Екатерина НИКИТИНСКАЯ, первый заместитель председателя правления союза "Атамекен", "Экспресс-К", 30 мая
Как отмечал глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, главным поучительным уроком в начале 90-х годов стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны.
Сегодня мы должны усвоить не менее важные истины: своевременная и последовательная политическая модернизация является необходимым условием конкурентоспособной отечественной экономики. Этот подход должен стать мерилом истинности проводимой реформы, прежде всего ее основной составляющей - трансформации президентской республики в президентско-парламентскую.
Несмотря на весьма конструктивные шаги в развитии цивилизованных форм лоббирования интересов бизнеса, многие аспекты взаимодействия с исполнительной властью пока остаются малоэффективными. В том числе в вопросах оптимизации правового поля для предпринимательства. Введение закона "О частном предпринимательстве" сделало диалог бизнеса и уполномоченных органов в определенном смысле безусловным. Но только в определенном смысле, поскольку предложения предпринимательства носят исключительно рекомендательный характер. Исполнительные органы по своему собственному усмотрению могут использовать властные полномочия в решении представленных к общественному обсуждению вопросов. Подобные решения законодательно не требуют каких-либо публичных объяснений.
Поэтому так важно, что с конца 90-х годов парламент был реальной диалоговой площадкой и нередко являлся арбитром в спорах бизнеса и власти при оптимизации отечественного законодательства. Сегодня главой государства сделаны конструктивные шаги по дальнейшему повышению общественно-политической роли этой ветви власти. И это радует казахстанское бизнес-сообщество.
Усиление полномочий парламента по эффективному контролю за деятельностью правительства, бесспорно, даст дополнительные рычаги в обеспечении транспарентности действий уполномоченных государственных органов и холдинговых компаний. В этих условиях снижение порога по числу голосов депутатов, необходимых для выражения вотума недоверия правительству при росте репрезентативности парламента, не только убедительно, но и необходимо.
Однако предоставление дополнительных полномочий, по нашему мнению, следует дополнить конкретными требованиями к качественному составу депутатов, а также системой оценки эффективности их деятельности.
Новый парламент должен обеспечить качественный рост в инициировании законодательных актов, максимальную стабильность действующего законодательства и преобладание законов прямого действия. В настоящее время эти три проблемы достаточно актуальны.
Не менее важен аспект усиления в парламенте фракционных принципов. И возможность лишения мажилисмена его мандата при выходе или исключении из политической партии - необходимая мера укрепления внутрипартийной дисциплины. Чего греха таить, ведь нередко наши избранники начинают вспоминать об электорате только в "предвыборной лихорадке". А единая партийная позиция или фракционная линия до настоящего момента являлась просто несбыточной мечтой.
Но решение этого вопроса потребует и более кардинальных изменений. Сегодня основная часть бизнесменов является членами именно ведущей партии "Нур Отан". Поэтому накануне предстоящих перемен особо необходимо выработать экономическую платформу партии и определиться с основными приоритетами. Это будет прагматично и рационально.
Степень свободы предпринимательства и самореализации в конечном итоге и определит пределы его мультипликативной эффективности. Сегодня даже по самым скромным подсчетам появление только одного индивидуального предпринимателя обеспечивает последующую занятость, по меньшей мере, семи человек.
И отдельно следует сказать о самом болезненном вопросе для отечественных оппозиционеров - изменении сроков президентского правления и закреплении особых прав в этой части первого президента страны. Прежде всего данная конституционная инициатива рождена самими депутатами, что уже по своей политической сути делает ее волеизъявлением большинства.
Но если вернуться к сути вопроса, разве не все мы ратуем за последовательное реформирование экономики и модернизацию нашего общества? Сохранение политической стабильности дает неизмеримо большие преимущества для масштабных рыночных преобразований и поступательного роста благосостояния общества в целом. И данная цель действующей президентской властью достигнута. Хочется верить, что Казахстан в будущем избежит экономических кризисных ситуаций, аналогичных середине 90-х годов прошлого столетия, и политической нестабильности начала нового века. Но всем нам следует принять в расчет, что преодоление этих кризисных ситуаций в стране обеспечивалось именно главой государства. Поэтому закрепление возможности последующего избрания первого президента можно расценивать как гарантию общественной стабильности, которая вполне может быть востребована.
И наконец о самой демократии. Ведь настоящая самостоятельность государства начинается не с простого копирования понравившейся модели политического устройства, а с выстраивания собственной выстраданной линии поведения. Американская демократия, несомненно, весьма привлекательна, но к ней эта страна шла не одно столетие. Ограничение президентства двумя сроками было введено только в 1951 году. До этого момента президенты США баллотировались и трижды, и четырежды.
Сегодня наступила пора окончательного преодоления политического романтизма, а иногда и политического авантюризма, замены его позитивной логикой строительства собственной казахстанской модели развития. |