Сергей Козлов, "НП", 12 января
Правительство ушло, правительство осталось. Новый его глава - Карим Масимов - прозван уже, в соответствии с цифрой наступившего года и по своему "порядковому" премьерскому номеру - "премьер 007". Несмотря на то, что большинство министров сохранило свои посты, все же некоторые "ключевые портфели" сменили хозяев. Ими стали, например, руководители министерств обороны и иностранных дел.
В дни, когда шли назначения новых министров, в Астане модно было разыгрывать знакомых: угадай с трех раз, кем только что назначен, к примеру, некий А.? Те, кто более или менее знаком с астанинской кадровой кухней, "прокалывались" мало, тем более что логика нынешнего формирования Кабинета принципиально не изменилась. Однако практически все, начиная от "знатоков" и кончая просто "гадателями", промахнулись относительно почему-то как раз МИДа и Минобороны.
Опростоволосились и политологи с "экспертами и аналитиками". Как кто-то заметил: если не знаешь что говорить, говори, что существующая тенденция сохранится.
Никакой логики никто здесь усмотреть не смог. Возникли лишь глубокомысленные домыслы и полуотвлеченные рассуждизмы типа: что-то грядет во внешней политике, а штатский во главе генералов нам нужен для хорошего реноме в глазах Запада...
Однако логика, надо полагать, как раз в этих-то перемещениях видится, что называется, на самой поверхности. Неоднократно писалось, говорилось о ситуации в Минобороны, за что на писавших и говоривших очень сердились генералы и требовали прекратить "это безобразие". Писали, кстати, не только мы. О кадровых перетрясках, о злоупотреблениях, о практике распределения подрядов и заказов и пр., и пр., и пр.
При этом, надо учесть, что военное ведомство в ближайшее время, согласно оборонной доктрине главы государства, должно подвергнуться глубокому и кардинальному переоснащению. Особенно это касается военно-воздушных сил. Так что именно данное министерское назначение видится очень даже закономерным. "Крепкий хозяйственник", как уже привычно величают Даниала Ахметова (интересно, а что конкретное, кроме умения развязывать "критические узлы", вкладывают еще в это понятие?), послан на один из самых трудоемких и небезопасных (в плане сохранения имиджа) участков реформ в экономике. Как это не раз случалось.
Что же касается нашего славного МИДа, который под руководством бессменного Касым-Жомарта Кемелулы стал у нас одним из самых "обстреливаемых" критиками департаментов, то перемены здесь тоже назрели, что называется, еще вчера. Казахстан, судя по всему, все же вступает в совершенно новый период своей независимой истории, когда ранее объявленный выбор в сторону современной демократии, цивилизованного рынка и признанных гражданских ценностей должен, наконец, реализоваться.
Как известно, дипломатия - это вопрос выживания в будущем столетии, тогда как политика - вопрос выживания до будущей пятницы. Поэтому и в формировании внешней политики у нас давно накопились вопросы, требующие изменений, динамики, смелого поступательного движения. Диалог с Западом и Востоком все усложняется, хотя бы потому, что и Запад и Восток стремятся опробовать в Казахстане свои методы притяжения и влияния, а также поглощения. Ибо Казахстан стал важен в слишком многих отношениях. И этот диалог все более становится сферой "высоких политических технологий", которыми представители прежней дипломатической школы владеют лишь теоретически. |