NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (май 2020)
За какую партию Вы проголосуете на выборах?








Поиск  
Суббота 19.09.2020 17:52 ast
14:52 msk

Доклад
о Программе Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы
12.02.2007 / политика и общество

www.government.kz

1. Введение
Настоящий Доклад подготовлен в соответствии с подпунктом 2) статьи 67 Конституции Республики Казахстан.
Основные направления Доклада о Программе Правительства разработаны в соответствии со Стратегией развития Республики Казахстан, изложенной Президентом Республики Казахстан в Послании народу Казахстана 10 октября 1997 года – "Казахстан – 2030", с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира" и Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы.

2. Анализ итогов 2006 года и тенденций развития экономики
В 2006 году Правительством была продолжена работа, направленная на обеспечение стабильного роста и развития отечественной экономики, повышение уровня благосостояния населения, укрепление экономической безопасности, повышение конкурентоспособности страны на мировом уровне. Результаты проводимой экономической политики и динамичное развитие секторов экономики очевидны.
По предварительной оценке, в 2006 году годовой прирост ВВП составил 10,6% к уровню 2005 года, превысив прогнозное значение на 2,1 процентных пункта. При этом ВВП на душу населения по итогам 2006 года составил 5083 долларов США.
Прирост объемов промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 7%, обрабатывающей промышленности - 7,3%, горнодобывающей - 7%. Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2006 году относительно предыдущего года составил 7%. Услуги транспорта увеличились на 5%, услуги связи - на 20,4%. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%. Объем строительных работ - на 20,1%.
Внешнеторговый оборот в 2006 году вырос на 37%, в том числе, объем экспорта – на 37,3%, импорта – на 36,4%.
Численность безработных снизилась на 2,4%. Уровень безработицы составил 7,8% против 8,1% в 2005 году. Реальные денежные доходы населения, по оценке, выросли более чем на 10%.
Финансовый сектор являлся одной из самых динамично развивающихся сфер экономики. По предварительным данным, объем кредитов экономике за 2006 год увеличился по сравнению с 2005 годом на 82,7% - до 4736 млрд. тенге. Объем депозитов в банковской системе на 1 января 2007 года составил 3115 млрд. тенге, увеличившись за 2006 год на 88,4%.
Несмотря на принимаемые Национальным Банком и Правительством меры, в 2006 году уровень инфляции сохранился на достаточно высоком уровне - 8,6%. Среди ключевых факторов роста инфляции отмечаются высокая ликвидность банковской системы, рост доходов и потребления населения, значительные темпы роста расходов государственного бюджета, импорт инфляции.
Национальный Банк во избежание увеличения инфляционного потенциала и снижения угрозы "перегрева" экономики ужесточил денежно-кредитную политику. С начала прошлого года была дважды повышена официальная ставка рефинансирования: с 1 апреля - с 8,0% до 8,5%, а с 1 июля – до 9,0%. Ставки по привлекаемым депозитам от банков второго уровня были поэтапно повышены с 3,5% до 4,5%, доходность по краткосрочным нотам выросла до 4,95% (эффективная доходность).
В целях развития рынка ценных бумаг, обеспечения его интеграции с международными рынками капитала, привлечения инвестиций в экономику страны создан Региональный финансовый центр города Алматы, а также Агентство, регулирующее его деятельность.
Активы Национального фонда возросли до 14 млрд. долларов США. Объем золотовалютных резервов с их учетом составил более 33 млрд. долларов.
В течение 2006 года наблюдалось стабильное перевыполнение плана поступления доходов в государственный бюджет.
Начата реализация Транспортной стратегии и Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, разработаны Концепция создания региональных социальных предпринимательских корпораций, Концепция управления государственным и валовым внешним долгом, усовершенствовано налоговое законодательство, принят Закон Республики Казахстан "О концессиях".
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на значительное улучшение социально-экономического положения страны в целом, существуют определенные факторы, способные повлиять на экономическую устойчивость, усилить угрозу "перегрева" экономики, что, в свою очередь, отразится на конкурентоспособности Казахстана.

3. Актуальные вызовы социально-экономического развития
Экономика Казахстана развивается в условиях большого притока иностранной валюты, роста объема внешнего заимствования реального и банковского секторов, а также иностранных инвестиций. Все это оказывает инфляционное давление на экономику и обменный курс тенге в сторону укрепления. Создается угроза для финансовой стабильности экономики. Расширение кредитного портфеля за счет иностранного капитала может негативно отразиться на качестве активов банков и хозяйствующих субъектов в случае замедления роста экономики и ухудшения конъюнктуры мировых рынков.
Существует проблема концентрации кредитования по отраслям, так как основная доля выданных кредитов приходится на торговлю, строительство, непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность, что может способствовать "перегреву" отдельных отраслей экономики.
Сырьевая направленность экономики по-прежнему доминирует. Наибольший поток инвестиций направляется в добывающий сектор. Несырьевой экспорт остается на низком уровне. Потенциал диверсификации и модернизации экономики не реализован.
Приоритеты развития науки не определены. Формирование национальной инновационной системы не завершено. Отсутствуют конкретные результаты по крупным системообразующим инвестиционным проектам, направленным на диверсификацию экономики страны.
Отечественный крупный бизнес не в полной мере вовлечен в процесс диверсификации экономики. Банки второго уровня не стремятся финансировать проекты обрабатывающей промышленности.
Качество инфраструктуры и услуг не соответствует уровню экономического развития страны. Это касается и качества оказываемых государственных услуг, в том числе медицинских и образовательных.
Продолжает оставаться низкой средняя продолжительность жизни. Сохраняются высокими показатели материнской и младенческой смертности.
Сохраняются проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем качества жизни населения страны, демографией, высокой ресурсо- и энергоемкостью экономики и загрязнением окружающей среды.
Работа по проведению административной реформы в системе государственного управления затянулась.
Все это требует конкретных мер по устойчивому развитию страны на основе обеспечения баланса экономических, социальных и экологических факторов.
Казахстан станет реально конкурентоспособным только при усилении эффективности структурных изменений в экономике.

4. Стратегическая цель Правительства
Стратегической целью деятельности Правительства в среднесрочном периоде является повышение конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития.

Максимальные усилия Правительство направит на создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни его граждан. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Для достижения этой цели определены следующие приоритетные направления Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы.

5. Приоритетные направления Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы

5.1. Повышение эффективности проведения экономической политики государства

В части повышения эффективности проведения экономической политики предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.
Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.
Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.
Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики.
Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.

5.1.1. Государственное планирование
Государственное планирование будет направлено на сопровождение и управление процессами по обеспечению роста конкурентоспособности страны.
В связи с этим будут разработаны Стратегия устойчивого роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты.
Будут изменены требования к содержанию, процедурам разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ.
Будут приняты нормативные правовые акты по:
внедрению стратегического планирования в государственных органах;
оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;
совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности.
Будет усовершенствована методология разработки экономических прогнозов.
Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики.

5.1.2. Совершенствование бюджетного планирования
Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования.
Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.
Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг, степень достижения стратегических целей и задач, а также будет использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов.
Это предполагает поэтапный переход к бюджету, ориентированному на результаты, а также внедрение контрактных обязательств по модели "заказчик-исполнитель", в первую очередь, с администраторами бюджетных программ. Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.
Будет внедрена система отчетности, открытая для общества, а также налажена система внутреннего и внешнего контроля.
Направления расходования бюджетных средств будут взаимоувязаны со стратегическими (программными) документами страны и иметь четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности экономики. Неэффективные расходы будут сокращены.
Будет внедрена методика оценки и мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, усилены требования к их подготовке.
Для проведения взвешенной фискальной и денежно-кредитной политики темпы роста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны с темпами роста экономики.
В целях снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и сокращения ненефтяного дефицита бюджета предстоит усовершенствовать механизм формирования и использования средств Национального фонда.
При определении объемов бюджетных средств на планируемый период будут учитываться степень достижения установленных индикаторов и эффективность исполнения бюджетных программ.
Внимание будет уделено также совершенствованию межбюджетных отношений.
Основными положениями проекта новой системы межбюджетных отношений в среднесрочном периоде станет определение показателей, позволяющих рассчитать объективные потребности регионов в финансировании с учетом предоставления равнозначного объема и качества услуг по всей стране.

5.1.3. Фискальная политика
Фискальной политикой предусмотрено эффективное применение налогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособности экономики страны, прежде всего, для решения приоритетных задач социально-экономического развития.
Правительство продолжит работу по совершенствованию налогового администрирования.
Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.
Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения.
Проводимая в целом взвешенная фискальная политика направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления государственной политики.
В сфере государственных закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и гибкости расходования государственных средств.

5.1.4. Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора
В области денежно-кредитной политики и развития финансового сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильности развития финансового сектора.
Денежно-кредитная политика сориентирована на решение таких задач, как повышение эффективности мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого уровня инфляции, обеспечение валютного регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом.
Продолжится работа по дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. При этом основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.
В условиях полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям будет значительно расширен мониторинг ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.
С целью поддержания эффективного функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системы платежных карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем.
Продолжится работа по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы. При этом, Правительством будут предприняты все усилия для становления Казахстана как основного финансового центра региона, обеспечивающего эффективное перераспределение финансовых потоков в СНГ и Центральной Азии.
Дальнейшее развитие финансового сектора республики связано с повышением качества услуг и их доступностью, а также стандартов регулирования финансового сектора, формированием ликвидного фондового рынка и его составляющих, либерализацией финансового сектора в целях повышения конкуренции на рынке финансовых услуг.

5.1.5. Развитие конкуренции
В целях обеспечения качественного роста экономики Правительство будет уделять повышенное внимание вопросам развития конкурентной среды и предотвращения монополизации рынка.
В этой связи Правительство намерено проводить работу по определению отраслей экономики с недостаточно развитым уровнем конкуренции, снижению степени монополизации рынка, устранению барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых компаний, проведению институционального преобразования антимонопольного органа, а также развитию биржевой торговли в Республике Казахстан.
Правительство предусматривает регулярное проведение анализа внутренних рынков товаров и услуг с целью определения отраслей и секторов экономики, где присутствуют необоснованная (искусственная) монополизация рынка и высокая степень рыночной концентрации в "одних руках".
В отрасли железнодорожного транспорта будет устранена аффилированность компаний с национальной компанией "Қазақстан темiр жолы", действующих в рамках одного товарного рынка, пересмотрена и оптимизирована структура услуг, а также повышено их качество.
В электроэнергетической отрасли будет продолжена работа по устранению аффилированности между генерирующими, передающими и энергоснабжающими организациями, а также введен запрет сетевым организациям прямо или косвенно владеть иными компаниями, пользующимися их услугами.
Будут устранены барьеры, препятствующие доступу на рынки электроэнергетической и железнодорожной отраслей.
В целях развития конкуренции продолжится реформирование отрасли связи в соответствии с мировым опытом и конъюнктурой внутреннего рынка.
Будет проведена ревизия действующих нормативных правовых актов с целью устранения причин, препятствующих развитию свободной и равной конкуренции.
Планируется разработка проекта Закона Республики Казахстан "О товарных биржах" в новой редакции, обеспечивающего открытое и эффективное функционирование товарных бирж, прозрачный механизм формирования цен на реализуемые на них товары, добросовестную конкуренцию между участниками биржевой торговли.

5.1.6. Регулирование деятельности естественных монополий
Совершенствование тарифной политики будет основано на создании системы комплексного сбалансированного регулирования деятельности субъектов естественных монополий посредством пересмотра роли и функций регулирующих органов. В целях обеспечения предсказуемости уровней тарифов, роста объемов инвестиций в обновление и модернизацию активов регулируемых субъектов, повышения эффективности их функционирования Правительством будет усовершенствована нормативно-правовая и методологическая база.
Реализация этих целей Правительством будет осуществляться путем разработки Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" в новой редакции и повышения роли регулирующего органа с приданием ему функций экономического многоотраслевого регулятора в соответствии с международной практикой.

5.1.7. Развитие бизнес-среды и поддержка предпринимательства
Развитие бизнес-среды и поддержка предпринимательства предполагают решение задач по упорядочению разрешительной системы, устранению дублирования и сокращению разрешительных процедур, таких как лицензирование, сертификация, стандартизация, аккредитация, а также создание предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого и среднего бизнеса.
В этой связи для развития предпринимательства будет предусматриваться дальнейшее сокращение административных барьеров, в том числе путем оптимизации различных видов отчетности. Планируется полностью завершить процесс перехода всех субъектов предпринимательства на международные стандарты финансовой отчетности.
Правительством будут предприняты меры по стимулированию развития микрокредитования, активизации деятельности центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, расширению представительской сети акционерного общества "Фонд развития малого предпринимательства" во всех регионах Казахстана.

5.1.8. Внедрение принципов корпоративного управления
Внедрение принципов корпоративного управления направлено на повышение эффективности управления и транспарентной деятельности в государственном и частном секторах.
Правительством будут предприняты последовательные меры, направленные, в первую очередь, на консолидацию усилий всех заинтересованных сторон по дальнейшему развитию системы корпоративного управления в Казахстане.
В государственных холдингах и акционерных обществах с участием государства продолжится работа по внедрению института независимых директоров, разработке и установлению ключевых показателей эффективности их работы. Оценка результатов деятельности государственных холдингов будет поставлена на системную и регулярную основу. Немаловажным аспектом является согласование процедур внешнего заимствования институтов развития с общей политикой заимствования государства.
Будут четко разграничены сферы деятельности государственных холдингов и социально-предпринимательских корпораций и переданы им необходимые объекты государственной собственности.
Правительство планирует поэтапно внедрить принципы корпоративного управления в государственных органах и пересмотреть действующую нормативную правовую базу.

5.2. Переход к устойчивому развитию, повышение качества жизни населения и развитие человеческого капитала
Во главу деятельности Правительства будут поставлены вопросы повышения качества жизни населения страны, которое складывается из экономического благосостояния, эффективной системы образования, здравоохранения, активной социальной политики, демографической стабильности и состояния окружающей среды.
В целях перехода к устойчивому развитию будет обеспечена практическая реализация положений Экологического кодекса, разработан и принят комплекс мер по эффективному и рациональному использованию возобновляемых ресурсов и источников энергии. Будут выработаны единые подходы к управлению отходами производства и потребления. Правительство обеспечит внедрение целевых показателей и индикаторов, характеризующих различные аспекты устойчивого развития в разрезе каждого региона и по отраслям.
Индустриально-инновационное развитие Казахстана будет сопровождаться решением задач экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, внедрением современных экологических стандартов. Повышение производительности, снижение материалоемкости, сокращение производственных отходов и вредного воздействия на окружающую среду будут основаны на использовании самых передовых и экологически чистых технологий.
Правительство планирует решать задачу снижения уровня загрязнения окружающей среды путем усиления государственного контроля за размещением и утилизацией отходов производства и потребления, разработки действенного экономического механизма стимулирования рационального природопользования, внедрения современных методов экологического менеджмента на предприятиях, а также международных экологических стандартов серии ИСО-14001.
Правительство в полной мере осознает свою ответственность за сохранение и рациональное использование лесных ресурсов, животного мира, объектов природно-заповедного фонда, природного и культурного наследия.
Немаловажной задачей является сохранение экосистемы Каспийского региона. Будет внедрен принцип непрерывного экологического мониторинга, разработана методика оценки экологического ущерба от деятельности нефтяных компаний, активизирован механизм международно-правового регулирования данной проблемы.
В решении проблем охраны окружающей среды необходимо осознание собственной ответственности всеми казахстанцами, и особенно важна социальная ответственность бизнеса. Правительством будет усилена деятельность по внедрению экологического образования, повышению роли пропаганды экологических знаний. Вопросы эксплуатации очистных сооружений, водоснабжения, отходов, озеленения будут решаться в рамках общественных объединений, а также деятельности социально-предпринимательских корпораций.
Назрела необходимость в принятии срочных конкретных мер по развитию демографических процессов в стране.
Правительство примет конкретные меры по улучшению состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного, а также по стимулированию рождаемости, укреплению института семьи.
Будут приняты меры по более полному обеспечению населения качественной питьевой водой, совершенствованию стандартов питания, внедрению культуры безопасности на производстве и в быту.

5.2.1. Развитие системы образования, подготовки и переподготовки кадров
Основной целью деятельности Правительства в области образования является построение конкурентоспособной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, адекватной реальным экономическим условиям.
Правительство сконцентрирует свои усилия на формировании новой модели управления системой образования, которая будет создавать мотивацию для оказания качественных услуг населению при эффективном распределении финансовых ресурсов государства. При этом будут внедрены эффективные механизмы контроля за качеством предоставляемых услуг и усилена координация по проведению единой политики в сфере образования.
Новая модель управления сориентирована на достижение результатов путем установления целевых индикаторов, обеспечение равномерного и равнозначного предоставления услуг школьного и дошкольного образования по всей республике. Будет внедрена система контрактных отношений по модели "заказчик-исполнитель" и отчетности по достижению целевых индикаторов.
В рамках этой работы предполагается предоставить организациям в сфере среднего образования более высокую степень самостоятельности в управлении финансовыми ресурсами, а также внедрить стимулирующую систему оплаты труда.
В области дошкольного воспитания усилия сосредоточатся на увеличении уровня охвата детей дошкольными организациями.
В части предшкольной подготовки будет увеличен охват до 80% от общего числа 5-6 летних детей. К настоящему времени охват предшкольной подготовкой составляет порядка 77%.
К числу приоритетов отнесено развитие специального образования для детей с ограниченными возможностями.
В сфере среднего общего образования будет продолжена работа по поэтапному переходу на 12-летнее среднее образование, разработке и внедрению отечественных учебников, активному применению современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе.
Образовательный процесс будет направлен на повышение уровня компьютерной грамотности школьников, значительное увеличение доли математических и технических предметов в школьной программе, начиная с начальных этапов обучения. Продолжится оснащение государственных учреждений среднего общего образования кабинетами физики, химии и биологии, лингафонными и мультимедийными кабинетами.
Будет внедрена "Мультисервисная информационно-коммуникационная образовательная сеть" (МИОС). В 2008 году уровень обеспеченности учеников компьютерами будет составлять по одному на 20 учащихся.
В сфере технического и профессионального образования Правительство намерено продолжить работу по совершенствованию государственных стандартов в соответствии с профессиональными стандартами квалификации, признанными международными организациями Европейского Союза.
Продолжится работа по формированию системы подготовки специалистов технического и обслуживающего труда для обеспечения индустриально-инновационного развития республики, а также новой модели взаимодействия "государство - учебные заведения – работодатели", адекватной потребностям развивающейся национальной экономики.
Одной из важных задач в сфере высшего профессионального образования станет стимулирование процесса объединения и укрупнения государственных и частных высших учебных заведений с концентрацией усилий на развитии технического образования, а также приведение количества обучающихся студентов к оптимальному значению по отношению к численности населения.
Для повышения эффективности государственного образовательного заказа размеры государственного гранта будут варьироваться в зависимости от специальности и статуса высшего учебного заведения.
Правительство продолжит работу по приведению содержания и качества высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда. Для этого предстоит обновить образовательные программы с привлечением к их разработке работодателей и инвесторов.
Повышение требований к высшим учебным заведениям будет сопровождаться повышением качества управления, с использованием лучшего мирового опыта. Правительством будут приняты меры по созданию условий для привлечения преподавателей из ведущих зарубежных университетов.

5.2.2. Развитие науки
Основными целями и задачами Правительства в сфере науки являются становление национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное создание, поддержку и использование новых научных знаний за счет формирования условий по повышению качества подготовки научных кадров, интеграции образования с наукой, а также интеграции казахстанской науки в мировую науку.
Основным программным документом, определяющим развитие отрасли, станет Государственная программа развития науки на 2007-2012 годы.
Фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям станут основой для создания будущей инновационной экономики.
Будет создана университетская наука, которая в соответствии с принятой международной практикой призвана стать системой воспроизводства знаний и подготовки отечественных кадров. При высших учебных заведениях будут открыты 15 лабораторий инженерного профиля, соответствующих 5 приоритетам развития науки.
Независимая экспертиза проектов и научно-технических программ с привлечением лучших зарубежных ученых станет важнейшим звеном системы отбора и оценки научных проектов. Получит развитие грантовая система финансирования научных исследований и разработок.
Создание проектных организаций и инжиниринговых компаний будет ключевым фактором внедрения научных разработок в производство. Данные организации станут реальным инструментом трансферта технологий.
Правительство будет проводить целенаправленную политику по подготовке и переподготовке молодых научных кадров. Объем средств, выделяемых на международные стажировки казахстанских ученых, будет увеличен.
При Высшей научно-технической комиссии будет образован международный экспертный совет, основной задачей которого станет анализ мировых трендов развития науки и проведение экспертизы отечественного научно-технического потенциала.
Совместно с национальными компаниями предстоит разработать специальные научно-технические программы, направленные на решение прогнозируемых перспективных проблем, сопутствующих их основной деятельности. Также предполагается реализовать казахстанские научные проекты с привлечением иностранных ученых, организаций и международных программ и проектов.
В соответствии с 5 приоритетами научно-технического развития страны будут созданы 5 национальных лабораторий с открытым доступом для всех ученых и научных коллективов, а также частного сектора по следующим направлениям: нанотехнологии, биотехнологии, ядерные технологии, новые технологии для углеводородной и горно-металлургической промышленности, а также космические технологии.
Деятельность национальных научных лабораторий будет осуществляться на основе международных стандартов в рамках определенных приоритетов научного и научно-технического развития как ориентиров для государственной политики и частной инициативы.
Будет усовершенствовано законодательство в сфере охраны прав интеллектуальной собственности.

5.2.3. Обеспечение высокого качества медицинских услуг
Основными целями и задачами в сфере здравоохранения являются создание конкурентоспособной системы современного здравоохранения за счет формирования условий, обеспечивающих повышение доступности и качества медицинской помощи с приближением ее к мировым стандартам, проведения модернизации системы здравоохранения.
Правительством будут приняты меры по реформированию системы управления в здравоохранении, которая должна предоставлять качественные медицинские услуги населению при эффективном распределении финансовых ресурсов государства.
Повышение качества медицинской помощи с поэтапным достижением мировых стандартов будет обеспечено за счет внедрения современных технологий профилактики и лечения заболеваний, в том числе посредством использования передовых зарубежных методов. В этой связи, начиная с 2007 года, будут внедрены такие механизмы и инструменты, как аккредитация субъектов здравоохранения, независимая экспертиза и внутрибольничный менеджмент.
Завершится строительство шести новых медицинских центров в рамках создания медицинского кластера в городе Астане с дальнейшим привлечением ведущих иностранных компаний для их управления.
В целях совершенствования структуры отрасли будет разработана методика определения потребности в объектах здравоохранения. Это обеспечит эффективное использование существующих и вновь вводимых объектов здравоохранения, повысит качество и доступность предоставляемых ими медицинских услуг.
Кроме того, будут разработаны и внедрены индикаторы эффективности, способствующие открытости, подотчетности и совершенствованию медицинской деятельности.
Предстоит разработать комплекс мер по снижению смертности от болезней системы кровообращения, туберкулеза, заболеваемости ВИЧ/СПИД и других социально значимых заболеваний, а также снижению материнской и младенческой смертности.
Будет усовершенствована система льготного лекарственного обеспечения, улучшена система закупок лекарственных средств, контроля качества лекарственного обеспечения, а также внедрены современные методы мониторинга фармацевтического сектора.
Ключевой проблемой здравоохранения остается качество медицинского образования. Продолжится реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 годы, будут созданы условия для внедрения новой системы подготовки квалифицированных медицинских и фармацевтических кадров на основе международных стандартов.
Управление научными исследованиями должно соответствовать требованиям международных стандартов.
Продолжится внедрение Единой информационной системы здравоохранения, а также телемедицинских комплексов в сельском здравоохранении. Будет разработан механизм закрепления кадров на селе.
Будут созданы условия для дальнейшего развития частной медицины.
Продолжится работа по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда в здравоохранении.
В 2007 году в целях повышения качества управления отраслью здравоохранения будет разработан проект Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".

5.2.4. Социальная поддержка населения, миграция и трудовые отношения
Основными целями и задачами в сфере социальной поддержки населения являются формирование эффективной системы социального обеспечения, занятости, миграции населения и создание условий для реализации равных прав и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества за счет формирования эффективной многоуровневой системы социальной защиты населения, дальнейшего развития системы социальной поддержки семей, имеющих детей, совершенствования подходов оказания адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, повышения уровня занятости населения и мобильности рынка труда, повышения квалификации и производительности труда, перехода к более эффективной политике в сфере миграции.
В целях создания условий для реализации равных прав и возможностей мужчин и женщин будут созданы законодательные и институциональные механизмы государственной поддержки гендерной политики.
Правительство продолжит работу по дальнейшему укреплению и развитию социального диалога как механизма регулирования социальных и трудовых отношений, достижения согласия между сторонами социального партнерства.
С учетом возможностей государства и необходимости следования международным принципам солидарной системы пенсионного обеспечения будут предприняты меры по повышению уровня пенсионных выплат.
Будет активизирована работа по расширению охвата населения накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием путем совершенствования законодательства.
Правительство намерено совершенствовать систему пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов и развивать пенсионное аннуитетное страхование.
Продолжится работа по стимулированию роста доходности накопительных пенсионных фондов за счет расширения перечня финансовых инструментов и других мер.
С целью повышения социальной ответственности бизнеса предстоит повысить роль социального диалога и активнее использовать договорной потенциал для осуществления работодателями добровольных, профессиональных отчислений в пользу работников.
В целях дальнейшего развития системы социальной поддержки семей, имеющих детей, Правительство планирует увеличить размеры выплачиваемых им пособий, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию социальной защиты семей с детьми.
Особое внимание будет уделено инвалидам посредством развития системы оказания качественных социальных услуг, создания действенных мер для интеграции их в общество.
Правительство намерено сформировать эффективную систему обучения и переобучения безработных, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников, организации общественных работ для безработных, способствовать участию бизнеса в создании новых рабочих мест, в том числе социальных.
Будет проводиться политика замещения иностранных специалистов казахстанскими кадрами с обращением особого внимания на профессиональную подготовку и переподготовку местных специалистов.
Кроме того, предстоит сформировать механизмы, направленные на защиту внутреннего рынка труда в условиях вступления Казахстана в ВТО.
В целях регулирования миграционных потоков Правительство намерено разработать долгосрочную миграционную политику, направленную на удовлетворение дополнительных потребностей страны в трудовых ресурсах.
В 2008 году будут созданы Центры адаптации и интеграции оралманов, рассмотрена возможность предоставления оралманам жилья на условиях социальной аренды, сочетание мер государственной помощи с развитием индивидуального строительства самими оралманами.
Будет осуществлен переход к новой модели регулирования трудовых отношений на основе нового Трудового кодекса Республики Казахстан.
Предполагается пересмотреть и принять новые нормативные правовые акты в сфере безопасности и охраны труда.
С целью обеспечения безопасных условий труда в организациях республики продолжится работа по внедрению международных стандартов по системе управления охраной труда.
Будет обеспечена активизация деятельности и повышение роли государственных инспекторов труда.
Усилятся предупредительные, профилактические меры по снижению производственного травматизма в организациях республики, а также государственный и ведомственный контроль за соблюдением норм безопасности.
Будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работникам бюджетной сферы с акцентом на повышение качества и эффективность их работы.

5.2.5. Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи
Правительство сконцентрирует свои усилия на создании условий по повышению конкурентоспособности молодежи, решении вопросов занятости и жилищных проблем, формировании у молодежи чувства гражданской солидарности и сопричастности.
Для этого будут разработаны и внедрены стандарты социальных услуг в сфере молодежной политики.
Правительством будет уделяться внимание производственным взаимоотношениям между молодежью и работодателями, развитию молодежного предпринимательства.
Также будут приняты меры по стимулированию молодежи к получению специальностей технического и обслуживающего труда.

5.2.6. Развитие государственного языка и культуры
Основными целями и задачами Правительства в сфере культуры станут обеспечение роста культурного богатства, развития духовного потенциала нации, повышения роли государственного языка в качестве важнейшего фактора укрепления казахстанской государственности.
Будут расширены сети учреждений обучения государственному языку, создана система объективной оценки уровня овладения государственным языком, которая станет действенным инструментом для продвижения языка в различные сферы.
В рамках реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы будут приняты меры по:
повышению эффективности обучения государственному языку с использованием передовых методических разработок;
поднятию престижа государственного языка;
дальнейшему совершенствованию законодательства о языках.
Наряду с развитием государственного языка будет обеспечено свободное функционирование русского языка. Будут также созданы условия для изучения иностранных языков и, прежде всего, английского.
Правительство продолжит работу по популяризации отечественной культуры и искусства, сохранению и эффективному использованию историко-культурного наследия страны и совершенствованию законодательной базы в этой области.
Будет сформирована стабильно функционирующая и постоянно развивающаяся современная система обеспечения населения услугами в сфере культуры. Она будет способствовать привлечению инноваций и современных технологий в менеджмент этой сферы.
На поэтапной основе необходимо приступить к модернизации государственных средств массовой информации. Здесь также основной упор будет сделан на усиление инновационной составляющей методов управления.
Одной из важнейших задач в деятельности Правительства станет дальнейшее укрепление взаимопонимания, терпимости между религиозными объединениями различных вероисповеданий. Следует закрепить достижения Казахстана в сфере межэтнического и межконфессионального согласия, обеспечивающие главное условие для динамичного развития страны.

5.2.7. Развитие туризма и спорта
В предстоящий период одной из основных задач Правительства в области туризма станет дальнейшее развитие туристского кластера. Будут созданы туристские центры с развитой инфраструктурой туризма и объектами развлечений на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинско-Боровской курортной зоне, пляжного и круизного туризма на Каспии. Дальнейшее развитие получит туризм по Шелковому пути.
Будет продолжена работа по формированию позитивного туристского имиджа Казахстана. С этой целью будет детально проработан вопрос открытия совместно с частным сектором информационных центров, как в Казахстане, так и за его пределами.
Для достижения поставленных задач особое внимание будет уделено формированию благоприятной среды, внедрению соответствующего международным стандартам уровня туристских услуг и сервиса, а также визовой поддержке и безопасности.
Основной задачей Правительства в развитии спорта станет создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки физической культуры и спорта с целью обеспечения соответствия казахстанского спорта самым высоким международным стандартам.
Продолжится работа по развитию инфраструктуры спорта, отвечающей международным требованиям, в том числе создание инфраструктуры согласно требованиям международных спортивных организаций для проведения Зимних Азиатских игр 2011 года.
Особое внимание будет уделено развитию массового спорта и созданию спортивной инфраструктуры в сельской местности.
Будет обеспечено законодательное закрепление мер по материальному стимулированию тренерского состава и проработаны вопросы создания центров повышения квалификации.
С целью научного обеспечения вопросов развития спорта планируется создать научно-исследовательский институт по проблемам спорта высших достижений.

5.3. Укрепление правопорядка и безопасности жизни
Вопросы укрепления безопасности и правопорядка, а также борьбы с преступностью требуют пристального внимания. Преступность во всех ее проявлениях, а также угроза распространения терроризма, религиозного экстремизма являются одним из сдерживающих факторов дальнейших социально-экономических преобразований в стране.
Правительство выступит координатором действий правоохранительных и других государственных органов по совершенствованию организационных и законодательных мер, формированию стратегии и тактики противодействия преступности, укреплению правопорядка и обеспечению общественной безопасности.
Будет активизирована профилактическая деятельность правоохранительных органов, обеспечено создание и функционирование в стране общегосударственной системы профилактики правонарушений, с широким привлечением к этой работе институтов гражданского общества и населения.
С целью более эффективного использования сил и средств правоохранительной системы будут приняты меры по перераспределению функций документирования и регистрации граждан, реализации государственной миграционной политики, временной изоляции несовершеннолетних и лиц в состоянии алкогольного опьянения между уполномоченными государственными органами.
В рамках совершенствования системы государственного и общественного противодействия наркомании и наркобизнесу дополнительные усилия будут направлены на антинаркотическую пропаганду, повышение результативности мероприятий по профилактике, лечению и социальной реабилитации наркозависимых лиц, выявление и пресечение каналов наркотрафика, укрепление межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества в борьбе с наркопреступностью. Также планируется ужесточить ответственность руководителей и владельцев казино, других увеселительных заведений, мест проведения досуга и отдыха молодежи, где имеют место факты распространения наркотиков.
Будущую криминогенную ситуацию в стране в определенной степени предопределяет сегодняшняя подростковая преступность. Правительство намерено решить вопросы социальной реабилитации определенной категории несовершеннолетних, оказавшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации.
Будут разработаны меры, направленные на стимулирование государственных и частных организаций к приему на работу и бытовому устройству граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Планируется принять действенные меры, направленные на оздоровление обстановки и обеспечение законности и правопорядка в местах лишения свободы, а также укрепление кадрового состава уголовно-исполнительной системы.
Правительство приложит усилия для повышения уровня обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан на улицах и в других общественных местах, активизации противодействия организованной преступности, проявлениям терроризма, религиозного экстремизма, незаконной миграции.
С учетом темпов активизации мировых миграционных процессов и особенностей центрально-азиатской миграции будут предприняты дополнительные меры по повышению эффективности пограничного и паспортного контроля, укреплению и расширению деятельности миграционной полиции и других соответствующих органов, совершенствованию правовой базы в сфере миграции.
Будут приняты меры по обеспечению соблюдения законности при регистрации обращений граждан, производстве предварительного следствия и дознания, в том числе посредством укрепления процессуальной независимости следователей, повышения их статуса. В комплексе эти меры позволят минимизировать следственные и судебные ошибки.
Планируется разработка комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения, предусматривающего рост безопасности на дорогах и сокращение числа жертв дорожно-транспортных происшествий.
Будет создана комплексная система профилактики и информационной работы с населением, коренным образом модернизирована система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма с внедрением современных методов и технологий для обучения детей. Кардинально улучшится система подготовки водителей. Будут внедряться новые формы и методы контроля на дорогах, а также организации дорожного движения для повышения пропускной способности улично-дорожной сети городов.
Система гражданской обороны будет приведена в соответствие с возрастающими задачами в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Разнообразные природные и горно-геологические условия на территории нашей республики, развитие промышленности, особенно горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, предопределяют необходимость принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проведение инженерных и защитных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера станет одним из направлений деятельности Правительства. Будет усилен контроль за соблюдением норм сейсмостойкого строительства на вновь сооружаемых и реконструируемых объектах.
С целью улучшения противопожарного состояния, в том числе и государственного лесного фонда, Правительство предпримет необходимый комплекс профилактических мероприятий.
Принимая во внимание возрастающую производственную активность в бассейне Каспийского моря, одним из важнейших направлений в работе органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций станет создание морской аварийно-спасательной службы, и в целом, обеспечение безопасности на водных объектах.
Особое внимание будет уделено мерам по улучшению прогноза, мониторинга и углублению научных исследований природных опасностей.

5.4. Модернизация и диверсификация экономики

5.4.1. Реализация Стратегии индустриально-инновационного развития
В рамках решения задач по модернизации и диверсификации экономики будет активизирован процесс перехода к инвестиционному этапу реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. Правительство уделит особое внимание реализации "прорывных" инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики.
Стимулирование инвестиционной активности будет осуществляться в области развития смежных и сопутствующих производств минерально-сырьевого комплекса, нефтехимической отрасли, машиностроения и других приоритетных отраслей. В среднесрочной перспективе основной задачей будет являться создание первого интегрированного нефтехимического комплекса мирового класса.
В рамках реализации этой задачи будет создана специальная экономическая зона "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" в западном регионе Казахстана. Также будут проработаны предложения по формированию нефтехимического технопарка в Мангистауской области.
Ускорение процессов диверсификации будет осуществляться посредством стимулирования развития новых технологичных и системообразующих производств с большим мультипликативным эффектом.
Фондом устойчивого развития "Казына" планируется осуществить покупку нескольких высокотехнологичных компаний за рубежом, часть производства которых может быть размещена на территории республики. Будет проводиться целенаправленная работа по привлечению транснациональных и крупных иностранных компаний в несырьевые сектора экономики.
Для реализации инновационных проектов по развитию информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, новых материалов, космической индустрии и других секторов экономики будет проведена работа по стимулированию трансферта и импорта готовых технологий, повышению патентной активности, укреплению технопарков, университетов и бизнес-инкубаторов, а также повышению инновационно-предпринимательской активности казахстанского бизнеса в целом.
Помимо привлечения иностранных и отечественных инвестиций особый акцент будет сделан на активном освоении рынков зарубежных стран, экспортной экспансии казахстанских товаров. В этой связи Правительством разрабатывается и будет утверждена Национальная экспортная программа, в рамках которой будет сформирован перечень перспективных экспортных товаров и услуг, стратегии выхода на мировые рынки, а также система институциональной поддержки отечественных экспортеров.
К решению проблем диверсификации и модернизации экономики Правительство намерено активно привлекать крупный отечественный бизнес для реализации масштабных инвестиционных проектов. Важно привлечь крупные компании к созданию и развитию 5-6 кластеров на территории страны, стимулировать их взаимодействие с малым и средним бизнесом, создавая при этом более совершенные цепочки добавленных стоимостей.
Правительство акцентирует свое внимание на реализации социально-ориентированной политики жилищного строительства и развитии жилищно-коммунального хозяйства. Будут совершенствоваться системы ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений.
Для этого предстоит усовершенствовать законодательство в жилищно-коммунальной сфере, принять ряд мер по развитию рынка строительной индустрии, строительству комплексов доступного арендного жилья, прозрачности процедур выделения земельных участков, стимулированию развития индивидуального жилищного строительства. Постоянное внимание будет уделяться и качеству предоставляемых коммунальных услуг.
Правительством будет стимулироваться переход на энергосберегающие технологии. Будет предпринят комплекс мер по снижению уровня энергоемкости ВВП путем реализации целенаправленной энергосберегающей политики. Правительство сформирует законодательство об энергосбережении, направленное на стимулирование эффективного использования энергии, а также на разработку механизмов внедрения в энергетическую отрасль наукоемких энергосберегающих технологий.
Правительство определит конкретные целевые показатели эффективности и результативности реализации Стратегии индустриально-инновационного развития в разрезе отраслей.
Также будет выработан механизм по повышению активности фондового рынка Казахстана, что позволит диверсифицировать источники привлечения капитала, снизить его стоимость и расширить перечень финансовых инструментов для населения. Будут разработаны мероприятия по активному участию на фондовом рынке государственных холдингов "Самрук" и "Казына".

5.4.2. Развитие агропромышленного комплекса
В области аграрной политики Правительство считает главной задачей обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса на основе роста производительности, доходности его отраслей и развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции. Будут выработаны действенные механизмы для решения задач по индустриализации и диверсификации сельскохозяйственного производства, стимулированию создания крупных агрохолдингов.
Немаловажную роль в реализации аграрной политики призван сыграть национальный холдинг "КазАгро", целью создания которого является стимулирование эффективного развития агропромышленного сектора и повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Будут сформированы условия, необходимые для притока крупных инвестиций и новых технологий в сельское хозяйство, развития инфраструктуры сельской местности.
Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на формирование кластеров в пищевой промышленности, в частности, зерноперерабатывающего, плодоовощного, мясного и молочного кластера. Отдельное внимание Правительства будет уделено стимулированию развития производства биотоплива.
Планируется дальнейшее реформирование аграрной науки, обеспечивающее повышение качества и результативности научных исследований, увеличение объемов внедрения в производство научных разработок, адаптацию достижений мировой науки в практику.
В 2007–2009 годах Правительство намерено продолжить работу по земельной реформе, становлению реального собственника земли, развитию рынка земли. В этой связи будут внесены изменения в действующее законодательство в области земельных отношений, а также проведения ряда топографо-геодезических и картографических мероприятий.
Правительством продолжится работа по рациональному использованию природных ресурсов, вовлечению частного капитала в процесс охраны и воспроизводства водных, лесных, рыбных ресурсов и животного мира.
В рамках развития рыбного хозяйства на первый план выходят вопросы повышения конкурентоспособности отрасли и создания условий для повышения эффективности экспорта рыбной продукции, соответствующей требованиям стандартов стран Евросоюза.

5.4.3. Развитие минерально-сырьевого комплекса
Минерально-сырьевой комплекс, являясь основой для развития и диверсификации экономики, также нуждается в повышенном внимании со стороны Правительства. Необходимо усиление геологоразведочных работ за счет государственного бюджета с целью обеспечения надежной минерально-сырьевой базы. Будет продолжена работа по повышению прозрачности деятельности компаний горнодобывающего сектора и выработаны действенные меры по увеличению доли участия отечественных производителей в контрактах на недропользование. Помимо увеличения местного содержания в контрактах на недропользование, усилится работа по выполнению обязательств недропользователей по обучению казахстанских специалистов.
Развитие казахстанского сервисного рынка в недропользовании станет одним из самых важных направлений в индустриально-инновационной политике страны.
Проблема совершенствования нормативной правовой базы в нефтегазовой отрасли остается актуальной для Правительства. Будет завершена разработка подзаконных актов по реализации законов Республики Казахстан "О соглашениях о разделе продукции" и "О недрах и недропользовании".
Будет осуществляться жесткий контроль за выполнением контрактных обязательств по рациональному и комплексному использованию недр. Здесь на первый план выдвигаются вопросы обеспечения комплексного мониторинга недропользования со стороны компетентного органа в тесном взаимодействии с центральными и местными исполнительными органами, в том числе исполнение обязательств недропользователей по выделению средств на социальные и инфраструктурные проекты.

5.5. Развитие инфраструктуры
Успешное решение стратегических задач по диверсификации экономики и повышению конкурентоспособности будет обеспечено за счет опережающих темпов развития инфраструктуры. Среди наиболее важных задач Правительство ставит повышение качества строительства и обслуживания объектов инфраструктуры путем перехода на соответствующие международные стандарты качества.
Согласно Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года будет развиваться эффективная национальная инфраструктура, обеспечивающая потребности экономики и отвечающая задачам эффективной интеграции страны в мировую экономику.
Будут приняты действенные меры по развитию транзитно-транспортного потенциала. В частности, будут реализованы проекты по строительству автотранспортного коридора в направлении Западная Европа – Россия – Казахстан – Китай, автомобильных и железнодорожных коридоров в широтном направлении, связывающих казахстанские морские порты Каспийского моря с восточными воротами страны.
Завершится процесс реструктуризации железнодорожной отрасли, будут приняты меры по совершенствованию тарифной и ценовой политики, устранению административных барьеров, препятствующих развитию добросовестной конкуренции. Действующие правила перевозки на железнодорожном транспорте будут приведены в соответствие с международной практикой.
Также будет повышена эффективность инвестиций в автодорожную отрасль за счет внедрения прогрессивных технологий и материалов, совершенствования правовой и нормативно-технической базы.
Продолжатся развитие мультимодальной системы транспортировки углеводородов, предусматривающей расширение системы нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума, и работы по второму этапу проекта строительства трубопровода Западный Казахстан-Китай.
Будет активизирована работа по созданию транспортно-логистических центров, в том числе на узловых станциях Достык, морской порт Актау, переходах Хоргос и Таскала-Озинки, городов Астана и Алматы.
Будут приняты меры по привлечению транзитных потоков, в том числе через развитие контейнерных перевозок. Это привлечет дополнительные инвестиции в экономику страны, снизит транспортную составляющую в стоимости товаров и услуг, как на внутреннем, так и внешнем рынках, создаст новые рабочие места.
Будет проведена работа по развитию пяти узловых аэропортов в городах Астане, Алматы, Атырау, Павлодаре и Шымкенте, а также созданию благоприятных условий для привлечения транзитных воздушных грузо- и пассажиропотоков через территорию страны.
Развитие электроэнергетики будет осуществляться с учетом покрытия регионального дефицита электроэнергии, обеспечения международного транзита и экспорта электроэнергии.
Для обеспечения Северного Казахстана необходимыми объемами производства электрической энергии предусматривается реализация ряда проектов по реконструкции существующих и строительству новых электростанций. К таким проектам относятся модернизация энергоблоков на Аксуской ГРЭС, реабилитация неработающих энергоблоков на Экибастузской ГРЭС-1 и строительство новых мощностей на Экибастузкой ГРЭС-2, расширение Акмолинской ТЭЦ-2.
Будут продолжены работы по строительству и вводу второй линии ВЛ-500 кВ транзита "Север-Юг", что позволит увеличить пропускную способность транзита более чем в два раза. Будет проработан вопрос строительства Кербулакской ГЭС (контррегулятор Капчагайской ГЭС), которая позволит увеличить пиковую мощность Капчагайской ГЭС.
Проблемы энергодефицита Актюбинской области будут решаться посредством строительства ВЛ-500кВ "Северный Казахстан – Актюбинская область" и Кандыагашской ГТЭС.
В целях решения проблемы электроснабжения юга Казахстана, холдингом "Самрук" будут рассмотрены различные варианты строительства новой крупной тепловой электростанции.
Будет разработан комплекс конкретных мер вовлечения в энергобаланс республики возобновляемых энергетических ресурсов, в первую очередь, гидроресурсов рек, ветрового энергопотенциала, утилизации попутного газа на нефтепромыслах, энергии солнца и др.
Предстоит совершенствование нормативной правовой базы по развитию тепловой энергетики.
Продолжится становление отечественной атомной электроэнергетики, будут завершены технико-экономические исследования строительства атомной электростанции в Казахстане.
Государственные холдинги "Самрук", "Казына" будут активно привлекаться к реализации проектов по строительству объектов инфраструктуры на концессионной основе, вовлекая в этот процесс крупные отечественные и зарубежные компании, накопительные пенсионные фонды.

5.6. Территориальное развитие, обеспечивающее рост конкурентоспособности регионов
В 2007 году в соответствии со Стратегией территориального развития Республики Казахстан до 2015 года будут проведены исследования экономического потенциала регионов, становления кластеров, индустриальных парков, специальных экономических зон. Продолжится проработка вопросов оказания селективной поддержки региональных инициатив по формированию зон "опережающего" роста и финансирования крупных инновационных проектов совместно с международными финансовыми институтами развития.
Будет проведен анализ потенциала регионов и установлены четкие критерии определения центров экономического роста. Правительство с местными исполнительными органами разработают механизмы стимулирования развития региональных "точек роста".
Дальнейшее развитие социальной инфраструктуры, где акцент будет сделан на дошкольное, среднее и профессионально-техническое образование, получит отражение в планируемых к разработке комплексных схемах градостроительного развития регионов и Генеральной схеме организации территории Республики Казахстан.
Для эффективного обеспечения управления территориальным развитием Правительство определит уполномоченный орган по развитию территорий.
После принятия закона "О местном самоуправлении в Республике Казахстан" будет разработана и принята Государственная программа поддержки развития местного самоуправления.
В целях выработки новой политики территориального развития, направленной на активизацию экономической деятельности, в региональных центрах будут созданы Советы по конкурентоспособности в качестве консультативно-совещательных органов при акиматах регионов с участием представителей государственных органов, частных предприятий, бизнес-ассоциаций, научно-исследовательских институтов и других заинтересованных структур.
В рамках формирования конкурентоспособных специализаций регионов и опорных городов в 2007 году будут разработаны и приняты стратегии развития областей до 2015 года, в 2008 году - стратегические планы развития опорных городов с определением перспектив позиционирования в региональном и национальном разделении труда.
В координации рациональной инвестиционной политики будут задействованы Фонд устойчивого развития "Казына", государственный холдинг "Самрук".
Проведение комплексных презентаций инвестиционных возможностей регионов и поиск инвесторов, в том числе зарубежных партнеров, получит отражение в планах работ задействованных в территориальном развитии органов и государственных холдингов.
Продолжится реализация мер, направленных на решение проблем экологически неблагополучных, сельских территорий и обеспечение их эффективного развития.
Для решения задач вхождения в число тридцати самых конкурентоспособных городов мира будет продолжена реализация Стратегического плана устойчивого развития города Астаны до 2030 года.
В качестве пилотного проекта по развитию в регионах социально-предпринимательских корпораций начата деятельность АО "Социально-предпринимательская корпорация "СарыАрка". На основе пилотного проекта будет осуществлена подготовка к созданию новых СПК.
Успешное развитие таких корпораций будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, созданию крупных региональных центров, концентрирующих в себе экономическую активность межрегионального характера.

5.7. Обеспечение успешной интеграции в мировую экономику
Важным направлением деятельности Правительства является формирование внешних и внутренних предпосылок для эффективной интеграции в мировую экономику.
Одним из ключевых механизмов этого процесса будет вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Действия Правительства будут направлены на либерализацию внешнеторгового режима, снятие барьеров во взаимной торговле, создание оптимальных условий для доступа казахстанских экспортеров на зарубежные рынки, завершение процесса вступления в ВТО на приемлемых для Казахстана условиях.
В этой связи усилится работа по защите сельского хозяйства и отраслей экономики, обладающих потенциалом международной конкурентоспособности в рамках планов по развитию индустрии и инноваций.
Правительство завершит создание современной системы технического регулирования, контроля качества и оценки рисков безопасности продукции на территории республики. Получит активное продолжение работа по реализации мер, направленных на приведение законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
Важным направлением станет активизация информационной и консультационной поддержки отечественных компаний по вопросам вступления в ВТО.
Параллельно со вступлением в ВТО продолжится работа по углублению экономической интеграции в рамках существующих региональных объединений (ЕврАзЭС, ЕЭП и др.), приграничного торгово-экономического сотрудничества.
Другим важным направлением работы Правительства станет поэтапный фактический выход предприятий Казахстана на внешние рынки, в том числе дальнейшее укрепление позиций на региональном уровне. В свете этого будет проводиться работа по переходу на качественно новый уровень интеграционных отношений за счет реализации инвестиционных, инфраструктурных проектов.

5.8. Формирование государственного аппарата, способного действовать в новых условиях
Ключевым моментом в работе Правительства будет формирование государственного аппарата, способного наиболее эффективно действовать в современных экономических условиях.
С 2007 года начнется работа по построению новой модели государственного управления, в которой во главу угла будут поставлены интересы потребителей государственных услуг и качество их оказания.
Будет начата комплексная модернизация системы государственного управления, обеспечен рост профессионализма, эффективности работы государственных служащих и усилена координация деятельности государственных органов.
В рамках проводимой административной реформы несвойственные государственным органам функции будут переданы в конкурентную среду.
Планируется упорядочить компетенцию Правительства по принятию нормативных правовых актов, передав значительную часть полномочий на уровень центральных и местных исполнительных органов. Роль, задачи и функции каждого государственного органа будут четко определены с разработкой административных регламентов взаимодействия между государственными органами и организациями, регламентов их внутренней деятельности, а их ответственность за проводимую политику в соответствующей сфере усилена.
В рамках совершенствования структуры государственного управления будет осуществлено четкое разделение стратегических и реализационных функций, упорядочены контрольные и надзорные функции, исключено дублирование.
В целях повышения устойчивости организационной структуры государственных органов и стабилизации их кадрового состава будет введен институт генеральных директоров центральных государственных органов, занимающихся внутренними процессами деятельности государственных органов. Это позволит первым руководителям сконцентрироваться на вопросах разработки государственной политики. Будут внедрены механизмы стабильности работы аппарата государственных органов, независимо от смены Правительства.
С текущего года начнется целенаправленная разработка и поэтапное внедрение стандартов предоставления государственных услуг в государственных органах и организациях, предоставляющих услуги юридическим и физическим лицам. При этом основным показателем качества предоставляемых государственных услуг станут результаты социологических опросов населения.
Приоритетными в деятельности Правительства будут дальнейшие системные меры по совершенствованию организации деятельности центров обслуживания населения. Усилия государственных органов направятся на совершенствование бизнес-процессов не только в координационной деятельности центров обслуживания населения, но и в самих регламентах государственных органов, сотрудничающих с центрами.
Особое внимание Правительство уделит обеспечению прозрачности и открытости деятельности государственных органов, государственных предприятий, холдингов, национальных компаний, а также реального сектора в целом.
Каждый государственный орган разработает стратегический план своего развития.
Предусматривается поэтапное введение ежегодной оценки и аудита эффективности деятельности центральных и местных государственных органов на основе рейтинговой системы.
Будет разработан Стратегический план управления персоналом и повышения квалификации государственных служащих.
В целом для аналитического сопровождения процессов модернизации системы государственного управления планируется создать Центр по изучению актуальных вопросов государственного управления.
Серьезно усовершенствуется система оплаты труда работников государственных органов и организаций с учетом оценки результатов их работы. Заработная плата государственного служащего будет зависеть от профессионализма и эффективности выполняемой им работы, и поэтапно повышена до уровня частного сектора. Поэтому планируется внедрить систему оценки качества работы каждого сотрудника.
Другой своей задачей Правительство ставит вопрос формирования позитивного имиджа государственной службы. Правительство уделит особое внимание вопросам повышения профессионального уровня кадров государственной службы – патриотов своего дела и достойнейших граждан страны.
Для системного проведения данной работы будут усилены акценты в борьбе с коррупцией. Правительством продолжится работа по реализации программы по формированию "электронного правительства".
Будут приняты практические меры по повышению эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества, усилена результативность работы правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией. В частности, будет обеспечено фактическое привлечение институтов гражданского общества к работе по противодействию коррупции, участию средств массовой информации в формировании антикоррупционного мировоззрения у населения и активизации антикоррупционной деятельности в государственных органах и общественных институтах.

6. Правовое обеспечение реализации Программы Правительства
Правительством будут приняты меры по нормативному обеспечению реализации вышеперечисленных приоритетных направлений.
Правовая политика Правительства, прежде всего, будет направлена на создание соответствующей законодательной базы для претворения определенной Главой государства Стратегии по вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Конкретизация осуществления этой масштабной и сложной задачи найдет свое отражение в текущем и перспективном планах законопроектных работ Правительства.
Потребуется дальнейшее совершенствование национального законодательства, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения, социальной помощи, образования, банкротства, лицензирования, технического регулирования, оценочной деятельности, обязательного страхования, частного предпринимательства, а также уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного, антимонопольного законодательства и других.
Правительству предстоит также осуществить законодательное обеспечение проведения административной реформы и правовую регламентацию местного самоуправления.
В целях повышения эффективности нормотворческой деятельности Правительство продолжит работу по систематизации действующего законодательства, освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании некоторых сфер общественных отношений, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства, минимизации отсылочных положений в законах и сокращению подзаконного нормотворчества посредством расширения практики принятия законодательных актов прямого действия и подробной регламентации общественных отношений на уровне законов.
Особое внимание будет уделено прогнозно-аналитическому аспекту при планировании законопроектной деятельности, которая будет основываться на постоянном анализе практики применения нормативных правовых актов, позволяющем выявлять их недостатки. Будет рассмотрен вопрос об осуществлении мониторинга законов, в том числе совместно с учеными, что позволит обеспечить проведение научного анализа правоприменительной практики.
В законотворческом процессе Правительство намерено придерживаться фундаментального общегосударственного подхода в целях полноценного и качественного нормативного обеспечения новых общественных отношений, исключения узковедомственного нормотворчества и создания эффективно функционирующей правовой базы.
Будут приняты системные меры, обеспечивающие стабильность правовой системы.
Будут разрабатываться только такие законопроекты, которые затрагивают важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, определенные Конституцией. Данные меры позволят создать эффективный заслон для коррупционных инициатив в законотворческом процессе.
К указанной работе будут привлечены не только субъекты законодательной инициативы, но и представители общественности, неправительственные организации и субъекты частного предпринимательства.
Усилятся меры по научной проработке законотворческой деятельности, начиная со стадии принятия решения о целесообразности его разработки, в том числе особое внимание будет уделено антикоррупционным аспектам.
Комплексность и системность предстоящей нормотворческой деятельности потребует трансформации Концепции правовой политики в соответствующую Государственную программу, призванную способствовать модернизации правового фундамента в контексте стратегии экономических, политических и социальных преобразований.
Для реализации намеченных планов Правительством будут также создаваться новые и реформироваться действующие правовые институты, проводиться работа по унификации и гармонизации нормативной базы в рамках интеграционных объединений и международного сотрудничества, а также использоваться комплекс других юридических инструментов и механизмов, необходимых для реализации поставленных целей.
В целом, вышеуказанные мероприятия по правовому обеспечению реализации приоритетов Правительства будут способствовать устойчивому развитию страны во всех ее сферах и формированию необходимой правовой базы для дальнейших экономических, политических и социальных преобразований в государстве.

7. Ожидаемые результаты реализации Программы
В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы.
Реальный среднегодовой прирост валового внутреннего продукта Казахстана в 2007–2009 гг. составит 7,5–8%, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году.
К концу 2009 года общая численность населения Казахстана возрастет в сравнении с 2006 годом, по оценке, на 2,9% и составит 15,8 млн. человек. Численность занятых в экономике за этот период увеличится на 4% и достигнет 7,7 млн. человек.
Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007–2009 годы прогнозируются на уровне 7,2–8,8%.
Прирост валовой продукции сельского хозяйства в планируемом периоде в среднегодовом исчислении составит около 3%.
В 2007–2009 годах ожидается, что услуги транспорта возрастут в среднем на 6–6,7 % за год, объем предоставляемых услуг связи на 24–25 % ежегодно. В сфере торговли рост услуг произойдет в среднем на 9–9,2 % в год. Увеличение объемов строительных работ за этот период прогнозируется на уровне 20–24% в год.
Темпы прироста объема инвестиций в основной капитал прогнозируются в среднем в 14–15% ежегодно. При этом расширение инвестиционного спроса будет осуществляться, в основном, за счет собственных средств предприятий.
В целях обеспечения стабильных макроэкономических условий, среднегодовой уровень инфляции будет удерживаться в 2007–2009 годах в коридоре 5-7%.
К 2009 году прогнозный уровень ВВП на душу населения составит более 8900 долларов США.
Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят 9,2–9,6%, а пенсии – 6,5–7,0%.
Средняя продолжительность жизни населения к 2009 году прогнозируется на уровне 67,3 года, что на 1,3 года больше, чем в 2006 году.
При существующей методике расчетов показатель младенческой смертности будет снижен до 13 случаев на 1000 родившихся к 2009 году, общей смертности – до 9 на 1000 человек населения.
К 2009 году снизится заболеваемость туберкулезом со 133,7 случаев в 2006 году до 120,0 - в расчете на 100 тысяч человек населения.
Объем валового выброса в атмосферу будет снижен в 2,8 раза от уровня 2006 года до 0,15 тонн на миллион тенге валового внутреннего продукта.
Доля использования альтернативных источников энергии возрастет за 3 года на 40%.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.02.2007
Премьер-Министр РК подписал постановление о переносе рабочего дня 28.02.2007
Госфиннадзор с 1 марта вводит дополнительное ограничение на внешние заимствования банками 28.02.2007
Туркменские силовики остались в силе 28.02.2007
Чавес окончательно национализировал венесуэльскую нефть 28.02.2007
Правительство Ирака распределило нефтяные доходы между суннитами и шиитами 28.02.2007
Индия против Сони Ганди: "Она воровка" 28.02.2007
Рабочий график Главы государства 27.02.2007
В Казахстан прибыл помощник Госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии 27.02.2007
Невынужденная рефлексофобия 27.02.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.09.20 Суббота
83. БЕЛЯКОВ Владимир
70. АКИЯНОВА Фарида
67. ТОРТАЕВ Ильяс
66. ЛОБАНОВ Александр
63. ДЕМИН Иван
63. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
63. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
60. САЙДЕНОВ Анвар
58. САГДИЕВА Раушан
57. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
55. ЯШИН Сергей
52. АЛДОНГАРОВ Куаныш
52. БЕК Арыс
49. ТУРГАНОВ Тимур
47. БАЛЛО Елена
...>>>
20.09.20 Воскресенье
98. СЫДЫКОВ Журумбек
88. САБДЕНОВ Калдыбек
82. ФЕДОТОВА Зинаида
74. ЕСКЕНДИРОВ Шарипжан
74. САЛКИМБАЕВ Акимжан
72. МУХАМЕДЖАНОВ Камалтин
72. ТУРЕБАЕВ Шахизат
70. КАСЫМОВ Сырым
70. КУРАМЫСОВ Онербек
70. ШАНЕНОВ Келтир
69. НУРАБАЕВА Зайда
68. БАЙГАБАТОВ Болат
67. БАЙМАХАНОВ Кожахмет
66. ТОЛЕБАЕВ Кенжехан
65. МАРЖИКБАЕВ Александр
...>>>
21.09.20 Понедельник
83. ФЕДОРОВ Анатолий
79. САЗАНОВ Сатыбалды
75. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
74. КОБЦЕВ Алексей
72. УРМУРЗИНА Кама
70. СЕИТОВ Айтбай
69. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
69. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
69. ТАСБУЛАТОВ Абай
66. САТТЫБАЕВ Каир
65. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
65. КОЖАКОВ Асан
65. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
63. НУРПЕИСОВ Кайрат
62. АУБАКИРОВ Савет
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Top.Mail.Ru
zero.kz