NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Понедельник 22.07.2024 04:10 ast
02:10 msk

"Я предлагаю пойти по пути…"
Глава государства Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат Парламента и внес на рассмотрение депутатов проект Закона об изменениях и дополнениях в Конституцию страны
17.05.2007 / политика и общество

"Ак Орда", 16 мая

Глава государства Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат Парламента и внес на рассмотрение депутатов проект Закона об изменениях и дополнениях в Конституцию страны.

На рассмотрение Парламента предложены серьезные конституционные поправки, которые должны радикально изменить политическую систему государства.

- Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. Это трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую, - заявил Нурсултан Назарбаев.

Речь идет об усилении роли Парламента, увеличении численности депутатского корпуса, новом порядке формирования Правительства по принципу парламентского большинства, введении пропорциональной системы избрания депутатов нижней палаты – Мажилиса, департизации мандата депутатов Сената и многих других политических новациях.

Глава государства предложил увеличить численность Мажилиса до 107 депутатов. 98 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов представляют Ассамблею народов Казахстана. Предлагается также увеличить численность Сената, за счет увеличения президентской квоты, которая теперь увеличивается с 7 до 15 депутатов. Часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народов Казахстана.

- Это необходимо для учета интересов крупных этносов и послужит дальнейшей консолидации общества. Таким образом, численность депутатов Парламента увеличивается на 38 человек и составит 154 депутата. Это нормальная пропорция для нашего 15-миллионного населения, - отметил Нурсултан Назарбаев.

Согласно предлагаемому законопроектом новому порядку формирования Правительства, Премьер-Министр должен назначаться Президентом после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов Парламента.

- Хочу подчеркнуть, что ключевой момент заключается в создании новых правил формирования и функционирования Правительства на основе парламентского большинства. Теперь главная роль в утверждении Премьер-Министра, а значит и всего Правительства, отводится Парламенту.

Реализация такого подхода, во-первых, повысит роль политических партий в формировании Правительства. Во-вторых, приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства, которое должно будет осуществлять программу победившей партии или коалиции, - подчеркнул Президент.

Относительно выбора избирательной системы Глава государства отметил, что предлагаемый переход на выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной избирательной системе, обеспечивает репрезентативность и учитывает специфические особенности страны.

- Новая форма проведения выборов в Казахстане должна предоставить политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения, - сказал Нурсултан Назарбаев.

Президент предложил отказаться от конституционного запрета на государственное финансирование общественных объединений и разработать практические механизмы для частичного финансирования деятельности политических партий из республиканского бюджета.

Также Президент считает целесообразным сократить после 2012 года срок президентского правления с 7 до 5 лет, назначать акимов областей с согласия соответствующих маслихатов.

В сфере судебной правовой реформы вводится судебное санкционирование ареста. Также заявлено о фактической отмене в Казахстане смертной казни.

- Установив на конституционном уровне возможность применения смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, Казахстан, тем самым, становится страной, в которой смертная казнь фактически не будет применяться, - отметил Нурсултан Назарбаев.

Выступая с новым пакетом инициатив по изменению действующей Конституции, которая была принята в 1995 году, Президент отметил:

- Уверен, что пришло время внести изменения в Конституцию Республики Казахстан и вступить в новый качественный этап развития нашей страны. Рассчитываю на активную работу Парламента по законодательному обеспечению нового этапа демократизации Казахстана.

-----

Нурсултан Назарбаев представил парламенту поправки в Конституцию
"Хабар", 16 мая

Тем самым Президент объявил о начале нового этапа демократизации Казахстана. Глава государства предложил трансформировать нашу республику из президентской в президентско-парламентскую. Это предполагает серьезное усиление роли представительной власти, причем как в центре, так и на местах. Кроме того, возрастет значение политических партий, общественных объединений и Ассамблеи народов Казахстана, будет усовершенствована судебная система, смертную казнь в республике фактически отменят, а срок президентского правления сократится с семи до пяти лет. Без преувеличения можно сказать, что сегодня произошло историческое событие. Президент Казахстана объявил о начале конституционной реформы. Наша республика совершила прорыв в экономическом развитии, а теперь пришло время серьезных политических преобразований.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

- Следует подчеркнуть, что процесс политической модернизации в нашей стране шаг за шагом, по мере создания необходимых экономических условий последовательно идет все эти годы - с момента обретения Казахстаном независимости. При этом мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается.

Нурсултан Назарбаев отметил, что за 15 лет Казахстан успешно прошел три этапа развития. В первый, самый сложный период становления независимости, с 1991-го по 1995-й год, когда страна находилась на распутье, и требовались решительные антикризисные меры, властные полномочия были сконцентрированы по вертикали исполнительной власти. По мнению Президента, этот принцип себя полностью оправдал. Поскольку мировая практика показала, что в странах, где уровень ВВП на душу населения был ниже трех тысяч долларов, демократия существовала недолго; если же этот показатель превышал шесть тысяч долларов, она становилась жизнеспособной. Глава государства сказал, что на втором этапе, с 1995 года по 2000-й, параллельно с глубокими экономическими реформами начались изменения в политическом устройстве. Именно тогда была заложена основа современных демократических институтов. Они окончательно утвердились на третьем этапе – с 2001-го по 2006-й год. Сегодня Казахстан экономически окреп и общество, которое знает цену стабильности, готово к коренным демократическим преобразованиям. Поправки в Конституцию Президент разбил на семь основных блоков. Первый касается повышения роли парламента, а также перераспределения властных полномочий и ответственности.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

- Есть смысл перераспределить некоторые обязанности и ответственность между Президентом и парламентом.

Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий парламента. Это трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую. Я прихожу к мнению, что срок президентского правления целесообразно сократить с 7 до 5 лет. По такому пути пошла, например, Франция. Эта реформа будет вводиться после 2012 года. В принципе, мы могли бы не менять эту норму, так это не противоречит общепринятым демократическим подходам. Но в то же время мы этим шагом хотим подчеркнуть твердость наших демократических устремлений, а также сделать равными сроки полномочий ключевых избираемых субъектов власти. Госкомиссия предложила избирать половину депутатов по мажоритарной, а половину - по пропорциональной системе. Но мы должны пойти дальше. Тщательно изучив международный опыт, не один раз взвесив все "за" и "против", предлагаю перейти на выборы депутатов мажилиса по пропорциональной избирательной системе, которая обеспечивает репрезентативность и учитывает наши специфические особенности. Новая форма проведения выборов в Казахстане должна предоставить политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения. Принято предложение Госкомиссии увеличить численность Сената, за счет увеличения президентской квоты, которая теперь увеличивается с 7 до 15 депутатов. Численность мажилиса предлагается увеличить до 107 депутатов. 98 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов представляют Ассамблею народа Казахстана, избираемых согласно закону. Это необходимо для учета интересов крупных этносов и послужит дальнейшей консолидации общества. Таким образом, численность депутатов парламента увеличивается на 38 человек и составит 154 депутата. Это нормальная пропорция для нашего 15-миллионного населения. Премьер-министр должен назначаться Президентом после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов мажилиса. Важно отметить, что партийные фракции будут создаваться только в мажилисе. Хочу подчеркнуть, что ключевой момент заключается в создании новых правил формирования и функционирования правительства на основе парламентского большинства. Теперь главная роль в утверждении премьер-министра, а значит и всего правительства отводится мажилису.

Что касается функций палат парламента, то Сенат сможет сам принимать законы, если мажилис досрочно прекратит свои полномочия. Также Верхняя палата будет утверждать кандидатуру председателя Нацбанка. Депутаты впредь будут связаны императивным мандатом, это обусловлено необходимостью отстаивать единую партийную позицию при голосовании. Усилятся полномочия парламента по контролю над деятельностью правительства. В частности, упрощается порядок выражения вотума недоверия центральной исполнительной власти. Премьер-министра обяжут ставить перед вновь избранным мажилисом вопрос о доверии Кабинету министров. Состав правительства будет формироваться по предложению премьера.

Второй блок изменений и дополнений в Основной закон страны связан с укреплением роли политических партий.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

- Выборы депутатов мажилиса по пропорциональной системе является исторически важным шагом в повышении роли политических партий. Кроме того, премьер-министр будет представлять партию парламентского большинства. Реализация такого подхода, во-первых, повысит роль политических партий в формировании правительства; во-вторых, приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия правительства, которое должно будет осуществлять программу победившей на выборах партии или коалиции.

Новые поправки предполагают отмену запрета на государственное финансирование общественных объединений. Партии смогут рассчитывать на поддержку из республиканского бюджета. Возрастет значение и парламентских фракций политических партий. На их заседаниях будут обсуждать кандидатуру нового премьера. Фундаментальные изменения затронут также раздел Конституции по вопросам местного самоуправления. Маслихаты станут полноценным инструментом народной власти на местах.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

- Предлагаемые изменения в Конституцию позволят сельским акимам наряду с выполнением государственных функций легитимно решать задачи местного самоуправления. Предлагается определить срок полномочий маслихатов на пять лет, что будет способствовать гораздо большей стабильности власти на местах. Предлагается назначать акимов областей, городов республиканского значения и столицы с согласия соответствующих маслихатов. Акимы других уровней будут назначаться по такой же схеме.

Президент отметил, что маслихату теперь будет легче выразить недоверие акиму, что автоматически повысит ответственность местной исполнительной власти. В завершение этой темы Нурсултан Назарбаев сказал, что в Конституцию нужно включить статью о столице Казахстана – Астане. Следующий блок поправок касается системы правосудия. Будет введено судебное санкционирование ареста. Кроме того, упразднят квалификационную коллегию юстиции. Ее функции по отбору кандидатов на судейские должности перейдут высшему судебному совету. Новшества коснутся и Ассамблеи народа Казахстана. Она получит конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни. Особая тема – развитие институтов гражданского общества. Роль неправительственных организаций и средств массовой информации будет повышена, при этом, как отметил Президент, должна возрасти и их ответственность перед обществом. Заключительная часть выступления главы государства была посвящена укреплению системы защиты прав и свобод граждан. Нурсултан Назарбаев заявил о фактической отмене в Казахстане смертной казни.

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

- Установив на конституционном уровне возможность применения смертной казни только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, Казахстан тем самым становится страной, в которой смертная казнь фактически не будет применяться.

Президент предложил укрепить и саму Конституцию. Будет усложнен порядок принятия дополнений и изменений в Основной закон страны. Новые поправки парламент должен принять в течение недели. После этого глава государства вынесет на рассмотрение пакет усовершенствованных конституционных законов. Так что развитие демократии теперь будет проходить в Казахстане ускоренными темпами.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2007
Модернизация отечественной экономики 31.05.2007
"Конституционная реформа - основа для дальнейшей модернизации правовой системы" 31.05.2007
Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса рассмотрел 4 проекта Конституционных законов 31.05.2007
Обращение деловых кругов Казахстана к общественности страны 31.05.2007
Австрия лишила иммунитета Рахата Алиева 31.05.2007
Логика развития 31.05.2007
Фонд "Бота", создаваемый для использования замороженных в Швейцарии около $84 млн, заработает в 2008 году 31.05.2007
Минюст сообщает о начале очередного этапа подготовки к введению системы идентификационных номеров 31.05.2007
На коллегии Минздрава РК рассмотрены итоги деятельности органов здравоохранения за 1-й квартал 31.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
22.07.24 Понедельник
95. КОЙБАГАРОВ Болатбек
89. ЛОБОВ Владимир
85. КЕСОГЛУ Лаки
76. МАНКЕЙ Бахитжамал
76. СЕГАЛ Илья
75. ЛАДЫГИН Валерий
75. ПЕРЗАДАЕВ Мурат
74. САУРАН Алихан
72. КУЦ Василий
70. АУБАКИРОВ Шакен
68. РУСТЕМОВА Гаухар
64. ПЛОТНИКОВ Сергей
62. КОЖАМЖАРОВА Дария
61. ДЕМИДОВ Александр
61. КИСИКОВА Сауле
...>>>
23.07.24 Вторник
78. КЕНЖИН Тулеш
76. БЕКТУРСЫНОВ Ызгарбек
72. ЖУБАНДЫКОВ Серик
71. ЕГИЗБАЕВ Алтынбек
69. САБДЫКОВ Нур
66. БАЗАРБАЕВА Асия
63. БЕГЕШЕВ Ахмет
62. КАЗЫБАЕВ Аскар
61. АРЫСТАНОВ Талгат
55. МАЛЫБАЕВ Бакитжан
53. ЛАВРИНЕНКО Элина
52. МАТАЕВ Талгат
51. СЫДЫКОВ Архат
50. МУРЗАЛИН Жанболат
49. АБИШЕВА Гульмира
...>>>
24.07.24 Среда
88. БЭНГ Чан Йан
87. САБИРОВ Шмидт
81. АХМЕТОВ Иманали
76. ФОГЕЛЬ Виктор
73. БОРОДИН Александр
67. ИСКАКОВ Адилхан
67. КУЛЕКЕЕВ Жаксыбек
67. МИРЗИЁЕВ Шавкат
66. КОЙШИБЕКОВ Болат
65. ОТАРБАЕВ Ганибек
63. КУСПАН Айгуль
58. АСИЛЬБЕКОВ Алмас
58. ЕСКЕНДИРОВ Самат
58. ТОЛЕУЛИЕВ Мухтар
57. КАЙДАРОВА Диляра
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz