Сергей Козлов, "АиФ-Казахстан", 28 марта
В последние недели Кабинет министров вновь проявил публичную активность в деле создания у нас в стране электронного, или, проще, е-правительства. Прошло, как было сообщено, несколько заседаний "ответственных органов", на которых создана рабочая группа "по ускорению работы" в этом направлении.
Такие оптимистичные вести обнадеживают. Тем более что и председатель государственного Агентства по информатизации и связи (АИС) Куанышбек Есекеев добавил оптимизма, сообщив: в соответствии с госпрограммой в этом году будет "завершено формирование инфраструктуры казахстанского е-правительства".
Того, что сегодня есть, завтра уже не нужно
Государственная программа создания е-правительства была утверждена у нас три года назад, и к году нынешнему уже должны были быть внедрены порталы, на которых предполагалось разместить информацию о деятельности центральных органов власти, необходимую гражданам и бизнесу. Видимо, это и имел в виду г-н Есекеев, говоря о "завершении формирования…".
Как все обстоит на самом деле, каждый гражданин страны может убедиться просто и наглядно. Для этого нужно взять список наших государственных органов и сверить его с наличием и состоянием их веб-сайтов, что, собственно, и составляет вышеназванную инфраструктуру.
И вот что получается, если сверить списки хотя бы вкратце.
Сайт нашего правительства (реального, а не электронного), в принципе, интересен, на нем есть много документов, но списки сотрудников и номера их телефонов почему-то нерегулярно и очень небрежно обновляются. Ни в одном из разделов не найдешь адресов электронной почты вице-министров или других чиновников, включая координаты их пресс-служб.
Для справки: если это е-правительство, то должен быть доступен способ отправления тому или иному чиновнику запроса в режиме on-line, что предусмотрено нормами электронного документооборота. То есть любой гражданин, имеющий доступ к интернету, может написать в то или иное ведомство о проблеме, его интересующей, получить консультацию, найти какой-нибудь нормативный акт или закон.
Но такой возможности сегодня казахстанские граждане не имеют, ибо в интернете просто нет адресов электронной почты, а на сайтах министерств (о чем речь ниже) даются зачастую такие адреса, по которым невозможно "прорваться".
Например, сайта Министерства энергетики вовсе не существует в природе. Хотя в отдельных каталогах его адрес почему-то указывается. Нет сайтов холдинга "Самрук", фондов "Казына" и "Казагро". У многих государственных компаний сайты присутствуют "в зачаточном виде". Сайт "Казахмыса" фактически есть только на английском языке. Сайт Минкультуры и информации сделан упрощенно и неудобно. Но там хотя бы можно найти телефоны и биографии чиновников. Правда, и здесь адреса электронной почты бесполезны - через них связаться ни с кем невозможно.
Есть сайт Минтранскома, однако для того, чтобы добыть на нем необходимую информацию, вы потратите битый час. Более или менее сносный сайт у Агентства по информатизации и связи. Но он, опять-таки, вот уже который месяц находится в состоянии формирования. Сайт Мининдустрии застыл в развитии года три назад. А комитеты министерства в интернете вообще не представлены. Сайт МИДа, несмотря на свою относительную информативность, обновляется с огромным опозданием.
О нашем сельском хозяйстве проще получать довольно конкретную информацию на российском специализированном сервере по данной теме, а не на сайте самого нашего Минсельхоза, который не отвечает требованиям. Тогда как на сайте Агентства по статистике информация то дается, то не дается, то публикуется с таким опозданием, что получить ее можно уже из других, более оперативных источников. А частенько сайт и вовсе сутками не работает. К тому же на нем нет тематического поиска материалов.
На сайте Верховного суда после двух-, трехчасовых поисков вы сможете найти образцы судебных документов, о которых пресс-служба ВС регулярно оповещает. Но на этот сайт, как ни странно, легче попасть не напрямую через его поисковую систему, а через поисковик Yandex, задав название нужного документа.
Нет компьютера - нет проблемы
Можно выписывать официальные газеты, где публикуются документы, и складировать их за многие годы. Но это век в лучшем случае XIX, а не XXI. Есть, правда, электронная база данных Республиканского центра правовой информации при Минюсте и пара частных контор (только пара (!) в целой стране - называть мы их не станем, они и так печально известны), но эти организации оказывают платные услуги, которые стоят минимум тысячу в год в долларовом эквиваленте. Причем с падением курса доллара эти услуги в тенговом эквиваленте исправно индексируются.
Иными словами, "простому гражданину" информация или просто недоступна, или получить ее он может с очень большими затратами времени, энергии и средств. Вопрос: а почему? Ведь наша цель - построение современного правового, к тому же технологически развитого государства, в котором вся правовая, нормативная, официальная информация должна быть открытой, прозрачной и доступной. И в первую очередь - в режиме on-line.
В качестве еще одного из бесчисленных примеров закончим: попробуйте найти в интернете в течение 10-15 минут Уголовно-процессуальный кодекс РК, или кодекс "Об административно-правовых нарушениях", или Правила дорожного движения. Не тут-то было! Искать эти документы, скажем, на сайтах МВД, Минюста, Верховного суда или парламента вы можете годами и вряд ли найдете. |