NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:07 ast
15:07 msk

"Некоторые акиматы создают преимущества государственным предприятиям"
Г.Оразбаков: Увеличение количества предприятий монополистов республиканского уровня с 49 в 2004 году до 63 в 2006 году говорит не только о том, что происходит монополизация экономики за счет слияния предприятий и поглощения мелких компаний крупными
02.05.2007 / политика и общество

АСТАНА. 30 апреля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

В Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире" отмечается, что одним из основных приоритетов государственной политики является дальнейшее развитие конкуренции и защита конкурентной среды. Именно проблемы развития конкуренции, биржевой торговли и степень монополизации рынка стали первым вопросом в повестке дня прошедшего сегодня под председательством Премьер-Министра селекторного совещания в Правительстве РК.

Министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков, выступивший с докладом по этому вопросу, констатировал, что в настоящее время в Казахстане с монополистами работают два органа: Агентство по регулированию естественных монополий, которое занимается регулированием тарифов и ведет реестр субъектов естественных монополий, и Комитет по защите конкуренции МИИТ, который содействует развитию конкуренции путем пресечения злоупотреблений монопольным положением, недобросовестной конкуренции и конкурентных действий государственных органов, ведет реестр хозяйствующих субъектов, доминирующих на определенных рынках. Комитет, кроме того, занимается координацией деятельности государственных органов по развитию конкуренции.

Министр отметил, что многие путают функции АРЕМ и Комитета. Он пояснил, что АРЕМ согласовывает тарифы субъектов естественных монополий, а Комитет осуществляет регулятивную функцию. Хозяйствующие субъекты, включенные в реестр доминантов, за 30 дней уведомляют Комитет о повышении тарифов и, не дожидаясь ответа, имеют право повысить тариф. Если Комитет считает повышение тарифа необоснованным, то он выносит предписание. Субъект может выполнить предписание или проигнорировать. В последнем случае Комитет обращается в суд.

"Таким образом, АРЕМ является тарифным органом, а Комитет по защите конкуренции – антимонопольным", – подчеркнул Г.Оразбаков.

Министр сообщил, что в настоящее время в республиканском реестре доминантов-монополистов состоят 63 предприятия, а в региональных реестрах – 898 предприятий. Наибольшее количество доминантов республиканского уровня сосредоточено в таких отраслях, как транспорт и связь – 39 процентов, топливно-энергетический комплекс – 27 процентов и государственные предприятия – 17 процентов. Наибольшее количество доминантов местного уровня сосредоточено в Карагандинской области – около 100, что составляет 11 процентов от общего количества. В Восточно-Казахстанской области таких предприятий 80 – 9 процентов, в Актюбинской и Акмолинской областях находится по 8 процентов доминантов местного уровня.

Увеличение количества предприятий монополистов республиканского уровня с 49 в 2004 году до 63 в 2006 году, по мнению министра, говорит не только о том, что происходит монополизация экономики за счет слияния предприятий и поглощения мелких компаний крупными. Здесь играет свою роль и активность Комитета по защите конкуренции, который выявляет новых доминантов. Комитетом проводится анализ товарных рынков, результаты анализа становятся основанием для формирования реестра доминантов.

"Данные исследования позволяют выработать конкретные предложения по устранению барьеров для вхождения в отрасль новых игроков. Например, нами были внесены рекомендации по устранению барьеров в таких отраслях, как железнодорожный транспорт, авиация, телекоммуникации, энергетика. Помимо этого, проводится претензионно-исковая работа, итогом которой является внесение предписаний и штрафов на 19 миллиардов тенге, возмещение монополистами нанесенного ущерба в размере 380 миллионов тенге, снижение тарифов, введение посекундной тарификации на сотовую связь "Kcell" и некоторые другие. Понятно, что такая активная деятельность Комитета встречает определенное противодействие бизнес-структур, иногда поддерживаемое государственными органами", – отметил министр.

Г.Оразбаков напомнил о поручении, данном главой Правительства Министерству – совместно с акиматами выработать предложения по улучшению антимонопольной работы в регионах. Это поручение было дано в связи с жалобами на Комитет, поступающими от акимов областей. Предложения должны быть готовы к 10 июля текущего года, но, как отметил Г.Оразбаков, конкретных мер акиматы не предлагают. Некоторые акиматы предлагают перевести антимонопольную работу на территориальный уровень, более того, требуют согласовывать с ними назначения начальников теркомов по защите конкуренции. По мнению министра, как раз неподотчетность теркомов местным акиматам позволяет им эффективно работать, в том числе, пресекать антиконкурентные действия со стороны самих акиматов.

"Необходимость такого контроля подтверждается тем, что Комитетом было вынесено семь предписаний акиматам различного уровня об отмене их решений, нарушающих антимонопольное законодательство. Последний такой случай связан с подписанием меморандума между компанией "АЕS" и акиматом Восточно-Казахстанской области, в котором акимат обязался снять требования и штрафные санкции, вынесенные Комитетом по защите конкуренции, на сумму более двух миллиардов тенге, и вообще исключить энергоисточники компании из реестра монополистов. При этом, монополист до сих пор не снизил тарифы для юридических лиц, тем самым возобновив практику дифференцирования, противоречащую законодательству и поручениям Правительства", – подчеркнул министр.

Кроме того, министр считает, что некоторые акиматы, создавая государственные предприятия, предоставляют им преимущества, приводящие к нечестной конкуренции.

"Практически весь доход эти предприятия получают из местного бюджета, хотя эту же работу мог бы выполнять конкурентный рынок, что, наверняка, привело бы к снижению стоимости и повышению качества поставляемых услуг. В то же время, мы понимаем, что вопросы развития конкуренции могут быть разрешены лишь в случае эффективной и совместной работы госорганов всех уровней", – отметил Г.Оразбаков.

Министр сообщил также, что считает недостаточной численность сотрудников территориальных подразделений Комитета – 6-7 человек в каждой области.

Кроме того, он подчеркнул, что комплексное решение проблем, существующих в области защиты конкуренции, возможно только после создания новых органов – отраслевых регуляторов, по которым имеется соответствующее поручение Главы государства. Работа по созданию отраслевых регуляторов уже ведется.

Затем министр перешел к вопросу о биржевой торговле. Биржевая инфраструктура, по его словам, имеется в 11 областях и городах, на территории которых организованы 11 товарных бирж. Почти три четверти продукции, предъявляемой на торги, составляют минеральные продукты и продукты сельского хозяйства. Деятельность почти всех отечественных товарных бирж характеризуется низкими объемами торгов, что не позволяет им оказывать существенное влияние на протекающие в стране экономические процессы. Кроме неразвитости самой биржевой инфраструктуры, одной из проблем в этой сфере, как отметил Г.Оразбаков, является отсутствие системы гарантий по заключенным сделкам и слабое законодательное обеспечение. Действующий Закон "О товарных биржах" не соответствует реалиям сегодняшнего дня, а новый законопроект, внесенный в Парламент, по мнению министра, следует отозвать, чтобы внести в него коррективы. В новом Законе планируется предусмотреть меры, стимулирующие торговлю фьючерсами на биржевые товары, привлечение брокеров, дилеров финансовых организаций, и другие.

В заключение министр подчеркнул, что задачи по развитию конкуренции, биржевой торговли, ограничению монополистической деятельности требуют скоординированных усилий всех государственных органов.

Выступивший вслед за Г.Оразбаковым председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий Бакытжан Сагинтаев отметил, что одним из главных условий развития конкуренции является наличие беспрепятственного доступа к инфраструктуре, то есть услугам монополистов. По его мнению, многие нормативно-правовые акты министерств и ведомств, регламентирующие технические вопросы доступа, сегодня зачастую не соответствуют целям развития конкуренции.

"К примеру, в правилах присоединения к сетям телекоммуникаций общего пользования не определены предельные сроки присоединения, что позволяет оператору затягивать процесс присоединения на длительный период. Не установлены стандартные требования к техническим условиям на присоединение, что дает возможность монополисту делать их заведомо невыполнимыми. Также ограничен доступ к электрическим сетям, например, требованием обязательного наличия системы коммерческого учета, установленным в правилах розничного рынка", – сказал Б.Сагинтаев.

По его мнению, необходимо пересмотреть правила розничного рынка электроэнергии - для развития конкуренции между энергоснабжающими организациями и предоставления потребителям возможности выбрать такую организацию. Агентство предлагает ввести в Административный кодекс санкцию за непредоставление равных условий доступа - в размере трех процентов годового дохода монополиста.

Б.Сагинтаев привел факты нарушения антимонопольного законодательства. Например, на железной дороге конкуренция в области ремонта путей происходит только между тремя компаниями, которые разыгрывают тендера между собой, что препятствует снижению стоимости услуг. Кызылординская ТЭЦ вынуждена покупать газ у компаний-посредников, что ведет к удорожанию тепла на десять процентов. Такая же ситуация сложилась в некоторых других регионах.

Премьер-Министр РК Карим Масимов, подводя итоги обсуждения вопроса о развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности, отметил, что в регионах не всегда знают точно, чем занимается тот или иной государственный орган. "Нам нужно в этом вопросе навести порядок и разобраться", – сказал К.Масимов.

Премьер поручил включить вопрос о создании отраслевых регуляторов и развитии конкуренции в повестку дня заседания Правительства 22 мая.

Для того, чтобы можно было влиять на тарифообразование в области электро- и теплоснабжения, по мнению министра, нужно максимально освободиться от посредников. В связи с этим К.Масимов поручил министру финансов Наталье Коржовой изучить вопрос о выполнении инвестиционных обязательств распределительными энергетическими компаниями. В случае невыполнения обязательств к этим компаниям нужно принимать меры, предусмотренные законодательством.

"Мы готовимся к масштабной реконструкции нашей энергетической отрасли и должны быть уверены в том, что все средства, которые поступают от тарифообразования, расходуются по назначению", – подчеркнул Премьер-Министр.

-----

АРЕМ предлагает ввести в Административный кодекс РК санкцию за непредоставление монополистами равных условий доступа к инфраструктуре того или иного рынка
АСТАНА. 30 апреля. Kazakhstan Today

Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) предлагает ввести в Административный кодекс РК штрафную санкцию за непредоставление монополистами равных условий доступа к инфраструктуре того или иного рынка. Об этом сегодня на селекторном заседании правительства сообщил председатель АРЕМ Бакытжан Сагинтаев, передает корреспондент агентства.

"Основываясь на международном опыте, мы предложили ввести в Кодекс об административных правонарушениях штрафную санкцию за непредоставление равных условий доступа в размере 3% от годового дохода монополиста", - сказал Б. Сагинтаев. По его информации, данное предложение уже направлено в Министерство юстиции.

"Мы надеемся на понимание и поддержку правительства в этом вопросе", - подчеркнул глава АРЕМ. По его мнению, "на сегодняшний день наличие беспрепятственного и равного доступа к инфраструктуре, то есть к услугам монополистов, является одним из главных условий развития конкуренции". "К сожалению, нормативные акты отраслевых министерств и ведомств не всегда позволяют обеспечить такой доступ", - констатировал Б. Сагинтаев.

В качестве примера он привел правила присоединения к сетям телекоммуникаций общего пользования, разработанные Агентством по информатизации и связи. "В них не определены предельные сроки присоединения, что позволяет присоединяющему оператору связи затягивать процесс присоединения на длительный период. Не установлены стандартные требования к техусловиям присоединения, что дает возможность монополисту сделать их заведомо невыполнимыми. ...Мы об этом не раз говорили и направляли конкретные предложения, но должных результатов до сих пор не имеем", - пояснил глава антимонопольного ведомства.

"Есть несколько вопросов по КТЖ: у них ремонт путей монополизирован тремя компаниями, которые разыгрывают между собой тендеры и в течение нескольких лет никого не пускают на этот рынок, а тарифы на ремонт ежегодно растут, влияя на конечный тариф", - продолжил Б. Сагинтаев. По его мнению, введение штрафных санкций за непредоставление равного доступа всем участникам рынка могло бы также сократить количество аффилированных с монополистами "дочек".

"Кызылординская ТЭЦ покупает сегодня газ у "Казгермуная", но через ее монополизировавшую этот рынок аффилированную структуру - "КазТрансГаз Аймак", которая не пускает ТЭЦ напрямую к цене "Казгермуная". И только из-за этого цена газа увеличивается на 63%. Если мы этого посредника уберем, то снижение стоимости теплоснабжения для кызылординского потребителя составит около 10%", - уточнил в связи с этим председатель АРЕМ.

В свою очередь председатель Агентства по информатизации и связи Куанышбек Есекеев сообщил, что в настоящее время АИС уже "разработаны правила по прозрачному техподключению тех операторов, которые хотят предоставить альтернативные услуги на рынке телекоммуникаций". Кроме того, президент АО "Казахтелеком" Аскар Жумагалиев подверг сомнению утверждение АРЕМ о препятствовании со стороны его компании подключениям к сетям общего пользования альтернативных операторов. "Мы количество присоединяемых операторов увеличили в три раза, присоединив за последние полгода 40 операторов, и каких-либо проблем в этом отношении не существует, поскольку на этом рынке уже присутствуют некоторые альтернативные операторы, которые уже конкурируют с нами", - считает А. Жумагалиев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz