Игорь Воротной, "Известия-Казахстан", 14 февраля
"Все наши успехи в экономической и социальной сферах – это результаты принятых и проведенных главой государства глобальных перемен. Многие положительные процессы в экономике происходят сегодня по инерции, благодаря позитивной энергии, заложенной в этих реформах. В то же время анализ показывает, что в деятельности правительства, госорганов и акимов нет четкой координации и должной инициативы в работе по обеспечению роста конкурентоспособности страны", – так на вчерашнем заседании правительства вице-премьер Аслан Мусин охарактеризовал текущую работу исполнительной власти в сфере экономики.
Особой неожиданностью критическое выступление заместителя премьерминистра не стало: Аслан Мусин озвучил те "болевые" точки, на которые ранее, в ходе коллегий в министерствах, указывал и Карим Масимов. А именно – ориентацию большей части обрабатывающего сектора казахстанской экономики на внутренний рынок и отсутствие практических мероприятий по диверсификации экономики. По оценке вице-премьера, если правительство в частности и исполнительная власть вообще будут и далее придерживаться такой позиции, то стране "не избежать серьезных системных ошибок", поскольку при таком положении вещей "экономика остается преимущественно сырьевой и затратной, процессы диферсификации проходят недостаточно быстро, наблюдается ряд тревожных факторов в макроэкономической сфере".
Тот факт, что в экономике республики не происходит подвижек на экспортную переориентацию, Аслан Мусин проиллюстрировал показателями последних двух лет, в течение которых, по его мнению, экономический рост осуществляется в основном "за счет отраслей, работающих на внутренний рынок, прежде всего строительства и финансовых услуг". Так, при среднем показателе реального роста промышленности в последние два года на 5,9% экспорт в натуральном выражении возрос всего на 2,8%. А динамика роста в строительстве и секторе финансовых услуг составила за этот же период почти 40 %, в результате две данные отрасли обеспечили около 50% роста экономики. "Это очень серьезный перекос, который может привести к серьезным негативным последствиям", – подчеркнул вице-премьер.
Аслан Мусин также остался неудовлетворенным и результатами реализации стратегии индустриальноинновационного развития страны: по его сведениям, темпы роста в обрабатывающей промышленности составили в прошлом году всего 7,3% вместо определенных стратегией 8-8,4%. "Практически не реализуется ни один из прорывных проектов, которые могли бы стать точками экономического роста", – бросил камень в огород институтов развития вице-премьер. В результате такого подхода в структуре казахстанского экспорта по-прежнему преобладают поставки нефти и металлов, а доля несырьевого участия составляет только 6-7%. И то, что почти 80 % инвестиций уходит в добывающий сектор, а также в сектор услуг, усугубляет проблему создания экспортоориентированных производств.
Та же проблема – в сельском хозяйстве: по словам Аслана Мусина, несмотря на увеличение государственного финансирования аграрного сектора, доля сельского хозяйства в объеме ВВП за последние пять лет снизилась на 3,2%, а объем производства в нем возрос за последние пять лет немногим более двадцати процентов. Между тем прямые субсидии в эту отрасль в тот же период возросли в 15 раз – с 1 млрд до 15 млрд тенге, причем все эти средства – бюджетные. По данным правительства, роста частных инвестиций в развитие аграрного сектора не происходит.
Когда вице-премьер начал делать выводы из этих неутешительных наблюдений, то больше всего досталось институтам развития, которые, по его оценке, "пока не внесли ощутимого вклада в качественную перестройку казахстанской экономики". Впрочем, и тут Аслан Мусин решил разделить ответственность на всю исполнительную власть, пояснив, что одной из главных причин такого положения вещей является то, что государство в лице правительства недостаточно эффективно использует свое право единственного акционера в таких компаниях, как "Казына", "Самрук", "КазАгро" и СПК "СарыАрка". "Структурами же, где доля государственного участия невелика, мы вообще не занимаемся", – добавил он (чуть позже председатель правления АО "Госхолдинг "Самрук" Сауат Мынбаев вообще предложил избавляться от таких активов, начав с 25-процентного пакета акций "Майкаинзолота", поскольку влиять на "управленческие процессы в таких компаниях государство не может").
"Мы не понимаем сути корпоративного управления при реализации своих прав как государственных акционеров, тем самым слабо управляем и плохо защищаем государственные интересы", – признал вице-премьер. В связи с этим, по мнению Аслана Мусина, правительство должно ускорить работу по разработке и внедрению типового кодекса корпоративного управления, института независимых директоров в АО с участием государства. "Требует ускорения и работа по принятию закона об управлении государственными активами", – добавил он.
Отдельно Аслан Мусин оговорил необходимость создания "прозрачного и эффективного рынка нефтепродуктов, в том числе путем введения обязательной биржевой торговли ими". "До сих пор рост цен на так называемые экономически и социально значимые нефтепродукты мы объясняли в основном мировой конъюнктурой. При этом не анализируя влияния на данный рост бюджетного субсидирования, объемы которого из года в год резко увеличиваются", – заметил вице-премьер, пояснив, что государственное субсидирование стоимости нефтепродуктов "является одним из стимулов для предприятий – нефтепереработчиков для повышения цен на обрабатываемую продукцию". Он также заметил, что развитие фондового рынка и появление новых финансовых инструментов, а также доступа к ним со стороны населения, вкладывающего свои сбережения исключительно в недвижимость и тем самым невольно раздувающим спекулятивный "пузырь" на этом рынке, стали бы, помимо прочего, позитивными факторами на пути обуздания инфляции. |