Михаил РОСТОВСКИЙ, "МК", 17 февраля
Проводимая главным российским политгроссмейстером Путиным спецоперация "Преемник-2008" вступила в новую фазу. В последнее время большая часть элиты пребывала в уверенности, что следующим "хозяином земли русской" скорее всего станет Дмитрий Медведев. Повысив Сергея Иванова до уровня первого вице, ВВП в очередной раз смешал все карты и внес в игру дополнительный элемент интриги. Можно не сомневаться, что искусственно создаваемая атмосфера неопределенности (вплоть до "верховного" распределения времени, отводимого преемникам на ТВ) - это ключевая часть путинской стратегии по смене караула в Кремле.
ВВП - не единственный лидер "Большой восьмерки", у которого сейчас близится к концу срок пребывания у власти. Но между Путиным и его коллегами по G8 существует огромная разница. Буша, Блэра и Ширака с полным основанием можно назвать "хромыми утками", потерявшими контроль над политпроцессом в своих странах. Четыре года назад бывший политтехнолог Ельцина Георгий Сатаров убеждал меня, что Владимиру Владимировичу тоже ни при каких обстоятельствах не удастся избежать подобной участи. Вместо этого наша политэлита сегодня как никогда отстроена под ВВП.
Как Путину это удалось? Часть ответа заключается в том, что ВВП мастерски пользуется особенностями человеческой натуры. В предвыборный период у политиков резко повышается уровень адреналина в крови. Противоборствующие группировки готовы в клочья разорвать врагов, чтобы завоевать стратегически важные позиции в новой политреальности. Но совершать какие-либо телодвижения в условиях полной политической неясности подобно самоубийству. Инициатива будет расценена как признак нелояльности и поэтому окажется наказуемой.
Перетасовав верхушку правительства, Путин возобновил с политэлитой свою излюбленную игру в кошки-мышки. Отныне во всех выкладках кремленологов Сергей Иванов будет фигурировать уже не как резервный, а полноправный кандидат в преемники. Прошлое руководство оборонным ведомством - плюс в резюме претендента на президентский престол. Но в период, непосредственно предшествующий предвыборной кампании, кресло военного министра - скорее кандалы на ногах для кандидата в сменщики ВВП. В армии ведь постоянно происходят неприятные события, повлиять на которые ее руководитель не в силах.
Но означает ли это, что звезда Дмитрия Медведева закатывается, а Иванов превратился в фаворита президентской гонки? Может, да, а может, нет. Назначение Сергея Борисовича можно проанализировать в контексте любой из десятка существующих сейчас теорий по поводу будущей схемы смены власти. Но во всех случаях сухой остаток будет одинаков: делать какие-то твердые выводы по поводу намерений ВВП еще преждевременно.
По-другому, наверное, и быть не могло. Пока российская президентская гонка имеет очень мало общего с привычной всем борьбой кандидатов. Скорее правильнее говорить о неком спектакле с Путиным в роли режиссера. Причем слово "режиссер" к президенту применимо отнюдь не только в фигуральном смысле. По словам нескольких и не связанных друг с другом информированных источников, глава государства перевел госканалы ТВ в режим ручного управления. Несмотря на свою занятость, Путин очень часто лично решает: какой объем телеэфира будет отведен Сергею Борисовичу, а какой - Дмитрию Анатольевичу. Иными словами, сегодня ВВП лично руководит "предвыборными штабами" Медведева, Иванова и бог знает кого еще.
При сохранении подобного положения дел у ВВП есть все шансы остаться царем горы до самого последнего момента. Когда Путин наконец раскроет свои карты, у потенциальных недовольных из числа придворных просто не останется времени для запуска какого-либо альтернативного плана.
Стоит ли винить президента за то, что предвыборная кампания в России идет по правилам, не имеющим почти ничего общего с демократией в ее классическом понимании? Пока вопрос остается открытым. Если бы враждующим внутрикремлевским кланам сейчас дали возможность снять перчатки и выяснить отношения, они могли бы разнести все вокруг и вернуть страну в состояние ельцинской веселухи. Но предвыборная кампания по нотам - тоже не лучший выход. Истина рождается только в споре и состязании. Выращенные в оранжерее кандидаты не обязательно окажутся жизнеспособными в ледяных бурях реальной политики. Без "разговорчиков в строю" страна может запросто свернуть не туда. И вся ответственность за это будет лежать только на одном человеке.
ЦИТАТА ДНЯ
"- Может ли кандидат, который больше соответствует должности следующего президента, оказаться на высоком государственном посту?
ПУТИН: - Все, кому надо, уже на своих постах работают".
На ежегодной пресс-конференции 1 февраля.
-----
С чувством, с толком, с перестановкой Владимир Путин придал Белому дому новые краски Дмитрий Бутрин, Дмитрий Камышев, Петр Нетреба, Максим Шишкин, "Коммерсант-Ъ", 16 февраля
Вчера Владимир Путин назначил вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова первым вице-премьером, курирующим оборонно-промышленный комплекс и "часть гражданского сектора экономики". Новым военным министром стал сугубо гражданский чиновник – глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков. Должность вице-премьера, ответственного за внешнеэкономическую деятельность, получил глава аппарата правительства Сергей Нарышкин. В результате первые вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов получили равные возможности для раскрутки в качестве потенциальных преемников президента, а всю текущую работу в правительстве будет вести вице-премьер Нарышкин.
Новый первый Новое назначение Сергея Иванова президент объяснил необходимостью "придать российской экономике более инновационный характер". Господин Иванов, по словам Владимира Путина, будет "координировать, кроме ВПК, часть гражданского сектора экономики".
Слухи о предстоящем уходе министра на повышение в Минобороны ходили давно – хотя сам Сергей Иванов в начале 2004 года говорил журналистам, что намерен работать министром до 2008 года, чтобы "добиться здесь какого-то осязаемого результата". А в последнее время эти слухи переросли в уверенность. 27 февраля министр должен был отправиться в поездку по Дальнему Востоку, но в последние дни подготовка этого визита была практически свернута. Правда, в Минобороны полагали, что смена министра будет приурочена к Дню защитника Отечества 23 февраля.
Стоит напомнить, что и на посту "простого" вице-премьера господин Иванов занимался отнюдь не только вопросами "оборонки". К примеру, он курировал процесс создания Объединенной авиастроительной корпорации, в которую вошли предприятия, производящие как военную, так и гражданскую технику. Значительной была гражданская составляющая и в деятельности возглавляемой Сергеем Ивановым Морской коллегии – в частности, в последнее время она плотно занялась проблемами освоения шельфа. Наконец, именно господину Иванову после ряда громких авиакатастроф президент поручил заниматься комплексным решением вопросов авиационной безопасности.
Впрочем, для самого экс-министра, видимо, важно не только то, какие вопросы он станет курировать, но и то, чем он заниматься как раз не будет. Уход из Минобороны позволит Сергею Иванову избавиться от целого шлейфа проблем, серьезно омрачавших его президентские перспективы. Ведь успехи "оборонки", достигнутые под руководством вице-премьера Иванова, омрачались "негативными явлениями" вроде скандального "дела Сычева", регулярно происходившими в руководимой министром Ивановым армии. Теперь же на неприятные вопросы об изувеченных призывниках, утонувших подлодках или взорвавшихся ракетах придется отвечать новому гражданскому министру обороны Анатолию Сердюкову. А Сергей Иванов сможет полностью сосредоточиться на создании у россиян светлого образа творца российской "инновационной экономики".
Кроме того, предоставление господину Иванову статуса первого вице-премьера должно полностью уравнять его в глазах избирателей с другим потенциальным преемником – первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. По этому поводу высокопоставленный источник в администрации президента РФ, отвечая на вопрос Ъ, является новое назначение Сергея Иванова повышением или понижением, многозначительно заявил: "Это не просто повышение. Это расширение всех горизонтов".
Первый новый Назначение главы аппарата правительства Сергея Нарышкина вице-премьером произошло заочно: вчера он в Париже занимался подготовкой визита вице-премьера. Владимир Путин не скрывал, что это назначение стоит рассматривать как награду чиновнику, врученную заочно: он "повышен до уровня вице-премьера", пояснил глава государства.
Формально президент пояснял назначение лукаво, сделав реверанс в сторону премьер-министра Михаила Фрадкова: формально господин Нарышкин будет курировать на новом посту "вопросы внешней торговли, в первую очередь сотрудничество со странами СНГ". Напомним, премьер в 2006 году неоднократно высказывался за то, чтобы внешнеторговое направление в правительстве было усилено вплоть до воссоздания Министерства внешней торговли. То есть теоретически Михаил Фрадков получил именно то, что хотел, и даже больше: направление, которым премьер занимался еще в бытность министром, получило вице-премьера в качестве куратора. Но вряд ли Сергей Нарышкин ограничится внешней торговлей – его роль в Белом доме давно выше.
Однако появление в Белом доме двух первых вице-премьеров и двух просто вице-премьеров меняет структуру управления правительством: дело в том, что, по сути, львиная доля внутренней работы правительства приходилась на господ Жукова и Нарышкина. Именно они занимались самыми спорными и конфликтными вопросами, требующими урегулирования отношений премьер-министра, силовиков, администрации президента и экономического блока в правительстве – глав Минфина Алексея Кудрина и МЭРТа Германа Грефа.
Список дел, которыми пришлось заниматься Сергею Нарышкину на посту главы аппарата в последние полгода, впечатляет. Так, он занимался разделом полномочий между таможней и Минэкономразвития, проблемами приватизации "Связьинвеста", согласованием законопроекта об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли (здесь ему пока не удалось добиться компромисса между Минпромэнерго, МЭРТом и ФСБ), введением в действие административных регламентов, решением ряда вопросов вокруг "Роснефти" – чиновник входит в ее совет директоров. Наконец, сейчас дискуссию о возможности снижения НДС, по данным Ъ, администрирует в правительстве именно глава аппарата Белого дома.
Сергей Нарышкин с назначением вице-премьером, видимо, станет вторым по весу чиновником в Белом доме. По данным Ъ, уже фактически решено, что он будет совмещать должность вице-премьера с обязанностями руководителя аппарата правительства. "Другой кандидатуры на эту должность пока нет",– констатировали вчера в Белом доме.
Пока неизвестно, как господа Нарышкин и Жуков поделят неофициальные полномочия – формально они сравняли статусы в Белом доме, де-факто господин Нарышкин обогнал ранее более статусного коллегу в аппаратном весе. Так или иначе, текущая работа в правительстве будет строиться на двух "оперативных" вице-премьерах и действующем премьере. Михаилу Фрадкову из-за перестановок в подведомственном ему правительстве пришлось вылететь из Ашхабада на два часа раньше запланированного – из аэропорта он поехал непосредственно в Кремль, где, как он и предлагал Владимиру Путину 2 февраля, уже конструировалось фактически новое правительство России под его руководством.
Все остальные Источники в окружении Михаила Фрадкова вчера пояснили Ъ, что действия Владимира Путина – это свидетельство того, что планы премьера в отношении настройки кабинета начинают приобретать зримые очертания. Очевидно, Михаил Фрадков намерен воспользоваться ситуацией и переформатировать кабинет в ближайшие месяцы на свой лад – впрочем, наличие двух первых вице-премьеров – Медведева и Иванова, явно сопоставимых по политической влиятельности с господином Фрадковым, делает будущую "перекройку" кабинета процессом драматичным и непредсказуемым.
Пока известно лишь то, что под Сергея Иванова в точном соответствии со вчерашним выступлением Владимира Путина, похоже вполне поверившего в возможность инновационного роста в экономике на базе ВПК, будет создан "блок вопросов промышленной политики" – источники в Белом доме утверждают, что глава Минпромэнерго Виктор Христенко будет подконтролен господину Иванову, и не исключают, что в результате усиления контроля Минпромэнерго может быть разделено на две части: Министерство промышленности отойдет в ведение Сергея Иванова, а Минэнерго будет курировать сам Михаил Фрадков.
Процесс раздела влияния над остальными министерствами правительства России в течение ближайших месяцев, вероятно, и определит окончательно расстановку сил в предвыборном кабинете 2007-2008 годов. Вполне можно прогнозировать два сценария развития событий. Согласно первому, Сергей Иванов и Дмитрий Медведев создадут два непересекающихся "блока" в Белом доме: в "социально-экономическом" блоке Дмитрия Медведева де-факто уже находятся Минздравсоцразвития, Минкультуры и Минрегион, в "военно-промышленном" – Минпромэнерго, силовые ведомства, Минтранс. Второй вариант – "неподеленные" ведомства, представляющие собой вполне мощную политическую силу – а речь идет прежде всего о Минфине, МЭРТе и Минприроды, попытаются сформировать "третью силу", которая вполне может настаивать на представлении в Белом доме вице-премьером Сергеем Нарышкиным и продолжении его прекрасно развивающейся карьеры.
Между тем похоже, что "тонкая настройка" кабинета министров только началась и будет куда как более масштабной.
Концепция Михаила Фрадкова по изменению структуры самих министерств вполне может быть реализована в ближайшие два месяца. А кадровые перестановки во власти могут затронуть не только Белый дом, но, как сообщили Ъ источники, близкие к администрации президента, и эту структуру, и Счетную палату (якобы Сергея Степашина на своем посту может заменить полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак), и силовые ведомства. В весну 2007 года российская власть может войти с новым кадровым составом и новыми взглядами сторон на проблему-2008.
* * *
Почему Сергей Иванов не рвется в президенты
"Данная тема меня не интересует... Президент поручил решить сложную задачу по модернизации вооруженных сил. Если думать о других вещах, я не выполню главного" (11 июля 2005 года, отвечая на вопрос газеты El Pais об участии в выборах).
"Когда вы министр обороны, вице-премьер... столько свободного времени, что я с радостью готов еще вот этим заняться, просто мне делать нечего. Вот и весь комментарий. Чушь это, конечно, собачья" (26 августа 2006 года, комментируя слухи о выдвижении кандидатом в президенты).
"Сейчас мне достаточно тяжело работать в силу того, что приходится выполнять одновременно сразу несколько обязанностей. Я министр обороны, а это не шутки... У нас есть такая хорошая поговорка – тяжело сидеть на двух стульях, я сейчас пытаюсь уже на трех балансировать. Как вы думаете, в этой неловкой позиции мне еще не хватало думать о чем-то, о каком-то другом стуле или кресле?" (8 декабря 2006 года в интервью телеканалу "Аль-Джазира").
"У меня очень много зон ответственности, мне надо делать то, что я обещал: выполнять обязательства по модернизации вооруженных сил к концу 2007 года, реализовывать программу вооружений... И если я сейчас начну думать или тем более предпринимать что-то для того, чтобы утвердить кого-либо в мыслях о возможном преемничестве, то это не даст мне возможности заниматься текущими делами" (интервью Ъ 25 декабря 2006 года).
"Мне и так сейчас достаточно неудобно сидеть на двух стульях... Если сейчас буду думать о третьем кресле, с ума сойдешь... Я министр обороны, это ответственная должность" (11 февраля 2007 года в Мюнхене, отвечая на вопрос о намерении баллотироваться в президенты РФ).
* * *
Иванов Сергей Борисович
Родился 31 января 1953 года в Ленинграде. В 1975 году окончил филологический факультет Ленинградского госуниверситета, в 1976 году – Высшие курсы КГБ СССР в Минске, в 1981 году – 101-ю разведшколу Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР.
В 1975 году работал стажером-преподавателем Ленинградского высшего инженерно-морского училища. С 1976 года во внешней разведке КГБ. Начал карьеру оперуполномоченным 1-го отдела управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области. Работал в одном подразделении с Владимиром Путиным. С 1979 году в центральном аппарате разведки, специализировался на англо-скандинавском направлении. Работал в резидентурах в Великобритании и Финляндии, был резидентом в Кении. В середине 90-х стал зам.директора Европейского управления Службы внешней разведки.
С августа 1998 года заместитель директора ФСБ (этот пост в тот момент занимал Владимир Путин), директор департамента анализа, прогнозирования и стратегического планирования. 15 ноября 1999 года назначен секретарем Совета безопасности, после избрания президентом РФ Владимира Путина переназначен на эту должность. 28 марта 2001 года стал министром обороны. 14 ноября 2005 года получил также пост заместителя председателя правительства, курировал оборонную промышленность.
Генерал-полковник запаса. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Женат, два сына.
* * *
Сердюков Анатолий Эдуардович
Родился 8 января 1962 года в поселке Холмский Краснодарского края. В 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли, в 2001-м – юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1984-1985 годах проходил срочную службу в армии, окончил офицерские курсы и был уволен офицером запаса. С 1985 года работал заместителем заведующего секцией, заведующим секцией магазина #3 "Ленмебельторга" (Ленинград). В 1991 году назначен замдиректора по коммерческой работе "Ленмебельторга". После преобразования предприятия в том же году в ОАО "Санкт-Петербургская промышленная компания" стал его генеральным директором. С 1993 года – замдиректора, директор по маркетингу, гендиректор АО "Мебель-Маркет" (Санкт-Петербург). В октябре 2000 года назначен заместителем руководителя межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) по работе с крупнейшими налогоплательщиками Санкт-Петербурга. С июня 2001 года заместитель руководителя управления МНС по Санкт-Петербургу (управление возглавлял нынешний руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков). В ноябре 2001 года господин Сердюков сменил господина Зубкова на посту главы петербургского управления МНС. С февраля 2004 года руководитель управления МНС по Москве. 4 марта 2004 года назначен заместителем министра по налогам и сборам, с 14 марта – и. о. министра. 27 июля 2004 года стал руководителем Федеральной налоговой службы (входит в структуру Министерства финансов).
Кандидат экономических наук (тема диссертации – "Концепция и системная организация процесса формирования предпринимательских структур, ориентированных на потребителя"). По данным СМИ, женат на дочери Виктора Зубкова.
* * *
Нарышкин Сергей Евгеньевич
Родился 27 октября 1954 года в Ленинграде. В 1978 году окончил Ленинградский механический институт, затем – Петербургский международный институт менеджмента.
С 1982 года работал помощником проректора Ленинградского политехнического института, экспертом госкомитета по науке и технике в аппарате экономического советника посольства СССР в Бельгии. По данным ряда СМИ, в эти годы состоял на службе в КГБ, учился в Краснознаменном институте КГБ вместе с Владимиром Путиным. В 1992 году занял должность главы отдела внешнеэкономических связей комитета по экономике и финансам мэрии Санкт-Петербурга. В 1995 году перешел в Промстройбанк на пост начальника отдела внешних инвестиций. С января 1997 года – в правительстве Ленинградской области: начальник департамента инвестиций, глава комитета по внешнеэкономическим и международным связям. В феврале 2004 года назначен замначальника экономического управления президента России. В марте 2004 года занял пост заместителя руководителя аппарата правительства, 13 сентября 2004 года назначен руководителем аппарата правительства в ранге министра. 20 июля 2005 года стал председателем правительственной комиссии по проведению административной реформы. В июле 2006 года вошел в президиум совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Входит в совет директоров "Роснефти", возглавляет совет директоров "Первого канала". Президент Всероссийской федерации плавания. Награжден медалью "За заслуги перед Отечеством" II степени.
-----
Минобороны получило экономиста в гражданском Новый глава ведомства призван привести его в порядок без реформ Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов, Максим Шишкин, "Коммерсант-Ъ", 16 февраля
Назначение министром обороны главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Анатолия Сердюкова – неожиданное решение, последствия которого легко предсказать. Господин Сердюков с 2004 года успешно превращал налоговую службу в информационно закрытый, полностью управляемый изнутри и достаточно эффективный силовой орган власти, отделенный от влияния правительства. На место господина Сердюкова прочат его заместителей или помощника президента Виктора Иванова. А от Минобороны под руководством экс-главы ФНС вместо реформ следует ожидать той же эволюции, что совершена за три года налоговой службой.
Глава ФНС Анатолий Сердюков уже вчера был представлен Владимиром Путиным в качестве министра обороны России руководству министерства. Рядовым чиновникам Минобороны не позавидуешь: привыкание к Сергею Иванову было достаточно болезненным, а новый гражданский глава военного ведомства – прямая противоположность господину Иванову.
Карьера господина Сердюкова после избрания Владимира Путина президентом России в 2000 году развивалась стремительно: на покорение ФНС у бывшего бизнесмена ушло три года. Впрочем, уже когда его начальник в управлении МНС по Санкт-Петербургу Виктор Зубков переехал в Москву на пост главы Росфинмониторинга, было понятно, что господина Сердюкова рано или поздно ждет Москва.
На посту главы ФНС Анатолий Сердюков работает три года – и за это время имидж службы, создававшийся ранее министром Александром Починком, радикально изменился. За время руководства господин Сердюков не дал ни одного интервью печатным СМИ и почти не выступал публично. Зато за это время он провел полную смену руководителей ключевых в системе ФНС отраслевых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Прежние руководители были заменены в основном на коллег Анатолия Сердюкова по Санкт-Петербургу.
Расставляя кадры, господин Сердюков использовал технологию горизонтальной ротации руководителей. Так, в феврале 2006 года он поменял местами руководителей четырех инспекций, курирующих предприятия нефтяной, газовой, транспортной и алкогольной-табачной отраслей. Другой особенностью кадровой политики стало назначение чиновников из центрального аппарата на места глав управлений ФНС по субъектам федерации – так глава ФНС решал проблему "клановости" региональных элит.
За время руководства господина Сердюкова налогоплательщикам стало гораздо труднее отстаивать свою правоту в спорах с налоговиками. Согласно статистике ФНС, в 2000 году суды удовлетворили жалобы налогоплательщиков в отношении 64% сумм оспариваемых налоговых требований, а в первом полугодии 2006 года – всего 17%. ФНС объясняет это повышением качества своей работы, в юридических же компаниях утверждают, что после "дела ЮКОСа", которое велось в основном ФНС, суды стали значительно чаще подыгрывать налоговикам.
В правительстве не скрывают, что, формально подчиняясь главе Минфина Алексею Кудрину, на практике Анатолий Сердюков проводил абсолютно независимую от Минфина политику. Дошло до того, что Минфин и ФНС создали специальную комиссию по взаимодействию, целью которой является формулирование общей точки зрения по налоговым вопросам, по-разному трактуемым двумя ведомствами. По неофициальной информации, принципиальные вопросы господин Сердюков в обход министра Кудрина решал напрямую с "кадровым" помощником президента Виктором Ивановым – он, по данным Ъ, и сыграл ключевую роль в его назначении в 2001 году в ФНС.
Источник Ъ в налоговой службе вчера не исключил, что Виктор Иванов может сам претендовать на пост нового главы ФНС. По его мнению, если господину Сердюкову будет позволено назвать имя своего преемника, он остановит выбор на одном из трех своих бывших замов (всего в ФНС семь заместителей руководителей службы): Татьяне Шевцовой, Евгении Вечко или Михаиле Мокрецове. Возможно также, что пост главы ФНС потребует своему ставленнику глава Минфина Алексей Кудрин.
Владимир Путин вчера не скрывал, что Анатолию Сердюкову в Минобороны придется решать не столько военные, сколько финансовые и административные задачи – президент подчеркнул, что экс-главе ФНС придется "рационально расходовать огромные, по крайней мере по меркам нашей страны, деньги". По данным Ъ, сотрудники нескольких контрольных ведомств с начала 2006 года вели работу по изучению эффективности расходования и учета бюджетных средств в структурах Министерства обороны – судя по всему, доклад об этом появился на столе президента. Скорее всего, отсутствие реальной возможности бороться с коррупцией при госзакупках и неэффективность работы контрольных органов Минобороны сыграли свою роль в выборе кандидатуры преемника Сергея Иванова. При господине Иванове бюджет военного ведомства увеличился почти в четыре раза (с 214 млрд до 822 млрд рублей), теперь господину Сердюкову предстоит наладить учет и контроль за их расходованием.
Экс-глава ФНС точно не добавит Министерству обороны публичности, открытости и контроля над ним со стороны правительства. Гражданский министр будет разбираться с военной экономикой, а вопросы военного управления перейдут к Генштабу. |