Сергей Козлов, "НП", 23 февраля
Совет безопасности Казахстана на этой неделе рассмотрел и утвердил стратегию своей работы на ближайшие годы. Особое место в обсуждении дальнейших действий этого органа заняла коррупция, которая, как было отмечено, представляет сегодня реальную угрозу нашей национальной безопасности.
При этом глава государства, председательствующий на заседании совета, призвал к борьбе с этим злом весь народ республики, так как только силами государственных органов его не одолеть. С этим нельзя не согласиться, так же, впрочем, как и с тем, что государственный аппарат всегда являлся частью общества, народа, населения, и от того, что представляет собой общество, всегда зависело качество его институтов.
О коррупции исписаны библиотеки исследований и наблюдений. "Коррупция вездесуща и неприкосновенна, - писал Марк Твен, - ее нельзя победить, ее невозможно не замечать по неопытности, ее трудно проконтролировать и совершенно бесполезно бороться с нею, потому что бороться с коррупцией - означает только бороться с самим собой, расследовать против себя, обманываться и быть обманутым собой".
Исходя из собственных наблюдений мы можем лишь добавить, что у нас коррупция стимулирует интерес чиновников к работе, без которого их труд превращается в рутину и отбывание повинности. "Коррупция необходима как зло, без которого невозможно и добро" (Уинстон Черчилль). Говорить об этом явлении как о предмете, чуждом обществу, возможно лишь когда коррупционеры превращаются в бизнесменов от государства, что у нас повсеместно и происходит: коррупция в наших органах власти стала серьезным большим бизнесом. И как в любом бизнесе, здесь своя конкуренция и свои отношения конкуренции между различными министерствами и комитетами.
Об этом также говорилось на последнем заседании Совета безопасности - наши чиновники уже создают свои консультационные фирмы, помогающие фирмам коммерческим недоплачивать налоги. Каково! Как в анекдоте: "Такого Париж еще не видел". Это же высший пилотаж! Это все равно, что создать компанию при парламенте с целью помочь неким криминальным структурам обходить принятые парламентом законы - при этом в компании должны обязательно трудиться сами парламентарии. Чиновник, как понятие "исполнителя государственной воли и закона", стал синонимичен, равен понятию "взяточник".
Иосиф Ройзман: "Если взятка ускоряет исполнение действующего закона по причине того, что исполнение умышленно замедляется органами исполнения для создания условия для взятки как системы, то коррупция сама создает свои законы". И это правильно с точки зрения отождествления реальности! Коррупция властно вводит свои, жизненные законы, которые становятся реальнее законов, принятых законодательной властью. Вдумайтесь, в эту "формулу". Жизнь по понятиям - это наша, ваша, реальная жизнь. Эта "понятийная жизнь" подменяет собой законодательное поле и выводит любой законодательный орган из поля игры как недееспособный, ненужный, декоративный.
Ибо "понятия" сами являются системой ценностей и творят собственную иерархию. Встроенная в систему государственной власти, откуда она черпает кадры, иерархия коррупции игнорирует узаконенную власть, переставляя акценты на "неформальные отношения". "Иерарх" (чиновник) стремится подменить собой государство, являясь бизнесменом от власти, имеющим власть.
Дали взятку - и восторжествовала законность. И все же. Коррупция определяется все-таки не особенностями национальных или общественных "понятий", а качеством государственных институтов, то есть тем, насколько государство готово держать дистанцию с бизнесом. |