколько лет назад приоткрыл секретные планы Пентагона по расширению американского военного присутствия в Каспийском регионе. Согласно им США намерены разместить военные базы в зоне каспийского бассейна и разрабатывают программу "Каспийская охрана" с перспективой на 10 ближайших лет. В рамках этой программы США особое место отводят Азербайджану, рассматривая его как выгодный район и для базирования мобильных сил быстрого реагирования, и для решения своих внешнеполитических вопросов в регионе, в первую очередь в отношениях с Ираном. Проект включает системы наблюдения и за воздушным, и за морским пространством. Реализация в регионе программы США "Каспийская охрана" поставит под угрозу в первую очередь оборонные интересы России и Ирана.

Брутто и нетто статуса

Таким образом, современная ситуация в Каспийском регионе характеризуется значительной неопределенностью. России, как и другим постсоветским государствам, обладающим разным потенциалом и имеющим разные цели и приоритеты, трудно вести здесь согласованную игру. По всей видимости, преждевременно ожидать быстрого решения ключевой каспийской проблемы – правового статуса моря, так как сегодня это выгодно преимущественно Азербайджану, который легко обходится без международных договоренностей, активно и достаточно успешно привлекая в "свой сектор" Каспия иностранный капитал. Однако нерешенность вопроса о правовом статусе Каспийского моря может привести к политическим осложнениям между прикаспийскими странами, особенно между Ираном и Азербайджаном, а также между Ираном и Туркменистаном из-за спорных месторождений.

В этой связи напрашивается единственный закономерный вывод – дабы избежать непоправимых последствий, государствам Прикаспийского региона необходимо активизировать работу по поиску взаимоприемлемых условий по оформлению правового статуса Каспия. При этом необходимо максимально ограничить влияние третьих игроков в "большой каспийской игре", что в свою очередь позволит государствам региона более успешно отстаивать на международной арене свои собственные национальные интересы. В противном случае критическая масса каспийских проблем вырвется из-под контроля.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Премьер-Министр РК принял делегацию Королевства Саудовская Аравия 31.10.2006
Казахстан отказывается от "русских букв" 31.10.2006
Сенаторы предлагают увеличить гарантированный трансферт из Национального фонда 31.10.2006
Боливия завершила национализацию нефти и газа 31.10.2006
На президентских выборах в Болгарии победил действующий президент 31.10.2006
Президент Бразилии переизбран на второй срок 31.10.2006
Акценты динамизма 30.10.2006
Сохраняется тенденция снижения объема торговли между государствами ЕврАзЭС 30.10.2006
Высокое звание - государственный менеджер 30.10.2006
Лукавство бюджета: цифр много, а денег больше нет! 30.10.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.09.21 Воскресенье
88. БИЕКЕНОВ Кенес
68. АКАНОВ Досмурат
63. АБДИЛОВ Онайбек
63. ЕНСЕГЕНУЛЫ Сагат
62. БАЙГОНОВ Жамбыл
62. ЖАШИБЕКОВ Габдул Хаким
60. ТОПИЛЬСКАЯ Людмила
58. БОПИЕВА Жамиля
58. ЖАНКИН Аскар
57. АХМЕТОВ Саяш
57. КАЗЕЕВ Евгений
57. КАСИЕНОВ Марат
57. САПАРОВА Назым
56. ИДРИСОВ Тимур
55. ЖУМАГАЗИЕВ Муратжан
...>>>
27.09.21 Понедельник
83. МАМЫРОВ Нургали
75. ДУМЧЕВ Владимир
74. АЙТУГАНОВ Нуpмахамбет
71. КАЛАБАЕВ Найман
71. ОТТО Иван
67. АЛБЫТОВ Жейенай
67. ТОККУЛОВ Сериктес
65. АМАНБАЕВ Богежан
63. АБДУХАЛЫКОВ Фархат
61. МОМБАЕВ Иса
60. ЗАКАРЬЯНОВ Тулеген
58. ТИНИКЕЕВ Мухтар
56. ДЮСЕТАЕВ Берик
55. БЕЙСЕМБЕТОВ Искандер
55. КИМ Виктор
...>>>
28.09.21 Вторник
83. ДАИРБЕКОВ Муслимбай
81. ЖОЛТАЕВ Герой
81. ЖУНУСБЕКОВ Едыген
74. ДУЙСЕМБЕКОВ Жетписбай
73. МЕРК Александр
72. ЧУПРОВ Вячеслав
71. ИЩАНОВ Кайрат
69. БУКЕНОВ Кайрат
69. НАУРЫЗБАЕВ Нуртас
68. ЗУБОВ Валентин
65. ХАМИТОВ Тулеген
64. ДЕМЕШ Кенесбек
61. ЕСЕНЖОЛОВ Еркегалий
59. САУРАНБЕКОВ Максут
55. ДАИРБЕКОВ Мухтар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz