NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:12 ast
13:12 msk

Встреча с иностранными инвесторами
Н.А.Назарбаев: У Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром
18.06.2007 / политика и общество

"Хабар", 15 июня

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил иностранным компаниям принять участие в развитии транспортного потенциала республики. Об этом глава государства заявил в Усть-Каменогорске, где прошло 17-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте страны. Итогом очередной встречи с главами крупнейших транснациональных корпораций стали намерения и предварительные договоренности о финансировании проектов в транспортно-транзитном секторе Казахстана. Летние пленарные заседания совета по традиции проходят в разных регионах страны. На этот раз выбор пал на промышленный центр Восточного Казахстана – Усть-Каменогорск. Эта практика, судя по всему, преследует несколько целей – во-первых, обсудить инвестиционную обстановку в стране и планы на будущее, во-вторых, дать возможность главам международных финансовых и промышленных гигантов воочию убедиться в потенциале и ресурсах Казахстана. В прошлый раз Президент Назарбаев и члены совета обсуждали образовательные вопросы, на этот раз тема встречи – расширение транспортных возможностей страны.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
- Вопросы развития транспортного потенциала Казахстана на текущем этапе развития страны приобретают особую приоритетность и все большую актуальность. У Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром.
За круглым столом с Президентом руководители компаний – мировых лидеров в разных отраслях, от нефтедобычи до банковского сектора. "Шеврон", "Эксон Мобил", "Бритиш Газ", "Арселор Миттал", "Эни", "Лукойл", "Митсубиси", "Эрнст энд Янг", "Дойче Банк" – эти бренды известны во всем мире и давно стали символом надежности, успеха и передовых технологий. Все они не первый год работают в Казахстане, вложили в отечественную экономику миллиарды долларов, наблюдают за успехами страны и намерены развивать сотрудничество с республикой.
Лакшми Миттал, президент Совета директоров компании "Арселор Миттал":
- Студенты и профессора различных университетов и институтов менеджмента, с которыми я общался, поражены тем, как за столь короткий промежуток времени в 15 лет Вам, господин Президент, удалось преобразить Казахстан экономически, политически, добиться социальной стабильности.
Президент сегодня отметил, что к 2015 году Казахстан собирается утроить собственный ВВП и достичь отметки в 300 миллиардов долларов. По оценкам аналитиков, серьезно вырастет и товарооборот между азиатскими и европейскими странами. Прогнозы говорят об уровне в 1 триллион долларов. На этом фоне Казахстан может и должен стать стратегическим транзитным центром региона. Для этого у государства есть все условия – выгодное географическое положение, совместная граница с Китаем и Россией – странами с активно растущими экономиками, а также собственные финансовые возможности. Речь идет как о нефте- и газопроводах, так и о сооружении авто - и железнодорожных магистралей.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:
- В рамках реализации Транспортной стратегии нами планируется к 2015 году построить около 1600 километров новых и электрифицировать 2700 километров существующих железнодорожных участков. Реализация этих проектов, кроме экономического эффекта, будет также способствовать улучшению экологической ситуации в стране. Также планируется осуществить строительство новых, ремонт и реабилитацию порядка 50 тысяч километров автодорог, провести мероприятия по расширению и модернизации портовой инфраструктуры и дальнейшему развитию гражданской авиации.
Нурсултан Назарбаев сегодня подчеркнул, что Казахстан уже приступил к реализации Транспортной стратегии. Правительство намерено реализовать инфраструктурные проекты на транспорте на сумму свыше 30 миллиардов долларов. Это до 2015 года. Предполагается, что схемы финансирования будут различными –государственные инвестиции, частный капитал, а также новая практика государственно-частного партнерства. Кстати, весьма распространенная во всем мире. Единую систему казахстанского транзита Президент сегодня назвал "мегапроектом". Ведь подобных задач перед собой Казахстан еще не ставил и не пытался реализовать столь амбициозный план. Все это, по словам главы государства, потребует консолидации усилий и капитала. Как отечественного, так и иностранного.
Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан.
- Мы заинтересованы в строительстве трансконтинентальных транспортно-коммуникационных магистралей, крупных транспортно-логистических центров, которые будут стимулировать развитие не только Казахстана, но и всего центрально-азиатского региона в самодостаточное звено торгово-экономических отношений между основными мировыми рынками.
О транзитном потенциале Казахстана сегодня говорили и члены Совета. Этот орган не предусматривает немедленной выработки каких-то решений, он носит скорее рекомендательный характер и служит площадкой для диалога между правительством, Президентом и работающими в стране инвесторами. Руководители иностранных компаний отмечали, что возможностей для расширения транзитных потоков у республики достаточно, как и условий для реализации задуманного. Выгода очевидна для всех – компании получают новые коридоры для транспортировки энергоресурсов или своей продукции, Казахстан - доходы от транзита. Сейчас размер транспортной составляющей в общем товарообороте между Европой и Азией достигает 50 миллиардов долларов. Однако доходы транспортных предприятий республики пока не превышают и одного процента от этой суммы.
Личун Джин, вице-президент Азиатского банка развития:
- Азиатский банк и Европейский банк реконструкции и развития совместно профинансировали реконструкцию автодороги Алматы – Бишкек, соединяющей самый большой город Казахстана со столицей Кыргызской Республики. В будущем, Азиатский банк надеется играть ведущую роль в финансировании проекта по реконструкции транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай совместно с другими международными финансовыми институтами.
Фрэнк Чапмэн, главный исполнительный директор компаний "Би Джи Групп":
- Мы с интересом наблюдали за недавно состоявшимися переговорами с Россией и Туркменистаном по расширению транспортной инфраструктуры в Средней Азии. Достигнутый прогресс по данному вопросу, а также по вопросу создания СП на базе Оренбургского газоконденсатного завода и по вопросу расширения трубопровода КТК предполагают серьезные преимущества при разработке углеводородных ресурсов Казахстана. "Би Джи Групп", являясь крупнейшим британским инвестором в Казахстане, будет рада сыграть свою роль в поддержании усилий правительства республики в развитии транспортной инфраструктуры.
Жан Лемьер, президент Европейского банка реконструкции и развития:
- Европейский банк продолжит финансирование проектов, связанных с развитием морских и воздушных портов, а также железнодорожных линий в Казахстане. Другой проект, в котором мы собираемся участвовать совместно с казахстанской стороной, откроет новый транспортный коридор и соединит Казахстан с Китаем и Россией.
О развитии морских транзитных коридоров Президента спросили на пресс-конференции по завершению заседания Совета. Казалось бы, вопрос к стране, которая лишена прямого выхода к морским маршрутам, не имеет оснований. Но, оказывается, и здесь у государства есть серьезные планы. На недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан рассматривает возможность строительства канала, который соединит Каспий и Черное море. Этот проект был разработан еще в прошлом веке, протяженность канала семьсот километров и он может стать альтернативой Волго-Донскому каналу, строительство которого сейчас обсуждается в России. Президент Назарбаев сегодня уточнил, что предложил российской стороне рассмотреть перспективы совместного сооружения морского коридора. Предварительно, стоимость проекта может составить 6 миллиардов долларов. Отвечая на вопрос о взаимоотношениях Совета иностранных инвесторов и созданного недавно аналога - Совета отечественных инвесторов, Нурсултан Назарбаев предположил, что в перспективе две структуры могут объединиться. Когда это произойдет - пока не известно, но зато известна дата следующей встречи с иностранными инвесторами. Очередное заседание Совета пройдет в декабре в Астане. Планируется, что его темой станет устойчивое развитие Казахстана и вопросы окружающей среды.

-

Под председательством Главы государства Нурсултана Назарбаева в Усть-Каменогорске состоялось XVII пленарное заседание Совета иностранных инвесторов
"Ак Орда", 15 июня

Основной темой очередного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан стали вопросы развития транспортного потенциала страны.
Открывая заседание, Президент подчеркнул, что вопросы развития транспортного потенциала Казахстана на текущем этапе развития приобретают особую приоритетность. Казахстану, имеющему большой транзитный потенциал, необходимо эффективное развитие инфраструктуры и реализация "прорывных проектов" в транспортной сфере.
- У Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром. Находясь в центре Евразийского континента, на стыке крупных экономических регионов, а также различных цивилизаций и культур, Казахстан должен активно встраиваться в современную систему глобальных политических и экономических взаимосвязей. Только с развитием современных средств коммуникаций, транспорта и инфраструктуры Казахстан может стать соединяющим мостом между Западом и Востоком, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Одним из инструментов развития отрасли является реализация Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года. В последние годы транспортный сектор Казахстана демонстрирует устойчивые темпы роста. Так, в 2006 году по сравнению с 2005 годом отмечен рост по грузообороту на 11 процентов, по объемам перевезенных грузов – на 6 процентов, по количеству перевезенных пассажиров – на 7 процентов, по пассажирообороту – более, чем на 9 процентов.
Всего по транспортной отрасли в 2006 году было освоено инвестиций на сумму 175,3 миллиардов тенге, в том числе из республиканского бюджета было выделено 122,2 миллиардов тенге.
Планируется, что к 2015 году будет построено около 1600 километров новых и электрифицировано 2700 километров существующих железнодорожных участков. Также планируется осуществить строительство новых, ремонт и реабилитацию около 50 тысяч километров автодорог, провести мероприятия по расширению и модернизации портовой инфраструктуры и дальнейшему развитию гражданской авиации.
В числе основных приоритетов обозначена интеграция отрасли в евразийскую транспортную систему. Глава государства отметил заинтересованность Казахстана в строительстве трансконтинентальных транспортно-коммуникационных магистралей, крупных транспортно-логистических центров, которые будут стимулировать развитие не только Казахстана, но и всего центрально-азиатского региона в самодостаточное звено торгово-экономических отношений между основными мировыми рынками.
- Для достижения поставленных задач крайне важно привлечение масштабных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. При этом необходимо использование различных институтов и механизмов привлечения финансовых ресурсов, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства отметил в своем выступлении значимость реализации программы "30 корпоративных лидеров Казахстана". Президент призвал иностранных инвесторов принять активное участие в реализации "прорывных" проектов по модернизации экономики страны.
- Достигнутые на сегодняшний день результаты работы нашего Совета ни в коем случае не должны расслаблять и уводить нас от новых задач, которые требуют нашей совместной, напряженной работы.
Поэтому не только целенаправленное улучшение инвестиционного климата в целом, но и создание современной системы транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, позволит осуществить наши планы по модернизации экономики, созданию новых производственных мощностей с участием как отечественного, так и иностранного капитала, - отметил Президент Казахстана.
О состоянии и перспективах развития инфраструктуры и транспортной системы Казахстана рассказал министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов.
В заседании также приняли участие Президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер, члены Правительства, главы крупнейших транснациональных корпораций, инвестирующих в экономику Казахстана, среди которых главный исполнительный директор группы компаний "Тоталь" К.Маржери, исполнительный вице-президент по добыче, разведке и газу корпорации "Шеврон" Дж.Киркланд, главный исполнительный директор компании "Би Джи Групп" Ф.Чапмэн, председатель правления и главный исполнительный директор компании "Конако Филипс" Дж. Малва, президент совета директоров, главный исполнительный руководитель компании "Арселор Миттал" Л.Миттал, президент Евразийской Промышленной Ассоциации А.Машкевич, президент компании "Эксон Мобил Девелопмент" М.Алберс, управляющий партнер "Эрнст энд Янг СНГ" К.Джоханссон, исполнительный вице-президент, начальник управления нефтегазового сектора "ABN AMRO Банк НВ" Ф.Кайларс, президент корпорации "Мицубиси Корпорэйшн Интернэшнл Б.В." Тсунао Киджима.
По итогам заседания состоялась совместная пресс-конференция Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и Президента Европейского банка реконструкции и развития Жана Лемьера.

* * *

Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на 17-ом пленарном заседании Совета иностранных инвесторов

Уважаемые члены Совета иностранных инвесторов!
Уважаемые гости!
За пятнадцать лет независимости мы доказали, что Казахстан – это государство с динамично развивающейся экономикой. Как вы знаете, ежегодный рост валового внутреннего продукта в Казахстане составляет около 10% и по оценкам экспертов эта тенденция сохранится и в будущем.
В 2006 году ВВП Казахстана вырос на 10,6% по сравнению с 2005 годом и составил 80,5 миллиарда долларов США, а в расчете на душу населения этот показатель превысил 5 тысяч долларов США.
В этом году рост экономики составляет 10%, показатель ВВП планируется довести до 100 миллиардов долларов США, а к 2015 году мы поставили цель достичь отметки в 300 миллиардов долларов США.
Яркое свидетельство тому - деятельность Совета иностранных инвесторов. Отрадно, что с каждым заседанием Совета увеличивается приток иностранных инвестиций в казахстанскую экономику, растет количество иностранных компаний, работающих в нашей стране.
Уверен, что и нынешнее заседание принесет конкретные результаты, и мы выработаем совместные рекомендации по рассматриваемым вопросам.
Как вы помните, последнее заседание Совета было посвящено вопросам образования, и я считаю символичным тот факт, что сегодня 17-ое пленарное заседание Совета иностранных инвесторов мы проводим в одном из ведущих региональных ВУЗов, именно в стенах Восточно-Казахстанского Государственного Технического Университета.
Тема сегодняшнего заседания выбрана не случайно.
Вопросы развития транспортного потенциала Казахстана на текущем этапе развития страны приобретают особую приоритетность и все большую актуальность.
Начиная со времен Великого шелкового пути через Казахстан, который находится в центре Евразийского континента, проходили главные торговые маршруты между Европой и Азией.
На современном этапе процессы глобализации и интеграции национальных экономик привели к существенному росту торговли и перевозок между Азией и Европой.
Общий объем товарооборота между европейскими и азиатскими странами, по данным международных институтов, достиг уровня 700 миллиардов долларов США в год, в том числе доход от транзита составляет 40-50 миллиардов долларов США. Прогнозируется, что уже к 2010 году товарооборот увеличится почти в 1,5 раза и выйдет на уровень 1 триллион долларов США.
Однако доходы транспортных компаний Казахстана от транзита товаров находятся на уровне 500 миллионов долларов США в год, что составляет всего 1% от общего рынка транзитных перевозок между Европой и Азией.
Это и свидетельствует о том, что имеющаяся инфраструктура не отвечает потребностям растущей экономики, даже при том, что затраты бюджета на развитие инфраструктуры ежегодно значительно растут.
В этой связи, для максимального использования транзитного потенциала страны необходимы "прорывные" проекты и, соответственно, новые подходы к их реализации.
У Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром.
Находясь в самом центре Евразийского континента, на стыке крупных экономических регионов, а также различных цивилизаций и культур, Казахстан должен активно встраиваться в современную систему глобальных политических и экономических взаимосвязей. Только с развитием современных средств коммуникаций, транспорта и инфраструктуры Казахстан может стать соединяющим мостом между Западом и Востоком.
Согласно глобальному индексу конкурентоспособности, уровень развития инфраструктуры относится к показателям базовых требований для устойчивого роста государств. И успехи в развитии инфраструктуры позволят нам существенно продвинуться в достижении приоритетов нашей экономической политики.
В этой связи с учетом сложившихся благоприятных социально-экономических и геополитических предпосылок мы приняли в 2006 году основополагающий документ – Транспортную стратегию Республики Казахстан до 2015 года.
В числе основных приоритетов отрасли обозначена интеграция национальной транспортной системы в евразийскую транспортную систему.
Мы заинтересованы в строительстве трансконтинентальных транспортно-коммуникационных магистралей, крупных транспортно-логистических центров, которые будут стимулировать развитие не только Казахстана, но и всего центрально-азиатского региона в самодостаточное звено торгово-экономических отношений между основными мировыми рынками.
Интеграции национальных экономик центрально-азиатского региона на базе создания единых транспортных коридоров было уделено много внимания на прошедшей в мае этого года в Алматы 63-й сессии Экономической и Социальной Комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
При наличии широкой транспортно-коммуникационной сети мы способны обеспечивать прохождение по территории Центральной Азии транспортных потоков через Иран к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан – к Индийскому океану, через Китай – в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион. Над этим мы сейчас работаем.
Кроме того, сосредоточение в Центральной Азии природных ресурсов мирового значения, прежде всего, углеводородного сырья, обуславливает повышенное внимание вопросам транспортировки этих ресурсов. Контроль за этим процессом дает возможность непосредственного влияния на ситуацию в регионе и конъюнктуру мирового рынка.
Богатейшие энергетические ресурсы, наличие необходимых интеллектуальных и трудовых ресурсов потенциально гарантируют бесперебойную работу транспортной отрасли в долгосрочном периоде.
В последние годы транспортный сектор Казахстана демонстрирует устойчивые темпы роста. Например, в 2006 году по сравнению с 2005 годом отмечен рост по грузообороту на 11%, по объемам перевезенных грузов – на 6%, по количеству перевезенных пассажиров и пассажирообороту – более, чем на 9%.
Всего по транспортной отрасли в 2006 году было освоено инвестиций на сумму 175 миллиардов тенге, в том числе из республиканского бюджета было выделено 122,2 миллиардов тенге.
Однако дальнейшее развитие сектора невозможно без принятия ускоренных мер по реконструкции и модернизации существующих, а также созданию новых инфраструктурных объектов. В противном случае, как я уже сказал выше, состояние транспортной инфраструктуры может стать тормозящим фактором развития экономики страны в целом.
В рамках реализации Транспортной стратегии нами планируется к 2015 году построить около 1600 км новых и электрифицировать 2700 км существующих железно-дорожных участков. Если учесть, что вся система железных дорог Казахстана составляет 15 тыс. километров, то это немало. Реализация этих проектов, кроме экономического эффекта, будет также способствовать улучшению экологической ситуации в стране.
Также планируется осуществить строительство новых, ремонт и реабилитацию порядка 50 тысяч км автодорог, учитывая, что у нас этих автодорог 100 тыс, - это 50%. Кроме того, мы планируем провести мероприятия по расширению и модернизации портовой инфраструктуры и дальнейшему развитию гражданской авиации.
Для достижения поставленных задач крайне важно привлечение масштабных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. При этом необходимо использование различных институтов и механизмов привлечения финансовых ресурсов.
Строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры на основе принципов государственно-частного партнерства, учитывая необходимость снижения нагрузки на государственный бюджет, является одним из самых действенных механизмов решения поставленных задач. Отечественные бизнесмены, банки готовы взяться за столь крупные проекты, мы также заинтересованы в привлечении инвестиций из-за рубежа.
Недавно мной была инициирована разработка программы "30 корпоративных лидеров Казахстана". Деятельность таких компаний-лидеров будет направлена на реализацию прорывных инвестиционных, в том числе и инфраструктурных проектов внутри страны. Через этих 30 лидеров мы пытаемся привлечь к реализации проектов малый и средний бизнес, что мультипликативным эффектом позитивно отразится на всей экономике.
В частности, Государственной комиссии по модернизации экономики поручено увязать все наши планы по развитию инфраструктуры в единую систему транзита. А это новые железнодорожные направления и автодороги, порты на Каспии в Актау и Баутино, приграничные центры "Хоргос", "Озинки" и многое другое. Это очень сложная задача и реализация подобного "мегапроекта" требует консолидации усилий и капитала, как государственного, так и частного, в том числе иностранного.
Вы знаете, что мы проложили нефтепровод в Китайскую народную Республику. Остается 700 км, чтобы довести его до Каспийского моря. Принято решение строить газопровод из Туркменистана через Казахстан в западный Китай. С руководством КНР мы рассматриваем проект строительства прямой железнодорожной магистрали от западного Китая до Каспийского моря.
В целях выработки мер государственной поддержки крупных бизнес-проектов, моим Указом создан Совет национальных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.
"Прорывным" экономическим проектам мы придаем особое значение, и я просил бы членов Совета иностранных инвесторов также принять самое активное участие в этой работе, и тем самым помочь Казахстану, который предоставил вам для разработки самые важные энергетические ресурсы. В самые трудные годы нашей независимости мы привлекли к сотрудничеству именно вас.

Уважаемые участники заседания!
Достигнутые на сегодняшний день результаты работы нашего Совета ни в коем случае не должны расслаблять и уводить нас от новых задач, которые требуют нашей совместной, напряженной работы.
Поэтому целенаправленное улучшение не только инвестиционного климата в целом, но и создание современной системы транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, позволит осуществить наши планы по модернизации экономики, созданию новых производственных мощностей с участием как отечественного, так и иностранного капитала.
А в целом, транспортные коммуникации должны рассматриваться не только как инструмент повышения рыночных возможностей хозяйствования, но также как инструмент повышения качества жизни населения.
И поэтому я надеюсь, что реальным результатом 17-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов станет выработка мер и конкретных договоренностей, направленных на значительное увеличение использования транзитного потенциала Казахстана.
На всех наших заседаниях мы рассматриваем важнейшие вопросы развития экономики нашей страны. Ваши советы, опыт всегда используются Правительством при составлении стратегических планов. Обсуждение на предыдущем заседании вопросов образования привело к реализации новых проектов, строительству новых университетов, реформе в области образования. Я уверен, что сегодня мы услышим много полезных советов по развитию транспортной инфраструктуры нашей страны.
Благодарю за внимание!

г. Усть-Каменогорск, 15 июня 2007 года

-

Постоянные члены Совета иностранных инвесторов – руководители крупнейших транснациональных компаний мира высказали свое видение перспектив реализации транспортного и транзитного потенциала Казахстана.
Вице-президент Азиатского банка развития Личун Джин рассказал о реализации инвестиционных проектов АБР в развитии автодорог республиканского и регионального значения:
- АБР полностью поддерживает усилия Правительства Казахстана, направленные на улучшение сети автодорог с целью устранения препятствий на пути торговли и быстрого экономического развития. Финансирование содержания автодорог в полном объему увеличит безопасность на дорогах, будет содействовать развитию торговли и региона, и, в дальнейшем, значительно сократит дорожно-транспортные расходы. Это также позволит привлечь надежных подрядчиков частного сектора для участия в проектах по обслуживанию автодорог.
Вопросы диверсификации транспортировки энергоресурсов стали главной темой докладов руководителей транснациональных компаний нефтегазовой отрасли.
Исполнительный вице-президент корпорации "Шеврон" Джордж Киркланд отметил в своем выступлении:
- Сегодняшняя тема является одной из самых важных для Казахстана, так как транспортировка энергетических и других ресурсов на международные рынки является жизненной для его благосостояния. Казахстан установил ряд важных партнерских взаимоотношений в нефтегазовой транспортной сети. Такая диверсифицированная, растущая нефтегазовая транспортная сеть, как в Казахстане, требует лидерства как со стороны государства, так и частного сектора. Мы высоко ценим личный вклад Президента в решение проблем транспортировки энергоресурсов.
Важность развития экспортной системы для транспортировки нефти отметил Старший вице-президент корпорации "Эксон Мобил" Марк Алберс:
- В Казахстане, где добыча нефти уже сейчас осуществляется в больших объемах, и продолжает расти в связи с реализацией проектов расширения и разработкой новых месторождений, для доставки всех этих объемов на рынок нецелесообразно полагаться на одну трубопроводную систему. Мы поддерживаем постоянные усилия Вашей страны по обеспечению многочисленных экспортных маршрутов.
Главный исполнительный директор компании "Би Джи Групп" Фрэнк Чапмэн также акцентировал внимание на вопросах диверсификации энергомаршрутов.
- Казахстан имеет стратегически важное для развития экспортной инфраструктуры расположение между либерализирующимися рынками на Западе и стремительно растущими рынками России и Китая. Открытие новых маршрутов к этим рынкам приведет к увеличению пропорции рыночного дохода, - отметил он.
Главный исполнительный директор компании "Тоталь A.S." Кристоф де Маржери рассказал о перспективах новых экспортных маршрутов для казахстанских энергоресурсов с выходом к Средиземному морю и Персидскому заливу.
Генеральный производственный директор корпорации ЭНИ по разведке и добыче Стефано Као выразил поддержку "стратегии Казахстана по обеспечению сразу нескольких устойчивых, альтернативных маршрутов поставок существенных объемов углеводородов для потребителей на мировые рынки". Он также отметил необходимость параллельного развития экспортных маршрутов для казахстанского газа.
Председатель и главный исполнительный директор компании "Коноко Филлипс" Джим Малва уделил особое внимание вопросам доступа к нефтегазовой инфраструктуре, инвестировании отрасли и диверсификации транспортировки энергоресурсов.
- Мы верим, что, успешно решая эти вопросы, Казахстан и впредь будет занимать место лидера в мировой энергетической промышленности, - подчеркнул он.
Поднимая тему реализации транспортного потенциала Казахстана, Председатель правления компании "Коч холдинг A.S." Мустафа Коч сказал:
- Казахстан является девятой страной в мире по своей территории, стратегически расположенной в середине Евразии. Казахстан стоит в ряду самых активных стран мира по своей интенсивности грузоперевозок – и поэтому его экономика зависит от эффективности транспорта. Я уверен, что Правительство Казахстана предпримет шаги к дальнейшему успешному развитию своей транспортной инфраструктуры, таким образом, делая значительный вклад в рост экономики страны и ее интеграции с глобальными рынками.
О возможностях усовершенствования транспортной отрасли Казахстана и повышения ее конкурентоспособности в сфере международной логистики рассказал Президент корпорации "Мицубиси Корпорэйшн Интернэшнл Б.В." Тсунао Киджима.
- Концепция региональной экономической интеграции, которую отстаивает Казахстан, способствует свободному притоку продукции, людей и капитала. В качестве эффективного инструмента дальнейшего регионального экономического оживления эта концепция вызывает значительный интерес в других странах. Мы не сомневаемся, что опыт Казахстана по созданию свободных экономических зон и интеграции передовых логистических систем, к которым стремится Ваша страна, мог бы стать ведущей моделью для всего остального мира, - подчеркнул Т.Киджима.
Управляющий партнер компании "Эрнст энд Янг СНГ" Карл Джоханссон отметил важность государственно-частного партнерства в реализации транспортного потенциала. Он предложил Правительству Казахстана ряд рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия с частными структурами в вопросах развития транспортной инфраструктуры.
Темой доклада Управляющего партнера компании "Бейкер и Макензи – Си-Ай-Эс, Лимитед" Джеймса Хитча стала Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаунская конвенция), регулирующая отношения, связанные с покупкой, продажей, лизингом и финансированием воздушных судов и авиационных двигателей. Дж.Хитч внес предложение Правительству Казахстана рассмотреть возможность присоединения к данной конвенции.
Свои рекомендации по дальнейшему улучшению инвестиционного климата Казахстана предложил Исполнительный Вице-президент, начальник Управления нефтегазового сектора "ABN AMRO Bank N.V" Фрэнк Кайларс. Он рекомендовал Правительству Казахстана разработать Закон "О предупреждении отмывания денег и финансового терроризма".
Заместитель председателя по инвестиционному банкингу компании "Джей Пи Морган" Лорд Роин Ренвик от имени инвестиционного сообщества приветствовал реформы по модернизации экономики Казахстана, в частности принятие и реализацию Программы "30 корпоративных лидеров".
- Хотелось бы подчеркнуть, что мы, иностранные инвесторы, с интересом следим за курсом позитивных реформ по модернизации экономики Казахстана. Мы также готовы принять непосредственное участие в реализации программы "30 корпоративных лидеров" и инвестировать в будущих "национальных чемпионов". Мобилизация зарубежных и национальных инвестиций стала ключевым фактором появления таких азиатских "тигров", как Гонконг, Сингапур и Тайвань. Мы уверены, что такие же результаты могут быть достигнуты в Казахстане, - отметил он.

* * *

Пресс-конференция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева и Президента ЕБРР Ж.Лемьера по итогам 17-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев:
- Уважаемые представители средств массовой информации!
Сегодня мы провели очередное, 17-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов. Уже девять лет мы работаем в этом режиме.
Как известно, на подобных мероприятиях Совета всегда участвуют представительные делегации наших зарубежных партнеров и обсуждаются наиболее актуальные вопросы социально-экономического развития Казахстана. И если в прошлом году мы детально рассмотрели вопросы развития отечественного образования, то сегодняшней темой стали вопросы развития транспортного и транзитного потенциала Казахстана.
Выбор данной темы обусловлен тем, что развитие транспортного потенциала нашей страны на текущем этапе ее развития приобретает все большую актуальность. Мы, как государство, находящееся внутри материка и не имеющее выхода к морю, нуждаемся в альтернативных маршрутах для экспорта наших товаров на международные рынки.
Бурный экономический рост нашей страны заставляет нас искать такие пути.
В сравнении с 2005 годом в 2006 году был отмечен рост по грузообороту - на 11%, по объемам перевезенных грузов – на 6%, по количеству перевезенных пассажиров – на 7%, по пассажирообороту – более, чем на 9%.
По транспортной отрасли в 2006 году было освоено 175 миллиарда тенге инвестиций, в том числе из республиканского бюджета - 122,2 миллиарда тенге.
Разработана специальная программа развития транспорта и коммуникаций до 2015 года. За это время мы планируем вложить в эту отрасль почти 30 миллиардов долларов. Здесь мы будем работать вместе в режиме государственно-частного партнерства, и привлекать масштабные инвестиции.
Как вы знаете, мы сейчас работаем над реализацией программы "30 корпоративных лидеров Казахстана". Меня часто спрашивают, что это такое. Корпоративные лидеры – это компании, корпорации, которые производят продукцию, соответствующую мировым стандартам, и конкурируют на международных рынках. Вокруг этих крупных корпораций создается множество малых и средних предприятий. Мультипликативный эффект от этих компаний-лидеров настолько огромен, что способен позитивно повлиять на всю экономику нашей страны.
Сегодня я обратился к нашим иностранным инвесторам, чтобы они приняли участие в этом процессе.
Наша деятельность по развитию транспорта обусловлена также тем, что мы имеем огромную территорию. Нам предстоит отремонтировать и построить 50 тысяч километров автомобильных дорог, чтобы через Казахстан пропустить грузы в сторону Китая и Юго-Восточной Азии, а оттуда через Казахстан в Россию и далее в Европу.
Мы планируем построить около 1600 км новых и электрифицировать 2700 км существующих железнодорожных участков. Никогда ранее в истории нашей страны такие сложные задачи не ставились.
Сегодня на заседании Совета иностранных инвесторов мы выслушали много добрых советов и предложений о том, как решить все эти задачи. Не развивая инфраструктуру, мы не сможем адекватно развиваться. Десятипроцентный темп развития экономики влечет за собой рост грузооборота и необходимость новых дорог и маршрутов.
В СССР все дороги прокладывались в сторону России. Дорог по направлениям Север-Запад, или Запад-Восток не было. Теперь нам предстоит строить магистрали в этих и других направлениях.
Мы реконструируем аэропорты, среди которых основные - в Астане, Алматы, Актау. Необходимо реконструировать аэропорты в областях. Это огромная задача. Мы должны прийти к тому, чтобы к 2015 году экономика нашей страны выросла в 3,5 раза, а соответственно и улучшится жизнь наших граждан.
Я всегда с говорю с большим удовлетворением об участии в работе Совета иностранных инвесторов Президента Европейского банка реконструкции и развития Жана Лемьера, который был вдохновителем создания этого Совета. Он постоянно помогает Казахстану. А в последнее время особенно помогает развитию малого и среднего бизнеса. Хочу предоставить слово господину Лемьеру.

Президент ЕБРР Жан Лемьер:
- Нынешняя встреча прошла в очень открытой и оживленной обстановке. Состоялся обмен мнениями по вопросам и проблемам, с которыми мы сталкиваемся.
Мы, иностранные инвесторы полностью поддерживаем усилия Правительства Казахстана по реализации Транспортной стратегии. Она основана на видении Президента страны, что будущее Казахстана должно быть интегрировано в мировую экономику, и Казахстан должен стать ключевым игроком в Центральной Азии. Для этого необходимо развитие транспортного сектора. Все инвесторы согласны с этим. Но как этого добиться?
Прагматичный подход, используемый Казахстаном, очень верен и он касается всех дорог – железных, автомобильных, воздушных путей. Ключевой момент, которому Президент Казахстана уделяет много внимания – это вопрос безопасности движения. Об этом было четко сказано и на пленарном заседании.
Мы обсудили много технических вопросов и возможностей финансирования развития транспортной инфраструктуры из разных источников, в том числе, на основе государственно-частного партнерства.
Члены Совета иностранных инвесторов приветствуют также создание новых национальных холдингов.
Сегодня состоялось одно из лучших заседаний нашего Совета. Выработаны конкретные предложения и рекомендации, которые, я уверен, помогут Казахстану развиваться еще более динамично благодаря кардинальному улучшению транспортной инфраструктуры.
Создание 30-ти корпоративных лидеров очень важно и мы видим, что еще нужно сделать, чтобы Казахстан развивался стремительнее.
Хочу поблагодарить Президента Назарбаева за этот диалог на пленарном заседании и сказать: когда Вы, господин Президент, ведете заседание, это очень продуктивно и важно для нас.

Тимур Мухамадиев, Агентство "Хабар":
- У меня вопрос к Президенту ЕБРР. Господин Лемьер, тема сегодняшнего заседания – развитие транспортного потенциала Казахстана. Есть ли какие-то конкретные проекты в этом секторе в Казахстане, в которые будут инвестированы средства ЕБРР?

Президент ЕБРР Жан Лемьер:
- Да, Европейский банк реконструкции и развития уже инвестировал средства в развитие морских портов, аэропортов железных дорог в Казахстане. Мы намерены продолжать реализацию этих проектов. В настоящее совместно с Правительством Казахстана мы работаем над рядом инфраструктурных проектов, которые станут частью строительства транспортных маршрутов в Китай и Россию.
Кроме того, мы обсуждали вопросы повышения уровня сервиса в аэропортах. Мы также готовы финансировать развитие железнодорожного транспорта, в том числе, в сфере грузоперевозок. Сегодня на заседании инвесторы говорили о нехватке грузовых контейнеров. Реализация транзитного потенциала важна для всего региона.
Мы готовы мобилизовать наши финансовые средства, особенно в виде лизинга для того, чтобы модернизировать подвижной состав в регионе.

Дмитрий Кан, НТК "Казахстан":
- Вопрос Президенту Казахстана. Вашим Указом недавно создан Совет национальных инвесторов. Как будет осуществляться взаимодействие между этой структурой и Советом иностранных инвесторов?

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев:
- Разрабатывая программу "30 корпоративных лидеров", мы обратили внимание на то, что казахстанские компании сами стали инвестировать в зарубежье.
Выступая недавно на саммите в Санкт-Петербурге, я говорил, что за последние годы казахстанцы экспортировали около 20-ти миллиардов долларов в другие страны, в том числе, 8 миллиардов долларов – в Россию. У наших компаний появилась такая возможность, так как внутри страны на тот момент не было инструментов для использования этих средств. Тогда мы предложили нашим крупным производственным корпорациям принять участие в модернизации экономики.
Правительство и институты развития составили список "прорывных" проектов, которые могли бы быть проинвестированы отечественными инвесторами. Это 200 проектов стоимостью в 100 миллиардов долларов, среди которых предприятия по производству сельхозпродукции, биоэтанола, строительных материалов и другие крупные проекты.
Мы планируем построить вторую железную дорогу от Хоргоса до Жетыгена, развивать инфраструктуру от Жезказгана до Каспийского моря. Наши инвесторы восприняли эти предложения с большим энтузиазмом и готовы инвестировать крупные проекты именно в Казахстане.
Те бизнесмены, которые будут инвестировать проекты стоимостью не меньше 100 миллионов долларов, станут членами Совета отечественных инвесторов. В перспективе из числа крупнейших инвесторов будет создан один Совет инвесторов Казахстана.
В целях привлечения иностранных инвесторов мы создали Национальный холдинг "Самрук", который объединяет национальные компании страны. Совокупной капитализацией этих компаний можно привлекать деньги на международном финансовом рынке. Для эффективного поиска инвестиций мы создали Фонд устойчивого развития "Казына", куда вошли все институты развития Казахстана, которые будут софинансировать крупные экономические проекты. Еще одна задача фонда "Казына" - закупать акции крупнейших мировых компаний и "приводить" новые технологии.

Кадыр Токтогулов, ИА "Доу Джонс":
- Уважаемый Нурсултан Абишевич, недавно в Санкт-Петербурге вы озвучили идею построения канала, соединяющего Каспийское море с Черным. Как Вы видите реализацию этого масштабного проекта, который способен поменять всю транспортную систему региона?
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев:
- Это предложение не спонтанное. Этот вопрос обсуждался давно. Впервые в России его подняли в 19-м веке. От Азовского моря в сторону Каспия расположена целая система озер, то есть канал пройдет по бывшему водному пути. Реализовав этот проект, мы бы открыли выход в море для всей Центральной Азии.
Развивая альтернативные экспортные маршруты, мы никого не обходим стороной, а ищем выгодные пути для казахстанских товаров. Вот мы предложили России построить этот канал. Его стоимость составляет 6 миллиардов долларов. Мы без проблем найдем инвесторов. В результате, откроется короткий путь к морю. Не только Казахстан, но и все Центрально-Азиатские государства, а возможно, и Западный Китай могли бы осуществлять транспортировку грузов по морю.
Но в настоящее время этот проект находится в стадии изучения. Мы с Президентом Путиным договорились передать его экспертам, которые должны рассмотреть все вопросы, связанные с его реализацией, в том числе проблемы экологии, эффективности. Вообще, вопрос очень интересный.

Владимир Никифоров, областная газета "Рудный Алтай":
- У меня вопрос к господину Лемьеру. Вы впервые находитесь в городе Усть-Каменогорске. Каковы ваши впечатления от нашего города?

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев:
- Он, наверное, за один день ничего не успел посмотреть.

Президент ЕБРР Жан Лемьер:
- Действительно, многого мне не удалось посмотреть. Но у меня сложилась масса впечатлений. Это очень красивый, очень зеленый город с очень активным населением и развитой промышленностью.
Здесь я встречался с менеджерами казахстанских компаний, которые расширяют свою деятельность, создают новые рабочие места. Должен отметить, что у вас очень интересный регион.
Я признателен Президенту Казахстана за то, что нынешнее пленарное заседание состоялось здесь. Здесь развиты как добывающая промышленность, так и обрабатывающая. Развиваются новые технологии, есть потенциал для роста.
Усть-Каменогорск – это не только очень красивый город, но и очень активный производственный центр.

Мария Головина, ИА "Reuters":
- Я хотела бы задать вопрос в политическом русле. Я говорю о конституционных поправках, в частности, о той, которая позволяет действующему Президенту избираться неограниченное количество раз. Уважаемый Нурсултан Абишевич, как Вы относитесь к этой поправке?

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев:
- Я всегда считал, что сначала необходимо поднять экономику, а потом заниматься политикой. Исследования показывают, что процесс демократизации в условиях, когда ВВП на душу населения составляет менее 3 тысяч долларов, неустойчив. И только, когда ВВП на душу населения достигает 5 тысяч долларов и выше, демократия становится более устойчивой.
Я считаю, что успешные экономические реформы привели нас к политическим. И мы осуществили их не спонтанно. Три года мы обсуждали эти изменения во всех регионах, со всеми политическими партиями и движениями. В итоге, сегодня значительно расширены полномочия Парламента, местных органов самоуправления, усилена роль политических партий. Отныне арест возможен только после суда, чего не было раньше, отменена смертная казнь. Произведена масштабная демократическая реформа, которая признана и позитивно оценена, как в мире, так и среди простых казахстанцев.
Что касается Вашего вопроса: я такие поправки не вносил. Напротив, я инициировал сокращение президентского срока с семи до пяти лет и внес предложение о том, чтобы один человек избирался не более двух раз. Наши депутаты, полагаю, выражая мнение своих избирателей, написали, что этот пункт не относится к Первому Президенту Казахстана. Не знаю, восточно-казахстанцы поддерживают это?
(В зале аплодисменты).
..Поддерживают. Я бы мог применить свое право вето на этот закон. Но, поскольку 90 процентов депутатов проголосовали за эти поправки, а вето преодолевается двумя третью голосов, это было бы бесполезно. Сторонники этой поправки вспомнили, что во Франции вообще никаких ограничений по количеству сроков не существует. Соответствующая поправка в Конституцию Соединенных Штатов Америки была внесена после Президента Рузвельта, который переизбирался 4 раза.
Но количество сроков зависит не только от поправок в Конституцию. Все зависит от того, каково будет состояние общества, мое физическое состояние, будет ли желание продолжать эту работу. То есть у меня есть это право, а не обязанность. Я могу им воспользоваться или нет.
Главное, Вы учитывайте тот факт, что Президент у нас избирается посредством всенародного голосования. Выбирать народу, и от него зависит, кто будет Президентом.
Обсуждать принятые решения я не хочу. Парламент проголосовал за поправки, и изменения в Конституцию приняты.

-

Глава государства Нурсултан Назарбаев провел ряд двусторонних встреч в рамках XVII пленарного заседания Совета иностранных инвесторов.
Во время встречи с Президентом Европейского Банка Реконструкции и Развития Жаном Лемьером были обсуждены вопросы совершенствования инвестиционного климата Казахстана и инвестиционные проекты ЕБРР в нашей стране.
Президент Казахстана принял Главного исполнительного директора компании "Би Джи Групп" Фрэнка Чапмэна. В ходе беседы были затронуты вопросы деятельности компании в рамках Каспийского трубопроводного консорциума и разработки Карачаганакского месторождения.

- Мы рассказали Президенту, что применяем новые технологии при добыче ресурсов на Карачаганакском месторождении в целях улучшения экологии и охраны окружающей среды. Мы также обсудили второй этап освоения месторождения, который позволит на 60 процентов увеличить добычу углеводородов и привлечет еще 10 миллиардов долларов инвестиций в реализацию проекта. Планируется, что после расширения проекта добыча нефти, газа и конденсата на месторождении составит до 16-ти миллионов тонн нефти, - сказал на брифинге для журналистов Ф.Чапмэн.
С главным исполнительным директором группы компаний "Тоталь" Кристофом де Маржери Глава государства обсудил текущую деятельность компании в Казахстане и новые перспективные проекты.
- "Тоталь" готов участвовать в реализации "прорывных" проектов, направленных на модернизацию экономики Казахстана. В частности, мы заинтересованы в сотрудничестве в сфере освоения солнечной энергии, - отметил К.Маржери.
Вопросы диверсификации энергомаршрутов были рассмотрены на встрече Президента Казахстана с главным исполнительным директором компании "КонокоФиллипс" Джеймсом Малва.
Глава государства также принял президента совета директоров компании "Арселор Миттал" Лакшми Миттала. В ходе встречи были затронуты вопросы повышения безопасности на предприятиях АО "Миттал Стил" в Казахстане. Компания совместно с Европейским банком реконструкции и развития инвестирует 100 миллионов долларов в проект по улучшению мер безопасности в шахтах АО "Миттал Стил" в Карагандинской области.
Во время встречи Главы государства с председателем совета директоров компании "Гленкор Интернешнл АГ" Вилли Штротхотте были обсуждены текущие инвестиционные проекты компании в Казахстане, а также возможности расширения сотрудничества в сферах наукоемких производств и сельского хозяйства.

-

"Мы создадим еще один Совет инвесторов, куда войдет отечественный бизнес" - Президент РК
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. 15 июня. КАЗИНФОРМ /Людмила Малько/

"Возможно, что уже в ближайшей перспективе мы создадим Совет инвесторов, куда будут входить инвесторы из Казахстана. Мы сделали анализ, и оказалось, что казахстанский бизнес вложил собственные средства в размере более 20 млрд. долларов в экономику других стран, из них 8 млрд. долларов приходится на Россию", - сказал Президент РК сегодня на пресс-конференции по окончании 17-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов.
"Когда мы вышли с подобным предложением к нашему частному сектору, то поступило порядка 200 предложений", - отметил Нурсултан Назарбаев.
Глава государства подчеркнул, что возможное создание еще одного инвестиционного совета с участием отечественных инвесторов – это вполне объективная реальность развития экономики страны.
Как уже сообщалось, по завершении пленарного заседания Нурсултан Назарбаев и президент ЕБРР Жан Лемьер провели итоговую пресс-конференцию по результатам инвестиционного форума.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Алматы Глава государства заложил первый камень соборной мечети 29.06.2007
"Народ принял и поддержал судьбоносные инициативы Президента" 29.06.2007
Сенат продлил работу третьей сессии парламента до 11 июля 29.06.2007
Премьер без портфеля 29.06.2007
Джаксыбеков заменит Алиева? 29.06.2007
Состоялось заседание Бюро Политсовета партии "Нур Отан" 29.06.2007
Партия "Адилет" намерена слиться с партией "Ак жол" 29.06.2007
На конференции столичного филиала СДП "Ауыл" избрали делегатов на съезд партии 29.06.2007
Рожденный ползать ­ все время грязный 29.06.2007
Глава Минкультинформа вновь заявляет о необходимости демонополизации в сфере СМИ 29.06.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz