Олег МИТЯЕВ, "Финансовые известия", 7 ноября
В прошедшую субботу пол-Европы погрузилось во мрак. Волна веерных отключений электроэнергии зародилась на севере Германии и захватила около десятка стран. По предварительной версии, энергосистема в Германии и так работала на пределе, а тут еще пришлось отключить ЛЭП над рекой Эмс, чтобы смог пройти круизный лайнер. И нагрузка оказалась критической. Миллионы домов остались без света, остановились более сотни поездов, в лифтах застряли десятки человек. Только благодаря тому, что аварию удалось устранить через час-полтора, обошлось без человеческих жертв. Точные причины аварии устанавливаются. Но ясно одно - современный мир становится все более уязвимым к техногенным катастрофам.
В субботу вечером Европа оказалась во мгле. Первопричиной стала авария на севере Германии, после чего волна отключений прокатилась по Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Португалии, Швейцарии, Италии, Словении и Хорватии. Пострадали даже жители Северной Африки - там отключения произошли в Марокко. А сама Германия и соседняя Австрия оказались расколоты надвое. В их западных частях был дефицит электроэнергии, а в восточных, наоборот, переизбыток.
Ситуацию удалось нормализовать через час-полтора. Но на это время около 10 млн. домов остались без света. Сильнее всего энергетическая авария сказалась на Франции. Там свет вырубился в 5 млн. домов. Директор французской энергораспределительной сети RTE Андре Мерлен назвал эту аварию самой крупной за последние 30 лет. Отключение рубильников во Франции привело к остановке более десятка поездов, а пожарным бригадам Парижа пришлось вызволять из застрявших лифтов четыре десятка человек.
В Германии без электричества остался аэропорт, обслуживающий Бонн и Кельн, и пришлось задействовать его собственный аварийный генератор. Пострадала и немецкая железнодорожная система. Остановилось больше сотни поездов. В Испании электричество отключали в Мадриде, Барселоне, Сарагосе и по всей Андалусии, в Италии авария сильнее всего затронула Пьемонт и Лигурию.
Точные причины панъевропейской энергетической аварии продолжают устанавливать. А пока основную вину взял на себя немецкий энергетический концерн E.ON. На следующий день после аварии там признались, что временно был отключен высоковольтный кабель над рекой Эмс, чтобы без риска смог пройти круизный лайнер. После этого на других участках энергосистемы возникла сильная перегрузка, и сработала автоматическая система ее сброса путем отключения части потребителей. Для Франции, Италии и Испании "сброс" составил около 8-10% объема обычного потребления электроэнергии. По словам Мерлена из французской RTE, в этих условиях электроэнергией обеспечивались "приоритетные потребители, в первую очередь больницы".
Любопытно, что отключение кабеля, когда под ним проходит корабль, - рутинная процедура. А значит, нельзя исключать возможность повторения блэкаутов, подобных субботнему. В связи с этим Италия уже потребовала от Евросоюза провести доскональное расследование причин аварии. А ее премьер-министр Романо Проди заявил, что последний инцидент явно указывает на то, что Европе надо лучше координировать поставки электроэнергии. Во Франции также призывают создать всеевропейский центр для координации национальных энергосистем.
Ясно одно, массовый блэкаут продемонстрировал уязвимость европейских энергосистем и поставил под вопрос их надежность накануне зимы. Эксперты предупреждают, что Европе грозят новые отключения потребителей от электричества, так как незадействованных энергомощностей остается все меньше и меньше. А в Международном энергетическом агентстве уверены, что проблема дефицита электроэнергии стоит перед всем миром. На этой неделе выходит новый доклад агентства, в котором, как ожидается, оно вновь призовет вкладывать триллионы долларов в строительство электростанций.
Проблема нехватки энергомощностей актуальна и для России, особенно для крупных городов, где энергопотребление растет бешеными темпами. "Мы не застрахованы от такого. Но считаем, что наша система диспетчерского управления более централизованна, а поэтому менее уязвима. Сейчас РАО делает все возможное, например, в рамках инвестиционной программы, чтобы минимизировать подобные риски", - заявил "Известиям" член правления РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников. |